сознание, но что оно
своим настоящим видом обязано причинам, заложенным в предыдущем
бытии.
От одной жизни к другой нет передачи, но как бы отсвет,
«Человек посеявший не тот самый, который жнет, но он и не
другой».
Содержание сознания состоит из дхарм. Дхармы — это мысли.
Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента или органа
чувств, ибо с момента, как вещь подумана, она уже существует.
Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа
определяется числом и характером частиц, которые его составляют.
Каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо.
Но это изменение не исключает последовательности, ибо движение
сканд не совершается случайно и вне закона. Вовлеченные в вечный
прилив и отлив, агрегаты изменяются в одном направлении более,
нежели в другом, ибо условия каждого нового сочетания
определяются причиной, и причиной этой является качество
предшествовавшей причины. Каждое последующее сочетание пожинает
плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое
оплодотворится в будущем сочетании.
Человек есть комплекс сочетаний, и в то же время он — звено.
Он — комплекс, ибо в каждый момент он содержит большое число
сканд; он представляет собой звено, ибо между двумя последующими
состояниями есть одновременно различие и солидарность. «Если не
было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу. И если не
было бы солидарности, не было бы необходимости в молоке, чтоб
иметь простоквашу».
Поясним еще примером. Физиологически человеческий организм
совершенно изменяется каждые семь лет, и тогда как человек А. в
сорок лет совершенно тождественен с восемнадцатилетним юношей А.,
все же, благодаря постоянному разрушению и восстановлению его
тела и изменениям в уме и характере, он другое существо. Человек
в старости является точным следствием мыслей и поступков каждой
предыдущей стадии своей жизни. Подобным образом, новое
человеческое существо, будучи предыдущей индивидуальностью, но в
измененной форме, в новом соединении сканд-элементов, справедливо
пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих
существованиях.
Сознание и его вечно изменяющееся содержание едины. «Нет
постоянного я, которое оставалось бы неизмененным». «Нужно, чтоб
эмбрион умер для того, чтобы родился ребенок, нужна смерть
ребенка, чтобы родился мальчик, и смерть мальчика выявляет юношу»
(Шикшасамуччая, стр. 358).
Принято эволюцию человеческого существа сравнивать с
ожерельем — каждая буса которого одно из физических проявлений.
Но ближе представить себе эволюцию эту как сложную настойку, в
которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется
новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.
Каждое новое проявление ограничивается физическими элементами
— сканда-рупа. Энергия, стремящаяся создать новое существо и
направляемая кармой, называется «Тришна» — стимул, жажда бытия.
__________
Современные научные данные поддерживают теорию кармы,
изложенную в буддизме. Современная наука учит, что каждое
поколение людей является наследником отличительных особенностей
предыдущих поколений и не только в массе, но в каждом
индивидуальном случае.
Психология находит себе полное основание в том исключительно
сугубом внимании, которое Будда уделял мыслительным процессам,
очищению и расширению сознания учеников, утверждая мысль
первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические
процессы в буддизме тесно связываются с физиологией.
«Философию буддизма можно назвать анализом отдельных
элементов, вступающих в сочетание при образовании определенного
индивидуального потока». Индивидуальный поток слагается и
питается бесчисленными проявлениями человека на земле, в других
планах и других мирах. Впитывая все особенности каждого
проявления, поток этот растет возможностями, видоизменяется,
оставаясь вечно самодовлеющим. Истинная индивидуальность,
истинное бессмертие заключается в осознании своего истинного «Я»,
сложенного бесчисленными сочетаниями проявлений. Человек в
буддизме не несчастный пигмей, каким он является в представлении
западного мышления, но владыка миров. Будучи частью и
отображением Космоса, он, подобно ему, безграничен в своих
возможностях.
18.6.35
С сердечною радостью получила Ваше письмо. Что может быть
прекраснее бесконечного чувства любви к великому Облику Учителя.
