может вдаться в невежественные
умствования, так же как Бхакти-Владыка космического магнита
всевмещающего сердца не может «упиваться смертными муками». В
Учении, когда говорится, что в — несносном атлете можно усмотреть
будущего хатха йога или в ханже — будущего бхакти и в изувере —
раджа йога и т.д., именно, имеются в виду характерные задатки,
которые, будучи трансмутированы огнем духовности, могут дать
определенные виды Йоги. Но нельзя это брать в обратном
построении.
Также следует принять к сведению, что Хатха Йога еще тем
опасна, что она, своеобразно укрепляя астральное тело,
задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и тем
самым задерживает эволюцию духа. Также при храмах Индии держали и
еще держат иногда Хатха йогов, строго следя за чистотою их жизни
и пользуясь ими для некоторых низших феноменов, но никогда ни
один Хатха йог не мог быть истинно посвященным. И раз такой Хатха
йог покидал храм, больше вернуться в него он не мог, ибо, имея
легкий доступ в низшие слои Тонкого Мира, он, лишенный высшего
контроля, предоставленный себе, становился жертвой и обиталищем и
даже орудием самых темных сил. Вот почему и Иерофанты Египта
никогда не брали в ученики и даже избегали слуг с
медиумистической организацией и наклонностью к лимфатичности. Ни
один медиум, ни один лимфатик не может стать истинным Агни Йогом.
Великие Учителя очень опечалены развитием низших степеней
психизма в ущерб истинной духовности. Без понимания и приложения
в жизни Живой Этики и духовного понимания, лишенные равновесия,
эти явления часто приводят к печальным результатам. Потому, для
того, чтобы стать принятыми учениками, следует прежде всего
работать над своей нравственной, духовной стороной жизни,
применяя Учение в жизни, что даст неминуемое расширение сознания
и необходимое равновесие. Учение прежде всего прекрасно и
истинно, когда оно жизненно, но никакие фокусы и измышления
псевдооккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному
ученичеству. Чтобы наполнить свой сосуд из Высшего Источника,
нужно установить соответственные вибрации. Живая Этика в жизни
есть простейший путь к приближению.
Велика миссия зажигать сознание людей подвигом, который
преобразит их сущность. Может быть, никогда так не нужно было
понятие подвига в жизни, как сейчас. Какое прекрасное слово —
подвиг! Как оно выразительно, и, заметьте, оно не имеет себе
эквивалента ни в одном западном языке. Итак, будем помнить, что
связь с Учителем устанавливается . в сердце через очищенное
мышление и долгим упорным-трудом над собою.
Теперь хочу предупредить Вас, как опасен книжный оккультизм.
Масса вреднейших книг выпущена на книжный рынок. Может быть, к
счастью, не все они переведены на русский язык. Как сказано: —
«много творений рук, лишенных красоты, знания и честности».
Сказано Великим Учителем — «одна Блаватская знала», и наша
задача в будущем будет поставить на должную высоту почитание этой
великой женщины-мученицы. Если бы Вы знали всю литературу о Блав.
и все поступки и предательства, ее окружавшие, Вы ужаснулись бы
бездне неблагодарности, мерзости и невежества, конечно, именно из
последнего вытекают все гнусности. Вы спрашиваете — не написали
ли Вы чего лишнего в статье о Знамени Мира? Отвечу — многими
запрещениями можно запугать и потушить устремление, да иногда так
называемые допущенные неосторожности, сделанные с благим
намерением, принесут больше пользы, нежели вреда. «Конечно, не
выводите из этого правила. Осторожность и всякая бережность есть
главные качества ученика, ибо он знает, к каким энергиям он
прикоснулся».
Очень прошу Вас не сетовать на мои замечания. Я знаю, что Вы
мужественны и можете стать серьезным учеником и сотрудником,
потому и беседую с Вами без всяких сентиментальностей и
захваливания. Ведь и Учитель говорит: «Учение не орешки в
сахаре»… лишь сильный духом может дойти и быть принят в
ученики. Учение Живой Этики так прекрасно в своей жизненности,
суровости и краткости четких формул.
