задержек (кумбхак), но не для вдохов и выдохов, так как в один день садхака может сконцентрироваться на увеличении продолжительности вдыхания и выдыхания, а на другой день — на внутренней или наружной задержках Когда будет достигнут достаточный контроль, садхака может попытаться включить в занятия вритти пранаяму, но это он должен делать только на свой страх и риск.
ПЕРВЫЙ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ) КУРС.
Недели Пранаяма Ступени Время в
минутах
1 и2 Удджайи I и II 7-8
каждая
3 и 4 Удджайи II и III 8 каждая
5 и 6
Удджайи
ІІ и ІІІ
5 каждая
Вилома
І и ІІІ
5 каждая
7 и 8
Удджайи
ІІІ
5 каждая
Вилома
І и ІІ
5 каждая
9 и 10
Удджайи
ІУиУ
5 каждая
Вилома
ІУ
5 каждая
Вилома
І
5 каждая
11 и 12
Удджайи
УиУІ
5 каждая
Вилома
ІУ
10 каждая
с 13 до
Удджайи
У, УІ, УІІ
5 каждая
15
Вилома
ІІ
10 каждая
с 16 до
Удджайи
УІ и УІІ
5 каждая
18
Вилома
І и ІІ
5 каждая
с 19 до Повторение и закрепление,создание 22 устойчивого навыка
с 23 до Удджайи VI и VII 8 каждая 25
Вилома IV и V 8 каждая
В первом курсе особое внимание нужно обратить на Удджайи II ВТОРОЙ (НАЧАЛЬНЫЙ) КУРС.
Недели
Ступени
Вречя в
Пранаяма
минутах
с 26 до
Удджайи
УІІ
10
28
Вилома
ІІІ
10
с 29 до
Удджайи
ІХ
10
31
Анулома
Іа
10
Вилома
ІІ
5
с32до34
Вилома
ІІІ
5—8
Анулома
ІЬ
5—8
Удджайи
ІХ
5
с35до38
Анулома
Іа
10
Пратилома
Іа
10
сколько
Удджайи
ІУ
выдержит
с39до42
Удджайи
Х
е
8 — 10
Анулома
ІЬ
6—8
Пратилома
ІЬ
6—8
сколько
Вилома
ш
выдержит
е
с 43 до Повторение и закрепление
46 предыдущих ступеней.
Повторите отмеченные выше важные с 47 до ступени первого курса и
50 продолжайте практиковать то, что у
вас получается из второго курса в
соответствии со временем, которым вы располагаете.
с 51 до Анулома Va 5
54
Пратилома Ia 5
Сурья I 10
бхедана
с 55 до Анулома Vb 5
58
Пратилома Ib 10
Чандра
бхедана I б
Повторите второй курс и закрепите с 59 до резу/штаты, приспосабливая
62 практику к имеющемуся в вашем
распоряжении времени.
Во втором курсе особое внимание нужно обратить на Удджайи X, вилома III, анулома Ib, пратилома Ib, сурья бхедана 1 и чандра бхедана I.
Недели
Пранаяма
Ступени
Время в минутах
с 63 до
Вилома
III
5
67
Удджайи
XI
5-8
Вилома
VI
5
Анулома
IIb
5
Пратилома
на
5
Анулома
VIa
5
Сурья
II
5
бхедана
Чандра
II
5
бхедана
С этого времени садхака может один день выполнять уджайи XI, ануло-му Па, пратилому и сурья бхедану II, чередуя их с другими через день.
с 68 до 72
с 73 до 75
Вилома
Анулома Пратилома Нади содхана Удджайи
Анулома Пратилома Нади содхана
VII
IIb IIb Ia
VIII
VIb II
Ib
5
6-8 6-8 10
5
6 6
10
Если анулома выполняется в один день, то пратилома иожет выполняться на следующий
с 76 до 80
Анулома
Пратилома Сурья бхелана Чандра бхедана
Нади содхана
нь
пь н
н
н
10
10 10
10
10
Б. К. С. Айснгар
Если анулома, сурья бхедана и нади содхана выполняются в первый день, то остальные пранаямы делайте на второй и т. д.
