в пассивность и бездеятельность».
Итак, упражняйтесь в соизмеримости, соблюдайте точную меру в
напряжении и устанавливайте равновесие ваших способностей!
Отказ и оторванность от земных излишеств и вожделений должны
быть проявлены, главным образом, в духе, в сознании. Помните, как
сказано: «Иной постник, ласкающий мысли о пище, хуже человека,
употребляющего в пищу мясо». Всегда следует иметь в виду, что
готовый дух с легкостью отказывается от всяких излишеств, он даже
не думает об этом, все приходит к нему естественно. Итак, главное
достижение в очищении и расширении сознания, все остальное
приложится.
Также крайне невежественно думать, что можно развить и
увеличить в себе запас психической энергии путем чрезмерного
напряжения в работе и в отказе от сна. Правильное развитие
высокого качества психической энергии возможно, опять-таки, лишь
при расширении. сознания и при содействии Высшей Помощи. Всякие
иные насильственные методы и упражнения ведут или к овладению
низшими проявлениями этой энергии, или же кончаются развитием
медиумизма, одержания и даже смертью. Потому так важно указывать
всем на соблюдение Золотого Равновесия, на бережность к здоровью.
Указание на чистую растительную пищу не имеет в основе какую-
то сентиментальность, но чисто медицинское соображение. Для
вступающих на путь служения и истинного ученичества чистота во
всем есть основное правило. Укажите также, что сон совершенно
необходим. Когда тело не препятствует, дух особенно насыщается
живительной субстанцией тонкого мира. Лишенный этого питания, дух
замирает.
__________
Удивилась количеству членов. Если все отвечают первым
требованиям Учения «Живой Этики», то это большая радость. Но не
будем забывать, что важно не количество, но качество.
«Распознавание людей есть пробный камень для каждого
руководителя. Потому будем осторожны с новоприходящими, особенно
с теми, у которых формулы Учения не сходят с уст». Большая армия
никогда не была залогом успеха. Важен дух, ее объединяющий. Часто
приходится убеждаться, получая письма, как многие неправильно
толкуют некоторые указания в Учении. Почти всегда то, что сказано
в широком всеобъемлющем смысле, перекраивается по своему
домашнему обиходу, получается жестокая и разрушительная
несоизмеримость. Знаю, что нелегко понять некоторые утверждения,
ибо Учение давалось и дается на основании определенных
переживаний, опытов и событий, именно, на жизни каждого дня, и
потому некоторые указания в незаконченности своей могут быть
поняты лишь имеющими ключ. Если у Вас возникнут недоумения или
споры в толковании, пожалуйста, не стесняйтесь запросить меня. Я
с радостью поделюсь тем, что знаю.
Люди, утверждающие, что они следят за правильным толкованием
Учений, часто повинны именно в обратном.
Не удивляйтесь, если наиболее ярые и нетерпимые будут носить
признаки как бы одержания. Всегда следует помнить, что фанатики и
есть одержимые. Конечно, степени одержимости весьма различны и,
кроме того, бывают и не такие плохие. Так мы знали очень добрую
старушку, которая находилась под полным контролем (или одержанием
своего дяди, англиканского епископа. Она постоянно передавала его
проповеди, не выходившие за пределы тех, которые он произносил
при жизни, и может быть, она даже кому-то этим помогла, но для
самой старушки это явление было скорее вредно, ибо рост ее духа
был совершенно парализован, она была лишь послушным орудием
своего одержателя.
30.6.34
Учение Жизни, давая в соответствии с переживаемым нами
временем новый аспект единой вечной Истины, идет не на смену, но
на огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений.
Ведь еще Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон
или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить». Истинно,
каждый приходящий Учитель является законодателем и огненным
очистителем одновременно. Если проследим исторические появления
Великих Учителей, мы увидим, что ко времени появления Их все до
Них бывшие учения совершенно утрачивали свою первоначальную
чистоту и были уже искажены до полной неузнаваемости.