25.5.34
Вы пишете о неподготовленности людей нашего времени к
духовным вопросам, но разве были лучшие времена? Мне кажется, что
сейчас гораздо больше ищущих, чем раньше. Тяжкие бедствия
заставили многих призадуматься над этими вопросами и искать
поглубже причину происходящего. Нам посчастливилось встретить
немало прекрасных душ, и некоторые из них выдержали тяжкие
испытания, проявив полное самоотвержение в своем служении общему
благу.
Конечно, Вы правильно пишете, что в наше время необходим
синтез. Но синтез не может быть принят и осознан большинством,
ибо синтез или, иначе говоря, озарение духа — явление редчайшее.
Синтез есть накопление многовековых отложений энергий,
выкристаллизованных в течение многих самоотверженных жизней. А
много ли было и есть самоотверженных служителей Света? Потому
синтез, возвещенный с лекционной платформы, не может принести
желательных результатов. Ведь на лекции приходят, именно, как Вы
говорите, люди неподготовленные и часто просто любопытствующие.
Искренне ищущему и стучащемуся двери открыты, от него самого
зависит воспринять, сколько он может.
Но, конечно, водители на том или ином поле деятельности
должны иметь синтез в духе и являть его мудро, давая в каждом
особом случае лишь то, что нужно, не обременяя ношей непомерной.
Вождь должен находить язык со всеми; в своем всевмещающем сердце
он найдет сочувствие и разрешение жизненных проблем для каждого,
обращающегося к нему со всею искренностью. Никто не должен уйти
от него подавленным широтою его взглядов. Он знает ту долю
истины, которую приходящий к нему может вместить, потому он умеет
Вы пишете, что, может быть, «в нашей стране будет легче
строить синтез», будем надеяться, что избранный вождь будет
обладать таким синтезом, ибо, действительно, строить прочно можно
лишь синтезом. И вся гибель существующего положения в мире от
отсутствия синтеза в духе вождей.
«Вождь стоит на гребне, у которого нет спуска. Найти границу
между противоположениями может вождь прирожденный. Из тайных
границ сотканы ковры победы. Каждый день, каждый час перед вождем
расстилается пряжа тайн. Вот перед ним снисходительность или
попустительство; конечно, у первого рождается второе, но между
ними лежит меч справедливости. Ведь снисходительность от Света,
но попустительство от тьмы. На гребне между ними лежит меч вождя.
Узко место, где может лежать меч. Так же узка грань между
мужеством и жестокостью. Лишь сердце вождя знает, где эти грани».
«Не в великих советах явление загадки границ справедливости,
во всей жизни те же загадки, потому для вождя нет ни малого, ни
великого. Внимание вождя одинаково остро во всех решениях.
Явление вождя не спрашивает совета, но может принять совет. Вождь
не знает опоздания, но он никого не задержит. Он имеет
преимущество являться нежданно и может представить, сколько
времени потребуется на каждый предмет. Он не огорчается клеветой,
но умеет применить каждое слово. Он неподкупен, ибо не собирает
земных богатств. Он знает значение звука и цвета, как врач сердец
человеческих. Он умеет радоваться Истине, но отвергает иллюзию.
Так путь вождя — путь правды». — Так много напутствий вождю можно
встретить на страницах книг «Живой Этики». Каждая книга говорит о
вмещении, что и есть основа синтеза.
26.5.34
Прилагаю ответы на Ваши вопросы:
1) Идея Единоначалия или Единства в Космосе была дана
человечеству от самых ранних времен в «Первоначальном
Откровении», память о котором хранится и запечатлена в
сокровенных традициях, изображениях и писаниях всех народов
древности.
2) Во все древнейшие времена (и даже поныне), среди всех
народов всегда существовали два вида религии — одна для
посвященных, другая для народных масс. Иначе говоря, одна
эзотерическая, другая экзотерическая. И это вполне понятно,
принимая во внимание, что представляли собой в те времена
народные массы.
3) Для посвященных все боги были лишь олицетворением
различных космических сил, отсюда и странные иногда аспекты этих
богов, вплоть до животных символов.
4) Моисей был, воистину, великим вождем, и Вы правильно
отмечаете, что он явился создателем народа израильского, но не
идеи Единобожия, которая существовала от древнейших времен.
