Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Письма в Америку. Том 1. Елена Рерих

может поднять значение его родины и ее

положение среди других стран. Неужели сидящие у печки,

проливающие потоки сетований, хулы и кощунства, могут помочь

больше, нежели энергия, приложенная на широкий подъем

национального духа и пробуждение истинного уважения и почитания

родины путем культурного строительства? Для каждого прочного

построения нужен прежде всего мощный центр. Но центр, отражающий

лишь узкий национализм, не может быть успешен при мировых

построениях. Где та страна или даже большое дело, которое, в наше

время, состояло бы из какой-либо одной национальности?»

«И если кому-то иногда кажется, что узкий национализм есть

патриотизм, то они очень ошибаются. И даже если на первых порах

близорукие могут усмотреть в этом силу, то при дальнейшем

развитии его он, неминуемо, окажется саморазрушительным. Каждая

выпущенная сила есть бумеранг, и потому мы должны очень

осмотрительно бросать в пространство те силы, которые, следуя

непреложному закону обратного удара, рано или поздно, но

неминуемо растерзают или вознесут нас соответственно. Истинный

патриотизм не в шовинизме, но в истинной бескорыстной любви к

родине, в уважении ко всему и ко всем народам, населяющим,

обогащающим и возвышающим ее строительство! Истинная мощь и

красота страны заключаются, именно, в многообразии при единой

великой основе Родины. И тот есть истинный вождь, кто умеет

выявить это единство во всем его многообразии. Узкий национализм

Германии унизил ее, он же, вновь воскрешенный, может погубить ее.

Патриотизм есть высокое благороднейшее и священное чувство, но

узкий национализм или шовинизм есть саморазрушение. Чтобы понять

смысл назревающих событий, мало читать газеты и вслушиваться в

мнения политических лидеров, можно даже сказать, что такое

осведомление чаще ведет к еще большему заблуждению, ибо сейчас

человеческое мышление и все построение представляет собою корабль

«без руля и ветрил», носящийся среди хаоса разбушевавшихся

стихий. Чтобы разобраться в создавшемся хаосе, чтобы усмотреть

направление, ведущее к спасению, в великое будущее и, главное,

узнать сроки, нужно обладать высоким духовным прозрением и иметь

Высшее Водительство или так называемое Иеровдохновение».

Теперь о некоем духовном пастыре. Ложь, трижды ложь, что он

лично знал Н.К. Он никогда не встречал его, но имел с ним

короткую, но весьма знаменательную переписку. Чтобы несколько

осветить сущность этого пастыря, сообщу Вам некоторые факты и

выдержки из этой корреспонденции. Так из Парижа нам была прислана

его книжечка. Прочтя ее, я попросила Н.К. написать ему сердечное,

приветственное письмо по поводу этой книжечки, прося прислать еще

что-нибудь из его трудов. К своему исключительному по сердечности

письму Н.К. присоединил и свою книгу «Держава Света» и несколько

репродукций со своих картин. Ответ получился ошеломляющий,

подавляющий. Это была настоящая отповедь, в которой пастырь

выказал такой узко сектантский взгляд, такое невежество, такую

духовную скудость и жестокосердие, дальше которых некуда идти. Не

зная лично Н.К., не зная его самоотверженной деятельности во имя

блага, во имя всего Прекрасного, во имя поддержания духовности,

как бы она ни выражалась, пастырь «достойный» бросил ему в конце

письма следующий упрек: «Ваш путь, Н.К., не евангельский. Люди из

Вас делают кумира и божка (а в Америке это легко обращается и в

средства, конечно), а Вы не останавливаете таких людей».

(Последние слова подчеркнуты в оригинале)… «Ваша книга не

выводит человека из мира относительных духовных понятий и

ценностей, а культ Вашего имени, допускаемый Вами (эти слова тоже

подчеркнуты), более чем тревожен для нас». Кто эти для нас? Для

невежественных фарисеев, торгующих именем Христа? Черноризец-

пастырь, упустив из виду, что Н.К. по природе своей строитель

жизни, вождь культуры, приложил к вождю мерки чернеца!

В ответ на это жестокое, отталкивающее письмо Н.К. написал

ему послание замечательное, исполненное духа истинной терпимости

и благости, при этом излагая и освещая факты своей культурной

деятельности. Нигде, ни в одном слове, он не оскорбил его.

