Скачать:TXTPDF
Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар

задержек (кумбхак), но не для вдохов и выдохов, так как в один день садхака может сконцентрироваться на увеличении продолжительности вдыхания и выдыхания, а на другой день — на внутренней или наружной задержках Когда будет достигнут достаточный контроль, садхака может попытаться включить в занятия вритти пранаяму, но это он должен делать только на свой страх и риск.

ПЕРВЫЙ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ) КУРС.

Недели Пранаяма Ступени Время в

минутах

1 и2 Удджайи I и II 7-8

каждая

3 и 4 Удджайи II и III 8 каждая

5 и 6

Удджайи

ІІ и ІІІ

5 каждая

Вилома

І и ІІІ

5 каждая

7 и 8

Удджайи

ІІІ

5 каждая

Вилома

І и ІІ

5 каждая

9 и 10

Удджайи

ІУиУ

5 каждая

Вилома

ІУ

5 каждая

Вилома

І

5 каждая

11 и 12

Удджайи

УиУІ

5 каждая

Вилома

ІУ

10 каждая

с 13 до

Удджайи

У, УІ, УІІ

5 каждая

15

Вилома

ІІ

10 каждая

с 16 до

Удджайи

УІ и УІІ

5 каждая

18

Вилома

І и ІІ

5 каждая

с 19 до Повторение и закрепление,создание 22 устойчивого навыка

с 23 до Удджайи VI и VII 8 каждая 25

Вилома IV и V 8 каждая

В первом курсе особое внимание нужно обратить на Удджайи II ВТОРОЙ (НАЧАЛЬНЫЙ) КУРС.

Недели

Ступени

Вречя в

Пранаяма

минутах

с 26 до

Удджайи

УІІ

10

28

Вилома

ІІІ

10

с 29 до

Удджайи

ІХ

10

31

Анулома

Іа

10

Вилома

ІІ

5

с32до34

Вилома

ІІІ

5—8

Анулома

ІЬ

5—8

Удджайи

ІХ

5

с35до38

Анулома

Іа

10

Пратилома

Іа

10

сколько

Удджайи

ІУ

выдержит

с39до42

Удджайи

Х

е

8 — 10

Анулома

ІЬ

6—8

Пратилома

ІЬ

6—8

сколько

Вилома

ш

выдержит

е

с 43 до Повторение и закрепление

46 предыдущих ступеней.

Повторите отмеченные выше важные с 47 до ступени первого курса и

50 продолжайте практиковать то, что у

вас получается из второго курса в

соответствии со временем, которым вы располагаете.

с 51 до Анулома Va 5

54

Пратилома Ia 5

Сурья I 10

бхедана

с 55 до Анулома Vb 5

58

Пратилома Ib 10

Чандра

бхедана I б

Повторите второй курс и закрепите с 59 до резу/штаты, приспосабливая

62 практику к имеющемуся в вашем

распоряжении времени.

Во втором курсе особое внимание нужно обратить на Удджайи X, вилома III, анулома Ib, пратилома Ib, сурья бхедана 1 и чандра бхедана I.

ТРЕТИЙ (ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ) КУРС.

Недели

Пранаяма

Ступени

Время в минутах

с 63 до

Вилома

III

5

67

Удджайи

XI

5-8

Вилома

VI

5

Анулома

IIb

5

Пратилома

на

5

Анулома

VIa

5

Сурья

II

5

бхедана

Чандра

II

5

бхедана

С этого времени садхака может один день выполнять уджайи XI, ануло-му Па, пратилому и сурья бхедану II, чередуя их с другими через день.

с 68 до 72

с 73 до 75

Вилома

Анулома Пратилома Нади содхана Удджайи

Анулома Пратилома Нади содхана

VII

IIb IIb Ia

VIII

VIb II

Ib

5

6-8 6-8 10

5

6 6

10

Если анулома выполняется в один день, то пратилома иожет выполняться на следующий

с 76 до 80

Анулома

Пратилома Сурья бхелана Чандра бхедана

Нади содхана

нь

пь н

н

н

10

10 10

10

10

Б. К. С. Айснгар

Если анулома, сурья бхедана и нади содхана выполняются в первый день, то остальные пранаямы делайте на второй и т. д.

