пальцев ощущается мягкая вибрация. Прислушивайтесь к резонирующему звуку дыхания и улучшайте его Если звук не резонирующий, а грубый и жесткий, это указывает на то, что кончики пальцев расположены вертикально по отношению к ноздрям (фот. 130). Расположите их горизонтально.
Действуйте, сохраняя полное понимание того, что происходит между кончиками пальцев и слизистой оболочкой носа. Только прикосновение, равновесие и непрерывное надавливание кончиками пальцев, направляющее поток дыхания, могут привести к совершенству в пальцевой пранаяме.
Подобно тому как мягко мы вдыхаем тонкий аромат цветка, практикуйте нракаяму, как втягивание в себя аромата воздуха
Если вдох, дольше выдоха, это указывает на большую бло-кированность носовых проходов во время вдоха, чем во время выдоха Чтобы увеличить продолжительность выдоха, мягко уменьшите давление пальцами во время вдоха, но увеличьте время выдоха. Если же выдох больше вдоха, поступайте наоборот. По достижении равной продолжительности вдоха и выдоха в течение периода времени, сузьте носовые проходы, чтобы сделать дыхание глубоким и долгим и в то же время плавным и тонким. Слишком сильное давление или отсутствие его делает кончики пальцев нечувствительными Необходимая чувствительность может быть достигнута только практикой и опытом.
Отметьте плавность и длительность первого вдоха и стремитесь сохранить её во время выдоха Первое дыхание — всегда определяющее. То же самое справедливо, когда вы увеличиваете продолжительность задержки и вообще во всей практике Правая мы, так как ритм и равновесие — — вот секрет йоги.
Мы бессознательно своим дыханием творим молитву «Со хам», «Он (Сах) — Бессмертный Дух — — есть я (Ахам) в дыхании».
Вдох течет со звуком «Сах», а выдох — со звуком «Ахам». Эта неосознаваемая молитва (джапа) произносится без понимания ее значения (артха) и ощущения (бхвана). Когда практикуете права-яму, прислушивайтесь к этой молитве с пониманием и ощущением ее, тогда это осознание становится наданусандхана — паСапиэапСпапа (нада — звук, анусандаана — поиск), в котором садха-ка растворяется в звуке своего дыхания. Это позволяет ему воспринимать входящее дыхание как эликсир жизни и благословение Господа, а исходящее дыхание — как сдачу себя Ему.
Этот звук не передается русским «х», а скорее является придыханием.
Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма
Бхастрика Пранаяма
Бхастрика означает кузнечные меха: воздух с силой вводится и выводится из легких, как при работе кузнечных мехов. Во всех остальных видах пранаямы вдох задает длину, качество и ритм выдоху, но в бхастрике выдох задает силу и темп. В ней и вдох и выдох выполняются с усилием. Звук, производимый в этой прана-яме, похож на звук кузнечных мехов.
Ступень I
Ноздри на протяжении всей практики открыты.
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1—7 удджайи, ступень V. Выдохните весь находящийся в легких воздух (фот. 96).
Сделайте короткий сильный вдох и вытолкните воздух с быстрым сильным взрывным звуком. Повторите это, и вы обнаружите, что второй вдох быстрее и мощнее первого из-за усиленного предшествующего иыдоха.
Один быстрый вдох и такой же выдох, выполненные вместе, составляют один ход бхастрики, одно продувание
4. Сделайте четыре-восемь ходов подряд. Они составляют один цикл, который заканчивается выдохом.
Теперь сделайте несколько медленных и глубоких дыханий, как в удджайи, или, если хотите, можете задержать дыхание внутри, с мула бандхой, в течение пяти-восьми секунд (фот. 101). Затем выдохните медленно и глубоко, как в удджайи. Это дает отдых легким и диафрагме, подготавливает их к новому циклу бхастрики.
Повторите циклы продуваний бхастрикой, перемежающи- , еся с удджайи, с задержкой или без нее, три-четыре раза. Затем сделайте глубокое дыхание и лягте в шавасану (фот. 1821
По мере увеличения выносливости количество продуваний в каждом цикле, а также и число циклов можно увеличивать. Однако как только изменится звук дыхания — сразу останавливайтесь.
