силу. Здоровое эго несомненно полезно, но оно имеет свои ограничения — эго эффективно лишь на уровне трех первых, низших чакр. Личный стиль, вкус, ценности и эмоции — все это относится к сфере низших чакр. Земная деятельность дает эго ощущение власти и силы, но ему не следует выходить за естественные границы. Если это происходит, то эго пытается создать личность, которой не существует.
Чтобы выйти за пределы трех низших чакр, вам не нужно бороться против их перспектив, вы должны просто пойти дальше. Когда я говорю «пойти дальше», то имею в виду поиск души в собственном сознании. Душа всегда присутствует в нашем сознании, но ее довольно трудно осознать. Центр сознания должен сместиться, чтобы пробудить сердце, место, где живет душа. Вам нужно совершить значительный скачок, поверив в то, что такие действия безопаснее для вас, чем глухая оборона. Это довольно серьезное дело, потому что от вас потребуется включить сердце в повседневную жизнь. Жизнь с непробудившимся сердцем — нелегкий опыт. Пробуждение сердца делает жизнь мягче, в ней появляется радость — песня души.
Пробуждение душевного жизненного опыта через четвертую чакру не идет линейно. Этот процесс скорее напоминает постепенно увеличивающиеся концентрические круга по мере того, как вы выходите за рамки прежнего ограниченного видения. Вы должны расширить свой взгляд настолько, чтобы охватить всю гигантскую реальность, но при этом вам нужно сохранять устойчивую ясность перспектив трех первых чакр.
По мере расширения охвата вы будете переходить на более высокие уровни духа и коллективного сознания. Вы начнете понимать, что личное сознание порождается коллективным сознанием матери-Земли. Будучи маленькой клеточкой внутри Гайи*, вы ощущаете интимную связь со всем сущим. Вы обретете благодать осознания своей роли в ходе вещей и к тому же получите дар свободы. Вы освободитесь от необходимости обороняться и реагировать. Расширение сознания принесет вам свободу, которая позволит подняться над полярностью суждений.
* Гайя — целостный мир. Теория мира Гайя, оформившаяся в 1990-х годах, придает большое значение отношению людей к биосистемам. Мир с окружающей средой — центральный пункт этой теории мира.
Первая высшая чакра открывает нам путь к высочайшим перспективам разума. Давайте рассмотрим наш разум как персональный компьютер. В таком случае пятая чакра — это сервер, откуда все персональные компьютеры черпают информацию. Если продолжить эту аналогию, то вы имеете доступ к гигантскому небесному компьютеру, то есть к источнику всех мыслей. Каждый человек, основываясь на деятельности трех низших чакр, создает собственный опыт коллективного разума. Все получают свои мысли из одного и того же источника. Свобода разума позволяет вам вырваться за рамки. Вы знаете свои личные мысли и убеждения, но вы свободны воспринимать и иные, отличные от ваших взгляды.
Далее путь ведет нас к шестой чакре, к воображению. И снова, так как это высшая чакра, мы связываемся с коллективным банком образов, откуда каждый черпает свои фантазии. Чтобы обрести свободу на этом уровне, вам потребуется внутренняя дисциплина. Без такой дисциплины воображение лишь кажется свободным, но чаще всего управляется принуждением и привычкой с периодическими проблесками творчества и вдохновения. Обладая дисциплиной, человек может ориентироваться среди здоровых и нездоровых проявлений. Вы должны научиться избегать нездоровых странствий и направлять воображение к творческим и возвышенным образам.
И вот наконец мы достигли венца, седьмой чакры. Именно здесь мы обретаем связь с одиночеством. Дух человечности, дух, который одушевляет всю жизнь. Великое одиночество, известное людям под многими именами, но на самом деле оно не может быть названо. Имя ограничит его, а оно выше всех ограничений. Свобода требует, чтобы вы вышли за рамки личного опыта и полностью подчинились трансцедентальной жизненной силе Божественной воли. Если вы персонализируете этот опыт, то можете счесть себя Богом или решить, что вы безумны. Оба искажения свидетельствуют о личной привязанности к жизненному опыту. Вы должны быть абсолютно свободны, вы должны идти по воле Бога. Такая свобода основывается на вере — вере в то, что жизненная сила, пульсирующая вне вашего «я», справедлива и хороша и вы обретете безопасность, лишь полностью подчинившись ей.
Помните, знать о чакрах — это совсем не то, что испытать чакры. Для того чтобы ощутить чакры, необходима медитация. И вне медитации могут происходить спонтанные проявления каждой из семи чакр, но чтобы обрести прочную связь с ними, необходима медитация — это наилучший путь.
Обеты и чакры
Интересно рассмотреть традиционные обеты, принимаемые на духовном пути к чакрам. По традиции, каждый человек, вступая на духовный путь, дает обеты. Независимо от учения эти обеты чаще всего носят ограничительный характер — бедности, целомудрия, покорности. Давайте посмотрим, к сфере влияния какой чакры относится тот или иной обет. Бедность, несомненно, связана с первой чакрой, концентрирующейся на выживании. Целомудрие, то есть отказ от сексуального наслаждения, явно относится ко второй чакре. Покорность исходит исключительно из отказа от третьей чакры, отказ от силы.
Из вышесказанного очевидно, что обеты бедности, целомудрия и покорности отрицают три первые чакры. Поскольку мы стремимся активизировать все чакры и слиться с ними, то отказ от какой-либо из них кажется весьма сомнительным. Когда вы отказываетесь от какой-то присущей вам черты или стремления, то они не уходят прочь, нет, они всплывают на поверхность совершенно неожиданным образом. Я с уважением отношусь к традиционным духовным путям. Уверен, что намерение у них самое лучшее — они стремятся отвлечь внимание человека от физического и направить его к духовному.
