возрасту. Вероятно, необходимо только основное особое качество — вера в возможности своего сознания и устремление достичь вершины путем следования законам самого сознания Другая необычная и замечательная особенность Шри Айенгара: вместо того чтобы рассматривать семью как бремя, а жену — как препятствие в йогической жизни, он дал своему Институту Йоги в Пуне имя своей покойной подруги Шри-мати Рамамани и посвятил ей эту книгу. Этими поступками Шри Айенгар убедительно доказал, что йога существует ради жизни, а не как уход от нее, как часто повторял Шри Ауробиндо.
Другая трудность касается терминологии и использования слов, которые в оригинале даются на санскрите.
Шри Айенгар подобрал по возможности наиболее точные и близкие английские эквиваленты и постарался сохранить смысл оригинала. Он прекрасно описывает детали и не бывает удовлетворен до тех пор, пока не почувствует, что читатель понял все, что он хотел сказать. Возьмем для примера само слово пранаяма: оно так богато оттенками, дополнительными значениями, что передача его смысла выражениями «контроль дыхания», «произвольное дыхание» или «наука дыхания» была бы неполной. Например, ни одно из этих выражений не включает идею об кумбхаке (задержке дыхания) или идею о дыхании через разные ноздри с чередованием в разных пропорциях. Еще менее они могут обозначать различные типы дыхания, такие, как удджайи, ситали и другие, и их комбинации с мудрами и бандхами. Шри Айенгар позаботился даже о том, чтобы показать расположение пальцев рук на ноздрях и точно и подробно описать их. Эта тщательность в использовании слов в сочетании с необходимыми предостережениями и иллюстрациями дает возможность книге стать путеводителем для стремящегося следовать по пути искусства пранаямы настолько близко к идеалу, насколько вообще этого можно достигнуть словами.
Шри Айенгар хорошо знает, что наука и искусство йоги не полны без дхараны, дхьяны и самадхи.
Это ведет йогина шаг за шагом к трансценденции области чувств и власти эго с целью постепенной трансформации интегрального существования в новую жизнь, где существует единство с Высшим Духом в незагрязненной радости и гармонии. Потому в этой книге автор дал намек на то, что называют медитацией, или дхьяной. Он закончил книгу несколькими краткими советами по шавасане — позе, которая ведет к абсолютному расслаблению, сопряженному с очень слабой активностью ума. Шри Айенгар завершает этот огромный труд по написанию руководства ш. лранаяме, предлагая читателю секрет подлинного расслабления, и таким образом подготавливает его к следующему и окончательному восхождению к вершине медитативного самадхи. Прекрасным примером удачной реализации этого курса из трех книг. «Взгляд на Йогу», «Взгляд на Пранаяму», «Взгляд на Дхьяну» — является жизнь Шри Айенгара, ибо тройным светом осветил он другим людям путь к Эвересту духовности.
Бангалор 14 июня 1979 г. P.P. Дивакар.
Вводная часть
Моя первая книга «Взгляд на Йогу» захватила умы и сердца ревностных учеников и даже изменила жизнь многих из тех, кто впервые проявил интерес к этому благородному искусству, науке и философии. Я надеюсь, что «Взгляд на Пранаяму» увеличит их познания.
С уважением и почтением к Патанджали и йогинам древней Индии, которые открыли Пранаяму, я разделяю с собратьями — мужчинами и женщинами — нектар ее простоты, чистоты, тонкости, красоты и совершенства. В недавнем прошлом, во время моей практики, новый свет внутреннего осознания засиял во мне, свет, который я еще не испытал, когда писал «Взгляд на Йогу». Мои друзья и ученики настояли на том, чтобы я переложил свой опыт и устные наставления на бумагу, отсюда эта попытка объяснить тонкие наблюдения и размышления, которые я провел, с тем чтобы помочь ученикам в их поиске совершенства и точности
Многие западные ученые приняли древнее представление о том, что человек есть триединство тела, ума и духа. Различные техники физической культуры, атлетизма и спорта были изобретены для того, чтобы сохранить здоровье мужчин и женщин. Они были разработаны для обеспечения нужд тела (аннамайя коша) с его костями, связками, мышцами, тканями, клетками и органами Индийские ученые называют эти дисциплинами «завоеванием материи». Это я полностью объяснил в моей книге «Взгляд на Йогу» Только недавно западные ученые познакомились с техниками, разработанными в древней Индии для исследования дыхательной, кровеносной, пищеварительной и выделительной систем, а также эндокринных желез и нервов, гонкие формы которых обобщенно известны как Завоевание Жизненной Силы (пранамайя коша).
Йога Видья — это кодифицированная система, которая определила восемь ступеней самореализации. Это: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи, В этой книге акцент делается на Пранаяме, направленной на то, чтобы поддерживать непроизвольные или самоконтролирующиеся системы человеческого тела в уравновешенном состоянии здоровья и совершенства.
У меня дома не было ученых, святых или йогинов, которые бы вдохновляли меня заняться йогой. Ребенком я был подвержен многим болезням, и, по предначертанию судьбы, это привело меня к йоге в 1934 г. в надежде вернуть здоровье. С тех пор это стало моим способом жизни. Этот путь научил меня быть пунктуальным и дисциплинированным вопреки трудностям, которые часто нарушали мою ежедневную практику, занятия и опыты.
