Скачать:TXTPDF
Основы миросозерцания индийских йогов . Йог Рамачарака

будут нуждаться в воплощениях только потому,что другие души не развиваются достаточно быстро. Наоборот, более высоко развитая душа будет проводить более долгий период времени в ожидании воплощения на высших плоскостях астрального мира. А другие, более медленные, будут за этот период времени много раз пробуждаться на земле, каждый раз извлекая какой-нибудь новый опыт, который поведет их вверх. Многие из тех душ, .которые ждут своих меньших братьев в высших сферах, предпочитают жертвовать своим покоем и спускаются вниз на землю для того, чтобы помочь другим. Они приходят или в форме астральных помощников, или даже сознательно рождаются на земле. Им самим -то совсем не нужно, но они берут себе тело, которое является для них только тягостью, для того, чтобы помочь своим меньшим братьям идти к высшей идее. Учители человеческой расы почти всех народов принадлежат к этим душам, сознательно отказавшимся от неба из любви к своим братьям-людям. Мы не можем ясно представить себе, что значит такая жертва, не можем понять ее величия. Но это возвращение назад к людям, находящимся на низкой ступени внутреннего развития и соответственно этому живущим в очень тяжелых и трудных обстоятельствах, есть огромная жертва. Это то же самое, как если бы утонченный поэт сделался миссионером и поехал проповедовать Евангелие к бушменам, причем для того, чтобы лучше подойти к дикарям, сам стал бы жить как дикарь.

Но к какой цели стремится вся эволюция? Что она значит? Оккультные учения говорят нам, что жизнь во всех формах, от высших до низших, идет по одному и тому же пути. Но куда ведет этот путь? Попробуем ответить на эти вопросы. Пускай читатель представит себе целые миллионы кругов, заключенных один в другой. Каждый круг означает известную стадию жизни. Внешние круги — это жизни низших и материальных стадий, и каждый круг, находящийся ближе к центру, представляет собою форму жизни выше, чем круг, находящийся дальше от центра. Пройдя один круг, душа переходит на другой и каждый раз все больше и больше приближается к центру. Человеческий ум не может охватить идеи, что значит приближение к центру и что такое этот центр. Но мы идем к нему, хотя наша мысль и не схватывает всего его значения. Центр — это мозг духовного тела, Абсолют, Бог. Но, как бы мы ни называли этот центр, мы должны помнить, что идем к нему.

Чтение тринадцатое

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ В ДУХОВНОМ МИРЕ

Жизнь это есть постоянное накопление знания, собирания запасов опыта и наблюдений. Закон причин и следствий находится в постоянном действии в жизни. Мы жнем то, что сеяли, и собирание плодов посеянного нами является не наказанием для нас, но простым естественным результатом, следующим за своей причиной. Теология учит нас, что мы несем наказания за свои грехи, но высшее знание показывает нам, что мы несем наказание не за наши ошибки, а вследствие их. Ребенок, который дотрагивается до горячей печки, несет наказание в силу самого действия, а совсем не потому, что его кто-то хочет наказать за проступок. Грех всегда является результатом невежества или ошибки. Душа, достигшая высшей плоскости духовного знания, как бы несет в себе знание, мешающее ей совершать известные проступки и даже создавать в себе известные мысли. И это настолько глубоко укоренилось в таких душах, что они просто не могут сделать известных вещей, которые легко делают другие. И люди такого духовного развития совсем не боятся, что есть кто-то выше их, кто может наказать их, если они будут делать известные запрещенные вещи. Наоборот, они знают, что высшие существа только тем отличаются от людей, что обладают более сильной любовью ко всему живому и стремятся всегда, когда можно, помочь и облегчить страдания. Но и эти существа, обладающие высшим сознанием, не могут нарушить законов вселенной, и люди духовного развития понимают, насколько неосновательно разуму идти против непреложного закона. Они знают этот закон и не хотят противоречить ему. Они даже потеряли всякое желание совершать что-нибудь, противное действиям закона. Пример ребенка с горячей печкой совершенно ясно показывает положение вещей и по отношению к этим высшим идеям. Ребенок, которому хочется потрогать печку, сделает это, когда ему представится случай, сколько бы ему это ни запрещали и сколько бы ни грозили наказанием. Но, как только он сам почувствует боль, явившуюся в результате его действия, как только он поймет связь между горячей печкой и обожженными пальцами, он не будет делать этого в другой раз. Любящие родители хотят сами оградить своих детей от опасности, но природа ребенка стремится сама изучить жизнь своим опытом, и никакие родители не в состоянии оградить ребенка от неприятных последствий его поступков. Наоборот, мы знаем, что ребенок, за которым следят слишком внимательно, которого воспитывают слишком строго, гораздо больше подвергается опасности от последствий своих заблуждений, чем тот, которому предоставлено приобретать и накоплять жизненный опыт. Все, что могут сделать родители, это только предупредить ребенка о тех опасностях, которые ему грозят, передавать ему результаты своего собственного опыта, часть которого непременно сохранится в уме ребенка, и затем доверить его закону жизни, который сам покажет на нем свои результаты.