с 81 до 85 Закрепление результатов практики В третьем курсе особое внимание нужно обратить на Удджайи XI, вилома VII, анулома ПЬ, пратилома ИЬ, сурья бхедана II, чандра бхедана II и нади содхана П.

с 86 до 90 Повторите отмеченные выше важные ступени первого, второго и третьего курса.

После этого каждый садхака может составить свое собственное расписание на последующее время, так чтобы все виды пранаямы, представленные в трех курсах, могли быть использованы, а затем вернуться к занятиям по расписанию первой недели, представленному выше. Следует добиться того, чтобы каждый важный вид пранаямы обязательно был представлен в расписании каждой недели, но чтобы при этом ступени не повторялись чаще, чем через три недели. По воскресеньям следует отдыхать или выполнять простые и способствующие отдыху пранаямы.

Если вы найдете, что какая-нибудь представленная в расписании пранаяма по каким-либо причинам не подходит для выполнения в какой-то определенный день, то выберите другую из той же недели

Если вы не можете выполнять какие-либо пранаямы по состоянию своего организма, то составьте свое собственное расписание из тех пранаям, которые вы можете выполнять, с 91 до 120

Первая

неделя

Понедельник

Удджайи

VIII

20-25

Вторник

Сурья

I

20-25

бхедана

Среда

Анулома

20-25

Четверг

Вилома

I и II

20-25

Пятница

Пратилома

20-25

Суббота

Нади

20-25

содхана

Воскресенье

Вилома

II

20-25

Вторая

неделя

Понедельник

Чандра

I

20-25

бхедана

Вторник

Анулома

на

20-25

Среда

Пратилома

ПЬ

20-25

Четверг

Удджайи

X

20-25

Пятница

Нади

20-25

содхана

Суббота

Вилома

УЬ

20-25

Воскресенье

Вилома

ш

20-25

Третья

неделя

Сурья

Понедельник

бхедана

н

20-25

Чандра

Вторник

бхедана

н

20-25

Среда

Вилома

VII

20-25

Четверг

Анулома

УЬ

20-25

Пятница

Пратилома

20-25

Суббота

Нади

20-25

содхана

Воскресенье

Удджайи

X

20-25

Что касается нескольких малых пранаям, о которых говорится, что они должны выполняться лишь в течение нескольких минут, то на них не следует распространять указанное в расписании время в двадцать-двадцать пять минут. Такие пранаямы все же можно выполнять в порядке эксперимента в течение не более пяти минут в последнее воскресенье месяца.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ПРОДВИНУТЫЙ) КУРС

Недели

Пранаяча

Ступени

Время в

минутах

с 121 до

Сурья

I

5

125

бхедана

Удджайи

XII

10

Вилома

VIII

10

с 126 до

Чандра

I

5

130

бхедана

Анулома

ша

10

Пратилома

Ша

10

Вилома

VIII

5

с 131 до

Анулома

УПа

10

136

Нади

На

10

содхана

Вилома

VIII

5

с 137 до

Сурья бхедана

II

10

142

Нади содхана

15

с 142 до

Чандра бхедана

II

10

148

Нади содхана

15

с 149 до

Сурья бхедана

III

10

155

Анулома

ШЬ

8

Пратилома

ШЬ

8

с 156 до

Чандра бхедана

III

10

160

Анулома

УПЬ

8

Пратилома Ша 8

Нади содхана ИЬ 8—10

Важные ступени в четвертом курсе Анулома ШЬ, Пратилома ШЬ, сурья бхедана III, чандра бхедана III и нади содхана ПЬ.

с161 до 170 Повторите все важнейшие пранаямы предыдущих курсов.

ПЯТЫЙ (ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЙ) КУРС

Недели

Пранаяма

Ступени

Время

в

о

минута

X

с 171 до

Нади

8 — 10

175

содхана

Удджайи

XIII

10

Анулома

10

с 176 до

Вилома

IX

10

180

Пратилома

10

с 181 до

Нади

Ша

10

185

содхана

Анулома

РШЬ

10

Удджайи

XII

8

(лежа)

с 186 до

Сурья

IV

10

190

бхедана

Нади

ШЬ

15

содхана

Удджайи

II (лежа)

8

с 191 до

Чандра

IV

10

195

бхедана

Иратилома

10

Вилома

II (лежа)

8—10

с 196 до

Нади

10

200

содхана

Нади

10

содхана

Удджайи

II (лежа)

10

Важные ступени в пятом курсе Сурья бхедана IV, чандра бхедана IV и нади содхана

НЕДЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Понедельник

Вторник Сурья

Нади с одхана Удджайи

Савасана Вилома II и III

XI

V и VI 15—20

15

20 15—20

10 15—20

бхедана Среда

Четвер!