Ведь это пламя, истинно, питает нас и переносит через все
пропасти. Нет предела достижению сердца, горящего любовью. Потому
так приветствую в Вас это мощное звучание сердца. Следуйте этому
прекраснейшему и кратчайшему пути. В урочный час подойдут и
необходимые проявления. Но не огорчайтесь, если еще не замечаете
некоторых знаков, указанных в Учении, но знайте, что сейчас
происходит самая тяжкая битва Сил Света с силами тьмы, и потому
все проявления тонкого мира затруднены, вернее, нужно быть с ними
очень осторожными, ибо при отравлении земной атмосферы и даже
ближайших к земле тонких сфер они могут влиять на сердце. Так
Светлые Силы всегда соображаются со многими условиями и прежде
всего с состоянием организма человека, и потому все подходы или
приближения к нему совершаются в лучшее и наиболее безопасное для
здоровья время. Но, именно, ценно в тяжкое время, среди этой
тьмы, пронести свой светильник. Как говорится в Восточных Учениях
«Истинно, превосходна Кали Юга (черная Юга), ибо она дает нам
возможность наискорейшего продвижения по пути Света. Именно, все
трудности есть возможности, и одоление их есть ступени
восхождения».
Очень насущна тема Вашего реферата, и прекрасно, что Вы
осветили вопрос о посмертном состоянии в духе Учения. Необходимо
будить мысль неожиданными, но осторожными касаниями. Ведь
истинное христианство ни в чем не расходится с Учениями Востока и
Учением Живой Этики.
Понимаю, что приходится считаться с волною национализма и
даже, может быть, шовинизма. Иногда полезно растущее деревцо
обнести заборчиком и важно лишь досмотреть, чтобы заборчик этот
не оказался тесен и не нарушил правильного развития деревца,
нужно вовремя раздвинуть его. Потому бережно переживем это
переходное время! Кроме того, Учение «Живой Этики» не носит
печати определенной национальности, потому оно и приложимо всюду
и всегда. Несколько восточных терминов легко заменить западными
их эквивалентами. Важно передать новое понимание проблем жизни и
незыблемых законов Бытия. Но, как обычно, лишь непредубежденные и
открытые сознания воспримут широту нового миропонимания. Так
действуйте в полном соответствии с возможностями Вашей аудитории!
Во всем руководствуйтесь ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬЮ, этим великим законом,
правящим Вселенной. Так, не насилуйте чрезмерно сознание
приближающихся к Вам. Знаю, как трудно каждому дать лишь по
сознанию! Знаю, как сердце стремится поделиться своим богатством
и дать радость широкого миросозерцания, но мы должны быть мудры в
раздавании зерен.
Приветствую идею издавать журнал, явившуюся у Вас и друзей
Ваших. Сделайте его доступным и содержательным. Наряду с темами
«Живой Этики», может быть, Вы затронете и растущий интерес,
наблюдаемый сейчас среди широких общественных кругов к вопросам
Тонкого Мира. Ведь во всех передовых странах делаются попытки
научно подойти к исследованию психических и парапсихических
феноменов. Так, только что прочла в газетах, что и в Швеции при
одном из Университетов учреждается кафедра для изучения
спиритуализма. Собираются исследовать участившиеся психические
феномены. В Италии в самой широко распространенной газете введен
отдел по оккультизму. Интересно было бы давать в предположенном
Вами журнале сводку или рекорды психических феноменов,
появлявшихся в прошлом и особенно участившихся сейчас. Много
поучительного извлекут люди из таких очевидных доказательств.
Люди любят все таинственное, и это может пробудить и насторожить
сознание к дальнейшим поискам. Но, конечно, попутно нужно
раскрывать вред медиумизма и указывать те меры, которые должны
быть приняты, чтобы оградить как медиума, так и окружающих от
опасности одержания. Все это, ввиду развивающегося медиумизма и
одержания, может быть крайне полезным.
Путем обмена с другими журналами Вы могли бы собрать много
интересных данных. Сколько научных наблюдений подошло сейчас к
черте потустороннего!
__________
Теперь ответы на Ваши вопросы. Божественная Монада находится
в каждом минерале, в каждом растении, в каждом проявлении, ибо
без этого огненного зерна нет и жизни. И по мере восхождения из
простых к более сложным организмам, монада или зерно духа
остается всегда неизменной в стихийной цельности своей, но
эманации, или излучения, этого зерна изменяются в зависимости от
роста сознания оживляемого им организма. Следовательно, чем
сложнее и утонченнее организм, тем и излучения Монады становятся
богаче и тоньше.
