Скачать:TXTPDF
Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар

к проявлению словом АУМ. Образно говоря, трением разумного осознавания о священное слово АУМ он прозревает скрытую божественность внутри себя.

17. Медитируя на АУМ, садхака остается устойчивым, чистым и исполненным веры и становится великим. Как кобра сбрасывает старую кожу, так и он сбрасывает с себя все зло. Он находит мир в Высшем Духе, где нет страха, разложения или смерти.

18. Так как слово АУМ — слово высшей и величественной мощи, то эту мощь необходимо рассредоточить добавлением к нему имени божества и включением в мантру в качестве биджи для практики Пранаямы, как, например, в восьмислоговой мантре «АУМ НАМО НАРАЙЯНАЙЯ», или в пятислоговой «АУМ НА-МАХ ШИВАЙЯ», или в двенадцатислоговой «АУМ НАМО БАГА-ВАТЕ ВАСУДЕВАЙЯ» или в Гаятри мантре> состоящей из двадцати четырех слогов.

Глава 18. Вритти Пранаяма

Вритти означает действие, движение, курс следования или метод.

Существует два типа вритти пранаямы: самавритти и виса-мавритти. Самавритти имеет место, если продолжительность каждого вдоха, выдоха и задержки дыхания одинаковы, и висамав-ритги — если эта продолжительность изменяется и различна.

Самавритти Пранаяма

«Сама» означает равный, идентичный или одинаковый способ. В самавритти пранаяме делается попытка достичь одинаковой продолжительности всех четырех процессов дыхания: вдоха (пу-раха), задержки (антара кумбхака), выдоха (речака) и задержки (бахья кумбхака). Если продолжительность пураки пять или десять секунд, такой же должна быть и продолжительность речаки и кумбхаки.

Начинайте самавритти пранаяму, согласуясь только с равной продолжительностью вдоха (пурака) и выдоха (речака).

Достигайте равной продолжительности, поддерживая совершенный мягкий ритм в пураке и речаке.

6. Только после этого, попытайтесь сделать задержку дыхания после вдоха (антара кумбхаку). Поначалу вы не сможете поддерживать одинаковую длительность времени во внутренней задержке и в пураке и речаке

Начинайте внутреннюю задержку постепенно. Сперва соотношение времени между тремя процессами должно быть 1 : 1/2 ; 1. Медленно увеличивайте пропорцию до 1. 1/2: 1. Когда это соотношение прочно установлено, увеличивайте его до 1 : 34 : 1. Когда это станет легким, увеличьте пропорцию кумбхаки до 1 : 1 : 1

Не пытайтесь задержать дыхание после полного выдоха (бахья кумбхака) до тех пор, пока не достигли этой пропорции.

9. Затем постепенно начинайте внешнюю задержку (бахья кумбхака). В начале сохраняйте соотношение времени вдоха, задержки на вдохе, выдоха и задержки на выдохе равным 1: 1: 1: 1/4. Медленно увеличивайте эту пропорцию до 1: 1: 1: 1/2 После того, как вы достигли стабильности, повышайте пропорцию до 1: 1: 1: 3/4 и, в конечном счете, достигайте соотношения 1: 1 • 1: 1.

10. Сперва практикуйте внутреннюю задержку (антара кумб-хака) отдельно, выполняя одну антара кумбхаку между тремя или четырьмя циклами нормального дыхания. Повторяйте цикл анта-ры пять или шесть раз. Когда это станет легким и удобным, уменьшайте количество циклов нормального дыхания. Когда и это станет легким, выполняйте пураку, антара кумбхаку и речаку без чередования с нормальным дыханием.

Когда одинаковая пропорция пураки, антара кумбхаки и речаки поддерживается с легкостью, вводите бахъя кумбхаку — одну на три или четыре цикла.

Постепенно уменьшайте число промежуточных циклов. Затем выполните пураку, антара кумбхаку, речаку и бахъя кумбхаку без промежуточных циклов.

Висамавритти Пранаяма

Висама означает неравномерный, несимметричный. Висамавритти пранаяма называется так потому, что продолжительность пураки, антара кумбхаки, речаки и бахъя кумбхаки варьируют. Это ведет к прерывистому ритму, и разности в пропорции порождают трудности и опасность для учеников, если они не одарены крепкими нервами и хорошими легкими.

