эффективности. Главным критерием правильности практики здесь, точно так же, как в Движении Силы, является глубина движений, их энергетическая насыщенность. Безусловно, желательно выполнять брюшную помпу в как можно более высоком темпе, но ни в коем случае не в ущерб глубине движений. И втягивание, и выпячивание живота в этом упражнении должны быть предельными.
Общая последовательность действий при практике брюшной помпы такова:
* полностью выдыхаем, стараясь удалить из легких даже остаточный объем воздуха;
* задерживаем дыхание, перекрыв голосовую щель;
* достаточно быстро, но плавно до предела втягиваем живот;
* достаточно быстро, но плавно до предела выпячиваем живот;
* достаточно быстро, но плавно до предела втягиваем живот;
* достаточно быстро, но плавно до предела выпячиваем живот;
* продолжаем чередовать быстрое предельно глубокое втягивание живота с таким же быстрым предельно глубоким его выпячиванием до тех пор, пока потребность сделать вдох не станет настолько острой, что не будет возможности дольше задерживать дыхание;
* последний раз втягиваем живот;
* расслабляем диафрагму и «отпускаем» брюшную стенку;
* открываем голосовую щель и неторопливо, плавно вдыхаем.
Вдох здесь, так же как в брюшном замке, должен быть тихим и спокойным. Это — очень существенный момент. Бурный вдох означает, что мы «передержали» дыхательную паузу, а это — ошибка. Нужно стараться каждый раз найти некоторую «компромиссную» длительность задержки: быстро отыскать компромисс между острой потребностью сделать вдох и возможностью вдохнуть плавно, спокойно, без шума и без рывков. Плавный спокойный вдох в брюшном замке и брюшной помпе является скорее действием воли, чем чисто физиологическим актом.
Изучать и осваивать фиксированное втягивание живота и брюшную помпу лучше всего в положении лежа на спине, поскольку в этом случае они практикуются изолированно — без «сопутствующих элементов», необходимых при практике этих техник стоя и сидя.
В целом цикл пустого брюшного замка в положении лежа на спине, практикуемый в нулевом цикле ОМНИО-ТТ, выглядит следующим образом:
* фиксированное пустое втягивание живота- пустой брюшной замок;
* два-три свободных медленных вдоха-выдоха для восстановления дыхания; брюшная помпа;
* два-три свободных медленных вдоха-выдоха для восстановления дыхания;
* фиксированное пустое втягивание живота- пустой брюшной замок;
* два-три свободных медленных вдоха-выдоха для восстановления дыхания.
Практикуется вся эта последовательность дважды — в двух положениях: лежа в «позе бабочки»(Такое название этой асаны ввела в широкое употребление Кали Рэй) и просто лежа с вытянутыми ногами.
Чтобы принять позу бабочки, подтягиваем пятки к копчику и разводим колени в стороны, сложив стопы вместе. Расслабляем ноги. Для более жесткой фиксации этого положения можно попытаться захватить себя руками за лодыжки. Некоторым это удастся, кое-кто дотянуться до лодыжек не сумеет. Но это не так уж важно. Если не удается ухватить себя за лодыжки, как показано на фото ПС-4, можно просто свободно положить руки вдоль туловища, сложить из под головой или на животе, прикрыв ладонями пупок. У мужчин правая кисть поверх левой, у женщин — наоборот. В данном случае имеет значение лишь то, что ноги должны быть расслаблены, стопы плотно сложены вместе, а промежность и область паха — максимально «раскрыты».
