и просмотреть, при свете нового сознания, все постановления
бывших соборов, должна будет изучить сочинения первых
христианских философов и отцов церкви, ближайших ко времени
Иисусову; и тогда вся красота подвига Иисуса, вся ширь Его Учения
будет понята ими в духе, но не в мертвой букве часто искаженных
писаний. И только тогда. будет заложена новая религия, религия
Духа. «Не на горе сей, не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. .
. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники
будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников
Отец ищет Себе: Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны
поклоняться в духе и истине» (от Иоанна, гл. 4, ст. 21-24).
Также хочу напомнить Вам, что все Архангелы и Ангелы должны
были пройти через человеческую эволюцию. И Архангел Варахаил или
Уриэль был и есть ЧЕЛОВЕК. Так же как и Архангел Михаил, занимая
свое место среди высших Архангельских чинов, мог ходить по нашей
грешной Земле, неся ей спасение. Если бы не эти величайшие Духи,
давшие импульс к зарождению мысли на заре нашего земного,
физического человечества и продолжавшие двигать эволюцию земного
сознания на всем протяжении этого труднейшего и самого
длительного процесса, то человечество земное и по сей час не
вышло бы из состояния пещерных жителей. Именно Великие Архангелы
и есть те Семь Кумар и среди них Наивысший, о которых говорится в
Восточных Писаниях и в «Тайной Доктрине», пришедшие с высших
миров и принесшие величайшую жертву тем, что, именно, Они
воплощались как великие Основатели религий и царств, философий и
т. д. на всех поворотных пунктах истории планеты, чтобы ускорить
эволюцию человечества. Именно Архангел Михаил сейчас на страже
судьбы нашей планеты. Ему заповедана последняя битва с Князем
Мира сего (о том свидетельствует и Библия).
12.12.34
Вы пишете: «Нам было прочитано Ваше письмо, и мы его не
совсем поняли, в частности, скажу про себя». Удивилась этому, ибо
мне казалось, что изложение мое было довольно исчерпывающе,
принимая во внимание уже имеющиеся у вас книги учения, в которых
так ясно проведена черта между духовными достижениями и, так
называемым, психизмом, или низшими проявлениями.
Вероятно, неясность эта происходит вследствие непонимание
термина «психизм». Несомненно Вы знаете, что слово «psyche»
греческого происхождения и первоначально оно означало лишь
жизненное дыхание и животную душу (именно, как нечто,
принадлежащее миру животному). В следующем своем превращении оно
стало означать душу рациональную (душу человека), и а в третьем,
конечном — высшую духовную, синтетическую сущность (венец
человека). Так вот под психизмом мы (и на Западе) подразумеваем,
именно, проявления низших степеней этой энергии, так ярко
выявляющихся в медиумах или же в психиках, как называют их на
Западе, когда степень этих манифестаций немного выше обычного
медиумизма. Но как в том, так и в другом случае, высокая
психическая энергия отсутствует, ибо высшее качество ее может
проявиться лишь когда центры открыты и огненно трансмутированы.
Много недоразумений происходит от неправильных определений и
своеобразного понимания и применения их.
Область психическая очень обширна и вмещает бесконечное
разнообразие проявлений, от самых высоких до самых низших. Все,
что не носит на себе печати духовности, все, что не имеет
отношения к высшему плану, плану высшего Манаса и Буддхи,
называется психизмом. Все достижения, посредством механических
упражнений, относится к области низшего психизма, ибо ни никогда
не могут дать открытия высших центров, не говоря уже о высшей
трансмутации их. Все попытки приводили к сумасшествию.
