Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Письма в Америку. Том 1. Елена Рерих

и

мыслей]. Это есть мыслитель в действии, в связи с Манасом

(высшим) и Буддхи образует высшее тонкое тело (Астральное тело

отличие от эфирного двойника, часто называемого низшим

Астралом)), или духовную душу духовного, развитого человека. Так

Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим высший Манас с

Кама-Рупа соединяя, таким образом, Манас и Форму, которые

являются Кама-Манасическим телом, или же человеческой душой.

Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом,

Кама-Манасом, состоялся, то есть, когда человек начинает получать

запечатления от высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно

развитым человеком, и он начинает приближаться к бессмертию. Так

для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения

сознания на всех четырех планах бытия и чтобы стать и Архатом,

нужно, именно, в физическом теле соединить 4, 5 и 7 принципы и

слить их в шестом Буддхи. Иначе говоря, все качества основной

энергии, трансмутированные ее огнем, должны сгармонизироваться и

вылиться в ее высшем качестве высокой психической энергии.

На Востоке способ сообщения между низшим и высшим Манасом

называется Антакарана, или мост, или тропа, и по этой тропе

низшее Еgо, в свою очередь, также передает высшему Еgо все те

впечатления и мысли, которые могут быть ассимилированы по природе

своей с неумирающей нашей сущностью, таким образом, тоже

становясь бессмертными, или теми накоплениями, которые хранятся в

«чаше».

Таким образом, истинная индивидуальность человека будет

заключаться в его причинном теле, или духовной душе, тогда как

низшая душа в его личности или в сменяющихся земных проявлениях;

отсюда ясно, что душа есть понятие растущее и подлежащее

изменению. В связи с этим пересылаю Вам выдержки из книги «Основы

Буддизма», затрагивающие понятие души.

Так личное, или низшее Еgо, или человеческая душа, состоит из

пяти принципов, тогда как дух, или высшее Еgо, или истинная

индивидуальность, или духовная душа, являет триаду из седьмого,

шестого и пятого принципа.

Конечно, значение личности в развитии человека самодовлеюще,

ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь это проявление, в

различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях, дает нам

возможность развить и утончить и сгармонизировать все наши

энергии или принципы через деятельность наших нервных центров.

Так, четвертый принцип играет огромную роль, ибо в нем заложено

желание, этот стимул к жизни, который, проходя успешно через

горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление

или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества. Так

будем ценить каждое наше земное проявление, дающее нам

возможность что-то улучшить, что-то добавить в чашу накоплений,

собирающую нам Амриту. Сравнительно не так трудно для развитого

человека отличать духов с большими накоплениями. Так, богатая

индивидуальность будет всегда обладать синтетическим умом. Тогда

как духов с малым багажом можно часто встретить среди узких

специалистов. Дух с накопленной чашей легко понимает сущность

вещей. Именно, про них можно сказать, что они вкушают плоды,

тогда как другие пересчитывают их листья, которые сменяются

каждою осенью.

Человек приносит с собою в новое воплощение те накопления,

которые можно определить в нем как характер или наклонности.

Чисто технические или физические способности, конечно, часто

зависят от наследственности, тоже являющейся кармическим

следствием. Случается, что дух с большими накоплениями, в силу

кармы, даже не так личной, как групповой или даже целого народа,

попадает в несоответствующие условия, то есть тело, полученное

им, не отвечает размаху его духа, и тогда такое несоответствие

выражается иногда в идиосинкразиях, которые ввергают окружающих в

недоумение. Даже в детях можно замечать иногда странные явления,

например беспричинный крик или плач, все это можно объяснить

несоответствием духа с полученной оболочкой. Ведь оболочка

человека творится коллективными усилиями человечества, и,

конечно, при низком уровне большинства легко можно понять, как

трудно высоким духам выявляться в уготованных им оболочках. Вот

почему так важно всячески подымать общий уровень человечества,

чтобы дать возможность высоким духам проявить себя в возможно

полной мере. Конечно, это обстоятельство и делает таким трудным

распознавание истинной ценности человека. Вот почему, так нужны

снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие

свидетельства заставят многих призадуматься и устремиться к

действенному улучшению своего паспорта.

