термостат, с тем чтобы поддержать постоянную температуру тела. Она также помогает выводить органические и неорганические соли,
Кожа является источником восприятия. Поддерживайте постоянную и согласованную связь между ее движениями с внутренней осознанностью на протяжении всей практики.
Сохраняйте кожу туловища в активном и динамичном состоянии, а кожу черепа, лица, ног и рук мягкой и пассивной.
В начале практики возникает испарина, но затем она исчезает.
Сохраняйте мозг восприимчивым и наблюдающим. Используйте его для стимулирования работы легких, в то же время не задействуя его в этой работе; в противном случае он не сможет наблюдать за процессом дыхания
Пранаяма тамасична, когда туловище и позвоночник вялые, и раджасична, когда в нее вовлечен ум. Только когда туловище прямо, ум восприимчив и самость бдительна — пранаяма обретает качество сатгвы.
Память Друг, если вы используете ее для прогресса и совершенствования в практике. Она же становится препятствием, когда вы постоянно размышляете о прошедшем опыте и вое производите его в памяти. Каждый раз обнаруживайте новый свет в своей практике.
45 Практика и отказ от желаний крылья пранаямы, которые несут садхаку к высшим сферам знания и реализации Самости (Атма).
4б. Овладейте самавритти пранаямой (равная продолжительность вдоха, выдоха и задержки) перед тем как приступить к висама вритти (дыхание с различным соотношением и продолжительностью этих трех фаз). Детали описаны в гл. 18.
47 Никогда не выполняйте асаны сразу после пранаям. Пра-наяма, выполняемая после асан, не приносит вреда. Однако прана-яма не может быть выполнена надлежащим образом после напряженных асан. Рекомендуется практиковать асаны и пранаямы в разное время. Идеальный вариант: утром — пранаяма, вечером — асаны.
48. Не практикуйте, когда ум или тело вялы или подавлены. При умственном утомлении или беспокойстве выполните асаны, описанные в книге «Взгляд на Йогу» и шавасану — при физическом истощении (см. гл. 30). Затем возобновите практику пранаямы.
49 Не выполняйте внутреннюю задержку (ангара кумбхака), когда повышена чувствительность мозга, так как он может пострадать от неожиданных беспокойств, а гакже перед сном, так как пранаяма приносит бодрость Вместо этого практикуйте пранаяму без задержки дыхания или с «задумчивой» внешней задержкой (бахья кумбхака), так как обе располагают ко сну, а бахья кумбхака служит средством от бессонницы (см. гл. 19, 20; ступень II в положении лежа, а также гл 21)
50. Не практикуйте пранаяму в спешке, а также при застое крови в легких.
51 Не разговаривайте и не ходите сразу после пранаямы, а расслабьтесь в шавасане на некоторое время, перед тем как при ступить к какой-либо деятельности.
Не практикуйте сразу после еды или когда голодны. В пос леднем случае можно выпить чашку чая или молока. Между едой и праваямой должно пройти от четырех до шести часов, после практики же можно есть через полчаса
Не позволяйте ошибкам пустить глубокие корни, а будьте внимательны и искореняйте их путем тренировки и опыта.
Не приступайте к практике задержки (кумбхаки) в слишком раннем возрасте, начинайте лишь с шестнадцати или восемнадцати лет, иначе лицо преждевременно постареет.
Приостановите на день пранаяму, если в легких ощущается тяжесть и напряженность или когда звук дыхания становиться резким и грубым.
Неверная практика порождает напряжение лицевых мышц, беспокоит ум и способствует болезням Симптомы такой практики — раздражительность, тяжесть и беспокойство.
Пранаяма помогает в совершенстве отладить поведение и энергию практикующего,
Когда прапаяма практикуется надлежащим образом, исчезают болезни и приходит опыт лучащегося состояния благополучия, просветления и покоя.
Правильная практика уменьшает жажду мирских удовольствий и ведет к реализации Самости, освобождая садхаку от господства чувств.