Проникновение же в низшие слои Тонкого Мира есть явление
доступное, как медиумам, так и животным. Ведь, животные гораздо
больше нашего чуют, видят и слышат. Именно, как говорит Люк Берк:
«Ясновидение есть общая способность — собаки, идиоты и человек
одинаково располагают ею». Можно даже отметить любопытный факт,
что большинство медиумов и психиков не отличались высокими
умственными способностями. Именно, особенность организма, в
случае медиумов, и нарушенное равновесие в случае психиков,
задерживает правильное развитие высших центров, иногда даже
совершенно парализуя их. Вот почему мы не преклоняемся перед
медиумами, но скорее сожалеем их. Ибо по своему строению медиум
от рождения открыт для всех внешних влияний. Воля медиума легко
подчиняется одержателям, которыми кишат низшие слои тонкого мира,
и, конечно, опасность в том, что медиум не признает своего
подчинения. Именно, труднее всего медиумам укрепить свою волю и
тем противостоять одержателям и шептунам. У многих медиумические
способности в зачаточном состоянии, и даже обладающий такой
способностью организм часто не подозревает о ней, и благо ему,
если не будет дан толчок к развитию их до того, как он утвердился
на духовном пути. Вот почему так опасны советы, как развить в
себе те или иные сиддхи, которые при отсутствии накопленного
духовного синтеза ничего дать не могут и, в конце концов, почти
всегда приводят к расстройству нервной системы, одержанию и
смерти, если не физической, то духовной. Так все книги, широко
выдающие способы механических достижений тех или иных психических
явлений, нужно рассматривать, как очень вредные, и, во всяком
случае, следовало бы тут же изложить все те опасности, которые
подстерегают профанов при касании к этой науке, требующей самого
бережного, тонкого и точно научного к себе отношения. Именно, как
сказано в Учении: «Без Учителя нельзя развивать психическую
энергию, ибо процесс этот сопряжен с большими опасностями.
Конечно следует приветствовать каждый научный опыт, каждое
смелое исследование. Ведь проводятся опасные опыты с
неисследованными энергиями, но для этого применяются все
предосторожности, создаются специальные условия, и не только
толпы при этом не призываются и не оповещаются, но даже
малосведущие люди не допускаются в такую лабораторию. Почему же
здесь, в эту лабораторию, где все тоньше, сложнее и,
следовательно, гораздо опаснее, приглашаются к принятию участия в
исследованиях все профаны, все духовно неумытые и потому
незащищенные? Все подобные книги без пояснений губительных
последствий при неправильном применении, выдаются не с
благословения Великих Учителей.
Конечно, правильное дыхание, умение ритмично и глубоко
дышать, есть великое целительное средство для восстановления
наших сил, как духовных, так и физических. Но ведь та пранаяма,
которую советуют все эти книги, не состоит только в указании на
правильность дыхания, но попутно они указывают на удерживание
дыхания и концентрацию на центрах, и вращение их и на всю прочую
гимнастику. Но добросовестный и сведущий врач пропишет каждому
пациенту дозу лекарства, соответствующую, именно, его болезни и
организму. Мышьяк очень полезен в малых дозах, но при усиленных
приемах он может вызвать рак и отравление. Широковещательные
выпуски таких руководств я считаю равносильными, нет, хуже
открытой продажи ядов на базарах, ибо яд разрушает лишь
физическое тело, насилие же над тонкими центрами приводит к
смерти духовной.
Книги Аткинсона, или йога Рамачарака, я читала. Перед великой
войной его книги наводнили скудный русский рынок по вопросам
восточной философии и всех ее психофизиологических школ. Тогда в
них ничего плохого я не нашла, но не увлекалась ими, ибо всегда
предпочитаю непосредственные источники. Так светлый облик
Рамакришны и ясный ум Вивекананды зазвучали в моем сердце мощным
призывом к духовному синтезу. Прочтя Аткинсона теперь, может
быть, мое мнение было бы определеннее. Конечно, кто же будет
говорить против советов, указующих на развитие внимания, воли и
подавления недостатков, покуда имеется в виду приложение нашего
духовного устремления и умственных способностей, именно, что так
исчерпывающе преподано в книгах Учения.
Теперь, в свою очередь, мне не ясно Ваше противопоставление
моим словам выдержек из писаний Н. К. о развитии внимания.
