по Божественному. Когда человеческое
сознание перестанет изображать Божественность по-человечески,
тогда достижения духа будут огненны».
Пусть сотрудницы хранят, как сокровище, огонек
признательности к Вам, указавшей им путь и приобщившей их к
Учению Света, давшему полет и радость духу их. Преданность есть
редчайшее качество и скорее всего приведет к цели. Пусть
укрепляются в Учении Света, и если у них есть какие сомнения и
недоумения, я с радостью постараюсь разъяснить их; так важно
рассеивать их в самом начале появления их. И если духу близко
великое понятие преданности, они должны выписать из книг Учения
все, что сказано об этом царственном качестве, и, часто
перечитывая эти строки, они еще больше укрепятся в этом
проявлении истинной духовности. Сказано в Учении: «преданность
Я звала готовиться к принесению всех своих способностей и сил
прежде всего на служение народу. Ибо время не за горами, а за
плечами, когда каждая интеллигентная помощь будет так необходима.
Так важно вкоренить в народ уважение к знанию, к каждому учителю
как носителю света и успеха в жизни.
12.9.34.
Вы полагаете, что автор «Письма о Боге» недоумевал бы, если
бы он знал, что во имя этого «небесного тирана» творил свой
долголетний жизненный подвиг Преподобный Сергий? — Отвечаю вам
параграфом из книги «Сердце»: «Избегайте споров о бесспорном.
Удивлялся недавно спору между последователями Жанны Д’Арк, Сергия
Радонежского и Моисея. Каждый утверждал, что его Предстатель не
согласуется с другим. Между тем, зная истину, прискорбно было
слышать эти выдумки, сочиненные для разъединения». — Может быть
эти слова Вам не ясны, потому поясню: можно или должно избрать
себе Высший Образ, к которому больше открыто сердце наше, но
избрав Его, мы не имеем права порицать другой Облик, ибо,
истинно, Он может оказаться Тем же Самым. Великие Облики имеют и
имели много аспектов и имен. Знаете ли Вы, какие великие Образы
Записаны в Книги Жизней Старшего махатмы? Истинно, только Махатмы
и, тем более Старший среди Них, знают истину. Потому в неведении
нашем остережемся от кощунства!
Теперь Вы внимательно и без предубеждений прочтете «Письмо о
Боге», Вы увидите, что Махатма отрицает и говорит лишь против
кощунственного, личного Бога, жестокого и несправедливого,
карающего вечным проклятием каждого еретика и оправдывающего все
злодеяния, совершаемые в прославление Его, Бога церковной догмы,
который, будучи умилостивлен принесением в жертву Его Сына,:
допускает в Свое Небесное Царство лишь уверовавших в эту жертву.
Но так как человечество, от самого начала своего, рождалось и
рождается вне лона христианской церкви, то, значит, огромное
большинство осуждено на вечные муки. Но разве виноваты они, что
«Милосердный» Отец соизволил послать Своего Единородного Сына
лишь в одно время, лишь одну страну и к одному народу? За что же
карать их? Неужели эти биллионы душ осуждены вечно гореть в
адовом огне только потому, что они не имели возможности физически
узреть и услышать Сына? Тогда Бога Махатмы, истинно, не ведают и
не почитают. Но назвать их атеистами невозможно, как могу Они,
провозглашающие бессмертие Духа и Сами достигшие его, иметь что-
либо общее с мертвым атеизмом? Прочтите внимательно, именно Они
возражают против агностицизма. «Пантеистами Нас могут назвать —
агностиками никогда!», и далее — «Найдя гносиз, Мы не можем
повернуть ему спину и сделаться агностиками».
Затем Вы приводите глубоко философское утверждение Старшего
Махатмы: «Что касается Бога, то раз никто, никогда и нигде, не
видел Его, то если Он или Оно не есть сама Сущность и Природа
этой беспредельной и вечной Материи, ее энергия и движение, мы не
можем рассматривать Его, как вечного, или бесконечного, или
самосущего. Мы отказываемся принять существо или бытие, о котором
мы абсолютно ничего не знаем, ибо нет места Ему при наличности
Материи, неопровержимые свойства и качества которой вполне нам
известны… другими словами мы верим только в Материю, в Материю,
как видимую Природу, и Материю в ее незримости, как невидимый
вездесущий протей…».