Потому утверждение, что — «народ еврейский понес эту идею в мир»,
не совсем точно. Моисей, будучи учеником египетских жрецов, был
посвящен в их тайное знание, в Единство Космоса, единство в
многообразии. И эту идею единства он утвердил в виде
Единоначалия, именно, в массах закрепив почитание единого аспекта
Божества как Иеговы. Кроме того, существовали другие причины,
почему именно был избран образ Иеговы как Руководящее Начало или
Божество для еврейского народа. Вспомним, на какой высоте стояла
наука о светилах в древнем Египте. Иегова был связан с Сатурном,
и народ израильский, как отдельная нация, зародился под этим
светилом.
И хотя идея Единобожия подчеркнута в экзотерической религии
евреев, но их сокровенный Пантеон так же многочислен, как и
Пантеоны других народов, включая и христиан: Иерархия Сил,
Лестница Иакова, а также все Планетные Духи, которых почитает
католическая церковь.
5) Моисей был евреем. И все измышления об его египетском
происхождении есть величайшее заблуждение. Даже с чисто
психологической точки зрения такое измышление не выдерживает
никакой критики. Весь ход, все развитие Моисеевой эпопеи
решительно противоречит этому измышлению.
6) Моисей был, в полном смысле, вождем и законодателем, и на
нем лежала тяжкая задача создать народ из кочевого племени,
находившегося в долгом рабстве и, в силу этого, усвоившего многие
отрицательные черты, и заложить в нем основы порядка
строительства и государственности. Все намеки на жестокость и
мстительность установленных им законов неосновательны. Ибо,
просматривая. их непредубежденным умом, изумляешься их мудрости и
милосердию. Во многих отношениях они справедливее и милосерднее
законов, ныне существующих. И не нам, в наш век ужасов,
жестокости, самых страшных преступлений и растлений, говорить о
жестокостях законов Моисея.
Кроме того, назовете ли Вы уничтожение диких зверей,
угрожающих пожрать всех домашних животных, жестокостью,
мстительностью, непримиримостью и т.д. ? А среди выведенных из
Египта представителей израильского народа немало было, по
свидетельству самой Библии, именно таких необузданных
звероподобных, и вождю нужно было спасти от них лучший элемент,
который мог бы стать семенем будущего народа израильского. Отсюда
и суровость ради справедливости и милосердия. Суровость и
милосердие в основе своей — одно понятие.
7) Также относительно пресловутого изречения — «Око за око и
зуб за зуб», выставляемого всегда как образец мстительности, не
кажется ли Вам, что это изречение относится именно к непреложному
закону кармы? И если мы прочтем следующие слова Христа (Матвея —
5-21). — «Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай, кто же
убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на
брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему
«рака», подлежит синедриону, а кто скажет «безумец», подлежит
геенне огненной», то этот закон, выраженный устами Христа, будет
еще суровее закона Моисея, если не принять и его в том же смысле
непреложного закона кармы. Потому явим справедливость.
Также в той же главе, стих — 17-18, Христос говорит: «Не
думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить
пришел Я, но исполнить. Ибо, истинно, говорю вам: доколе не
прейдет небо и земля, ни одна йота или черта не прейдет из
закона, пока не исполнится все». А евреи, как мы знаем, жили
законами Моисея. Некоторая кажущаяся непоследовательность
дальнейшего утверждения в той же главе, стих 38-39, — «Вы
слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб», а Я говорю вам:
«не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою,
обрати к нему и другую». — можно отнести к некоторой неполности в
передаче мысли, ибо это утверждение, несомненно, тоже имеет
отношение к закону кармы (объясню ниже). Теперь, представим. себе
положение, в котором очутился бы Моисей, если бы он не стал
противиться злому и предоставил худшему и грубейшему элементу
растлить и уничтожить всех лучших, могущих воспринять основы
нравственности и порядка. Что стало бы с его заданием? На его
обязанности вождя и земного законодателя лежала защита
вверившегося ему народа и ограждение нарождавшегося порядка, и
потому противление злу должно было быть положено в основание
строительства.