Развитие внимания — одно, но концентрация на вращении центра и
удержание дыхания — нечто совершенно другое. Конечно, все опыты,
способствующие развитию внимания, изложенные Н. К., не могут
считаться насильственными или быть поставленными в ряд
механических упражнений, о которых идет речь, иначе каждое
заучивание наизусть для развития памяти тоже пришлось бы
отменить. Далее, Вы снова приводите выдержку из книги Н. К. — «мы
стремимся изучать и воплощать так называемую абстракцию в
реальность». Конечно, только невежда может говорить против. Но я,
опять-таки, не вижу, какое отношение имеет это к невежественному
подходу к опаснейшим опытам, о которых идет речь? Говорится не
против самого исследования феноменов, но против некультурного,
ненаучного, именно невежественного к ним отношения. Нельзя детям
Далее Вы цитируете — «все новейшие школы должны — иметь
лаборатории, посвященные естественным наукам», и в другом месте —
«Лучшие умы многообразно направляют человеческое мышление к
расширению сознания, в котором только и заключена истинная
профилактика и предвидение возможности светлого строительства». И
тут я не могу усмотреть никакого противоречия моим утверждениям.
Кто же будет возражать против ознакомления детей, от возможно
раннего возраста, со всеми процессами в окружающей нас видимой
природе для того, чтобы с годами они могли во всеоружии подойти к
дальнейшим, тончайшим исследованиям, именно, не в невежестве, но
при соблюдении всех необходимых для того научных условий. Ведь
все это сказано и в книгах Учения. Также не все ли Учение
направлено именно к расширению сознания? Но концентрация на
кончике носа или пупе, без духовного синтеза или накоплений и без
духовной профилактики, приведет лишь к идиотизму или одержанию.
Также никто не станет отрицать, что нужны Институты
Психических Исследований, но, как обстоит дело исследования в них
сейчас, они ничего нового не могут дать. И хотя Общ. Пс.
Исследований было основано уже в 1882 г., но, в большинстве
случаев, все оспариваемые феномены 1882 г. остаются почти такими
же и в наше время. У нас имеются книги по всем этим отраслям
науки, и если Вы прочтете последнюю сводку всего ими
достигнутого, то Вы увидите, что они зашли в тупик. Мы знаем
одного выдающегося ученого проф., стоящего во главе одного из
Общ. Психических Иссл., и он совершенно откровенно признался, что
так, как поставлены сейчас эти исследования, они ничего высшего
дать не могут. Все их опыты не идут дальше того, что было уже
установлено. Будучи человеком высококультурным, он отлично
понимает, что это происходит от невежественной, ненаучной
постановки исследований. То есть от непонимания, что для
значительных опытов должен быть особый подбор лиц, обладающих
высоким духовным синтезом. Но разве можно найти его среди обычных
медиумов? Так же редок он и среди ученых, посвящающих себя этим
исследованиям. Но без наличия этого условия Общества Психических
Исследований будут лишь влачить свое существование. Итак, много
книг по этим вопросам стоят в нашей библиотеке, но я очень редко
заглядываю в них, разве что для справки. Не желаю похваляться, но
должна сказать, что ни минуты не жалею, что не потратила ни
времени, ни усилий на удержание дыхания и на концентрацию на
кончике носа.
Вы говорите, что «я не хочу быть медиумом», но разве человек
может хотеть или не хотеть быть медиумом? Ведь медиумизм есть
врожденная способность, именно, особое состояние организма,
ничего общего с выявлением высшей психической энергии не имеющая.
Много невыявленных медиумов, и особенно многочисленны они среди
низших слоев населения. Иногда, как я уже писала, особенность
эта, к великому их счастью, остается в них спящей, но горе, если
она просыпается в сознании малом или отравленном самостью, ничего
кроме разложения получиться не может. Потому на Востоке, в
древности, медиумистических детей старались изолировать и
воспитывать их в духовной чистоте, чтобы оградить их от пагубных
астральных влияний. Но несмотря на чистоту их, никто из них не
мог стать Адептом или Архатом и быть принятым в Святая Святых.
Мощь Вел. Уч. Света может помочь медиуму побороть его медиумизм и
подняться на ступень медиатора, но лишь при условии упорного
многолетнего стремления со стороны самого медиума к Источнику
Света. Малейшее уклонение на этом пути устремления разрушает все
ранее достигнутое.
Итак, устремимся к явлениям высшего порядка, ибо иметь дело
лишь с низшими слоями тонкого мира не только неразумно,