Приняв позу бабочки, выполняем цикл пустого брюшного замка:
* глубоко вдохнув, делаем полный выдох, стараемся полностью освободить легкие от воздуха;
* перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание; до предела втягиваем живот, стараясь прижать пупок к позвоночнику (фото ПС-4);
* фиксируем втягивание на столько, на сколько хватит задержки дыхания; ощутив острую потребность сделать вдох, расслабляем диафрагму, «отпускаем» брюшную стенку, открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем;
* выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания;
* перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание;
* втягиваем живот до предела, прижимая пупок к позвоночнику (фото ПС-4);
* выпячиваем живот до предела (фото ПС-5);
* повторяем чередование втягивания-выпячивания до тех пор, пока не возникнет острая потребность сделать вдох;
* ощутив острую потребность сделать вдох, в последний раз втягиваем живот, затем расслабляем диафрагму, «отпускаем» брюшную стенку, открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем;
* выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания;
* перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание;
* до предела втягиваем живот, стараясь прижать пупок к позвоночнику (фото ПС-4);
* фиксируем втягивание на столько, на сколько хватит задержки дыхания; ощутив острую потребность сделать вдох, расслабляем диафрагму, «отпускаем» брюшную стенку, открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем;
* выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания.
* Вытягиваем ноги. Руки- вдоль туловища либо сложены под головой или на животе. Весь цикл с самого начала в положении лежа на спине с вытянутыми ногами:
* глубоко вдохнув, делаем полный выдох, стараемся полностью освободить легкие от воздуха;
* перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание;
* до предела втягиваем живот, стараясь прижать пупок к позвоночнику (фото ПС-6);
* фиксируем втягивание на столько, на сколько хватит задержки дыхания; ощутив острую потребность сделать вдох, расслабляем диафрагму, «отпускаем» брюшную стенку, открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем;
* выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания;
* перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание;
* втягиваем живот до предела, прижимая пупок к позвоночнику (фото ПС-6);
* выпячиваем живот до предела (фото ПС-7);
* повторяем чередование втягивания-выпячивания до тех пор, пока не возникнет острая потребность сделать вдох;
* ощутив острую потребность сделать вдох, в последний раз втягиваем живот, затем расслабляем диафрагму, «отпускаем» брюшную стенку, открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем;
* выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания;
* перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание;
* до предела втягиваем живот, стараясь прижать пупок к позвоночнику (фото ПС-6);
* фиксируем втягивание на столько, на сколько хватит задержки дыхания;
* ощутив острую потребность сделать вдох, расслабляем диафрагму, «отпускаем» брюшную стенку, открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем;
* выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания.
В начале освоения цикла пустого брюшного замка он практикуется по одному разу в каждом из положений. По мере повышения уровня тренированности можно постепенно увеличивать количество повторений, за три-четыре месяца доведя его до трех-четырех в каждом из положений. В практике нулевого цикла этого будет более чем достаточно.
По окончании выполнения цикла брюшного замка отдыхаем в течение одной-полутора минут, после чего поднимаемся в положение сидя и спокойно встаем. Завершается практика «разжигания огня» выполнением цикла брюшного замка в положении стоя.
Практика цикла брюшного замка в положении стоя отличается от практики брюшного замка в положении лежа на спине тем, что здесь при выполнении фиксированного брюшного замка должны выполняться также корневой замок и шейный замок. Они нужны для того, чтобы предотвратить утечку энергии, которая возможна вследствие резкого выброса ее в систему из центра сексуальной силы- основного хранилища свободной энергии в энергетическом теле. Брюшной замок, выполняемый при вертикальном положении позвоночника, генерирует мощный поток энергии, направленный от центра сексуальной силы в основании туловища к голове. Шейный замок не дает потоку этой энергии покинуть тело сквозь «открытости» поля верхнего света, перенаправляя его вниз. Корневой замок, во-первых, дает начальный импульс восходящему потоку, который затем «подхватывается» брюшным замком, и во-вторых, не позволяет перенаправленному шейным замком потоку покинуть тело сквозь промежностную открытость — «врата жизни и смерти». Он перенаправляет поток вверх вдоль центральной оси тела, благодаря чему энергия этого потока сосредоточивается в центре Силы огня- в области пупка.
С шейным замком мы уже знакомы. Его выполнение заключается в прижатии подбородка к подъяремной выемке при предельном растягивании задней поверхности шеи.
