Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар

расположение пальцев на ноздрях в определенных типах нранаямы детально обсуждается в гл. 22.

Голова и горло

38 За исключением лежачего положения, никогда не держите голову прямо, делайте

подбородочный замок, таким образом, чтобы макушка головы не поднималась, а оставалась в одном и том же положении в течение всей практики пранаямы. Это устраняет препятствия в проходах двух нади, расположенных по обе стороны переносицы. Сужение переносицы, жесткость горла и зажатость задней части шеи указывает на неверное положение головы. Чтобы исправить положение головы, освободите внутреннее напряжение горла, расслабьте область верхней губы и обратите глазные яблоки вниз.

39 Расслабьте кож) черепа и

сохраняйте пассивность нервов, мозг при этом остается спокойным я устойчивым. Никогда не напрягайте и не поднимайте кожу ни я висками. Не сжимайте губы, а держите их расслабленныммч а углы губ — мягкими

Язык

40 Держите язык пассивным и расслабленным, лежащим на нижнем небе Следите за тем, чтобы его кончик не касался верхнего неба или зубов Не сгискивайте челюсти и не двигайте язык во время вдоха, выдоха или задержки дыхания Если язык будет двигаться, то потечет слюна Однако когда вы начинаете практику Пранаямы, слюна будет течь и накапливаться. Не беспокойтесь, а проглотите ее перед тем как сделать новый вдох Если вы держите язык пассивным, слюна постепенно перестанет течь.

Нос

41. Нос регулирует поток и звук дыхания. Держите кончик носа и переносицу направленными на грудину, не наклоняя при .этом голову в сторону Кончик носа имеет тенденцию подниматься при вдохе, поэтому будьте внимательны и намеренно держите переносицу направленной вниз. Если переносица или кончик носа поднимаются, звук дыхания становится грубым.

Глаза и уши

42 Глаза контролируют движениямозга, уши контролируют движения ума Это реки, несущие мозг и ум к морю души. Пранаяму следует практиковать с закрытыми и неподвижными глазами и ушами, восприимчивыми к звуку дыхания. Мягко закройте глаза, оказывая легкое давление веками на зрачки, а нижние веки сохраняя пассивными. Глаза, таким образом, будут

расслабленными Не допускайте напряжения или пересыхания глаз. Двигайте верхние веки в направлении к наружным уголкам глаз, ослабляя таким уголках глаз Сохраняйте зрачки

устойчивыми и на равном расстоянии от переносицы. Освободите напряжение кожи от центра лба, так как это устраняет складки между бровями и сохраняет пассивной эту область

43. Вначале трудно овладеть искусством сидения, так как тело бессознательно отклоняется Следовательно, время от времени нужно открывать глаза на долю секунды и проверять, не отклони лось ли тело, наклонена ли голова вниз, в сторону или держится прямо. Затем проверьте, есть ли напряжение в горле и упруга ли кожа лица, особенно вокруг висков. И в заключение, проверьте, устойчивы зрачки или «бегают». Затем утвердите тело и голову в правильном положении, расслабьте горло и сохраняйте глаза пассивными. Когда в вьппеупомянутых областях расслабляются мышцы, расслабляется и кожа. Верхняя губа и ноздри влияют на работу органов чувств и внутренних органов Расслабьте область верхней губы, так как это помогает расслабиться лицевым мышцам и мозгу Во время практики пранаямы в сидячей позе, если кожа вокруг висков движется по направлению к ушам, это означает, что мозг находится под давлением; если же кожа движется к глазам — мозг в покое В лежачих положениях кожа вокруг висков движется к ушам, и не к глазам.

44. Обратите взгляд вовнутрь, Глаза могут казаться широко открытыми, хотя взгляд направлен вовнутрь (фот. 53 и 54). Зрачки стремятся двигаться вверх и вниз, когда вы вдыхаете и выдыхаете. Попытайтесь остановить это, так как движения зрачков имеют тенденцию порождать активность в мозгу

только

векам опуститься, как наступает вялость; в тот момент, когда зрачки начинают «бегать», возникает возбуждение, внимание рассеивается. Если верхние веки сокращаются, мысли трепещут, подобно пламени на ветру. Ничто подобное не происходит, если полностью расслабиться.

