истинного человека или венец этого проявленного Космоса. Если бы
не самоотвержение Высших Духов, мы до сих пор бы находились в
состоянии Троглодитов. Наше земное человечество обязано своей
ускоренной эволюцией Старшим Братьям и Сестрам или Великим
Учителям.
Конечно, дух должен руководить своей эволюцией, и к
скорейшему пробуждению этого сознания в человечестве и направлены
все усилия Великих Учителей. Но как часто дух молчит, как редки
случаи ровного, непрерывного восхождения! Сколько бездушных людей
заполняют пространство! Сколько регресса встречается в развитии
человеческом! Дух может проявиться и действительно руководить
лишь при высоком развитии сознания или необычайной чистоте
сердца.
Ваши последующие вопросы, действительно, не совсем ясно
формулированы, как я понимаю их, Вопрос: «Не представляет ли на
известном плане цепь планет как бы одно целое так же, как одна
планета на физическом плане, а на плане еще выше, не происходит
ли то же со всей солнечной системой и т.д.? Напоминаю Вам, что во
всех древних учениях Космос всегда рассматривался, как единый
организм, и существует сравнение Космоса с организмом человека.
Так что с этой точки зрения все солнечные системы могут
рассматриваться, как единицы или как группы тех или иных кровяных
шариков в едином организме. Что подразумеваете Вы под цепью
планет? Нет ли здесь также неясности представлений? Цепь планет,
о которой говорится в «Письмах махатм» и «Тайной Доктрине», нужно
понимать, как различные фазы одной и той же планеты, со всеми
окружающими ее зримыми и незримыми для нас сферами, но не как
самостоятельные физические планеты. Далее Вы говорите: «Скажем,
что в состоянии или на плане нирваны, материя: пуруша этого
состояния расстилается беспрерывно на всю планетную цепь, а
материя еще много высшего состояния расстилается беспрерывно на
всю солнечную систему…» (я сохранила в точности Ваши знаки
препинания, двоеточие после материя). Тут мне еще труднее
следовать за Вашей мыслью. Отвечу насколько могу, и если мой
ответ Вас не удовлетворит, то в следующий раз постарайтесь
формулировать Ваши мысли яснее. Ибо «если даже мы возьмем двух
собеседников, одинаково развитых, они все же могут не понимать
друг друга. Только полная договоренность даст объединение
сознаний. Часто неудачное определительное может дать совершенно
неверное представление. Нужно утвердиться на точном понимании
многих определительных, ибо люди часто употребляют
определительные в обратном значении, не замечая этого».
Теперь перейду к ответу. Пространство наполнено основной
космической материей или космической субстанцией дух-материя, или
субстанцией Пуруша — Пракрити. Берите то определительное, которое
Вам ближе, все они синонимы, и эта материя или субстанция
является основой нашей Вселенной, в видимости и невидимости ее.
Как основа, как потенциал всего сущего, субстанция эта всюду
едина, но дифференциации ее беспредельны. Так каждое тело, каждое
светило, каждая солнечная система имеет свою собственную
атмосферу со всеми, лишь ей принадлежащими свойствами, и
напряжение этой атмосферы и степень ее развития и утончения или
усовершенствования будут разниться от атмосфер, окутывающих
прочие тела и системы, но космический субстратум этих
дифференциаций будет един на протяжении беспредельного
пространства. Также, как и монада, будет ли она заключаться в
минерале, растении, животном или человеке, едина в сущности
своей. Следует очень вдуматься в понятие основного Единства
Космоса.
Каждая божественная искра-монада в огненном естестве своем
едина со всеми прочими монадами, но те сочетания энергий, с
которыми она приходит в соприкосновение, выявляют ее потенциал,
окрашивая его соответственно сочетанию, так творится все
разнообразия. В Агни Йоге §275 дано прекрасное пояснение — «Дух
остается неприкосновенным. Огненное зерно духа остается в
стихийной цельности, ибо значение стихий неизменяемо. Но эманация
зерна изменяется в зависимости от роста сознания. Так можно
понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопления
вокруг него энергии есть сознание… Можете прибавить к пламени
любой химический состав и тем изменить цвет и размер его, но
стихийная сущность огня останется неизменною».