На это послание, как и подобает, должно быть, пастырю

«доброму и справедливому», был опрокинут на нас весь ушат

клеветы, собранной им от клеветников-завистников. Он не

постеснялся кощунствовать и унизить все то, что живет сокровенно

в самых недрах наших сердец, приписав все проявлениям дьявольским

и шуткам антихриста!

Видя уважение и почитание восточных Учений, он, в

доказательство ереси этих Учений, не поленился привести выдержки

из сочинений некоторых ориенталистов, трудов, не только

устаревших, но совершенно отставленных современными востоковедами

и учеными санскритологами за их невежественность, за полное

искажение в переводе смысла санскритских текстов. И этим,

конечно, дал оружие против себя. Ведь только за последний десяток

лет Запад. стал немного лучше разбираться в санскрите (в этом

труднейшем из языков), и уже обнаружились вопиющие, чудовищные

искажения первых переводчиков. Так, например, он приводит из

книги Бунге «История Язычества» — «Истинная сущность мира есть не

Божество, не Первосила, но абсолютная Пустота, чистое ничто. Все

произошло от Ничто, через Ничто и снова возвращается в Ничто, ибо

изначала ничтожно. Все суета и в небе, и на земле, и сами небо и

землясуета. На облаках рушащегося мира царит лишь вечно

пребывающее Небытие». Далее следует такой же перл бессмыслицы —

выдержка из «Религиозного Сознания Язычества, Опыт Филос. Ист.

Ест. Религий» проф. Введенского, привожу лишь конец ее: «Если для

него, буддиста, есть какая либо цель в жизни, то разве лишь

отрицательная, бегство из этой призрачной и бессмысленной, полной

горечи, бед и страданий действительности через погружение в

Нирвану Небытия». Вот на эту вопиющую клевету и на подобные

невежественные цитаты Н.К. и ответил письмом и приложил следующие

возражения на них: «По поводу приложений Ваших скажу: автор одной

из книг, очевидно, не знал языков и, вероятно, имел доступ лишь к

очень малочисленным и искаженным переводам (вроде Бунге и

Кеппена) и не знал общевосточного миросозерцания, которое в своем

первом основном положении говорит: «из ничего ничто и происходит»

и во втором: «нет пустоты». Разве эти оба основания не открывают

пути к Богу? Ведь не забудем, что на Востоке самое Высшее Понятие

непроизносимо из-за чувства глубочайшего благоговения. Можно идти

по горестным знакам искажения и несовершенства, но можно из

множества материала найти и прекрасные страницы всепроникающего

Духа Божья, Всемилосердного ко всем своим созданиям».

«Нирвана же по подлинникам восточным есть трансцендентальное,

т.е. высочайшее бытие, не подлежащее ограниченности обычного

человеческого ума, т.е. полная противоположность небытию. Таково

незнание наших западных переводчиков и толкователей, которыми

приходится пользоваться».

На это послание пастырь духовный ответил уже кратким письмом

(очевидно, увидев, что оппонент не по плечу). Изъявив пожелание

встречи с Н.К., он не устыдился сказать: «верьте, хотел бы

чувствовать Вас и выше и лучше себя». Вот уже, воистину, молитва

фарисея (от Луки, гл 18, ст.10), «Боже, благодарю Тебя, что я не

таков, как прочие люди… как этот мытарь. Пощусь два раза в

неделю, даю десятую часть того, что приобретаю».

Не следует ли понять из этих слов духовного отца, что сам он

болеет тем, в чем упрекает Н.К. в своем первом письме к нему? Не

сказано ли — «У кого бревно в глазу, тот видит сучок в глазу

ближнего».

И на это последнее письмо Н.К. послал ему мудрое, теплое

приветствие, привожу его конец, ибо вначале Н.К. благодарит его

за присылку книг. «Может быть, нам придется встретиться с Вами и

когда-либо побеседовать от сердца к сердцу, по добру и во добро.

Еще раз могу подтвердить Вам, радуюсь, что нахожу к тому же и в

Вашей книге, и по мере сил пытаюсь идти к первоосновам великих

Заветов, чтобы избежать всевозможных позднейших нагромождений,

граничащих подчас с святотатством и кощунством. «Во всех трудах

своих смотри в основу и углубляй добро», так был один из заветов

мне от отца Иоанна Кронштадтского. Вы, конечно, знаете о всей

темной клевете, существовавшей около отца Иоанна и повторявшейся

легкомысленными языками. Но клевета, разве она не является еще

одним признаком истинного величия духа. Итак, до нашего личного

свидания шлю лучшие пожелания».