Пятница

Суббота

Савасана

Нади содхана Анулома Савасана Чандра бхедана Пратилома Савасана Удджайи

Нади содхана Савасана Вилома

Нади содхана Савасана

lib viib

ii и iii iiib

viii ivb

vii

ib

10 15-20

15-20

10 15-20

15-20 10 20 20

10 10 20

10

После окончания главных пранаям перед ншвасаной в тече ние двух-трех минут может выполняться бхастрика При этом можно регулировать величину носовых проходов, но это не обязательно

Глоссарий

А — отрицательная частица, означающая «не», как в слове «ненасилие». Абхайя (abhaya) — свобода от страха.

Абхинивеша (abhinivesa) — любовь к жизни и страх быть отсеченным от всего сущего смертью.

Абхьяса (abhyasa) — постоянное обучение и регулярная практика. Авастха (a vast ha) — ступень или состояние ума. Авидья (avidya) — неведение особенно в духовном смысле. Авирати (avirati) — чувственность.

Агарбха дхьяна (agarbha dhyana) — гарбха означает плод (зародыш) Дхьяна означает — медитация Дхьяна — это седьмая ступень йоги, описанной Патанджали В медитации начинающему дается мантра (священное изречение или молитва), чтобы привести блуждающий ум к состоянию устойчивости и удержать его от мирских желаний. Это известно как сабиджа или сагарбха (са — с, вместе; биджа — семя; гарбха — зародыш) дхьяна. Сидение в медитации без произнесения мантры называют нирбиджа или агарбха дхьяна. Приставки «нир» и «а» означают отсутствие чего-либо, приставка «а» означает «без».

Агни (agni) — огонь или переваривающая способность.

Ад ж на чакра (ajna chakra) — нервное сплетение, расположенное между бровями, местопребывание власти (аджна — власть)

Ади Шеша (Adi Sesa) — первобытный змей, по преданию

имевший тысячу голов, обычно изображаемый как образующий ложе Вишну или поддерживающий вечный мир своей головой.

Адхама (adharaa) — самый низкий, наихудший Адхамадхама (adhamadhama) — нижайший из низкого Адхамамадхьяма (adhamamadhyama) — низшее из среднего Адхамоттама (adhamottama) — низшее из лучшего Адхара (adhara) — поддержка.

Акаша (akasa) — небо, эфир (как пятый элемент), свободное пространство.

Алабдха Бхумикатва (alabdha Bhumikatva) — неудача в достижении твердой основы или постоянства в практике, ощущение невозможности увидеть реальность.

Аламбуса нади (alambusa nadi) — название одной из нади — трубчатых органов тонкого тела, по которым течет энергия. Считается, что аламбуса соединяет рот и анус.

Аласья (alasya) — лень, медлительность, апатия.

Аманаскатва (amanaskatva) — цель йоги — постепенно сублимировать ум и интеллект Когда внутренние эмоциональные колебания ума устранены, появляется опыт состояния манолая (манас — ум, лая — погружение), где ум свободен от неустойчивости, растворен и слит с самостью, подобно реке, впадающей в море, достижение самоидентификации на эмоциональном уровне. Когда интеллект контролирует ситуацию и не позволяет вторгающимся мыслям беспокоить себя, испытывается состояние аманаскатвы — бытия без органа желаний или мыслей. Это состояние интеллектуальной ясности (Аманаскатва — состояние (тва) бытия без органа желаний или мыслей (аманас-ка)).

Анавастхитаттва (anavasthitattva) — невозможность продолжать практику, ощущение, что она больше не является необходимостью, когда ищущий верит, что достиг высшего состояния самадхи

Ананда (ananda) — счастье, радость, блаженство.