Сперва начните со вдоха, антара кумбхаки и выдоха в соотношении 1:2*1 Увеличивайте пропорцию постепенно до 1: 3 : 1, затем до 1 . 4 . 1 Затем установите и утвердитесь в соотношении

: 4. 1 1/4, 1 4 13/4 и 1 4.2 Только югда, когда вы овладеете этим, постепенно увеличивайте долю бахья кумбхаки в пропорции 1 4 .

1/4 1 4:2 1/2, 1.4 2 : 3/4 и 1 4.2 1 Эти четыре составляющих образуют один цикл висамавритти пранаямы.

15. Сперва ученику будет трудно поддерживать ритм во время речаки, бахья кумбхаки и пураки, так как дыхание затруднено. Однако длительная и непрерывная практика принесет облегчение.

1б В висамавритти пранаяме идеальной пропорцией будет следующая, полный вдох .снимает пять секунд, задержка дыхания (антара кумбхака) — двадцать секунд, выдохдесять секунд, бахъя кумбхака — пять секунд, соотношение 14 2 1

17. Когда эта ступень достигнута, поменяйте длительность составляющих местами. Вдыхайте в течение десяти секунд, задержите дыхание на двадцать секунд и выдохните в течение пяти секунд; пропорция будет следующей — 2:4:1. Затем добавьте бахья кумбхаку в соотношении 2.4:1: 1/4 и постепенно увеличивайте продолжительность бахья кумбхаки до соотношения 2:4: 1 : 1/2 затем — 2:4: 1: 3/4 и в конечном итоге — 2:4: 1: 1.

18. Длительность дыхательных процессов можно варьировать. Например, если вдох занимает двадцать секунд, задержка — десять секунд и выдохпять секунд, уменьшите продолжительность бахья кумбхаки до 2 1/2 секунд, получив таким образом пропорцию 4:2: 1 1/2.

19. Продолжительность процессов может изменяться в виса-мавритти пранаяме в различных соотношениях, как, например, 1: 2: 4: 1/2, 2*4: 1/2; 1,4: 1/2: 2 : 1, 1/2; 1: 4: 2. Изменения и комбинации в висамавритти пранаяме многочисленны и ни один смертный не может выполнить все возможные комбинации за свою жизнь. Пример таких изменений и комбинаций дан в примечаниях к сурья и чандра бхедана пранаямам в гл. 27.

Примечание

20. Путь висамавритти пранаямы чреват опасностями. Поэтому не практикуйте ее самостоятельно, без личного наблюдения опытного гуру

21. Из-за различных соотношений вдоха, задержки после вдоха, выдоха и задержки после выдоха все системы тела, особенно дыхательные органы, сердце и нервы перегружены и напряжены. Это может вызвать напряжение в мозгу и кровяных сосудах, которое, в свою очередь, может вызвать перенапряжение, беспокойство и раздражение.

22. Это предостережение, относящееся к самавритти пранаяме и практике кумбхаки, применимо еще в большей степени к висамавритти пранаяме. Запомните слова Сватмарамы в его Хат-ха-Йога Прадипике о том, что прану следует приручать более постепенно, чем львов, слонов и тигров; в противном случае она убьет практикующего

РаЗДЄЛ III Техники Пранаямы

Глава 19. Удджайи Пранаяма

Приставка «уд» означает увеличение или расширение. Она также содержит в себе смысл превосходства и мощи. «Джайя» означает победу или успех и, с другой точки зрения, самообладание, В удджайи легкие полностью расширены, а грудная клетка выпячена, как у могущественного завоевателя.

Фото 79 Фото 80

Фото 81 Фото 82

Все стадии этой пранаямы, за исключением содержащих задержки (кумбхаки), можно выполнять в любое время. Однако если в сердце ощущается тяжесть, переполненность или боль, или же напряжена диафрагма, или если вы взволнованны и нарушен пульс, то, перед тем как лечь, положите на пол два деревянных бруска (каждый около одного квадратного фута и 1 1/2 дюйма толщиной), один поверх другого. Расположите спину на брусках так, чтобы ягодицы были ниже планок, а руки вытянуты вниз (фот. 79 — — 81). Также можно воспользоваться валиком, как показано на фот. 82. Для удобства и расслабления положите на ноги груз, как на фот. 83. Вместо брусков можно использовать две подушки (фот. 84). Если из-за физического недостатка или болезни нельзя выпрямить ноги, согните колени и расположите нижние части ног на валике или стуле (фот. 85 и 86).

