Скачать:TXTPDF
Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар

9б)

Начинайте прерывистый вдох, как описано выше в пункте 2, ступени IV.

Теперь задержите дыхание на десять-пятнадцать секунд. Это —внутреняя задержка (ангара кумбхака) (фот. 101). Сожмите диафрагму, затем выдохните медленно и глубоко, постепенно расслабляя диафрагму.

4. Это завершает один цикл виломы, ступени VII. Повторяйте его в течение пятнадцати-двадцати минут или дольше, до тех пор пока не ощущается напряжение или усталость. Сделайте два или три дыхания, затем лягте в шавасану (фот. 182).

Результаты

Эта ступень помогает людям, страдающим от низкого кровяного давления. Альвеолы наполняются кислородом, повышая эластичность легких, и искусство глубокого дыхания постигается с совершенством, легкостью и удобством,

Ступень VIII

В этой ступени вводится внешняя задержка (бахья кумбхака), следующая за прерывистым выдохом. Эта ступень для учеников, достигших прочности и устойчивости в практике.

Техника

Посидите некоторое время, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 ступени V удджайи. Медленно выдохните до совершенного опустошения легких, но без напряжения (фот. 96).

Сделайте глубокий долгий вдох без остановок. Наполните легкие до отказа, но без чрезмерного усилия.

3 Задержите дыхание на две или три секунды

Теперь выполните прерывистый выдох, как описано выше, в пункте 3 ступени V

Задержите дыхание на пять-шесть секунд перед вдохом.

Это завершает один цикл ступени VIII виломы. Повторяйте его в течение пятнадцати-двадцати минут, или сколько это возможно без напряжения. Сделайте два или три нормальных дыхания, затем лягте в шавасану (фот. 182).

Результаты

Эта ступень дает отдых нервам и успокаивает мозг. Ступень IX

Эта ступень комбинирует ступени VII и VIII, включая (а) прерывистые вдох и выдох, (в) внутреннюю и наружную задержки и (с) бандхи. Эта ступень — только для продвинутых учеников, которые практикуют Йогу много лет.

Техника

Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните весь воздух из легких, не напрягаясь (фот. 96).

Начинайте прерывистый вдох, описанный в пункте 2 ступени IV.

Затем задержите дыхание, одновременно выполнив мула бандху в течение десяти-пятнадцати секунд или сколько возможно (фот 101).

Теперь начинайте прерывистый выдох, описанный в пункте 3 ступени V

5 Когда легкие будут пусты, задержите дыхание на пять-шесть секунд. Выполните уддийяна бандху, описанную в пункте 3 ступени XII удджайи, но будьте внимательны — не допускайте перенапряжения (фот 104)

6. Это завершает один цикл виломы, ступени IX Повторяйте его в течение пятнадцати-двадцати минут или сколько можете, не чувствуя усталости. Сделайте два-три нормальных дыхания, затем лягте в шавасану (фот 182)

Результаты

Эта ступень совмещает эффекты ступеней VII и VIII

Таблица Вилома Пранаямы

Ступень

Пурака

Антара

Резака

Бадгёа

Кумбхака

Кумбхака

БезП

я

Без

МБ

БезЯ Я

БезУБ УБ

МБ

Лежа I

о

о

П

о

о

III

о

о

Сидя IV

о

о

V

о

о

VI

о

о

10—

VII

о

15 с

о

VIII

о

о

5- 5-

6с 6 с

IX

о

10с

о

МБ — мула бандха П — паузы

УБ — уддийана бандха

Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма

Бхраллари Пранаяма

Бхрамари (ВИгатага) означает большой черный шмель, и эта Пранаяма называется так потому, что во время выдоха производится мягкий жужжащий звук, напоминающий жужжание шмеля. Лучшее время для выполнения этой пранаямы — тишина и покой ночи. Бхрамари пранаяму можно выполнять в двух стадиях, лежа и сидя.

Техника

В этой пранаяме глубокий вдох выполняет ся, как в удджайи Пранаяме, а глубокий выдох — с жужжащим или гудящим звуком. Однако в этой пранаяме не рекомендуется задерживать дыхание (кумбхака) Бхрамари также можно делать с мудрой (Баптикгп тис!га) без джаландхара бандхи, так как здесь не выполняются кумбхаки

Фото 106 санмукхи

Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)

Поднимите руки к лицу, а локти — на уровень плеч. Расположите кончики больших пальцев на ушных отверстиях, чтобы закрыть их для внешних звуков. Если кончики пальцев причиняют боль, уменьшите давление или заверните маленькие выпуклости возле уха на ушные отверстия и надавите на них.