Вы возмущены этим возвеличением материи. Но разве Вы не
знаете, что в эзотеризме материя и дух едины? Что материя есть
лишь дифференциация духа. Разве вы не знаете, что материя и есть
энергия, ибо одно без другого не существует? Потому всякая
материя рассматривается, как иллюзорность. Разве Вы не знаете,
что все произошло из Единого Элемента? И Элемент этот
рассматривается, как Божественное Начало, троичное в своем
проявлении. Разве Вы не знаете, что дух, лишенный материи, не
имеет проявления, иначе говоря, не существует? Истинно, в
действиях и в мышлении мы отделиться не можем от материи.
Перевожу для вас соответственные мысли из древнейших индусских
писаний, из «Агни Пурана»: «Эта Природа непостижима и превосходит
все измерения и все понимание. Бесчисленны зародыши таких миров и
систем, постоянно рождающихся в свое огненное бытие под крылом
Матери все Вселенной. Пуман или субъективный элемент (Брама
ведантистов) существует в потенциальном состоянии в недрах
Космической Природы так же, как огонь сокрыт в куске сухого
дерева, и также, как масло потенциально существует в сердце
кунжутного дерева. Этот пуман или субъективный элемент лежит
скрытый в Природе, как психический свидетель или духовное начало,
совершенно нейтральное и лишенное каких бы то ни было действий».
«Это сочетание Пумана И Природы объединяется особой силой,
которая известна, как Вишну-Шакти (Энергия), содержащая в себе
эмбрионы и основные свойства всех существ и Материи, которые
должны последовательно развиться из этого сочетания Космической
Природы и ее супруга пумана. сила, обсуждаемая здесь, является
действительным посредником для осуществления их сочетания, когда
они находятся в противоположных сочетаниях и разъединены, или же
силою, разлагающей, уничтожающей это соприкасание, из которого
произошла Вселенная, как необходимое следствие…».
Те же мысли вы найдете в герметической философии, хотя в иной
фразеологии. Да, величественно представление древних о Боге, этом
Непостижимом Начале всех вещей, этом Вселенском Законе, истинном
справедливом Начале, дающем каждой искре, изшедшей из Него, все
свойства свои, представляя ей следовать свободному выбору в
применении их на строительство или разрушение.
Теперь вернемся к первой фразе этого философского изложения,
конечно, вы знаете, что она взята из Евангелия, именно, это
подлинные слова Апостола Иоанна, которого еще никто не отважился
и не надоумился назвать еретиком или атеистом. Так мы читаем (от
Иоанна гл.1-ст.18) — «Бога не видел никто никогда», и те же слова
в Послании его (гл. 4 — ст.1). Именно этими словами Иоанн дает
понять, что по самой природе своей Бог не может быть видим. Далее
тот же Иоанн говорит: «Бог есть Дух и поклоняющиеся ему должны
поклоняться в духе и истине» (гл.4-24) И еще (гл.1-5): «Бог Свет
есть, и нет в Нем никакой тьмы» ( Но мы знаем, что свет есть
материя плюс движение). Много в Библии указаний на «Неведомого
Бога» и на огненную природу этого бога. Во Второзаконии (гл.4-24)
Моисей говорит: «Бог есть Огонь поядающий»; «Бог наш Огонь
потребляющий есть». Так, истинно, сказано: «Блаженны чистые
сердцем, яко тии Бога узрят». К месту припомнить слова ап. Павла
во втором Послании к Коринф.: «Буква убивает, а дух животворит»
Потому отбросим мертвую букву и догмы средневекового мышления и
возжем в себе огонь духа, прикасаясь к этому Высшему Понятию, и
скажем себе: «Бог непостижим и неоценим, иначе Он не был бы
Богом». Бог Махатм, бог Космический, вернее «сам Космос, ибо не
говорится ли, что Он Вездесущ, Всепроникающ, Всеведущ, и также
все в нем движется и дышит и имеет бытие. Все это есть в Библии.
Так же и в учении сказано, что «люди не понимают, что означает
Бог и Бодхисатва». Истинно, они не понимают! Но как говорил
великий Бога, но познает Отца всех тварей из красот дел и
великолепия Вселенной». Так и Махатмы познают божественность
Природы в ее зримости и незримости духовной.
«Сознание масс всегда требует Личности для почитания и творит
Образ Высший по подобию своему, тогда как высшее стремится во
всех проявлениях к Принципу».