46. Если ресницы не сомкнуты, мозг активен и не расслаблен. Если в надбровных дугах присутствует напряжение, то волосы в этом месте будут топорщиться, как в гневе; однако, если брови гладкие, мозг спокоен.

47 Держите ушные отверстия на одинаковом уровне и на одинаковом расстоянии от верхушек плеч Уши должны слушать звук дыхания и делать это на протяжении всей практики Не сжимайте челюсти, так как это закрепощает область вокруг ушей и блокирует их, создавая ощущение тяжести и внутреннего зуда.

48. Обратите особое внимание на точку, где каналы тонкой энергии (нади), исходящие от глаз, ушей и легких пересекаются между собой в центре мозга посередине и позади глаз Это центр, из которого эти энергии контролируются (см. гл. 5). Это — — место, где начинается контроль дыхания

Мозг

Мозг — это компьютер и инструмент мышления. Ум имеет способность чувствовать, но такой способности нету мозга. Так как мозг контролирует функции тела и органов чувств, его следует сохранять неподвижным. В Пранаяме он — побудительная сила, не актер, а свидетель. Легкие — — актеры, мозг — — режиссер.

Если сидячая поза правильна, прочна, устойчива и уравновешенна, эмоции находятся под контролем. Мозг ощущает мягкость, как будто плывет. Не ощущается напряжения и, следовательно, не происходит пустой растраты энергии Если лобная часть мозга поднята вверх, то будут ощущаться раздражение и напряжение; если голова наклонена в сторону, то другая сторона ощущает тяжесть, нарушающую равновесие.

Интеллектуальные люди склонны к высокомерию Интел лект, подобно деньгам, хороший слуга, но плохой хозяин. Практикуя пранаяму, йогин наклоняет голову низко, регулируя положение передней части черепа по отношению к задней, с тем чтобы достичь смирения и избавиться от гордости по поводу своих интеллектуальных достижений

Йогины знают, что мозг — это вместилище приобретенного объективного знания (видья), в то время как ум (манас) это место, где испытывается субъективное знание (буддхи)- Манас -это внешняя оболочка, буддхи — содержимое Манас сосредоточен в сердечном центре, где происходит чередование эмоций

53 Когда и эмоции, и интеллект пребывают в тишине и не колеблются, йогин впервые испытывает покой ощущений, за которым следует покой ума Затем приходит опыт, еще более исключительный и зрелыйопыт духовного покоя, освобождающий йогина от мирских мыслей и забот. Он становится осознающим необычайное чистое состояние бытия, тотальное осознание, то, что можно назвать божественным состоянием. В этом состоянии конечное погружается в бесконечное. Это самадхи, беспредельная цель йогина

Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме

Когда дыхание устойчиво» устойчив и ум, неустойчиво дыхание — неустойчив ум. Следовательно, следует контролировать дыхание.

Хатха-Йога Прадипика, гл.

112.

Говорят, что у дерева жизни корни находятся вверху, а ветви — внизу, так же и у человека, — его нервная система пускает свои корни в мозгу Спинной мозг это ствол, спускающийся через позвоночник, а нервы отходят от головного мозга в спинной мозг и разветвляются по всему телу.

Искусство сидения в пранаяме детально объясняется в гл. II, в которой описывается ментальная подготовка, необходимая садхаке для практики пранаямы.

3 Артерии, вены и нервы — это каналы (нади), служащие для циркуляции и распространения энергии по всему телу. Тело тре нировано практикой асан, которые сохраняют каналы свободны ми от препятствий потоку праны. Энергия не излучается во все тело, если нади засорены. Если нервы не в должном порядке, невозможно сохранить устойчивость, если не достигнута устойчивость, практика пранаямы невозможна. Если нади потревожены, истинная природа человека и сущность вещей не могут быть постигнуты

4. Практика асан укрепляет нервную систему, а практика ша-васаны успокаивает взволнованные нервы. Когда нервы сильно расстроены, то же происходит и с умом. Когда нервы напряжены, напряжен и ум Пока ум не расслаблен, молчалив и восприимчив, практика пранаямы невозможна.