Интеллект на физическом плане получил свое развитие в течение
четвертой коренной Расы нашего четвертого круга, когда было
достигнуто полное погружение в материю. Но импульс к развитию его
был принесен великими Духами, Сынами и Дочерьми Мудрости
(Элохимами), пришедшими с высших планет и воплотившимися в конце
третьей расы. Конечно, они были теми божественными династиями
Царей и духовных Учителей, описаниями которых полны древнейшие
мифы и легенд. Именно, благодаря своему воплощению и своему
прямому потомству, они передали человечеству более утонченный
организм, отвечавший на высшие вибрации. Также соприкасание с их
высокими огненными аурами зажигало огни и в окружавших их. Так,
следуя течению естественного закона развития, человечество,
взятое в большинстве, не может стать совершенным и раскрыть в
себе полностью свои семь принципов или 49 огней раньше седьмой
расы в седьмом круге.
Но, конечно, все эти принципы находятся в нем в латентном
состоянии с самого рождения. Также, согласно эволюционному
закону, пятый принцип (Манас) не должен получить полного развития
до пятого круга. Так все преждевременно развитые разумы (на
духовном плане) в нашей расе являются а-нормальными: они те, кого
Вел. Учителя называют «людьми пятого круга». Даже в грядущей
седьмой расе нашего четвертого круга, тогда как наши четыре
низших принципа будут вполне развиты, принцип Манаса будет развит
только лишь пропорционально. Это ограничение, однако, относится
лишь к духовному развитию или высшему разуму. Всегда следует
иметь в виду разницу между Манасом высшим, или духовным разумом,
и Кама-Манасом, или интеллектом, рассудком… Так, развитие
интеллекта, или Кама-Манаса, было достигнуто в четвертой коренной
расе нашего круга.
Также утверждение, что Божественная Монада не находится
внутри человека, до известной степени справедливо, ибо седьмой и
шестой принцип образуют так называемое магнитное поле или
аурическое яйцо. Так по ширине и излучениям аулы можно судить о
высоте духа. Вот почему так важны скорейшие нахождения способов
зафиксирования или фотографирования аур. Снимок явит истинный
паспорт человека.
Неимоверно важно сдвинуть сознание человечества. Какой
великий подвиг — постепенно привести сознание лучших среди людей
к необходимости вернуться к первоисточникам христианства, к
первым отцам, жившим на протяжении первых трех веков после Р. Хр.
Как прекрасны поучения великого Антония! Так творите Ваше большое
дело, мудро, бережно будя и зажигая сознания своих слушателей,
помня всегда канон — «Господом твоим», именно, говоря со всеми по
сознанию. Конечно, это тяжко. Как сказано: «если трудно вложить
малый меч в большие ножны, то куда труднее большой меч вложить в
малые ножны».
Благословение Сил Света будет с Вами в этом великом подвиге
очищения подлинных Заветов. Не забывайте пророческую страницу Св.
Антония о будущем состоянии церквей и монастырей, приведенную в
книгах Добротолюбия.
Итак, «вперед, вперед, только вперед и без оглядки».
18.6.35
Конечно, ничего не могу иметь против чтения моих писем, с
приводимыми в них выдержками из книг Ж. Этики, чистым душам и
открытым сознаниям. Ибо и мое сердце стремится поделиться
Сокровищем с каждым, умеющим оценить его. Но, конечно, следует
быть очень осторожным при раздаче доверенных зерен и всегда
руководствоваться указанием: «Открывший драгоценную формулу не
прокричит ее в окно, ибо вред покроет пользу». Сама я вначале
много погрешала против осторожности, да и сейчас по натуре мне
очень трудно хранить нечто только для себя. Вот почему мне так
понятно и близко Ваше желание делиться с другими, дать им надежду
и радость. Но личный опыт и черные предательства постепенно
научают нас быть более осторожными, хотя и посейчас я изредка
частично погрешаю против мудрого предупреждения: «Умей хранить
доверенное», предупреждения, даваемого всем, вступающим на путь
Учения Света. Самое трудное испытание для меня это жить среди
людей и не доверять им! Но и через это приходится проходить.
Нужно уметь не обременять людей излишним доверием и в то же время
не развить в себе ужасного чувства подозрительности. Человеческая
натура — бездна! Как гласит мудрая пословица: «Если хочешь узнать
человека, съешь с ним три пуда соли». Потому советую и Вам быть
осторожным.
Также нужно знать, что при подходе к Учению и при обращении к
Старшим Братьям человечества, под воздействием непреложных
оккультных законов, истинная сущность наша выявляется гораздо
быстрее, наружу выступают такие качества, которые