Таким образом, человеческие души непрерывно обогащаются опытом на всех фазах жизни и переходят от одного воплощения к другому, изучая все новые и новые уроки. Приобретая новые знания, новую мудрость, рано или поздно душа поймет, насколько значительными и тяжелыми являются для нее самой некоторые действия, поймет бессмысленность и безумие некоторых поступков и форм жизни и, подобно ребенку, обжегшему себе руку, будет избегать в будущем вещей, которые причинили ей столько страданий. Все мы знаем, что некоторые вещи, привлекая других, почему-то совершенно не соблазняют нас. Это значит просто то, что мы когда-то уже выучили урок и не нуждаемся в его повторении. Другие вещи, наоборот, привлекают нас к себе, и мы обжигаемся о них просто потому, что не знаем их действия. Зачем на свете должны были бы существовать страдания и горе, если бы все ограничивалось одной этой жизнью? Все дело именно в том, что жизнь не одна. Мы несем результаты нашего опыта в другую жизнь и мало-помалу научаемся избегать ненужных страданий. Мы смотрим вокруг себя и с недоумением спрашиваем себя: почему некоторые из наших знакомых не понимают безумия того, что они делают? Для нас это ясно, но мы забываем, что мы уже прошли, очевидно, через ту стадию развития, на какой находятся они, приобрели нужный опыт, пережили, так сказать, те желания, которые завлекают их в западню. Мы не понимаем того, что в следующую жизнь эти люди будут избавлены от своего безумия и от тех страданий, какие они себе причиняют в этой жизни. Они учат свой урок точно так же, как когда-то мы учили свой.

Для нас очень трудно представить, что мы таковы, каковы мы есть, именно в силу нашего собственного опыта, а совсем не случайно и не по желанию посторонних сил. Возьмем для примера нашу жизнь. Вы думаете, что вам бы хотелось удалить из своей жизни какой-нибудь очень тяжелый опыт, какой-нибудь печальный эпизод, какое-нибудь тяжелое обстоятельство. Но подумайте одну минуту, что если бы вы выбросили из своей жизни эти вещи, вы вместе с тем должны были бы отказаться от того опыта, который вы из них извлекли. Разве вы согласитесь расстаться с этой частью знания, опыта, как бы тяжело они ни были приобретены, разве вы захотите вернуться назад к тому состоянию неопытности и незнания, которое привело вас к тем вещам, о которых вам теперь так тяжело вспоминать? Можно с полной уверенностью сказать, что если бы вы лишились результата своего опыта, то, попав в прежние условия, вы непременно совершили бы те же самые поступки. Не зная этого, многие люди охотно согласились бы вычеркнуть многое из своих знаний из своего прежнего старого опыта. Они как будто хотят забыть то, что с ними случилось, совсем отказаться от этого. Но мы должны знать, что результаты опыта уже вошли в наш характер, и что мы ни в каком случае не можем расстаться с ними, и не должны желать этого, потому что это значило бы отказаться от приобретенного богатства. Если бы мы могли расстаться с результатами какого-нибудь приобретенного большими стараниями опыта, мы должны были бы расстаться с частью самих себя, и, постепенно откидывая от себя результаты всех опытов жизни, мы уничтожили бы свое собственное «Я».

Но люди могут сказать, что зачем им этот опыт, приобретенный в предыдущих жизнях, если они не помнят самих жизней, если эти жизни как будто потеряны для них. Но в том-то и дело, что эти жизни не потеряны, они вошли в Духовный строй людей, и ничто не может выкинуть их обратно. Он — часть человека. Ваш прежний опыт — часто весь ваш характер, весь строй вашей души — создан вашим предыдущим опытом. Вы таковы, как вы есть, именно в силу соединенного опыта предыдущих жизней, а также настоящей. Многое из того, что создавало ваш характер в настоящей жизни, вы помните, но многое, одинаково важное, происходившее ранее, вы забыли. Вы не знаете, что некоторые ваши черты явились в результате того или другого опыта, но ваше незнание не мешает им существовать. Результаты опыта этой жизни как бы впитались в ваше духовное существо, и точно так же, хотя бы вы мало помнили, опыт, приобретенный в них, сохраняется в вас и будет сохраняться вечно. Именно эти старые опыты дают вам известные наклонности, влекут вас в определенную сторону или мешают вам совершать известные вещи, легкие для других, заставляют вас инстинктивно признавать известные вещи опасными и смотреть на них, как на безумие. Именно этот предыдущий опыт дает вам вкусы и наклонности, дает то, что некоторые пути покажутся для вас привлекательнее других.Ничто не теряется в жизни, и весь опыт прежнего стремится создать для вас благоприятные условия в настоящем точно так же, как все тревоги и горести настоящего принесут плоды в будущем.

Мы не всегда выучиваем свой урок сразу. Очень часто нас приходится посылать обратно, давать ту же самую задачу до тех пор, пока мы не разрешим ее наконец правильным образом. Но ни одно даже маленькое усилие не теряется, и если один раз нам не удалось разрешить задачу, в следующий раз она делается для нас легче. Один английский писатель, Барри Бэнсон, дает прекрасный пример действия законов духовной эволюции. Он пишет так:

«Маленький мальчик отправился в школу. Он был еще

Скачать:TXTPDF

Основы миросозерцания индийских йогов . Йог Рамачарака Йога читать, Основы миросозерцания индийских йогов . Йог Рамачарака Йога читать бесплатно, Основы миросозерцания индийских йогов . Йог Рамачарака Йога читать онлайн