этим
величайшим преступлением и бедствием.
__________
Велико заблуждение, что можно развить и увеличить в себе
запас психической энергии путем чрезмерного напряжения в работе
или отказом от сна и еды. Правильное развитие высокого качества
психической энергии возможно лишь при расширенном сознании и при
содействии высшей Помощи. Но как крепка должна быть нить сердца,
связующая ученика с Учителем. Всякие другие насильственные методы
и упражнения ведут лишь к овладению низшими проявлениями этой
энергии или кончают развитием медиумизма и одержания, и даже
смертью. Потому во всех Учениях всегда указывалось золотое
равновесие, именно, бережность к здоровью. Сон совершенно
необходим, ибо наше тонкое тело, во время сна насыщается
живительной субстанцией тонкого мира, соприкасающейся с высшими
энергиями. Лишенный этого питания дух замирает. В зараженной
атмосфере города нужно спать не менее семи-восьми часов, также и
пища должна содержать достаточное количество необходимых
витаминов. Всякие крайности губительны.
Напряженность, которая указывается в Учении, не есть
физическое переутомление, но неусыпность в продвижении сознания,
которое, конечно, сказывается и в действиях, ибо при бодрствующем
расширении сознания (не в смысле бессонницы) выносливость
возрастает в геометрической прогрессии. Ведь и центры открываются
лишь при расширении сознания. Но открытие центров не есть еще
окончательное достижение, дальше идет огненная трансмутация их.
Путь ученичества не так прост, как многим кажется. Он облегчен
для накопивших «чашу». Потому не следует искать открытых центров
при каждом психическом явлении. Конечно, иногда может быть
приоткрытие одного центра, но какая бесконечная градация в этих
приоткрытиях и открытиях! Помните, как сказано в учении о кольцах
зоркости и слуха!
__________
Можно Учение называть также Учением «Живой Этики», избегая
всех восточных определительных, которые так неприемлемы для
некоторых ушей. Я указала на изучение трудов великого Оригена.
Ведь с ключом Учения в руках можно найти истинные жемчужины в
них. В Америке, как я уже писала Вам, представители церкви
начинают изучать труды Оригена. Епископ Р.Н. был большим другом и
почитателем Н.К. Он был замечательным проповедником и в свои
проповеди вводил понятия воплощения и кармы. Многочисленные
почитатели собирались слушать его проповеди. Ведь в Евангелии
много определенных указаний на эти законы. Почему должны мы
обходить их молчанием? Как необходимо было бы просмотреть все
постановления церковных Соборов. Какое невежество, корыстолюбие и
даже преступность явили бы свой лик! Если взять всю историю
церкви, всю историю папства, то ужас берет, и приходит на ум
вопрос — не темные ли силы руководили теми, кто должны были
следовать Свету Великому, указанному Христом, и поныне ежедневно
распинаемым. Конечно, задача не легка, много врагов принесет она,
но, в конце концов, может быть больше друзей. Потому кто-то
должен очень взвесить, готов ли он принять на себя это бремя! Но
даже придерживаясь более скромных рамок, можно совершить очень
полезный сдвиг сознания. Если кто решится на этот шаг, пусть
тщательно подготовится, пусть соберет неопровержимый материал,
чтобы каждый вопрос мог быть освещен с жизненной, понятной и
благой точки, все отвлеченное должно быть отставлено. Нужно
подчеркивать именно жизненность всех Великих Учений. И, конечно,
благословение Высшее будет с ним. Но повторяю, многим врагам,
многим нападениям придется противостать. В Америке такие
выступления гораздо легче, там нет таких, веками вкоренившихся
предрассудков и предубеждений, которые поработили и обескровили
мышление других стран. Но все же жизнь нашего друга Р.Н. была не
легка, узкие церковники очень ополчались на него.
Теперь хочу только сказать Вам — не тревожьтесь
подавленностью Вашего настроения. Часто эти настроения зависят не
столько от нас самих, сколько от неслыханного напряжения в
окружающей атмосфере. Сменятся токи; сменится и настроение Ваше.
Потому будьте спокойны и бережно переживите тяжкие токи, ожидая
нового прилива сил.