Тот же Ориген далее утверждает: «Итак, Бога нельзя считать
каким-либо телом или пребывающим в теле, но он есть простая
Духовная Природа, не допускающая в себе никакой сложности. Он
есть ум и, в то же время, Источник, от которого получает начало
всякая разумная природа и ум. Бога, который служит началом всего,
не должно считать сложным, иначе окажется, что элементы, из
которых слагается все то, что называется сложным, существовали
раньше самого начала». (Ориген. «О Началах») Вот истинно
философское мышление. Близкое, и, я сказала бы, тождественное
всем древним философиям! Истинно, если бы наши отцы церкви
последовали примеру западного духовенства и принялись бы за
изучение трудов Великого Оригена, этого истинного Светоча
Христианства, и догмы церковные отпали бы, как оковы и скопы
железные, и церковь, тело Христово, истинно, восстало бы из
гроба. Ведь малые дети начинают думать логичнее наших седовласых
наставников.
Да, отцы западной церкви поняли, что сознание их духовной
паствы требует иной пищи и не может примириться с наивными
утверждениями, которые, может быть, в свое время, и были нужны
для обуздания полудиких племен, которые принимали христианство.
Чтобы не утратить своего влияния, некоторые из представителей
духовенства запада спешат отрешиться от невежества и пополнить
свое знание. Ведь только подумать, сколько ясных указаний о
законе перевоплощения и законе кармы имеются в Евангелии, именно,
в словах самого Христа! Но духовные отцы тщательно умалчивают об
этом. Ведь не могут же они не знать, что закон перевоплощения был
отменен лишь в шестом веке на Константинопольском Соборе! Неужели
сознание их до сих пор не продвинулось! Ведь на одном из таких
соборов обсуждался также вопрос, имеется ли душа у женщины! Много
подобных перлов можно найти, читая эти исторические рекорды тьмы
невежества. И сейчас, в виду переживаемого всем миром страшного
духовного кризиса, ужасающего, всеразъедающего безбожия,
порожденного узким и мертвящим догматизмом и удушающим
сектанством, также и падением нравственности среди церковных
служителей, именно, все духовные пастыри должны ополчиться против
всякой нетерпимости, невежества и безнравственности, должны стать
истинными водителями духа и идти с нуждами века, а не плестись
позади, закованные в цепи мрачного невежества. Как сказано в
учении: «После Оригена начала ложная вера христианства расти.
Ужас берет перед видением религиозного суеверия того времени.
Ориген ходил еще по горячим угольям старого мира. Зная заветы
Иисуса, он болел, видя невнимание толпы. Зная таинства древних
мистерий, он болел, видя непонимание Источника. Зная простоту
Учения Иисуса, он болел, видя создание церквей. Будучи ревнителем
знания, он возмущался падением знания среди служителей…».
Не худо припомнить, как во все века наиболее просвещенные
пастыри подвергались гонению правящей церкви. Сколько клеветы
было даже около современного нам Иоанна Кронштадского,
распускаемой его же служителями! Вспомним Оптину Пустынь, эту
прекрасную духовную ячейку, сколько гонений пришлось претерпеть
ей от власть имущих! Вспомним многое другое, что размеры письма
не позволяют включить.
Посмотрим теперь утверждение, так возмутившее Вас, что
«религии являлись главной причиной почти двух третей бедствий,
которые преследуют человечество». Утверждение это есть сама
истина, если мы обратимся к историческим рекордам. Именно, для
изучающих историю религий, историю церкви вообще, это есть
неоспоримая и тяжелая истина. Во все времена, среди всех народов,
вопрос религии был самым острым, самым страшным, и никакой другой
человеческий вопрос не залил так мир кровью, как религия. Ни одни
войны не были так жестоки, как войны за религию.
Вспомним воинствующий фанатизм мусульманского мира. Не
забудем, что буддисты были изгнаны и истреблены в Индии
браманской сектой, и сейчас еще не редки кровавые расправы между
мусульманами и индусами. так и в некоторых китайских провинциях
жестко расправлялись и расправляются еще с буддийскими
монастырями. Также не будете Вы отрицать, что Инквизиция есть
самое страшное, несмываемое пятно на златотканых одеждах
христианской церкви. Ведь Инквизиция была установлена, конечно,
не для преследования ведьм и