Анандамайя коша (anandamaya kosa) — оболочка (коша) блаженства (ананда), окружающая душу

Анахата чакра (anahata chakra) — нервное сплетение, расположенное в области сердца

Анна (anna) — пища (в широком смысле) Также пища — как представляющая низшую форму, в которой проявляется высшая душа

Аннамайя коша (annamaya kosa) — грубое материальное тело, стула (грубое) шарира (оболочка), которая поддерживается пищей, которая есть внешний покров, одеяние или оболочка души Это также и материальный мир, самая грубая или низшая форма, в которой Брахма рассматривается как проявляющий себя в мировом существовании

Антакарана (antahkarana) — сердце, душа, местопребывание мысли и чувства, мыслительная способность, ум, сознание (анта — последняя или высшая точка, окончательный предел; карана — орган чувств; инструмент или средство действия)

Антаратма (antaratma) —сокровенный дух или душа; неотъемлемый вьк ший дух или душа, пребывающая глубоко внутри человека

Ангара кумбхака (antara kumbhaka) — приостановка дыхания после полного вдоха

Ангара (antara) — внутреннее, скрытое, сокровенное Анубхавика джнана

(anubhavika jnana) — знание (джнана), приобретенное опытом (анубхава)

Анулома пранаяма (anuloraa pranayama) — в анулома пранаяме вдох производится через обе ноздри, а выдохпопеременно через каждую ноздрю

Анулома (anuloma) — «ану» означает вместе, соединенное Анулома означает «по шерсти» (лома), по направлению волок на, по течению, в согласии В естественном порядке

Анусандхана (anusandhana) — тщательный осмотр, исследование, также — подходящая связь

Анустхана (anusthana) — регулярная духовная практика.

Апас (ар) — вода, один из пяти элементов творения

Алана вайю (арапа vayu) — один из видов жизненного воздуха (вайю), который движется в нижней части брюшной полости и контролирует функцию выведения мочи и фекалий

Апариграха (apangraha) — свобода от накопления и собиратель ства

Арамбхавасгха (arambhavastha) — состояние (-авастха) начинания (-арамбха) Это первая ступень пранаямы> упо мянутая в Шива Самхита

Арджуна (arjuna) — принц из рода Пандава, стрелок и герой эпоса Махабхарата

Ароха (aroha) — восхождение, возрастание, поднятие

Артха бхаванам (artha bhavanam) — чувство преданности или доверия, возникающее как результат размышления над смыслом (артха) нантры или имени Господа

Артха (artha) — значимость, смысл, важность Также благососто яние, как один из объектов человеческой деятельности

Асамсакта (acamsakta) — безразличие (-асакта) к похвале или оскорблению (-самс)

Асана (asana) — поза, третья ступень йоги Асат (asat) — несуществующее, нереальное Асмита (asmha) — эгоизм Астейя (asteya) — нестяжание Астхи (asthi) — кость

Атманджали мудра (atmanjali mudra) — складывание ладоней перед грудью — приветствие душе, пребывающей внутри

Атмахути (atmahuti) —самопожертвование Атма джайя (atma java) — победа над собой Атма джнана (atma jnana) — познание себя, духовное знание, знание души или Высшего Духа Истинная мудрость Атма-сандхана (atma-sandhana) — личная культура Атманусандхана (atmanusandhana) — поиски самости Атма даршана (atma

Сагэапа) — видение (даршана) себя (Атма) как части Высшей Души Видение (даршана) Самости (Атма)

Атма (а::та) — высшая душа или Брахман

Аумнамо Нарайянайя (аит пато Ыагауапауа) — поскольку слово «Аум» есть великая сила, рекомендуется «разбавить» его мощь добавлением к нему имен божеств, таких как На-райяна или Шива, чтобы ищущий мог повторять его и уловить его истинный смысл

Аум (ашп) — подобно латинскому Опте (Амен), санскритское слово «Аум» означает «все» и выражает идею всеведения, присутствия во всех местах пространства и всемогущества.

Ахамкара (апаткага) — эго или эгоизм; буквально «я — делатель», состояние, которое обеспечивает — «я знаю»

Ахимса (агптэа) — ненасилие Слово имеет не просто негативное и ограничивающее значение «не-убийства» или «не-насилия», но также и позитивное и общее значение — «любовь, обнимающая все мироздание»

Ахути (апий) — жертвоприношение и подношение божеству, всякий торжественный обряд, сопутствующий жертвоприношению

Ачалата (аспа^а) — неподвижность Ачала (аспа1а) — неподвижный

Ачит (асЫ) — не являющееся «чит»

Скачать:TXTPDF

Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать, Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать бесплатно, Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать онлайн