с 81 до 85 Закрепление результатов практики В третьем курсе особое внимание нужно обратить на Удджайи XI, вилома VII, анулома ПЬ, пратилома ИЬ, сурья бхедана II, чандра бхедана II и нади содхана П.
с 86 до 90 Повторите отмеченные выше важные ступени первого, второго и третьего курса.
После этого каждый садхака может составить свое собственное расписание на последующее время, так чтобы все виды пранаямы, представленные в трех курсах, могли быть использованы, а затем вернуться к занятиям по расписанию первой недели, представленному выше. Следует добиться того, чтобы каждый важный вид пранаямы обязательно был представлен в расписании каждой недели, но чтобы при этом ступени не повторялись чаще, чем через три недели. По воскресеньям следует отдыхать или выполнять простые и способствующие отдыху пранаямы.
Если вы найдете, что какая-нибудь представленная в расписании пранаяма по каким-либо причинам не подходит для выполнения в какой-то определенный день, то выберите другую из той же недели
Если вы не можете выполнять какие-либо пранаямы по состоянию своего организма, то составьте свое собственное расписание из тех пранаям, которые вы можете выполнять, с 91 до 120
Первая
Удджайи
VIII
20-25
Сурья
I
20-25
бхедана
Анулома
№
20-25
Вилома
I и II
20-25
Пратилома
20-25
Нади
20-25
содхана
Вилома
II
20-25
Вторая
Чандра
I
20-25
бхедана
Анулома
на
20-25
Пратилома
ПЬ
20-25
Удджайи
X
20-25
Нади
1Ь
20-25
содхана
Вилома
УЬ
20-25
Вилома
ш
20-25
Третья
Сурья
бхедана
н
20-25
Чандра
бхедана
н
20-25
Вилома
VII
20-25
Анулома
УЬ
20-25
Пратилома
1а
20-25
Нади
1а
20-25
содхана
Удджайи
X
20-25
Что касается нескольких малых пранаям, о которых говорится, что они должны выполняться лишь в течение нескольких минут, то на них не следует распространять указанное в расписании время в двадцать-двадцать пять минут. Такие пранаямы все же можно выполнять в порядке эксперимента в течение не более пяти минут в последнее воскресенье месяца.
ЧЕТВЕРТЫЙ (ПРОДВИНУТЫЙ) КУРС
Недели
Пранаяча
Ступени
Время в
минутах
с 121 до
Сурья
I
5
125
бхедана
Удджайи
XII
10
Вилома
VIII
10
с 126 до
Чандра
I
5
130
бхедана
Анулома
ша
10
Пратилома
Ша
10
Вилома
VIII
5
с 131 до
Анулома
УПа
10
136
Нади
На
10
содхана
Вилома
VIII
5
с 137 до
Сурья бхедана
II
10
142
Нади содхана
15
с 142 до
Чандра бхедана
II
10
148
Нади содхана
№
15
с 149 до
Сурья бхедана
III
10
155
Анулома
ШЬ
8
Пратилома
ШЬ
8
с 156 до
Чандра бхедана
III
10
160
Анулома
УПЬ
8
Пратилома Ша 8
Нади содхана ИЬ 8—10
Важные ступени в четвертом курсе Анулома ШЬ, Пратилома ШЬ, сурья бхедана III, чандра бхедана III и нади содхана ПЬ.
с161 до 170 Повторите все важнейшие пранаямы предыдущих курсов.
ПЯТЫЙ (ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЙ) КУРС
Недели
Пранаяма
Ступени
в
о
X
с 171 до
Нади
8 — 10
175
содхана
Удджайи
XIII
10
Анулома
10
с 176 до
Вилома
IX
10
180
Пратилома
10
с 181 до
Нади
Ша
10
185
содхана
Анулома
РШЬ
10
Удджайи
XII
8
(лежа)
с 186 до
Сурья
IV
10
190
бхедана
Нади
ШЬ
15
содхана
Удджайи
II (лежа)
8
с 191 до
Чандра
IV
10
195
бхедана
Иратилома
10
Вилома
II (лежа)
8—10
с 196 до
Нади
10
200
содхана
Нади
10
содхана
Удджайи
II (лежа)
10
Важные ступени в пятом курсе Сурья бхедана IV, чандра бхедана IV и нади содхана
НЕДЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Вторник Сурья
Нади с одхана Удджайи
Савасана Вилома II и III
XI
V и VI 15—20
15
20 15—20
10 15—20
бхедана Среда
Четвер!