14.6.34
Можно приветствовать все, о чем Вы пишете, но будем
надеяться, что страна не долго задержится на ступени узкого
национализма. Конечно, это переходное состояние неизбежно. Но чем
просвещеннее будут люди, стоящие во главе, тем скорее они
справятся с этим вопросом. Ведь патриотизм и так называемый
шовинизм — два антипода. Одно — понятие вмещающее и потому
растущее, другое — исключающее, сжимающее и потому приводящее к
смерти. Законы во всем одинаковы. И если кому-то кажется, что
узкий национализм есть патриотизм, то он очень ошибается. Лишь
близорукие могут усмотреть в этом силу. Истинный патриотизм
заключается не только в бескорыстной и самоотверженной любви к
родине, ко всем проявлениям ее национального гения, но и в
уважении и в бережности ко всему и ко всем народам, ее населяющим
и обогащающим ее строительство. Ведь задача национального гения в
том, чтобы претворить и пропустить через свое сознание достижения
всех народов страны, именно, дать свой синтез этого конгломерата
творческих выявлений.
Народы и страны должны научиться охранять основу своего
характера, своей индивидуальности, развивая и обогащая его всеми
цветами, растущими на их лугах. Но всякая насильственная
обособленность в наш век сотрудничества и объединения — хотя в
настоящей своей стадии объединение это проявляется гораздо мощнее
в сфере механических достижений — пагубна. Но не за горами и
следующая ступень, когда целые страны начнут стремиться к
культурному, духовному сотрудничеству и обмену, внося каждая свой
цветок достижения. Вот к этой ступени зовет и готовит нас «Учение
Жизни». Итак, мудро переживем неизбежную полосу утрированного
национализма и сумеем не нарушить, но сблизить, что возможно.
Примите также Совет не вступать ни в какие споры с отжившими
сознаниями, ибо они безнадежны. Завет, данный нам, — никого не
зазывать, никому ничего не навязывать, ибо лишь готовый дух может
воспринять расширенное понятие всех жизненных проблем.
Что же касается до так называемого восточного влияния в
Учении «Живой Этики», то будем справедливы и спросим себя, какое
учение, какая философия не пришла с Востока? Вся так называемая
западная философия есть лишь отображение мысли Востока. Также и
само христианство пришло из восточных рук. Потому, чтобы
проникнуться истинным духом учения Христа, Нужно или быть
восточником по рождению, или хорошо изучить основы тех учений, на
которых построено учение Христа.
Конечно, христианство, в его современной форме, и учение
самого Христа — две совершенно разные вещи. Точно так же, как
современный ламаизм и основное учение Готамы Будды являются
полными антиподами. Одно — от духа, другое — порождение
человеческого невежества и корыстия. Но все это пишу Вам, а не
для узких догматиков, ибо споры с ними безнадежны и вредны.
Многим сознаниям нужны еще заборчики, оберегающие их, также и
пугливым лошадям одевают шоры. На Востоке существует пословица —
«прекрасно родиться в храме, но ужасно умереть в стенах его».
Ведь ступеней сознания столько, сколько стадий в Беспредельности,
следовательно, и законов и граней истины столько, сколько
ступеней сознания.
Относительно Пакта и Знамени Мира Вы пишете, что некоторые
люди будут против него, ибо они не симпатизируют пацифическим
идеям. Но почему они берут лишь одну сторону Знамени? Самый Пакт
прежде всего говорит о значении Знамени во время войны и прочих
невежественных разрушительных проявлений. Красный Крест хорош в
мирное время, но главное значение его во время войны. Также и
Знамя, как охранитель, особенно нужно сейчас, когда страны стоят
у преддверия грозных событий. Наиболее выдающиеся военные
авторитеты Франции и Америки первые высказались в пользу
приемлемости Знамени. И уже начались официальные признания Пакта.
Так республика Панама положила начало и официально признала Пакт
и Знамя Мира. И Пан Америкэн Унион, взявший в свои руки
ратификацию Пакта, надеется уже к 35 году победно завершить это
великое и неотложное культурное начинание.
Теперь о Лиге Культуры. Вы пишете, что решили сосредоточить
деятельность предполагавшейся Лиги Культуры при обществе, устав
которого разрешает основание подобных секций, — это прекрасно, и,
именно, пусть при обществе будут и группы культуры, науки и
искусства. И мне кажется, если Вы начнете такие группы, то они
могут развиваться превосходно. Со временем могла бы получиться
прекрасная школа, нечто вроде народного университета, и, конечно,
на принципе самооплаты. Но начинать, как всегда, следует в малых
размерах, по возможности. Ни в чем не следует перетягивать струн,
это основное правило. Также ознакомление с Учением «Живой Этики»
и принятие его не должно являться непременным условием. Лишь бы
люди были неплохие и, главное, не предатели. Время сделает свой
отбор. Помнить следует, что канон «Господом твоим» выше канона —
«Господом моим».