Также не забывайте, что состояние нирваны есть состояние
достижения наивысшего проявленного совершенства в соответствии с
данным циклом эволюции для каждого царства и вида. Так и
сознание-инстинкт растений и животных во время пралайи может
иметь свою соответствующую нирвану. Степеней нирваны столько,
сколько циклов совершенствования в Беспредельности Но всегда она
будет выражением максимума совершенства в соответствии с
определенной стадией эволюции. Но про Космическую основу или
Субстанцию мы можем лишь сказать, что она пребывает в состоянии
потенциальной Паранирваны. Космическая Субстанция, Дух-Материя,
простирающаяся в Беспредельности, есть Божественная Основа или
Потенциал всего Сущего, и в своих бесконечных проявлениях,
дифференциациях и сменах форм, она стремится к беспредельному
совершенствованию и самосознанию в них, в этих формах. Ответит ли
это Вашему запросу, не знаю, но иначе понять его не могла.
Теперь о Вашей группе. Конечно, я видела эту группу из людей
стремящихся и действительно молодых. Конечно, молодость духа
самое главное условие — молодость в смысле подвижности и
устремления сознания…
Простые душевные беседы на тему Учения гораздо полезнее
всяких лекций и ритуалов. Собирайте кружок горящих сердцем,
которым нужна не оболочка, не шелуха, но живоносное зерно. Часто
трехминутная беседа даст больше, нежели двухчасовая лекция. Но
очень разбирайтесь в подходящих. И действуйте своим именем, своей
инициативой.
Шлю Вам лучшие пожелания. Укрепляйтесь мыслями на суровом
жизненном подвиге, на красоте служения общему благу, на радости
сотрудничества с Силами Света, и много светлого и прекрасного
войдет в жизнь Вашу. Без связи с Высшим Миром нет продвижения,
нет истинной радости.
Перед отправкой этого послания пришло Ваше второе письмо, так
как на последней странице моего письма осталось место, то и
заполню его ответом на Ваши вопросы.
Тара — богиня или женский эквивалент Архата, или Сестра Бел.
Братства. Очень советую Вам не слишком интересоваться названиями
посвящений, ведь это ни к чему не ведет. В древности в каждой.
религиозно-философской школе или сокровенном братстве
существовали свои подразделения, или степени, и обозначения их.
Будьте уверены, что истинные ступени не обозначаются названиями,
встречаемыми сейчас в книгах. Если же Вы хотите, то возьмите
прекрасные определения ступеней духовного продвижения, данные в
«Агни Йоге». Ведь есть изучающие оккультизм, которые убеждены,
что солнечное посвящение происходит на физическом солнце! Все
ступени посвящения в нас самих. Когда ученик готов, он получает
Луч Озарения, соответствующий достигнутой им ступени очищения и
расширения сознания и огненного преображения центров.
Для Вашего удовольствия привожу Вам древние египетские
степени посвящения в их греческих эквивалентах. Первая степень —
называлась Пастофорис; вторая — Неокорис; третья степень —
Меланефорис; четвертая — Кристофорис; пятая — Балахат; шестая —
Астрологос; седьмая — Профета или Сафкнаф Панках. Продвинетесь ли
Вы на духовном пути от знания этих условных названий? Также хочу
сказать, что нужно проходить путь не факелом чадящим, но светом
очищающим и пронизывающим тьму.
Теперь о фотографировании аур. Это сопряжено с затратой
денежной и терпением. И конечно, необходимо соблюсти условия
благоприятных токов, чистоты, тишины и гармоничности всей
атмосферы. Люди, участвующие в этом опыте, должны быть очень
сгармонизированы между собою. Нужно помнить, что никакое научное
исследование не дается без великого труда и терпения. Есть
механический способ исследования аур, при помощи химического
состава, накладываемого на стекло, через которое смотрят на
исследуемого субъекта, но этот состав очень вредно действует на
зрение. Конечно, способ этот несовершенен.
1.2.35.
Так Вы пишете, что в «Чаше Востока» Вы нашли полное отрицание
Бога не только личного, но и безличного. Это утверждение не
совсем справедливо. Ибо нигде, ни в Учении, ни в Письмах Великих
Учителей, вы не найдете отрицания безличного Бога. Возможно, что
это недоразумение возникло просто из-за неправильного
наименования. Ибо, что есть этот безличный Бог? Не является ли Он
тем божественным, неизменным и беспредельным Принципом или
Непознаваемой Причиной всего Сущего, который словами апостолов
Иоанна и Павла и в трудах первых великих отцов христианства
определен, как «Бог Невидимый и Непознаваемый». Не читаем ли мы в
Евангелии от Иоанна (гл. 1, ст. 18): «Бога не видел никто,
никогда», и те же самые слова, повторенные в Послании его (гл. 4-
1). Много указано в Библии на «Бога Невидимого» и на огненную
природу этого Бога. Так во Второзаконии (гл. 4, ст. 24) Моисей
говорит: «Бог есть Огонь Поядающий».