Корневой замок — мула-бандха — состоит в мощном сокращении сфинктера мочевого пузыря, мышц тазового дна и промежности, анального сфинктера и мышц нижней части передней брюшной стенки. Мы как бы стараемся жестким внутренним движением «выжать» содержимое внутритазового объема вверх. Порядок сокращения мышц — именно такой, как указано выше. Сначала мы напрягаем сфинктер мочевого пузыря, затем напряжение как бы распространяется назад, последовательно захватывая мышцы промежности, тазового дна и анальный сфинктер. А после того, как туловище «запечатано» снизу, мы жестко сдавливаем внутритазовое пространство, прижимая к позвоночнику низ передней стенки живота. В результате возникает мощный восходящий поток энергии.
Одновременная фиксация брюшного, корневого и шейного замка называется «тройным замком». Его традиционные названия — «трибандха» или «бандха-трайя».
При выполнении брюшной помпы мы наклоняемся вперед до горизонтального положения туловища, поэтому корневой и шейный замки здесь не нужны.
Весь цикл брюшного замка в положении стоя выполняется в основной стойке со ступнями на расстоянии, немного превышающем ширину плеч. (Это — второй — «открытый» — вариант основной стойки. Первый — «закрытый» — представлен, как Вы, вероятно, уже поняли, на фото ПС-1. «Открытые» параллельные или симметричные стойки отличаются от закрытых тем, что в них «врата жизни и смерти» — самая нижняя точка промежности- открыты восходящему потоку Силы Земли. В «закрытых» стойках «врата» закрыты благодаря положению ног. Более подробно на характеристиках открытых и закрытых стоек, равно как и на характеристиках производных упражнений при изложении практик нулевого цикла останавливаться нецелесообразно. Я сделаю это в одной из последующих книг, посвященных Семи Кругам Восхождения. Дело в том, что там без подробной характеристики исходных положений обойтись не удастся: в Семи Кругах принцип «открытости» и «закрытости» шести основных исходных положений- шести «точек исходного равновесия» — положен в основу организационной структуры всего технологического алгоритма — «Магического кристалла Движения Силы».)
В полном виде цикл брюшного замка в положении стоя на уровне нулевого цикла омнио-тренинг-технологии выглядит следующим образом:
* глубоко вдохнув, делаем полный выдох, стараемся полностью освободить легкие от воздуха; одновременно с выдохом выполняем корневой замок;
* перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание;
* «подхватывая» восходящий поток, возникший в результате выполнения корневого замка, до предела втягиваем живот, стараемся прижать пупок к позвоночнику;
* еще жестче фиксируем корневой замок, сообщая восходящему потоку дополнительный импульс;
* прежде чем восходящий поток достигает шеи, выполняем шейный замок;
* фиксируем корневой, брюшной и шейный замки на столько, на сколько хватит задержки дыхания;
* ощутив острую потребность сделать вдох, поднимаем голову, «снимая» шейный замок, расслабляем мышцы низа туловища, «снимая» корневой замок, расслабляем диафрагму и «отпускаем» брюшную стенку, «снимая» брюшной замок, после чего открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем;
* выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания;
* делаем полный выдох, одновременно наклоняясь вперед до горизонтального положения туловища; для устойчивости упираемся ладонями в бедра над коленями;
* перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание;
* втягиваем живот до предела, прижимая пупок к позвоночнику;
* выпячиваем живот до предела;
* повторяем чередование втягивания-выпячивания до тех пор, пока не возникнет острая потребность сделать вдох;
* ощутив острую потребность сделать вдох, в последний раз втягиваем живот, затем расслабляем диафрагму, «отпускаем» брюшную стенку, открываем голосовую щель и спокойно вдыхаем;
* выполняем два-три свободных вдоха-выдоха для восстановления дыхания;
* глубоко вдохнув, делаем полный выдох, стараемся полностью освободить легкие от воздуха;
* одновременно с выдохом выполняем корневой замок;
* перекрываем голосовую щель и задерживаем дыхание;
* «подхватывая» восходящий поток, возникший в результате