Ступень II
Обе ноздри частично закрыты на протяжении всей практики.
Сядьте в любую удобную позу, следуя технике пунктов 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните из легких весь воздух (фот. 96).
Приведите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме.
Частично закройте обе ноздри кончиками пальцев. Проследите, чтобы обе ноздри были закрыты равномерно (фот. 110).
Теперь выполняйте дыхание бхастрика, следуя технике, данной в пунктах 2 — 7 ступени I
Повторите пять-шесть раз, сделайте несколько глубоких дыханий и лягте в шавасану (фот. 182).
Ступень III
В этой ступени бхастрика выполняется через обе ноздри поочередно, перемежаясь дыханиями удджайи. Продвинувшиеся ученики могут делать ее без включений удджайи.
1. Сядьте- в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните из легких весь воздух (фот. 96).
2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме.
С помощью контроля пальцами полностью закройте левую ноздрю и частично — правую (фот. 111)
Вдохните и выдохните с силой через правую ноздрю, выполняя подряд четыре-восемь продуваний, следя за тем, чтобы давление пальцами было все время одинаково. Наблюдайте за тем, чтобы из левой ноздри не выходил воздух, и завершите все сильным выдохом.
Теперь закройте правую ноздрю, частично откройте левую (фот. 112) и с силой дышите через нее, выполняя такое же количество дыханий, как через правую, и оказывая такое же давление. Следите, чтобы воздух не выходил через правую ноздрю. Завершите все сильным выдохом.
Это составляет один цикл ступени III.
Повторите его с обеими сторонами одновременно три-четыре раза, выполните несколько глубоких дыханий и лягте в шавасану(фот. 182)
Если вы не можете делать несколько циклов подряд, выполняйте после каждого цикла несколько дыханий удджайи, чтобы дать отдых легким.
Ступень IV
В ступени III один цикл продуваний бхастрика выполнялся через правую ноздрю, другой — через левую. В этой ступени вдох и выдох выполняются через обе ноздри поочередно: если вдох выполняется через правую ноздрю, то выдох — через левую, и затем наоборот. Четыре-пять таких дыханий образуют один полуцикл. Следующий полуцикл начинается со вдоха через левую ноздрю, за ним следует выдох через правую, соблюдается равное количество дыханий. Эти два полуцикла образуют один цикл ступени IV.
Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните весь воздух из легких (фот. 96).
Поднимите правую руку к носу, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме.
3. Закройте левую ноздрю, правую держите наполовину открытой (фот 111) и сделайте через нее быстрый сильный вдох Быстро закройте правую ноздрю, наполовину откройте левую и выдохните через нее быстро и с силой (фот. 112) Сделайте четыре или пять таких продуваний в быстрой последовательности. Это образует первый полуцикл.
Теперь выполните второй полуцикл, повторив вышеописанную процедуру, но вдыхая через левую ноздрю и выдыхая через правую. Это завершает второй полуцикл. Выполните такое же количество продуваний, как и в первом полуцикле, поддерживая такой же ритм, ток и силу на протяжении всей практики.
Выполните три-четыре таких полных цикла, делая несколько дыханий удджайи, чтобы дать отдых легким, а затем отдохните в шавасане (фот. 182).
Капалабхати пранаяма
Некоторые называют кападабхати пранаямой, другое — крийей (капала означает череп, а бхати — свет иди блеск). Капалабхати аналогична бхастрике, но мягче ее. В капалабхати вдох медленный, выдох сильный, а после каждого выдоха на долю секунды выполняется задержка. Выполняйте капалабхати вместо бхасгрики, если последняя требует слишком больших усилий.
Кападабхати можно разделить на стадии, аналогично бхастрике» и соответственно этому практиковать.
Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати
Обе эти пранаямы активизируют и укрепляют печень, селезенку, поджелудочную железу и брюшные мышцы, а также улучшают пищеварение. Они осушают носовые пазухи и останавливают насморк. Они порождают ощущение радости.