Фото 85 Фото

Когда спина расположена таким образом, мышцы тазового пояса стимулируют вдох. Это облегчает любое напряжение и смягчает диафрагму Легкие и дыхательные мышцы функционируют плавно, и дыхание становится глубоким. Практика этой пранаямы приносит удивительное облегчение больным с увеличенным сердечным желудочком и врожденными пороками сердца. Более того, она успокаивает страх, мучающий сердечных больных, опасающихся, что малейшее движение ухудшит их состояние.

Примечания

Все ступени всех пранаям начинаются с выдоха (речака) и заканчиваются вдохом (пурака). Сперва вы должны выдохнуть без остатка весь воздух, находящийся в легких, а затем начинать пра-наяму. Не заканчивайте пранаяму выдохом, это создает напряжение в сердце, а сделайте нормальный вдох в конце каждой ступени пранаямы. Не используйте усилие,

Пути входящего и исходящего дыхания в синусовых областях различны. При вдохе дыхание касается внутренней поверхности синусовых проходов в нижней части (фот. 87). При выдохе оно касается внешней поверхности в ее верхней части (фот. 88).

Все вдохи выполняются с шипящим звуком «сссс», а все выдохи — с придыханием — -легким «хххх»№

На начальных этапах пранаямы при сидении используйте опору, как описано в гл. 11, пункт 30 (фот, 42, 43).

5. Хотя шавасана и рекомендуется в конце каждой пранаямы, если вы хотите делать более одной ступени или несколько различных пранаям последовательно, то шавасану следует выполнять только в конце занятия.

Фото 87 Фото 88 Фото 89

Ступень I

Эта подготовительная ступень обучает практикующего искусству осознания ощущений в легких; она ведет к ровному дыханию.

Техника

Фото 90

Расстелите одеяло, сложив его в длину, на полу. Поверх него, точно кромка к кромке, под голову положите другое одеяло, сложенное втрое или вчетверо, таким образом, чтобы оно находилось под туловищем и затылком (фот, 89).

Лягте на спину и сложите одеяло. Сохраняя тело вытянутым, не допускайте, чтобы грудная клетка была впалой- Закройте глаза и полежите спокойно одну или две минуты (фот. 50). Покройте глаза мягкой тканью для быстрой релаксации лицевых мышц (фот. 90).

Дышите нормально. Сознательно наблюдайте и чувствуйте поток дыхания на всем его протяжении.

Фото 91 Фото 92

Фото 93 Фото 94

4. По мере того как вы вдыхаете, удостоверьтесь, что оба легких наполняются равномерно. Чувствуйте, как грудная клетка расширяется в стороны и поднимается. Синхронизируйте эти два движения.

Фото 95

Выдыхайте спокойно, опорожняя легкие равномерно с обеих сторон. Если легкие опорожняются неравномерно, откорректируйте этот процесс.

Продолжайте проделывать вышеописанное на протяжении десяти минут, сохраняя глаза закрытыми все это время.

Результаты

Вышеописанная практика развивает внимание, укрепляет нервы, облегчает всякое напряжение в легких и подготавливает их к глубокому дыханию.

Ступень II

Эта подготовительная ступень учит практикующего увеличивать продолжительность каждого выдоха и помогает ему постичь искусство выдыхания.

Техника

1. Лягте, следуя инструкциям, данным в пунктах 1 и 2 ступени I (фот. 89)

2. Закройте глаза, не напрягая при этом глазные яблоки, сохраняйте их пассивными и восприимчивыми и обратите взгляд вовнутрь (фот 54).

3. Сохраняйте внутренний слух бдительным и восприимчивым,

4 Сначала спокойно выдохните, пока не почувствуете, что легкие совершенно пусты, однако не оказывая при этом давления на абдоминальные органы (фот. 91).

Сделайте нормальный вдох через нос. Это — — вдох (пурака).

Выдохните медленно, глубоко и равномерно до совершенного опустошения легких. Это — выдох (речака)

Продолжайте дышать таким образом на протяжении десяти минут, затем расслабьтесь. Акцент здесь делается на медленном, глубоком и устойчивом выдохе.

Результаты

Эта ступень успокаивает нервы и мозг. Медленные, равномерные и глубокие выдохи идеальны для страдающих сердечными расстройствами и гипертонией.

Ступень III

Эта подготовительная ступень обучает практикующего увеличивать продолжительность каждого вдоха и познать искусство вдоха.

Техника

Лягте, как это описано в ступени

Скачать:TXTPDF

Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать, Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать бесплатно, Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать онлайн