Скачать:TXTPDF
Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар

раджаса. Только Вибхишана следовал правильному пути и воздержался от греха, так как его медитация была саттвичной.

Техника

1. Медитация — это техника взаимопроникновения пяти оболочек (кош) садхаки, направленная на то, чтобы соединить их в единое гармоничное целое.

Тело известно как город Брахмы (Брахмапури) с девятью воротами Эти ворота — глаза, уши, ноздри, рот, анус и половой орган. Некоторые добавляют к ним пупок и макушку головы и говорят, что тело имеет одиннадцать ворот Все они должны быть закрыты в медитации Город контролируется десятью ветрами (вайю), пятью органами восприятия (джнаниндрийя), пятью органами действия (кармандрийя) и семью чакрами или внутренними камерами. Как жемчужины нанизывают вместе на нить, чтобы они образовали ожерелье, так и чакры необходимо соединить с самостью, чтобы сформировать целостную личность

В медитации мозг необходимо как следует уравновесить в отношении позвоночника. Какая бы то ни было неуравновешенность в положении позвоночника нарушает покой медитации. Энергия левого и правого полушарии мозга должны быть приведены к центру. Мыслительная деятельность мозга прекращается. Как энергия отвлекается от определенной конечности или части тела, чтобы привести ее в пассивное состояние, так и поток энергии к мозгу должен быть уменьшен и направлен к сердцу — местопребыванию души. Ключ к технике медитации находится в сохранении мозга пассивным наблюдателем.

Различные подготовительные техники Ямы, Ниямы, Асаны и Ирана ямы формируют тело и ум, успокаивают и уравновешивают их. В устойчивой и уравновешенной позе, свободной от физических и ментальных беспокойств, поддерживается равномерная циркуляция артериальной и венозной крови, лимфатической и спинномозговой жидкости, осуществляемая через голову и позвоночник. Возбуждение сохраняется на минимальном уровне и настолько симметрично, насколько возможно. Равномерность циркуляции и возбуждения позволяют мозгу и уму достичь объединения знания и опыта.

Мозг разделен на три главных отдела: мозговая кора, гипоталамус и мозжечок. Кора мозга функционирует в процессах мышления, речи, памяти и воображения. Гипоталамус регулирует деятельность внутренних органов и запечатлевает эмоциональные реакции удовольствия и боли, радости и печали, удовлетворения и разочарования Мозжечок является центром мышечной координации Мозжечок рассматривается как принимающий участие в медитации; он является местопребыванием мудрости и ясности.

6. Искусство сидеть правильно и молчаливо является существенным для достижения физической и ментальной гармонии во время практики медитации

7. Для сидения может быть принята любая удобная поза, хотя идеальной является падмасана (фот 13)

Регулирование положения тела

Не выполняйте джаландхара бандху,а в остальном следуйте инструкциям, данным в гл II об Искусстве Сидения

Поднимайте переднюю и заднюю части тела равномерно, внимательно и ритмично, без резких толчков

10. Держите спину прямой, а грудную клетку — поднятой Это замедляет поток дыхания, уменьшает активность мозга и ведет к остановке всех мыслей

11. Сохраняйте тело алертным, с сознанием, острым как бритва. Сохраняйте мозг пассивным, чувствительным и молчаливым, подобным тонкому кончику листа, дрожащему даже от слабого дуновения.

12. Опускание тела приводит к интеллектуальной вялости, а рассеянный ум нарушает устойчивость тела. Избегайте и того, и другого

Голова

13. Сохраняйте макушку параллельно потолку, не наклоняя голову вправо или влево, вперед или назад, вверх или вниз

14. Если голова опущена, садхакой овладевают размышления о прошлом, ум становится вялым и тамасичным. Если же голова поднимается вверх, он мечтает о будущем, что является раджа-сичным. Когда голова сохраняется на должном уровне, садхака на ходится в настоящем, и это — чистое (саттвическое) состояние ума

Глаза и уши

Закройте глаза и смотрите внутрь Закройте уши для внешних звуков Вслушивайтесь во внутренние вибрации и следуйте за ними, пока они не растворятся в своем источнике Всякая рассеянность или недостаток бдительности в зрении и слухе порождают блуждания в уме Закрывание глаз и ушей ведет садхаку к медитации над Ним, Тем, кто есть поистине глаз глаза, ухо уха, речь речи, ум ума и жизнь жизни

Согните руки в локтях, поднимите кисти и сложите ладони перед грудью, большими пальцами направленными к грудине. Это положение рук называется атманджали или хридайянджали мудра (фот вид спереди — 147, вид сбоку — 148/.