Пранаяма для женщин
В период беременности женщина может выполнять все виды пранаямы, кроме капала-бхати, бхастрики, висама вритти пранаямы, антара кумбхаки с длительной задержкой и бахья кум-бхаки с уддийяной. Следующие пранаямы, однако, весьма благотворны: удджайи, вилома, сурья бхедана, чандра бхедана и нади садхана.
Через месяц после родов выполняйте асаны и пранаямы с самого начала и постепенно увеличивайте время и количество упражнений.
Практика пранаям во время менструаций не несет опасности. Следует исключить лишь уддийяну.
63. Когда, вследствие практики асан и пранаям, тело разогревается, приостановите занятия на день. Вотрите масло в голову, колени, подошвы и тело. Спустя некоторое время примите горячую ванну и примите шавасану примерно в течение пятнадцати минут. Тело станет прохладным и пригодным для практики на следующий день.
Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме
Как нужно сидеть
1. В Бхагавад-Гите (VI, 10-15) Кришна объясняет Арджуне, какую практику следует выполнять йогину, чтобы очиститься:
10 «В тайном месте, в одиночестве, пусть йогин постоянно будет в гармонии со своей душой, хозяином самого себя, свободным от надежды и мирской собственности.
11. Пусть он найдет место опрятное и чистое и сядет на сиденье, жесткое, не слишком высокое и не слишком низкое, покрытое сложенной тканью, оленьей шкурой и священной травой (куша).
12. Сидя там, пусть он практикует йогу для самоочищения, с сосредоточенным умом, держа органы восприятия и действия под контролем.
13. С прямым туловищем, шеей и головой, неподвижный и спокойный, с видением, обращенным внутрь, его взгляд фиксирован на кончике носа
14. С душой мирной и бесстрашной, непоколебимо исполняющий обет брахмачарьи, пусть он остается, с бдительным контролируемым умом, погруженным в Меня как в Высшее.
15. Иогин, чей ум постоянно под контролем, всегда стремящийся соединиться с Самостью, достигает мира Нирваны — Мира Высшего, что пребывает во Мне».
Если не вдаваться в анатомические подробности, то приведенная выше цитата описывает традиционный метод сидения в медитации (дхьяна). Самость (Атма) несомненно находится за пределами чистоты и нечистоты, но она может быть захвачена умом и желаниями. Господь Кришна говорит: «Как огонь покрыт дымом, а зеркало пылью, как зародыш окутан маткой, так и Самость (Атма) поглощена желаниями, порожденными чувством и умом» (Бхагавад-Гита, III, 38). Итак, сохраняйте тело прочным, как горная вершина, а ум -спокойным и устойчивым, как океан, для медитации (дхьяна). Момент, когда тело утрачивает свой разум или прочность, разум мозга теряет свою силу ясности, как в действии, так и в восприятии. Когда тело и ум хорошо уравновешены, приходит опыт чистого просветления разума (саттвическая праджня).
В медитации голову и шею держат прямо и перпендикулярно полу, в то время как в пранаяме выполняется подбородочный замок (джаландхара бандха). Это предотвращает напряжение сердца, сохраняет мозг пассивным и дает возможность уму испытать внутреннее молчание (см. гл. 13).
4. В искусстве сидения в медитации (дхьяна) целью является сидеть прямо, с позвоночником прямым и задней стороной ребер и мышцами — прочными и алертными Следовательно, располагайте тело таким образом, что если провести вертикальную линию от центра головы к полу, то она пройдет через макушку, переносицу, подбородок, пупок и лобковый симфиз (фот. 15).
С другой стороны, брови, уши, верхние части плеч, ключицы, соски, плавающие ребра и тазовые кости на уровне бедренных сочленений сохраняются параллельно друг Другу (фот. 16). И, в заключение, сохраняйте серединную точку между верхушками лопаток перпендикулярно крестцу, чтобы избежать отклонения тела
В пранаяме существенно в первую очередь научиться правильно сидеть с опущенной головой, чтобы тело оставалось прямым и устойчивым, а также максимально наполнять легкие воздухом, с тем чтобы обогатить кровь кислородом. Сохраняйте высоту позвоночного столба одинаковой на протяжении всей практики.