В поисках спокойствия современный мир стал интересоваться благами, которые дают медитация и древнее искусство пра наямы Обе дисциплины сперва пленяют, завораживают, но по прошествии времени оказывается, что они не только очень трудны в изучении, но и очень утомительны и требуют постоянного повторения, так как прогресс происходит очень медленно. С другой стороны, практика асан привлекает и впитывает все внимание, так как разум сосредоточен и занят в контроле различных частей тела. Это но рождает радостное чувство. В пранаяме внимание вначале сосредоточено на двух ноздрях, синусовых проходах, грудной клетке, позвоночнике и диафрагме. Таким образом, разум не может быть отвлечен к другим частям тела. Следовательно, пранаяма не может стать всепоглощающей, пока ум и тело учатся воспринимать поток дыхания; месяцы или годы могут пройти без большого прогресса; однако искренними, непоколебимыми усилиями и упорством ум садхаки становится восприимчивым к регулируемому потоку дыхания. Затем он начинает испытывать аромат и красоту пранаямы, и спустя годы практики, он сможет по достоинству оценить ее тонкость.

Для осуществления пранаямы есть два важнейших условия устойчивый (ачала) позвоночник, и спокойный (стхира), но бодрый ум. Следует, однако, иметь в виду, что ге, кто чрезмерно отклоняют спину назад, могут иметь гибкий позвоночник, но не смогут долго сохранять это положение; другие чрезмерно вытягиваются вперед, могут сохранять устойчивое положение тела, но не смогут сохранить спокойствие внимательность ума. При отклонении тела назад легкие расширены, тогда как при отклонении вперед они не смогут расширяться. Садхака должен найти равновесие между этими двумя положениями так, чтобы позвоночник оставался устойчивым, а ум — — бдительным и неколеблющимся,

Практика пранаямы не должна быть механической. Мозг и ум должны сохранять бодрость, чтобы исправлять и выверять положение тела и течение дыхания от момента к моменту. Садхака не может практиковать пранаяму усилием воли, не должно быть никакой навязчивой дисциплины Важнейшими факторами являются полная восприимчивость ума и интеллекта

В пранаяме взаимоотношения между читтой (ум, интеллект и эго) и дыханием подобны взаимоотношениям между матерью и ее ребенком. Читта — это мать, а прана — ребенок. Как мать с любовью лелеет ребенка, заботится и жертвует собой, так и читта должна лелеять прану.

Дыхание подобно бурной реке, которая, будучи обуздана плотинами я каналами, обеспечит в изобилии энергией. Пранаяма научит садхаку, как обуздать энергию дыхания, чтобы обеспечить жизненность и мощь.

10 Однако Хатха-Йога Прадипика (гл 2, 1б — 17) предупреждает как дрессировщик медленно приручает льва, слона или игра, так и садхака должен овладевать контролем за дыханием постепенно, иначе оно разрушит его. Надлежащей практикой Праная-мы все болезни излечиваются или контролируются. Неправильная практика же ведет к усилению всех видов дыхательных нарушений, таких как кашель, астма, боли в глазах, ушах и голове.

Устойчивость ума и дыхания взаимодействуют между собой и порождают устойчивость интеллекта Когда интеллект не взволнован, тело становится сильным, и садхака исполняется мужества

Ум (манас) — это господин органов чувств (индрий), так же как дыханиегосподин ума. Звук дыхания — его господин, и когда этот звук сохраняется равномерным, нервная система успокаивается. Тогда дыхание течет плавно, подготавливая садхаку к медитации

13 Глаза играют господствующую роль в практике асан, а уши — в

Скачать:TXTPDF

Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать, Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать бесплатно, Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать онлайн