Истинно, «Учение Жизни» не отвергает ни одного Учения, до
него бывшего, но лишь углубляет и очищает от вековых
нагромождений. Пересланный Вам пар. Учения дает всю программу
работы. Именно, следует сопоставлять Учение с прочими заветами, и
при этом можно отмечать печать времени на тех же истинах, но не
следует ни осуждать, ни умалять, но находить прекрасные
сопоставления и касания. Необходимо ознакомиться с основами всех
великих Учений. Это знание поможет и лучшему усвоению «Учения
Жизни» и Учения Христа. Ведь все великие Учения идут из Единого
Источника, и нельзя, принимая одно, отрицать другое. Восток очень
понимает значение великой преемственности Учений и чтит лишь того
Учителя, который является звеном в цепи Иерархии Учений. Учителя,
отвергающего преемственность и утверждающего лишь свое учение, на
Востоке называют «древом, лишенным корней». И такого Учителя
никто слушать не будет. Итак, не будем осуждать или умалять, но
лишь сопоставлять заветы, находя прекрасные касания и новые грани
Истины.
__________
Кто-то утверждает, что «мать новой эпохи должна любить чужого
ребенка так же, как и своего…» Это утверждение слишком сильно и
потому неубедительно. Невозможно требовать от земной матери
сверхчеловеческих чувств. Оставим ей законное право любить своего
ребенка больше, нежели чужого. Но скажем, что истинная мать
найдет в сердце своем любовь и к чужому ребенку. Все дети будут
дороги ее вмещающему сердцу. Ужасна любовь исключительная, но
любовь вмещающая может иметь свои градации.
__________
Главных центров семь, и они отвечают семи принципам человека.
Но для завершения человек должен возжечь в себе все 49 огней,
которые заключают в себе огни всех центров и их разветвлений. В
Учении упомянуты двадцать один центр, потому что открытие их
влечет за собою и возжение остальных огней разветвлений. Все
духовные центры зависят от сердца. Сердце есть великий собиратель
и трансмутатор всех энергий. Сердце можно назвать солнцем по той
роли, которую оно играет в нашем организме.
__________
Диада, состоящая из седьмого и шестого принципа, не является
сознательною сущностью на планах физического проявления. Так для
того, чтобы достичь сознательного проявления на всех планах, или
обрести истинное бессмертие, то есть стать Архатом, Буддой,
Дхиан-Коганом и т. д. , человек должен здесь, на Земле, соединить
три принципа (4, 5 и 7) и слить их именно в шестом принципе.
Седьмой принцип есть лишь вечная жизненная сила, разлитая во всем
Космосе. Потому, может быть, лучше сказать — именно, Абсолютный
Разум и Совершенное Сердце, будучи одним и тем же Источником,
соответствуют высшей сущности человека, когда его дух, разум и
все чувства огненно претворились и слились в сердце, именно,
когда разум становится сердцем и сердце разумом… так ваш
читатель избегнет многих недоумений.
Вы помещаете шестой принцип в сердце, и это правильно, ибо
ничто не может миновать сердца, все энергии трансмутируются в
нем. Но многие привыкли соединять шестой принцип — Буддхи с
мозговым центром и могут начать Вам возражать. Но, именно, шестой
принцип, в своем высшем аспекте, будет возглавляться сердцем.
__________
Приходится слышать и такие замечания: «как и прежние писания,
книга «Агни Йога» не дает определенных и исчерпывающих указаний,
как и что делать». Что большое заблуждение. Именно «Агни Йога»,
как и все писания, дает самые определенные и прямые указания, как
поступать и что делать. Но человек всегда пренебрегает сущностью
и ищет второстепенных предписаний. Так же, как и в каждодневной
жизни, ему нужна аптечная дозировка или патентованные средства.
Забывая, что даже обычный добросовестный врач прежде всего
заботится о самочувствии больного и применяет средства, дозируя
их, согласно состоянию организма. Все Учения, так же как и «Агни
Йога», всегда указывали на самое существенное, предоставляя
человеку, применившему основное, избрать и второстепенные,
вспомогательные средства по особенностям его организма. Великая
ошибка всем давать один и тот же рецепт. Раз основы поняты и
применены в жизни, все остальное прилагается само собой.
Трудность в том, что люди не хотят понять, что основа
достижений лежит не в механических приемах, но в преображении
внутреннего человека, сфера которого лежит в мире мысли. Все
Учения всего мира постоянно настаивали «на чистоте мысли, чистоте
слова и чистоте поступка как на трех основах для желающих
подняться над уровнем человечества и присоединиться к «богам», —
так говорил Зороастр, так говорили все Великие Учителя, от
первого до последнего.