Закройте глаза. Положите указательный и средний пальцы на веки. Опустите верхние веки подушечками средних пальцев, а оставшееся пространство сверху накройте подушечками указательных пальцев, чтобы не допустить попадание света в глаза Сохраняйте глазные яблоки пассивными и восприимчивыми, мягко на давив на них пальцами

Теперь зажмите ноздри кончиками безымянных нальцев> чтобы сузить носовые проходы для медленного» устойчивого» ритмичного и тонкого дыхания. Мизинцы держите на верхней губе, чтобы чувствовать поток дыхания

Садхака может слышать внутренний звук, так как уши закрыты большими пальцами. Благодаря давлению на глазные яблоки он также видит различные ослепительной яркости цвета, иногда устойчиво напоминающие солнце. Если трудно удержать санмук-ти мудру, оберните вокруг головы кусок ткани, покрыв ею уши и веки (фот. 107). После выполнения бхрамари лранаямы выдохните, затем лягте в шавасану (фот. 182).

Примечание

Кумбхаки можно выполнять, обернув кусок материи вокруг головы, вместе с джаландхара бандхой, во всех других пранаямах (фот 108)

Результаты

Жужжащий звук нагоняет сон, и это хорошо для людей, страдающих бессонницей.

Мурчха Пранаяма

Мурчха (Мигсппа) означает состояние обморока (замирания). Эта пранаяма выполняется, как удджайи, а внутренняя задержка длится до появления ощущения слабости, дурноты. Это делает ум недеятельным и приносит спокойствие чувств.

Плавини Пранаяма

Плава (Р1ауа) означает плавание или удерживание на воде. Об этой пранаяме известно очень мало. Считается, что она помогает садхаке с легкостью держаться на воде.

Мурчха и плавини пранаямы сейчас не практикуются.

Таблица Бхрамари Пранаямы

Ступень

Дурака н

г

Речака

гжз

Санмукхи мудра

Лежа IA

о

о

В

о

о

о

ПА

о

о

В

о

о

о

Сидя III

о

о

A

В

о

о

о

IV А

о

о

В

о

о

о

Г — глубокое

ЖЗ — жужжащий звук

Н — термальное

Глава 22м Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу

Нос

1. Нос представляет собой конусообразную камеру, поддерживаемую костью и хрящом, сверху покрытую кожей, а изнутри — слизистой оболочкой, ноздри же поддерживаются и отделяются друг от друга перегородкой. Внутренняя поверхность ноздрей неровная и соединена маленькими отверстиями с черепными пазухами.

2. Воздух, попадающий в ноздри, фильтруется и проходит по дыхательным путям вниз в легкие. Воздушный поток слегка замедляется, когда воздух попадает в более широкие проходы, расположенные в носу выше, на полпути. Стороны носовой полости в черепе разделены тремя завитыми и пористыми костями, называемыми носовыми раковинами. Похожие по форме на птичьи крылья, они заставляют воздушный поток двигаться по спирали гак, что он чистит слизистую оболочку, выстилающую полость носа сложным образом. Надавливание большим пальцем или двумя пальцами на нос расширяет или сужает носовые проходы. Это помогает контролировать форму, направление и силу воздушного потока. Тщательное внимание, требуемое для контролирования этого потока, развивает внутреннюю осознанность. Эта осознанность увеличивается также, когда садхака учится слушать тонкие вибрации, порожденные воздушным потоком. Следовательно, слух играет важную роль в пранаяме.

Воздушные потоки также влияют на органы обоняния посредством решетчатой кости (об еШтсчСа^), расположенной в основании черепа. Эта кость испещрена отверстиями, предназначенными для волокон обонятельного нерва, который стимулирует лимбическую систему мозга, связанную с трансформацией восприятия в ощущении.

Вдыхаемый воздух циркулирует в пространстве возле слизистой оболочки. Если слизистая не функционирует надлежащим образом, дыхание становится напряженным и неправильным. Слизистая оболочка может быть перегружена изменениями в атмосфере, или ее секреция подвергается воздействиям различных факторов — табака, дыма, инфекции, эмоциональных состояний и т. п., поток воздуха периодически отклоняется от одной ноздри к другой из-за изменений в циркуляции крови, а также из-за травмы, болезни или холода. Такие изменения влияют на форму и размер носа, ноздрей и носовых проходов.