Савасана
Нади содхана Анулома Савасана Чандра бхедана Пратилома Савасана Удджайи
Нади содхана Савасана Вилома
Нади содхана Савасана
lib viib
ii и iii iiib
viii ivb
vii
ib
10 15-20
15-20
10 15-20
15-20 10 20 20
10 10 20
10
После окончания главных пранаям перед ншвасаной в тече ние двух-трех минут может выполняться бхастрика При этом можно регулировать величину носовых проходов, но это не обязательно
Глоссарий
А — отрицательная частица, означающая «не», как в слове «ненасилие». Абхайя (abhaya) — свобода от страха.
Абхинивеша (abhinivesa) — любовь к жизни и страх быть отсеченным от всего сущего смертью.
Абхьяса (abhyasa) — постоянное обучение и регулярная практика. Авастха (a vast ha) — ступень или состояние ума. Авидья (avidya) — неведение особенно в духовном смысле. Авирати (avirati) — чувственность.
Агарбха дхьяна (agarbha dhyana) — гарбха означает плод (зародыш) Дхьяна означает — медитация Дхьяна — это седьмая ступень йоги, описанной Патанджали В медитации начинающему дается мантра (священное изречение или молитва), чтобы привести блуждающий ум к состоянию устойчивости и удержать его от мирских желаний. Это известно как сабиджа или сагарбха (са — с, вместе; биджа — семя; гарбха — зародыш) дхьяна. Сидение в медитации без произнесения мантры называют нирбиджа или агарбха дхьяна. Приставки «нир» и «а» означают отсутствие чего-либо, приставка «а» означает «без».
Агни (agni) — огонь или переваривающая способность.
Ад ж на чакра (ajna chakra) — нервное сплетение, расположенное между бровями, местопребывание власти (аджна — власть)
Ади Шеша (Adi Sesa) — первобытный змей, по преданию
имевший тысячу голов, обычно изображаемый как образующий ложе Вишну или поддерживающий вечный мир своей головой.
Адхама (adharaa) — самый низкий, наихудший Адхамадхама (adhamadhama) — нижайший из низкого Адхамамадхьяма (adhamamadhyama) — низшее из среднего Адхамоттама (adhamottama) — низшее из лучшего Адхара (adhara) — поддержка.
Акаша (akasa) — небо, эфир (как пятый элемент), свободное пространство.
Алабдха Бхумикатва (alabdha Bhumikatva) — неудача в достижении твердой основы или постоянства в практике, ощущение невозможности увидеть реальность.
Аламбуса нади (alambusa nadi) — название одной из нади — трубчатых органов тонкого тела, по которым течет энергия. Считается, что аламбуса соединяет рот и анус.
Аласья (alasya) — лень, медлительность, апатия.
Аманаскатва (amanaskatva) — цель йоги — постепенно сублимировать ум и интеллект Когда внутренние эмоциональные колебания ума устранены, появляется опыт состояния манолая (манас — ум, лая — погружение), где ум свободен от неустойчивости, растворен и слит с самостью, подобно реке, впадающей в море, достижение самоидентификации на эмоциональном уровне. Когда интеллект контролирует ситуацию и не позволяет вторгающимся мыслям беспокоить себя, испытывается состояние аманаскатвы — бытия без органа желаний или мыслей. Это состояние интеллектуальной ясности (Аманаскатва — состояние (тва) бытия без органа желаний или мыслей (аманас-ка)).
Анавастхитаттва (anavasthitattva) — невозможность продолжать практику, ощущение, что она больше не является необходимостью, когда ищущий верит, что достиг высшего состояния самадхи
Ананда (ananda) — счастье, радость, блаженство.