Потому будем справедливы и к книгам Учения Жизни и спросим
себя — разве в изданных книгах Учения не разобраны исчерпывающе,
со всех сторон, со всех углов зрения, те качества, которые
необходимо приобрести для преображения внутреннего человека?
Именно в них даны и второстепенные вспомогательные средства.
Просмотрите их внимательно, и Вы найдете немало предписаний и
даже аптечных средств! Полезно также выписать на отдельные
страницы все качества, требуемые от ученика. Вы поразитесь их
численности. Истинно, много жизней потребуется, чтобы приобрести
все эти совершенства. Но перед нами великая Беспредельность!
Теперь перейду к вопросу о книге вообще. Вопрос этот, видимо,
всех очень тревожит. Конечно, не может быть запрета читать книги
по разным отраслям знания, искусства и духа, наоборот, следует
всячески пополнять свое знание, но необходимо научиться
разбираться в качестве их. Так я всегда остерегала от псевдо-
оккультных книг. И, конечно, когда есть возможность иметь все
сокровища книг Учения Жизни, освещающие все проблемы жизни и
указующие новые пути знания, когда есть возможность ознакомиться
с «Письмами Махатм» в их полном английском издании и с трудами
Е.П.Блаватской, которых немало, то чтение остальных книг, за
малыми исключениями являющихся их слабым отзвуком и часто в
ложном толковании, есть лишь трата времени. Так, например,
«Эзотерический Буддизм» Синнетта написан целиком на основании
полученных им, через посредство Е.П.Блаватской, писем от Махатм,
но все эти письма гораздо полнее приведены в издании большого
тома «Письма Махатм к Синнетту». Лично я всегда советую, если
есть возможность, читать восточную философию, конечно, когда она
не искажена переводом.
Прекрасно, если все сотрудники ознакомятся с Основами
Буддизма, Упанишадами, Бхагават Шитой, Учениями Конфуция, Лао-
Дзы, Зороастра и Гермеса и т. д. Конечно, огромное затруднение в
том, что так мало переведено на русский язык. При правильном
отношении ознакомление с этими Учениями может только укрепить
сознание и помочь усвоению Учения «Живой Этики». Также всегда
буду рекомендовать читать книги Вивекананды и Провозвестие
Рамакришны, люблю и четыре тома, посвященные описанию жизней
Рамакришны и Вивекананды. Читая их, проникаешься всем очарованием
тонкости чувств и мысли Востока. Вообще, очень много прекрасных
восточных книжечек. Прекрасны также сочинения сестры Ниведиты об
Индии и Вивекананде, который был ее учителем.
Конечно, очень много читателей, которые, прочтя книжные
теории, излагающие основы различных Йог, сопоставят их с «Учением
Жизни» и при очевидном расхождении их впадут в расстройство. Вот
почему на первых порах всем, не утвердившимся в Учении, так
опасно читать лживые книги, трактующие об оккультных знаниях.
Много горя приносят духовные заблуждения. В заключение приведу
параграф из книги Учения о книге. «Ошибки в книгах — равны
тяжкому преступлению. Ложь в книгах должна быть преследуема как
вид тяжкой клеветы. Ложь оратора преследуется по числу
слушателей. Ложь писателя по числу отпечатанных книг. Занимать
ложью место народных книгохранилищ тяжкое преступление. Конечно,
нельзя препятствовать новым взглядам и построениям, но неверные
данные не должны вводить в заблуждение, потому защита знания
ложится на всех членов. Не позже года должны быть проверены
книги, иначе число жертв будет велико. Особенно надо беречь
книгу, когда достоинство ее потрясено. На полках книгохранилищ
целые гнойники лжи. Было бы недопустимо сохранять этих паразитов.
Недостойно, невозможно предложить прочесть лживую книгу. Зачем
обращать лучший угол очага в лживого шута! Должно отметить вопрос
книги».
Имеются еще страницы в этом же духе, когда-нибудь приведу их.
Особенно нужно оберечь детей. Многие духовные и физические язвы
детей именно от недостойных и лживых книг.
Если бы читающие книги «Учения Жизни», или «Живой Этики»,
вдумались глубже во все проблемы жизни, во все новые области
знания, затронутые в них, и задались целью основательно изучить
их, то материала в них хватило бы не на одну, но на несколько
жизней. Но обычно люди читают глазами, а не сердцем, и потому
самые замечательные указания, самые величайшие откровения
скользят по сознанию,