Очень советую вам прочесть труды великого Оригена, этого
Светоча истинного Учения Христа. Между прочим, западная церковь
принялась за изучение его трудов, ибо наиболее просвещенные
церковники поняли, что они зашли в тупик со своими мертвящими
догмами, и не удержать им своего влияния под напором нового
сознания широких масс, требующего, прежде всего, логического и
жизненного законов. Так Ориген в своем труде «О Началах»
утверждает: «Итак, Бога нельзя считать каким-то телом пребывающим
в теле, но Он есть простая Духовная природа, недопускающая в себе
никакой сложности. От есть Ум и, в то же время Источник, от
которого получает начало всякая разумная природа и ум. Бога,
который служит началом всего, не должно считать сложным, иначе
окажется, что элементы, из которых слагается все то, что
называется сложным, существовали раньше самого Начала». Разве
возможно яснее утвердить понятие Бога, как чистейшего однородного
Принципа или Начала всего, нежели это выражено в словах великого
греческого философа и отца христианской церкви?
Также разве не сказано, что Бог вездесущ, всеведущ и всемогущ
и, что «все в Нем движется и дышит и имеет Бытие»? Все это
имеется в Библии. Потому, если мы отбросим мертвую букву писаний,
часто искаженных неверным переводом, и предвзятость суждений,
сложенную рабством мысли, на протяжении веков находящейся в
тисках христианских догм, то мы увидим насколько все религии, все
учения древности, полагали в основу мироздания величественную,
вечно-непознаваемую Причину всего сущего и поклонялись этому
Единому Божественному Началу под разными наименованиями,
соответствующими каждому народу, каждой стране.
Христианский мир для высшего понятия избрал слово Бог,
потому, зачем искать новое определительное для этого
Величественного Понятия? Ведь с этим словом христианский мир
веками связывал все самое Высокое, все самое Прекрасное,
доступное его сознанию, потому в книгах Учения этот непознаваемый
и Беспредельный Принцип или Начало часто обозначается словом Бог.
Ведь сказано: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны
поклоняться в Духе». Еще сказано: «Отец Мой и Отец Ваш». Именно,
это Божественное Начало, Непостижимое и Незримое, духовно
пребывает в нас и вокруг нас. Потому и Бог Махатм есть Бог
Космический, вернее, сам космос во всей его Видимости и
Невидимости. Именно, «все в Нем движется и дышит и имеет Бытие».
Также в Агни Йоге сказано: «Люди не понимают, что означает
Бог и Бодхисатва». Истинно, они не понимают, и мы можем сказать
словами великого Оригена: «Наш ум своими силами не может постичь
Бога, но познает Отца всех тварей из красот дел и великолепия
Вселенной». Лучше сказать нельзя. Да, величественно было
представление великих умов древности об этом Непостижимом Начале
всех вещей, в этом Вселенском Законе, истинно справедливом
начале, дающем каждой искре, исшедшей от Него, все свойства Свои,
предоставляя ей следовать свободному выбору в применении их на
строительство или разрушение.
Не забудем также, что все древние религии без исключения
делились на эзотерическую для избранных и экзотерическую для
народа. Именно, много осложнилось в нашей христианской религии
из-за того, что священнослужители утратили, вернее, отвергнули
ключ к пониманию Учения Христа, полного эзотеризма, о чем в
Евангелии имеются неоднократные подтверждения в словах самого
Христа.
Возвращаясь к термину «безличный Бог», должна добавить, что,
вкладывая в понятие Бога то понимание, которое связано с
представлением этого понятия в умах масс, определение такого
Бога, как безличного, будет попросту говоря, чудовищной
нелепостью, полною непродуманностью. Потому, лишь принимая Бога
за Непостижимое Начало, за Единый Закон всякого существования, мы
можем говорить о Его безличии. Также если сказано, что Бог
Беспределен, то возможно ли, чтобы нечто беспредельное имело
форму или облик? Как Бог, будучи беспредельным, может стать
предельным и конечным? Потому лишь представление Бога, как
Божественного, Неизменного, Непреложного, Вездесущего и
Беспредельного и Непознаваемого Принципа может, действительно,
ответить всем запросам и