Да, работы перед Вами, как говорится, уйма. Но пусть члены
Общества не разбрасываются чрезмерно. Все задания нужно начинать
в рамках, они сами раздвинутся, когда станет тесно.
Теперь об отходящих. Вы знаете, как рассматривается во всех
древних Учениях отход от Учителя и замена Его другим. Раз нить
связующая пресечена, никто не может соединить ее. Лишь сам
отпавший, пройдя много испытаний и осознав всю тяжесть своего
проступка, после целого ряда усилий, направленных к
самоусовершенствованию и положительному строительству, может
вновь просить Учителя о приближении, но мы от себя сделать это не
можем. Потому следует очень определенно предупреждать подходящих
и стремящихся к духовному продвижению, что совершенно необходимо
бесповоротно решить в глубине своего сердца, отдают ли они себя
всецело и без всяких условий Высшему Руководству. Часто человек,
в своем желании немедленного продвижения и большего знания,
бросается в поиски других Учений и Руководителей и в своем
раздвоении, а иногда и растроении, теряет и ту ступень, на
которой стоял. Но основное правило каждого Учения есть
утверждение на одном Учителе, и затем помнить о всех звеньях
Иерархии. Высший Иерарх имеет своих доверенных, и никто из
приближающихся учеников не может перескочить или миновать это
ближайшее к нему звено без утери своего места в цепи. Но,
конечно, все это относится лишь к тем, кто серьезно ищут
духовного совершенствования или твердо решили идти путем великого
служения. Остальные могут черпать из книг Учения, что им близко,
не претендуя ни на ученичество, ни на особое Руководство. Они
могут даже не знать Источника Учения. Сказано было, что многие
будут читать Учение на сон грядущий, как успокоительные капли. Мы
знаем таких, и они никогда не задумываются над происхождением
Учения. Итак, желающие идти ускоренным путем расширения сознания
должны усвоить закон Иерархии, без понимания и соблюдения
которого никакое духовное продвижение невозможно. Лестница Иакова
— Великая Реальность и основа всего Мироздания.
Теперь обратите внимание подходящих на то, что во всех
учениях всегда и во всем указывается Золотая Середина. Все
насильственное и чрезмерное осуждается. Потому там, где говорится
о сокращении сна и пищи, там же ясно сказано, что когда дух
готов, то сам организм укажет норму. Можно сократить свой сон и
свою пищу до минимума, но конечным результатом будет ослабление
организма, сумасшествие и даже смерть. Тогда как человек, спящий
нормально семь-восемь часов, принимающий нормальное количество
пищи, но стремящийся сердцем к очищению своего мышления, может
достичь прекрасных результатов. Кроме того, всегда указывается,
что сокращение сна и пищи возможно на высотах, где потребность в
этом уменьшается по мере подъема, но в зараженной атмосфере
города советуется достаточное количество пищи, причем
достаточность эта, конечно, не измеряется количеством, но
питательностью пищи, определенным количеством в ней витаминов.
Ведь если настаивается на растительной пище, то тоже потому, что
мясоедение причина многих тяжких отравлений и заболеваний.
В буддистских текстах сказано: «Если бы духовное достижение
заключалось лишь в отказе от мясной пищи, то слон и корова давно
достигли бы его». И еще: «Аскетизм не имеет никакой цены для
освобождения от уз земли. Гораздо труднее найти терпеливого
человека, нежели питающегося воздухом, кореньями и одевающегося
корою и листьями. Когда человек обессилен голодом или жаждою,
когда он слишком утомлен, чтобы владеть своими чувствами и
умственными представлениями, может ли он достичь цели, которая
овладевается лишь ясным разумом расширенного сознания?» Еще: «Для
того чтобы струны вины издавали гармонический звук, не следует их
слишком натягивать или ослаблять. Подобно этому каждое усилие,
если оно чрезмерно, кончается бесплодной затратой сил, если
недостаточно, оно обращается