Анандамайя коша (anandamaya kosa) — оболочка (коша) блаженства (ананда), окружающая душу
Анахата чакра (anahata chakra) — нервное сплетение, расположенное в области сердца
Анна (anna) — пища (в широком смысле) Также пища — как представляющая низшую форму, в которой проявляется высшая душа
Аннамайя коша (annamaya kosa) — грубое материальное тело, стула (грубое) шарира (оболочка), которая поддерживается пищей, которая есть внешний покров, одеяние или оболочка души Это также и материальный мир, самая грубая или низшая форма, в которой Брахма рассматривается как проявляющий себя в мировом существовании
Антакарана (antahkarana) — сердце, душа, местопребывание мысли и чувства, мыслительная способность, ум, сознание (анта — последняя или высшая точка, окончательный предел; карана — орган чувств; инструмент или средство действия)
Антаратма (antaratma) —сокровенный дух или душа; неотъемлемый вьк ший дух или душа, пребывающая глубоко внутри человека
Ангара кумбхака (antara kumbhaka) — приостановка дыхания после полного вдоха
Ангара (antara) — внутреннее, скрытое, сокровенное Анубхавика джнана
(anubhavika jnana) — знание (джнана), приобретенное опытом (анубхава)
Анулома пранаяма (anuloraa pranayama) — в анулома пранаяме вдох производится через обе ноздри, а выдох — попеременно через каждую ноздрю
Анулома (anuloma) — «ану» означает вместе, соединенное Анулома означает «по шерсти» (лома), по направлению волок на, по течению, в согласии В естественном порядке
Анусандхана (anusandhana) — тщательный осмотр, исследование, также — подходящая связь
Анустхана (anusthana) — регулярная духовная практика.
Апас (ар) — вода, один из пяти элементов творения
Алана вайю (арапа vayu) — один из видов жизненного воздуха (вайю), который движется в нижней части брюшной полости и контролирует функцию выведения мочи и фекалий
Апариграха (apangraha) — свобода от накопления и собиратель ства
Арамбхавасгха (arambhavastha) — состояние (-авастха) начинания (-арамбха) Это первая ступень пранаямы> упо мянутая в Шива Самхита
Арджуна (arjuna) — принц из рода Пандава, стрелок и герой эпоса Махабхарата
Ароха (aroha) — восхождение, возрастание, поднятие
Артха бхаванам (artha bhavanam) — чувство преданности или доверия, возникающее как результат размышления над смыслом (артха) нантры или имени Господа
Артха (artha) — значимость, смысл, важность Также благососто яние, как один из объектов человеческой деятельности
Асамсакта (acamsakta) — безразличие (-асакта) к похвале или оскорблению (-самс)
Асана (asana) — поза, третья ступень йоги Асат (asat) — несуществующее, нереальное Асмита (asmha) — эгоизм Астейя (asteya) — нестяжание Астхи (asthi) — кость
Атманджали мудра (atmanjali mudra) — складывание ладоней перед грудью — приветствие душе, пребывающей внутри
Атмахути (atmahuti) —самопожертвование Атма джайя (atma java) — победа над собой Атма джнана (atma jnana) — познание себя, духовное знание, знание души или Высшего Духа Истинная мудрость Атма-сандхана (atma-sandhana) — личная культура Атманусандхана (atmanusandhana) — поиски самости Атма даршана (atma
Сагэапа) — видение (даршана) себя (Атма) как части Высшей Души Видение (даршана) Самости (Атма)
Атма (а::та) — высшая душа или Брахман
Аумнамо Нарайянайя (аит пато Ыагауапауа) — поскольку слово «Аум» есть великая сила, рекомендуется «разбавить» его мощь добавлением к нему имен божеств, таких как На-райяна или Шива, чтобы ищущий мог повторять его и уловить его истинный смысл
Аум (ашп) — подобно латинскому Опте (Амен), санскритское слово «Аум» означает «все» и выражает идею всеведения, присутствия во всех местах пространства и всемогущества.
Ахамкара (апаткага) — эго или эгоизм; буквально «я — делатель», состояние, которое обеспечивает — «я знаю»
Ахимса (агптэа) — ненасилие Слово имеет не просто негативное и ограничивающее значение «не-убийства» или «не-насилия», но также и позитивное и общее значение — «любовь, обнимающая все мироздание»
Ахути (апий) — жертвоприношение и подношение божеству, всякий торжественный обряд, сопутствующий жертвоприношению
Ачалата (аспа^а) — неподвижность Ачала (аспа1а) — неподвижный
Ачит (асЫ) — не являющееся «чит»