Да, конечно, закон кармы очень сложен. И нужно стать Архатом,

чтобы быть в состоянии проследить его действия. Ведь, в сущности

говоря, ничего кроме кармы не существует. Все Бытие есть лишь

нескончаемая цепь причин и следствий, причем последние в свою

очередь становятся причинами последующих следствий и так аd

infinitum. Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы

продолжить ее в других мирах. Окончание одного цикла кармы

наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие

в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для

этой планеты.

Привожу выдержки из «Основ Буддизма»: «Идея личного Бога,

спасающего человечество, являлась для буддистов неприемлемой,

несовместимой с законами кармы и с пониманием необходимости

совершенно личных усилий для своего освобождения».

«Если существует Бог, какую надежду можешь ты питать

умилостивить его гимнами и поклонами? Поступки, совершенные

тобою, есть поступки этого высшего существа… Если Бог делает и

все то, что худо, какую заслугу видишь в нем для твоего

почитания? Если, ненавидя зло, Он неспособен выявлять зло, то

нелепо говорить, что все сущее есть творение Бога. Мощь Бога

должна быть основана на законе или же быть подчинена другой

причине. В первом случае она является следствием закона, во

втором мы должны назвать ее рабством, а не владычеством».

Если вечно изменяющееся существование человека исключает

гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и вселенная, этот

комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или

даже возможности вводить в нее существо неизменяемое и вечное.

Две доктрины, особенно осуждавшиеся Буддою: 1) Утверждение

вечной, неизменной души. 2) Уничтожение души после смерти. Обе

эти доктрины опровергались законом причинного зарождения,

устанавливающего, что все дхармы, в одно и то же время, являются

причинами и последствиями.

Будда отрицал существование неизменной души в человеке и во

всем, ибо в человеке и во всей вселенной он видел лишь

непостоянство и преходящее.

Тезис — беспрерывность потока феноменов и формула

причинность зарождения — исключают существование вечной,

неизменной души, как индивидуальной, так и мировой.

Понятие, связанное со словом «душа», совершенно неприемлемо

для буддиста, ибо представление, что человек может быть

сущностью, отделенной от всех других сущностей и бытия всей

вселенной, не может быть доказано ни логикой, ни поддержано

наукой. «В этом мире никто не независим. Все, что существует,

зависит от причин и условий». — «Всякая вещь находится в

зависимости от другой, и вещь, от которой она зависит, в свою

очередь не независима» (Бодхичарьяватара, 26-31).

Будда постоянно учил, что самостоятельного «я» нет, что нет и

обособленного от него мира. Нет самостоятельных предметов, нет

обособленной жизни — все лишь неразрывные корреляты. Раз нет

отдельного «я», то мы не можем сказать мое — то или другое, и

этим самым уничтожается зачаток понятия собственности.

Если понятие постоянной и самостоятельной человеческой души

должно быть отброшено, что же это такое в человеке, что дает ему

впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет — тришна,

или неудовлетворенное желание бытия. Существо, породившее

причины, за которые оно должно отвечать, обладая вожделением,

получит новое рождение, в соответствии со своей кармой.

Рождается новое соединение сканд-элементов одного и того же

комплекса элементов или дхарм, проявляющихся в данное время как

одна личность, и после определенного промежутка времени в виде

другой, третьей, четвертой и т.д. в бесконечность. Происходит не

трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм, или

элементов, иначе говоря, перегруппировка элементов-субстратов,

входящих в человеческую личность.

На качество нового соединения сканд-элементов новой личности

оказывает большое влияние последнее, предсмертное устремление

предыдущей личности, дающее направление освобождающемуся потоку.

Человек рассматривается в буддизме как индивидуальность,

сложенная многочисленными существованиями, но лишь частично

проявленная в каждом новом рождении на земном плане.