На этом знаменательная переписка закончилась. Но она хранится

как любопытнейший материал, свидетельствующий о невежестве,

фарисействе и жестокости наших духовных водителей. Его устами

говорила истина, когда он сказал, что в падении церкви больше

всего виноваты черноризцы. Вам, восторгающемуся книгами

Рамакришны и Вивекананды, будет интересно узнать отзыв о них

этого просвещенного пастыря: «Передо мною сейчас одна из наиболее

чистых, духовно-благородных оккультных книг [почему оккультных?]

«Провозвестие Рамакришны» с предисловием Суоми Абхедананды.

Читаешь предисловие и изумляешься легковесности его. Например:

«прежде чем появиться перед публикой или начинать кого-либо учить

чему-либо, Рамакришна, как ученый исследователь, посвятил

двенадцать лет на изучение догматов и обрядов всех религий,

исполняя их богослужения, ритуалы и церемонии с полной верой и

глубоким благоговением для того, чтобы уяснить себе на опыте, к

чему, в конце концов, приходят все религии… И вот он пришел при

помощи всех «методов» к Одному и тому же ощущению Божества» (стр.

12). — Этого одного уже достаточно будет для Вас, чтобы понять

мою мысль и мое недоумение, как подобную бессмыслицу. можно как-

либо сравнить с Откровением Христовым».

Действительно, именно, последнюю фразу самого пастыря надо

поставить в категорию бессмыслиц. И можно было бы посоветовать

ему, прежде чем судить и предавать анафеме все прочие религии и

Учения, последовать честному примеру Рамакришны и Вивекананды и

постараться изучить истинные основы каждого учения и религии,

проникнуться их духом, посещая их богослужения, и тогда уже

высказывать свое мнение. Впрочем, не будучи пророком, можно

заранее сказать, что просвещенный пастырь не нашел бы в себе того

духа истинной благости и всевмещения, который сказался так ярко в

словах Вивекананды: «Истинно, если бы я жил во времена Христа, я

бы кровью сердца моего омыл Ему ноги». Чуя всю красоту истинного,

не искаженного церковностью, Облика Христа, воздавая Ему дань

сердца своего, Вивекананда не отрекся и от Великих Образов своей

религии. Кто из двух больше? Как далек дух этого духовного отца и

от всевмещающей красоты изречения из Священного Писания Востока

(Бхагават Гита): «Человечество приходит ко Мне разными путями, но

каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я его

приветствую, ибо все пути принадлежат Мне». В этом прекрасном

речении ясно указано, что форма религий не имеет значения, но

существенна лишь сама идея. Истинно, далеки наши духовные вожди

от такой мудрости, от такого великодушия, от такой терпимости и

всевмещения! Все твердят — Макрокосм и микрокосм тождественны.

Потому. не должно ли и сердце наше быть тождественным

всевместимостью своей Сердцу Космоса?! Можно ли допустить

вопиющую несправедливость, чтобы Всемудрый, Всемилосердный Бог

послал Сына Своего Единородного лишь к одному народу, а до него и

после него биллионы людей, «сынов Отца Небесного» (если верить

словам самого Христа), пребывали бы отверженными, когда многие

среди них были и есть гораздо выше в своей нравственности, нежели

многие, удостоившиеся родиться под сенью христианской церкви?

Напрасно Вы думаете, что из-за слов этого духовного лица

произошло зло, наоборот, всегда хорошо, когда люди выявляют свои

истинные лики. Но бояться обвинения в ереси нам не приходится,

ибо облик истинного Христа — Учителя живет в душе нашей, и мы

всецело примыкаем к словам Вивекананды о Нем. Но мы видим Христа,

истинно, Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим

прозвищем Антихриста всех, кто не может признать церковных

ограничений и злотолкований Его, Христова Учения. У нас

достаточно единомышленников есть и было даже среди духовных

служителей различных церквей. Время остановить нельзя, и нельзя

современное сознание вернуть в тиски сознания тех

священнослужителей, утвердителей христианских догм, которые на

соборах своих серьезно обсуждали, сколько духов может поместиться

на конце иглы или имеется ли душа у женщины и тому подобные перлы

глубокомыслия и духовного откровения. При этом еще таскали друг

друга за бороды и волосья и исправно заушали друг друга! Не

забудем, что и закон о перевоплощении был

Скачать:TXTPDF

Письма в Америку. Том 1. Елена Рерих Йога читать, Письма в Америку. Том 1. Елена Рерих Йога читать бесплатно, Письма в Америку. Том 1. Елена Рерих Йога читать онлайн