Мышцы, прикрепленные к хрящу, принимают участие в расширении и сжатии ноздрей. Будучи составной частью мышечной системы лица, связанной с губами и бровями, они могут выражать эмоциональное состояние, например, гнев, отвращение или страх, и обнаруживают внутреннюю личность.

Согласно Шива Свародайя (э^а эуагоСауа), йогическому тексту, в носу собраны вместе пять основных элементов: земля (пригхви), вода (апас), свет (теджас), воздух (вайю) и эфир (ака-ша) (фот. 109). В пранаяме поток жизненной энергии (прана), находящийся в воздухе, приводит в соприкосновение эти элементы, когда он проходит над или через их местоположение и влияет на поведение практикующего. Их местоположение или области смещаются приблизительно каждые несколько минут. Например, когда поток воздуха прочищает местоположение земли в правой ноздре, он прочищает и местоположение воды в левой ноздре

Расположение элементов следующее:

Правая Левая ноздря ноздря

Земля Вода

Вода Огонь

Огонь Воздух

Воздух Эфир

Эфир Земля

Смещение положений осуществляется постепенно. Необходима многолетняя практика, чтобы локализовать и разграничить местоположения или области пята элементов или энергий, узнать, когда и где воздух соприкасается с каждой ноздрей. Однако под руководством сведущего учителя локализация вышеупомянутых областей может занять меньше времени. Точное расположение на носу большого, безымянного пальцев и мизинца правой руки может заставить поток воздуха двигаться одновременно в одинаковые участки обеих ноздрей, порождая тем самым ясность в мозгу и устойчивость в уме. Ниже объясняется, что лучшее, идеальное время для медитации (дхьяна) наступает тогда, когда дыхание течет в центральную часть обеих ноздрей — местоположение элемента эфира,

Искусство расположения пальцев

Фото 109

управляя дыханием, будто играя на флейте.

7. Тренировку,

необходимую садхаке для выполнения прана- ямы, можно сравнить с овладением музыкальным искусством. Кришна, божественный пастух, очаровал гопи и завоевал их сердца игрой на флейте, умело обращаясь с ней и порождая мир

мистических звуков. В своей практике

Пранаямы садхака подчиняет и побеждает свои чувства игрой на своих ноздрях, чутко и осторожно манипулируя пальцами и таким образом

В духовых инструментах довольно много отверстий, в носу же их только два, поэтому от садхаки требуется большее, чем от флейтиста мастерство чтобы управлять бесконечно тонкими и нежными интонациями и оттенками своего дыхания. Хороший музыкант изучает строение, форму, составные части и другие характеристики своего инструмента, а также атмосферные изменения, влияющие на него. Постоянным упражнением пальцев он достигает их виртуозности в таких движениях, в то время как его ухо улавливает малейшие отклонения звука, и он учится координировать искусность пальцев со слухом. Только после этого он может начать овладевать мелодией-ладом, высотой звука, резонансом и ритмом,

Садхака также изучает форму и строение ноздрей, структуру наружной кожи, специфические особенности своего носа, такие как ширина носовых проходов, отклонение перегородки и т. п., а также атмосферные явления, влияющие на качество кожи и сухость носовых проходов или что-либо иное. Он регулярно практикует движения запястий и пальцев до тех пор, пока не овладеет ими и не станет способным к их усовершенствованию. Он выверяет расположение кончиков пальцев на коже носа, покрывающей места расположения пяти элементов (земли, воды, огня, воздуха и эфира) в ноздрях. Эти пять местоположений работают как клапаны духового инструмента. Они регулируют поток, ритм и резонанс дыхания посредством сужения или расширения носовых проходов в этих точках осторожным и чутким нажатием пальцев и внимательным вслушиванием в звук дыхания, который садхака модулирует и корректирует.

Фото 110

Фото 111

Стражи святилища храма (дварапала) регулируют поток

паломников, а пальцы — силу и ток дыхания, и сужением носовых проходов отфильтровывают воздушные примеси во время дыхания,

Благодаря регулируемому вдоху через суженные носовые проходы, легкие получают больше времени на всасывание кислорода, а в регулируемом выдохе неиспользованный кислород всасывается повторно, а отработанная материя выбрасывается.

Сужением носовых проходов посредством пальцевого контроля садхака развивает большую восприимчивость и осознанность действий. Практикуя удджайи и вилома пранаямы, садхака углубляет свое знание пранаямы, а его тело извлекает практические знания из того, что он испытал

В практике Пранаямы при помощи

Скачать:TXTPDF

Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать, Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать бесплатно, Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать онлайн