Вначале Пранаяма — это борьба. Слишком большая снисходительность в ежедневной практике асан много раз ослабляла мое внутреннее тело, когда я начал практиковать Пранаяму. Каждое утро я вставал, чтобы заниматься Пранаямой, и мне было очень трудно — задерживать дыхание и сохранять ритм. Я боролся, едва выполняя три или четыре цикла, после чего я начинал задыхаться и хватать ртом воздух. Я отдыхал несколько минут, затем делал новые попытки, до тех пор, пока уже становилось невозможным продолжать. Я спрашивал себя, почему я не могу это делать. Я не находил ответа. У меня не было проводника. Неудачи и ошибки преследовали мое тело, ум и внутреннюю самость в течение многих лет, но я непоколебимо продолжал совершенствовать свой уровень. Сегодня я все еще посвящаю один час ежедневно занятиям Пранаямой и нахожу, что даже этого недостаточно.
Слова могут завораживать и привлекать читателя к религиозной практике (садхане) и заставлять его думать, что он постиг духовный опыт. Чтение, однако, лишь делает его более образованным, в то время как практика (садхана), о которой он читал, приводит его ближе к истине и ясности. Факт — это истина, а ясность — чистота. Наш век — это век научных достижений, и поток новых слов наполняет словари. Будучи чистым практиком — садха-ком, а не человеком слов, я затрудняюсь в выборе правильных технических терминов для выражения всего, что мне хотелось бы написать. Я только лишь могу приложить свои скромные усилия, чтобы познакомить читателя со всем, что я испытал, практикуя это наилучшее из искусств.
Пранаяма — это обширный предмет с неограниченными возможностями. Она психосоматична, так как использует тесные взаимосвязи между телом и умом. Она может казаться простой и легкой, но стоит человеку сесть и начать практику, как он быстро осознает, что это — сложное искусство. Ее тонкости малоизвестны и все еще ждут исследования. В прошлом авторы йогических текстов уделяли больше внимания эффектам Пранаямы, чем ее практическому применению. Это могло происходить потому, что Пра-наяма широко практиковалась и большинство людей было с ней знакомо. Описания эффектов, приводимые этими авторами, дают нам некоторые представления об их опыте, который превосходит их слова.
Многие движения в Пранаяме бесконечно тонки. Например, тщательно обдуманные и утонченные движения кожи в противоположных направлениях кажутся объективно невозможными, но это процесс, разработанный в йоге. С тренировкой кожа может двигаться таким образом, и это играет существенную роль в практике Пранаямы. Таким образом, Пранаяма во многих отношениях — это субъективное искусство. Когда эти навыки применяются с максимальным эффектом, когда движения кожи синхронизированы со вдохом, выдохом и задержкой, поток энергии (праны) гармоничен.
Современные ученые подтвердили действенность интуитивного знания йогинов, используя электронные инструменты. Эффекты Пранаямы определенны и неиллюзорны. Я уверен, что в не таком уж далеком будущем полюс объективного знания (науки или эксперимента) и полюс субъективного знания (искусства или причастности) сыграют свою роль в объединении изучения Пранаямы и ее благотворных результатов
Современная жизнь, обязанная развитию технологии, становится чрезмерно насыщенной конкуренцией, порождая возрастающее напряжение мужчин и женщин. Тяжело поддерживать уравновешенную жизнь. Беспокойство и болезни, влияющие на нервную и циркуляторную системы, все умножаются. В отчаянии люди увлекаются психоделическими средствами, курением и пьянством или неразборчивым сексом с тем, чтобы найти облегчение. Эти действия позволяют человеку забыть себя на какое-то время, но причины остаются неискорененными, и болезни возвращаются.
Только Пранаяма приносит реальное облегчение и решение этих проблемах Ей нельзя научиться путем дискуссий и споров, но можно овладеть терпеливыми и осторожными усилиями. Все начинается с того, что страдающий получает облегчение от обычных недомоганий, вроде общей простуды, головных болей и умственной дисгармонии. Высшая же точка, пик Пранаямы — эликсир жизни.
Эта книга состоит из двух частей. Первая часть содержит три раздела, касающихся теории, искусства и различных техник Пранаямы. Вторая часть, озаглавленная «Свобода и Блаженство», касается овладения собственной душой (атма джайя). В этой части описывается медитация (дхьяна) и расслабление (шавасана).
В первой части я попытался соединить Пранаяму со всеми остальными аспектами йоги. Пранаяма — это связующее звено между телом и душой человека, ступица в колесе йоги.
Я попытался прояснить скрытые техники, так что читатель может извлечь максимальную пользу, не будучи окружен сомнениями и замешательством. Я добавил таблицы, анализирующие различные ступени основных разновидностей Пранаямы. Эти таблицы дают подробную информацию о методологии и содержат готовые справки. Они также дают читателю некоторые идеи по поводу бесконечного числа видоизменений и комбинаций, возможных в этом благородном искусстве и науке. Даже непосвященный садхака, благодаря этой информации, может практиковать Пранаяму независимо от того, есть у него учитель или нет, не опасаясь неблагоприятных эффектов. Информация, содержащаяся в таблицах, поможет садхаке быть одновременно острожным и уверенным в себе.
В приложении я представил пять курсов, располагая их ступень за ступенью, для того, чтобы практикующий следовал им в соответствии со своими возможностями. Каждый курс может быть увеличен на несколько недель, если предлагаемый там стандарт не может быть выполнен в обусловленное время. Хотя Пранаяму следует изучать у ног гуру (мастера), я со всем смирением постарался провести читателя — учителя и ученика — к безопасному методу совершенствования этого искусства.
Я буду счастлив, если моя работа поможет людям достичь мира в теле, уравновешенности в уме и спокойствия во внутренней самости. Пранаяма — это обширный предмет. Так как мои знания в этой области ограничены, я с радостью приму предложения для включения их в следующие издания.
«Йогачудамани Упанишада» говорит, что Пранаяма — это возвышенное знание (маха видья) Это — царский путь к процветанию, свободе и благословению.