Индивидуальное существование, состоящее из целой серии

жизней, которые начинаются, продолжаются и оканчиваются, чтоб

снова начать, и так нескончаемо, сравнивается с колесом или годом

с 12-ю месяцами, неизменно повторяющимися. Самая цепь 12-ти Нидан

становится уже не цепью, но колесом жизни с 12-тью спицами.

Колесо жизни, колесо Закона, раз пущенное в ход, никогда не

останавливается. «Колесо благого Закона в неизменном вращении

неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от золотого зерна.

Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение ее

сердца».

Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели — достижению

Нирваны, т.е. полного развития всех возможностей, заложенных в

человеческом организме. Но буддизм учит познавать и творить благо

независимо от этой цели, ибо, в противном случае, это было бы

абсолютным эгоизмом, и подобный спекулятор заранее осужден на

разочарование, как сказано: «Нирвана есть синоним бескорыстия;

полный отказ от всего личного во имя истины. Невежественный

человек мечтает и стремится к Нирване, не имея ни малейшего

представления об истинной ее сущности. Творить добро с целью

получения результатов или же вести указанную жизнь для достижения

освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без

мысли о каких либо вознаграждениях и достижениях должна быть

пройдена жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая».

Состояние Нирваны может быть достигнуто человеком в его

земной жизни.

__________

Буддизм не делает различия между физическим и психическим

миром. Реальность, приписываемая действию мысли, того же порядка,

что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами.

Буддизм рассматривает все существующие феномены как

единственную реальность, физически и психически эти феномены суть

дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы

соприкасаемся лишь с дхармами, потому что в нас и вне нас

существуют лишь дхармы.

Слово «дхарма» одно из наиболее значительных и наиболее

трудно переводимых в буддийской терминологии. Дхарма есть

многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему

особенностью определенного выявления. Наши органы доставляют нам

чувствования, которые обращаются в дхармы действием познавания.

Идеи, представления и все интеллектуальные процессы — прежде

всего дхармы. Для нашего сознания дхармы то же, что цвет, форма и

звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим

воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы получаем

ощущение синего».

Само учение Будды принято называть Дхарма, ибо дхарма также

обозначает закон.

Субъективные или объективные феномены беспрерывно изменяются.

Они реальны, но реальность их моментальна, ибо все, что

существует, есть лишь вечное развитие дхармы появляются один

момент, чтоб измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока

всех вещей была настолько основной характеристикой учения, что

оно получило даже наименование «теории моментального разрушения».

Дхармы (трансцендентальные носители определенного качества)

вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их определяют

особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что

находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие,

которое не было составным, условным и было вечно — это Нирвана.

Каждая дхарма является причиной, ибо каждая дхарма есть

энергия [вибрация]. Если эта энергия присуща сознательному

существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как

непосредственная причина феноменов, внутренне она изменяет

породившего ее и заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в

более или менее далеком будущем.

Если взять человека, мы найдем, что его физическое и

психическое строение есть лишь сочетание пяти групп агрегатов —

сканд, которые подразделяются на физические качества: форму —

рупа; чувствования — ведана; представления — санжна; силы —

самскара; сознание — вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и

двойственны. Самскара суть наклонности и творческие силы,

объясняющие настоящие дхармы предыдущими дхармами и которые в

настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего.

«Самскара накопления, оставленные прошлыми чувствованиями и

сообщающие аромат будущим чувствованиям». Из этого определения

Самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как бы

впитывающей в себя все особенности прочих сканд. Сканда вижнана и

отчасти санжна дают окраску или характер прочим сочетаниям и

потому являются причиной, определяющей последующее существование,

в смысле устремлений, наклонностей.

Ни один элемент из одного существования не переходит в

другое, но ни один не достигает нового существования, не имея

причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание перестает

существовать — это смерть. Когда сознание возвращается к

существованию, получается новое рождение. Нужно понимать, что не

из старого сознания возникает настоящее

Скачать:TXTPDF

Письма в Америку. Том 1. Елена Рерих Йога читать, Письма в Америку. Том 1. Елена Рерих Йога читать бесплатно, Письма в Америку. Том 1. Елена Рерих Йога читать онлайн