17. Разум, колеблющийся между головой и сердцем, порождает многочисленные мысли Когда ум колеблется, надавите ладонями друг на друга, чтобы вернуть внимание ума к Самости

(Атма) Дхьяна — это процесс взаимопроникновения всех оболочек, слияние всего известного в неизвестном и конечного в Бесконечном,

19. Ум действует как субъект, а Самость — — как объект; хотя в действительности Самость -это субъект Цель медитации — заставить ум погрузиться в Самость так, что все искания и стремления придут к концу. Затем садхака испытывает свою всеобщность, вневременность и наполненность.

20. Оставайтесь в медитации так долго, как сможете, не допуская опускания тела. Затем выполните шавасану (фот. 182).

Примечания

Не садитесь в медитацию сразу после выполнения асан и пранаямы. Только те, кто могут устойчиво сидеть долгое время, могут выполнять пранаяму и дхьяну вместе. В противном случае конечности будут болеть и нарушать умственное равновесие.

Лучшее время для медитации — — когда тело и ум свежи или время отхода ко сну, когда наступает спокойное состояние.

3. Не позволяйте глазам смотреть вверх, так как это ведет к задержке дыхания и порождает напряжение нервов, мышц, кровеносных сосудов, головы и мозга.

Фото 147 Фото 148 Фото 149

4, Только тем людям, которые легко впадают в депрессию и удрученное состояние и ум которых слаб и вял, можно порекомендовать направлять взгляд в центр между бровями (фот. 149 и 150) с закрытыми глазами на короткое время, Это следует сделать четыре-пять раз во время медитации, с интервалом между каждым разом. Эта практика приносит умственную устойчивость и остроту интеллекта. Однако людям с повышенным давлением не следует выполнять эту процедуру.

5. Прекращайте медитацию, когда тело начнет отклоняться вперед, назад или в стороны, либо когда почувствуете слабость. Не настаивайте на продолжении медитации в этом случае, т. к это означает, что время медитации в этот день превышено. Если вы будете пытаться продолжать медитацию, это может привести к нарушению умственного равновесия.

Результаты медитации

1. В медитации ум находит свой источник и успокаивается, как ребенок отдыхает на коленях у матери. Йогин, открыв место своего успокоения и духовные небеса, видит всеначальную реальность вокруг и внутри себя.

Медитация уничтожает противостояние аналитического господствующего сознания, расположенного во фронтальной части мозга и находящегося на заднем плане подсознания или бессознательного, расположенного в мозжечке. Она контролирует и замедляет определенные автоматические физиологические функции, которые обычно стимулирует мозг, например, сокращение кишечника, дыхание, биение сердца. Все внешние стимулы, которые обычно беспокоят человеческое сознание посредством различных органов чувств, отсекаются, так как в дхьяне закрыты девять врат тела.

В медитации сливаются ум и материя. Это слияние выжигает все разрушительные мысли Садхака становится динамичным, творческим и в высшей степени внимательным. Он имеет неисчерпаемые резервы энергии и вовлекает себя в дело улучшения человечества.

Он испытывает опыт новых измерений, где его чувства и читта становятся кристально чистыми. Он видит вещи такими, каковы они есть, и свободен от предубеждений и иллюзий. Это -Джалратавастха, состояние бдительной осознанности. Его душа бодрствует, а чувства находятся под контролем. Он полон знания (праджня), понимания, определенности, свободы и истины. Озаренный божественным огнем внутри, он излучает радость, единство и мир.