Теоретически это звучит замечательно, но практика — это совсем другое дело. Начнем с того, что подобные обеты исходят из суждения о том, что высшие чакры хороши, а низшие плохи. В таком подходе ощущается неприятие Божественной природы всех частей нашего существования. Мы переходим к полярному восприятию: хорошо — плохо. Какая-то часть меня хорошая, а какая-то плохая. И подобный подход однозначно ведет к чувству стыда, вины, отрицания, отделенности. Вы становитесь заложником проблем, возникающих в человеческой душе.
Но духовная революция, происходящая в нашем сознании, приводит нас к преодолению этой дуальности восприятия — мы принимаем все аспекты нашего существования как данные нам Божеством от рождения. Вместо того чтобы отрицать низшие чакры, мы относимся к ним с уважением, воспринимаем их как благословение жизни, но не впадаем в зависимость от них. По мере духовного развития и перехода от одной чакры к другой мы понимаем, что низшие чакры ненасытны, когда человек концентрируется исключительно на них. Вот почему многие учения отрицают их целиком. Они не хотят, чтобы их последователи подвергались искушению.
Но только равновесие низших чакр наряду с осознанием чакр высших позволяет нам двигаться по всей системе.
И двигаться мы можем как вверх, так и вниз. Это является основной аксиомой пути сознания. Микрокосм отражает макрокосм. Когда мы изучаем условия макрокосма, особенно проблемы существования человечества на Земле, легко заметить, что философия отрицания физического тела ведет к отсутствию уважения к физическому телу самой планеты. Если мы считаем все физическое плохим, неуместным, если мы игнорируем физический аспект своего существования в пользу аспекта духовного, то стоит ли удивляться, что точно с таким же неуважением мы относимся и к физическому существованию окружающей среды? Западная культура не совсем духовна, она скорее ментальна, но совершенно определенным образом демонстрирует то же самое неуважение к физическому, о чем свидетельствует плачевное состояние нашей природы.
На протяжении многих веков наши духовные учения исходили из того, что физическое существование на Земле — это грехопадение, изгнание из рая. Если бы вы были достаточно хороши, то не оказались бы здесь. Христианское учение говорит о загробной жизни: если будете вести себя хорошо, то попадете на небеса. Буддисты стремятся к нирване: если вы действительно хороши, то это состояние будет вам доступно. Индуисты же полагают, что поистине хороший человек выпадет из круговорота смерти и возрождения с тем, чтобы больше никогда не возвращаться на Землю. Откуда во всех этих учениях такое пренебрежение к нашему земному существованию?
Возможно, мы слишком высокомерны и не понимаем, что жизнь земная дается нам в качестве дара. Многие говорили мне, что это их последняя земная жизнь, и были при это абсолютно искренни. Я всегда удивлялся, откуда они это взяли? Передо мной постоянно стоял вопрос: «А что, если Земля — это единственная настоящая драгоценность в ожерелье вселенной?» Что, если наша жизнь — это благословение, а не тяжкий крест, который нам приходится нести? Если мы сможем в это поверить, то будем совсем иначе относиться к жизни — не как к наказанию, а как к священному дару.
Что, если Земля — единственная планета во вселенной с деревьями, птицами, теплым ветерком, поцелуями и шоколадками? Что, если мои друзья, которые мечтают поскорее покинуть этот мир, в будущей жизни окажутся на планете с серной атмосферой, но сохранят воспоминания о цветах, друзьях, ароматах и о любви? Откуда мы знаем, что наша жизнь — это не дар? Не высокомерие ли это, презирать собственную планету в надежде на то, что нас ждет более достойное будущее?
Конечно, у нас множество проблем: загрязнение окружающей среды, страдания — и очень легко сказать, что это плохо. Но давайте вспомним о множестве религий и учений, которые основываются на отрицании всего физического. Взаимосвязь между такими суждениями и нашими коллективными действиями совершенно очевидна.
Совершить переход от экологических проблем к изучению чакр довольно нелегко, но мы ведь помним о вступлении на метафизический путь. Главный принцип такого пути — это всеобщая взаимосвязь. И с этой точки зрения не связано ли наше изгнание из райского сада с тем, как мы теперь относимся к нашей планете? Наверняка связано! Связано ли отрицание физических чакр с нашим отвратительным отношением к собственному дому? Конечно, да. Выбирайте райский сад! Прекратите поступать так, что вас снова изгонят из Эдема!
«Пусть будет мир на земле, и пусть начнется он с меня» — так гласит одно из наших духовных учений. Это отличная отправная точка. Мы приводим наши физические тела к слиянию с нашим духовным сознанием; мы учимся объединять разум, тело, дух и душу; мы учимся с уважением относиться к нашему физическому телу, позволяя себе радоваться процветанию, сексуальности и силе; мы позволяем нашей душе ощутить безграничную любовь; мы позволяем высшим чакрам помочь нам пробудить интуицию, творчество и духовность; а этот непрерывный танец эго, души и духа превращается для нас в праздник; мы ощущаем свою связь с биосферой, которая и есть — Гайя. А после всего этого мы наверняка сможем наконец увидеть смысл в уважительном отношении к собственной планете!
Преобразование энергии
Энергия — это энергия. Ее нельзя ни подавить, ни нейтрализовать. Мы можем лишь перевести ее из