Фото 15 Фото 16 Фото 17 Фото 18
Будьте постоянно бдительны, тщательно выверяйте правильность положения тела на протяжении всей практики, на вдохе (пурака), выдохе (речака) и задержке дыхания (кумбхака).
Как декоратор интерьера оформляет комнату таким образом, чтобы она была просторной, так и садхака создает максимум пространства в своем туловище, чтобы дать возможность легким полностью расшириться в пранаяме. Его способность к этому возрастает с практикой.
Согласно Бхагавад-Гите, тело называется полем (кшетра), или местопребыванием Самости (Атма), и Самость есть Познавший Поле (кшетраджна), который наблюдает, что происходит, когда тело развивается при помощи Ирана ямы Пранаяма — — это мост между телом и Самостью.
Чтобы развить необходимое поле действия в теле, прежде всего нужно утвердить в уме правильное положение тела. Если сидячая поза непрочна, позвоночник будет сгибаться и опускаться, диафрагма не будет функционировать должным образом и грудная клетка будет впалой, затрудняя наполнение легких дающим жизнь кислородом
Ниже приведена попытка детального описания техники сидения в пранаяме, разделяя тело на четыре области: а) нижние конечности, куда входят ягодицы, таз, бедра, колени, голени, лодыжки и стопы; 6) туловище; в) плечи, предплечья запястья и пальцы; г) шея, горло и голова. Сохраняйте устойчивость в области ягодиц и таза, которые служат основанием для правильной позы.
Практикуя пранаяму, обычно сидят на земле в позах сид-дхасана, свастикасана, бхадрасана, вирасана, бадхаконасана или падмасана (фот. 3 — 14). В каждой из них позвоночник и ребра походят на широкую среднюю часть бананового листа (см. фот. 2), где позвоночник подобен срединной жилке, а равномерно расположенные ребра напоминают боковые жилки Копчик похож на кончик листа. Эти позы были описаны в книге «Взгляд на Йогу.
Хотя можно использовать многие позы, мой личный опыт показывает, что падмасана -это королева асан в практике прана-ямы или медитации (дхьяны). Это -ключ к успеху в обоих случаях В падмнсане все четыре вышеуказанные области тела уравновешены (как в Части II), и мозг располагается правильно и равномерно на позвоночном столбе, обеспечивая психосоматическое равновесие
Спинной мозг проходит внутри позвоночника. В падмаса-не регулирование положения позвоночного столба и ребер происходит с обеих сторон равномерно, ритмично и одновременно. Праническая энергия течёт равномерно, должным образом распределяясь по всему телу
В сиддхасане верхняя часть позвоночника более вытянута по сравнению с другими, а в вирасане больше вытянута поясничная область. Некоторые из этих поз могут быть более удобны, но для правильности и действенности занятий пранаямой лучше всего подходит падмасана В падмасане бедра находятся ниже паха, нижняя часть абдоминальной области сохраняется растянутой, создавая максимальное пространство между лобковой костью и диафрагмой и обеспечивая таким образом возможность легким полностью расширяться. Тем, кто практикует пранаяму в падма-сане, особое внимание следует уделить трем основным сочленениям нижней части тела тазобедренным, коленным и голеностопным — они должны двигаться без усилий.
Падмасана
16. Сядьте на основание таза после выполнения падмасаны. Обе ягодицы равномерно расположите на полу. Если вы опираетесь на одну из ягодиц сильнее, позвоночник не будет ровным. Прижмите бедра к полу, приводя бедренные кости глубже в верт-/гужную впадину. Натяните кожу на четырехглавых мышцах бедер в направлении коленей. Это создает свободу в области коленей для диагонального и кругового движений от верхушки наружной части коленей к нижней области внутренних частей. Приведите подколенные мышцы ближе, с гем чтобы уменьшить расстояние между бедрами. После этого анус и гениталии уже не будут оставаться на полу (фот. 13). Площадью опоры здесь служит очень маленькая область промежности между анусом и гениталиями. Направленное вверх натяжение позвоночника