Садхака постепенно достигает семи ступеней высшего сознания. Это правильное желание (субхекха), правильное размышление (вихарана), исчезновение ума (тануманаса), самореализация (саттавапатти), непривязанность (асамсакта), невосприятие объектов (падартхабхава), и познание состояния, которое находится за пределами слов. Это общая сумма всего знания: знание (джнана) тела (шарира), дыхания (прана), ума (манас) и разума (виджняна); знания, приобретенного опытом (анумбхавика), усваиванием различных мнений и впечатлений, которые преподносит жизнь (расатмака), и знания Самости (Атма-джнаиа).

6. Его чувства направлены вовнутрь. Его мысли чисты. Свободный от привязанности и иллюзий, он становится устойчивым и дживана-мукта (свободным от оков жизни).

Состояние дживана-мукта описано в Бхагавад-Гите (Гяава XVIII, 53 56) такими словами: «Он оставил позади свои сует-аость, насилие и высокомерие Он шагнул за пределы вожделения, гнева и алчности. Он стал самоотверженным и спокойным — он способен быть один с Вечным. Тот, кто пребывает с Вечным и умиротворен в духе, не печалится и не желает. Его любовь равна ко всем творениям: он обладает высшей любовью к Господу».

Таким образом, садхака начинает свое путешествие от рабства к свободе духа. Начиная с покорения тела, он продолжает овладевать дыханием (биоэнергией). После овладения дыханием он контролирует движения ума. Благодаря стабильности ума он достигает здравомыслия. Посредством здравого суждения он совершает правильные действия и достигает тотального осознания и становится просветленным. Эта озаренность (праджня) ведет к Высшему знанию (пара-джнана). С этим знанием он передает свою душу (атма) Господу (Параматма), Это — Шаранагати-ЙогаЙога Сдачи себя Господу.

Глава 30. Шавасана (Релаксация)

1. «Шава» на Санскрите означает труп, «асана» — — позу. Таким образом, шавасана — — это поза, напоминающая мертвое тело и вызывающая опыт пребывания в состоянии, подобном смерти, и прекращение душевных беспокойств и происходящих от них расстройств тела. Это означает релаксацию, а следовательно, восстановление Это не просто лежание на спине с рассеянным умом и напряженными глазами, заканчивающееся храпением. Это самая трудная для овладения йогическая асана, но она также самая освежающая и дающая наибольшее вознаграждение.

2. Совершенная шавасана требует совершенной дисциплины. Легко расслабиться на несколько минут, но делать это без каких-либо физических движений или без колебаний интеллекта требует длительной тренировки Вначале продолжительное пребывание в шавасане не только очень дискомфортно для мозга, но и вызывает в теле ощущение куска сухого, мертвого -дерева На коже конечностей возникает ощущение покалываниял которое усиливается, если пребывание в позе продолжается.

Ритм

Когда шавасана выполняется правильно, дыхание движется подобно нити, соединяющей вместе жемчужины ожерелья. Жемчужины — это ребра, которые движутся легко, очень равномерно и с благоговением, возникающим потому, что когда человек находится в этом ясном состоянии, его тело, дыхание, ум и мозг направляются к его действительной сущности (Атма), подобно пауку, возвращающемуся в центр своей паутины. В этом единении испытывается состояние самахитта читта (невозмутимость ума, интеллекта и самости),

Вначале ребра не могут расслабиться, дыхание грубое и неравномерное, ум и интеллект неспокойны. Тело, дыхание, ум и интеллект не объединены с Атмой, или Самостью. Для правильного выполнения шавасаны необходимо единство тела, дыхания, ума и интеллекта, а Самость управляет ими. Все они с почтением склоняются перед Атмой. Затем читта (это — — манас, буддхи и ахамка-ра, или эго, состояние, в котором устанавливается факт «я знаю») становится самахита читта, в которой ум, интеллект и эго уравновешиваются. Это — -состояние покоя.

5, Это состояние достигается путем контролируемой дисциплины тела, чувств и ума. Не следует, однако, ошибочно принимать это состояние за состояние молчания В покое присутствует твердость, происходящая от воли или силы. Здесь внимание сосредоточено на сохранении сознания (читга) спокойным (дхарана), в то время как в молчании внимание расширено

Скачать:TXTPDF

Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать, Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать бесплатно, Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать онлайн