Примечания и предупреждения
1. Бхастрика генерирует прану, которая активизирует все тело Как слишком быстрая растопка взрывает котел или двигатель, так и слишком длительная практика бхастрика подвергает опасности легкие и истощает дыхательную систему из-за того, что процесс дыхания слишком интенсивен.
2. По мере того как звук убавляется, остановитесь и начните снова, либо уменьшите количество продуваний и циклов, либо приостановите практику на день.
Приостановите практику, когда чувствуете раздражение или напряжение
Прервите практику, если звук выдоха неправилен или продувания не наступают должным образом Всякое насильственное действие приведет к повреждению или кровотечению из носа.
5. Людям со слабым сложением и ограниченными возможностями легких не следует пытаться практиковать бхастрика или капалабхати, так как их кровеносные сосуды и мозг подвергнутся опасности
6. Эти две пранаямы не следует практиковать следующим людям:
а) женщинам, так как сильные продувания могут стать причиной выпадения абдоминальных органов и матки, а груди могут ослабеть и обвиснуть;
б) людям, страдающим от недугов глаз и ушей (например, гной в ушах, отслоение сетчатки* глаукома);
в) людям с повышенным или пониженным кровяным давлением;
г) страдающим носовым кровотечением, усиленной пульсацией или болью в ушах, Если что- либо из вышеперечисленного произошло с вами, немедленно прекратите практику на
несколько дней. Затем попытайтесь снова, и, если эти признаки повторятся, это означает, что такая практика вам не подходит.
7. Многие люди имеют неправильное представление, что бхастрика пранаяма пробуждает кундалини шакти Авторитетные книги утаермедают то же самое в отношении многих пранаям и асан, но это далеко от истины. Нет сомнения, что бхастрика и капалабхати освежают мозг и побуждают его к активности, но если /поди выполняют их по той причине, что они пробувдают кундалини, они могут в результате навлечь беду на свои тело, нервы и мозг
Таблица Бхрастрика Пранаямы
Ступень 1(НО)
ПР Б
ПР Б
ПР Б
ПР Б
П У
Р У
П У
Р У
или
ПР Б
ПР Б
ПР Б
ПР Б
П У
АК
М
Б
Р У
II
(НОЧЗ)
ПР Б
ПР Б
ПР Б
ПР Б
П У
Р У
П У
Р У
или
ПР Б
ПР Б
ПР Б
ПР Б
П У
АК
М
Б
Р У
Ступень Ш
(ПНЧЗ/
ПР Б
ПР Б
ПР Б
ПР Б
ПР Б
ПР Б
ПР Б
ПР Б
ПР У
ПР У
ПР У
ПР У
или
П У
АК
М
Б
Р У
ЛНЧЗ)
ПП
ПП
ПП
ПП
ЛЛ
ЛЛ
ЛЛ
ЛЛ
Ступень IV
(ПНЧЗ/
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
П
Р
П
Р
или
П
АК
М
Б
Р
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
У
У
У
У
У
У
ЛНЧЗ)
пд
ПЛ
ПЛ
ПЛ
ЛП
ЛП
ЛП
ЛП
АК — Ангара кумбхака
Б — Бхрастрика (пурака короткая сильная, речака быстрая гильная)
ОНЧЗ — обе ноздри частично закрыты
МБ — мула бандха
НО — ноздри открыты
ПР — пурака, речака
ПНЧЗ — правая ноздря частично закрыта
П — правая
Л—левая
У — удджайи
Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма
В этих двух пранаямах вдох выполняется не через ноздри, а через рот и без джаландхара бандхи
Ситали Пранаяма
Эта Пранаяма охлаждает респираторную систему, отсюда и ее название
Ступень I
В этой ступени вдох производится через свернутый в трубочку язык, а задержка дыхания и выдох выполняются как в удджайи
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните весь находящийся в легких воздух (фот 96)
Держите голову на естественном уровне Откройте рот и округлите губы как для произнесения буквы О
Высуньте язык и сверните его по длине так, чтобы его форма напоминала свежий, еще свернутый лист перед распусканием (фот 143)
Вытяните свернутый язык подальше (фот 144) и втяните через него воздух, как будто пьете жидкость через соломинку, и до предела наполните легкие Воздух увлажняется,