(индивидуализирующий принцип), манас (космический ум), Индрийи (десять абстрактных чувств — способностей познавания и действия), Танматры (пять тонких элементов — звук, прикосновение, форма, вкус и запах, которые являются тонкими объектами возможностей чувств) и махабху-ты (пять особенностей чувств — великих элементов эфира (пространства), воздуха, огня, воды и земли)
Санкхья (Samkhya) — количество, перечисление, расчет.
Самсайя (Samsaya) — сомнение.
Санскрит (Sanskrt) — очищенный язык.
Сантоша (Santosa) — воздержание.
Самьяма (Samyama) — самообладание, самообуздание, контроль.
Сарасвати (Sarasvati) — Богиня познания и речи. Также, название нади, расположенной за сушумной, заканчивается она на языке, контролирует речь и поддерживает внутренние органы свободными от болезней.
Сарвангасана (Sarvangasana) — сарванга (сарва — все, целое, совершенное, полное, анга — конечность, член или тело) означает все тело или все члены или конечности. В этой позе (асана) все тело извлекает пользу из своего положения, отсюда и название
Сасмита (Sasmita) — вместе с (са), эгоизм (асмита). Сасмита са-мадхи — это один из видов глубокой медитации, где эго ищущего еще не полностью забыто.
Саттва (Sattva) — сияющее, чистое и доброе качество всего в природе.
Саттвапатти (Sattvapatti) — самореализация. Саттвическая праджня (Sattvic prajna) — сияющая мудрость Сатья (Satya) — истина.Сатьякама Джабала (Satyakama Jabala) — имя мудреца. См. «Джабали».
Сат-асат-вивека (Sad-asad-viveka) —различение (вивека) между истинным (сат) и неистинным (асат).
Сат (Sat) — Бытие, действительность, истина, Брахман, или Высший Дух.
Сахасрара дала (Sahasrara dala) — «дала» означает множество, большое количество, отряд войск или кораблей. Сахасрара дала — это другое название Сахасрара чакры.
Сахасрара нади (Sahasrara nadi) — эта нади служит местопребыванием Высшего Духа и вратами к нему.
Сахасрара чакра (Sahasrara chakra) — тысячелепестковый лотос в церебральной полости.
Сахита кумбхака (Sahita kumbhaka) — «сахита» означает «сопровождающий», «в совокупности с» или «вместе с». Намеренная приостановка дыхания.
Свадхистханана чакра (Svadhis-thana chakra) — нервное сплетение, расположенное над половыми органами.
Свадхьяя (Svadhyaya) — самообразование путем изучения божественной литературы.
Свапнавастха (Svapnavastha) — состояние ума во время сна (грез).
Свасгикасана (Swastikasana) — сидячая поза со скрещенными ногами и прямой спиной. Одна из поз для практики Прана-ямы или дхьяны.
Сватмарама (Svatmarama) — автор «Хатха-йоги Прадипика», классического текста по Хатха-йоге.
Свах (Svah) — небо.
Сету-Бандха-Сарвангасана (Setu-Bandha-Sarvangasana) —сету означает мост Сету Бандха означает построение моста. В этой позе тело выгибается дутой и поддерживается плечами с одной стороны и пятками — с другой. Арка моста поддерживается руками в области поясницы.
Свддхасана (Siddhasana) — в этой сидячей позе ноги перекрещены лодыжками, а покоящееся тело и прямая спина сохраняют ум внимательным и бодрым. Эта асана рекомендуется для практики Пранаямы и для медитации.
Сиддха (Siddha) — мудрец, провидец или пророк; также полубожественная сущность великой чистоты и святости.
Сиддхи (Siddhi) — достижение, успех Также означает сверхчело веческие силы.
Сира (Sira) — трубчатый орган в теле, распределяющий жизненную энергию по всему тонкому телу.
Сита (Sita) — имя жены Рамы, героини эпоса «Рамаяна».
Ситкари и Сигали (Sitakari Sitali) — виды пранаямы, охлаждающие организм.
Смрити (Smrti) — память, свод закона.
Сома нади (Soma nadi) — другое название нади, которая служит проводником лунной энергии и поэтому называется чандра или Сома нади (канал лунной энергии).
Сома чакра (Soma chakra) — нервное сплетение, расположенное в центре мозга
Сома (Soma) — луна.
Сохам (Soham) — «Он есть Я», бессознательная повторяющаяся молитва, которая творится с каждым дыханием в каждом живом существе в течение всей жизни.
Спарша (Sparsa) — тонкий элемент (танматра) прикосновения. Срота (Srota) — быстрое течение. Также канал питания в теле.
Стхирата (Sthirata) — прочность, устойчивость, надежность, стойкость, постоянство, стабильность.
Стхита праджня (Sthita prajna) — устойчивый в суждении или мудрости, свободный от всяких иллюзий,
Стхула шарира (Sthula saira) — глубокое (стхула) тело (шарира), материальное или бренное тело, которое со смертью разрушается,
Стьяна (Styana) — вялость, леность.
Сукшма шарира (Suksma sarira) — тонкое тело, осуществляющее дыхание: вдох и выдох.
Сукшма (Suksma) — тонкий.
Сурья бхедана пранаяма (Surya bhedana pranayama) — проникновение или прохождение через (бхедана) солнце Здесь вдох производится через правую ноздрю, откуда начинается пингала нади, или сурья нади. Выдох производится через левую ноздрю, откуда начинается ида нади или чандра нади.
Сурья нади (Surya nadi) — нади солнца. Другое название для пингаланади.
Сурья чакра (Surya chakra) — нервное сплетение, расположенное между пупком и сердцем.
Сурья (Surya) — Солнце.
Сушумна нади (Susumna nadi) — основной энергетический канал, расположенный внутри позвоночного столба.
Сушупти-авастха (Susupti-avastha) — состояние ума во время сна без сновидений.
Тадасана (Tadasana) — стоячая поза, в которой человек стоит прочно и прямо, как гора (тада).
Тайттиртйо Упанишада (Taittirtyopanisad) — название одной из основных упанишад.
Тамас (Tamas) — темнота или невежество, одно из трех качеств или составляющих всего сущего в природе.
Тамасический (Tamasic) —обладающий качеством темноты или невежества (тамас).
Танматра (Tamnatra) — тонкие элементы, а именно, сущности звука (шабда), прикосновения (спарша), формы (рула), вкуса (раса), и запаха (гандха). Это — тонкие объекты чувственных способностей (органов восприятия — индрий), а именно, способности слышать (шрота), ощущать (твак), видеть (чакшу), чувствовать вкус (расана) и запах (гхрана).
Тантра (Tantra) — группа трактатов, обучающая магическим и мистическим формулам.
Тануманаса (Tanumanasa) — исчезновение ума.
Талас (Tapas) — огненное напряжение, которое влечет за собой очищение, самодисциплину и аскетизм Таттватрайя (Tattva-traya) — три основных элемента, именно: а) бытие (сат), б) небытие (асат) ив) высшее бытие, Творец всего (Шивара).
Таттва (Tattva) — сгаковость». Истинный или первоначальный принцип, элемент или первичная субстанция. Действительная природа человеческой души или материального мира и Высший Универсальный Дух, пронизывающий Вселенную
Таттвамаси (Tattvamasi) — ты есть то Теджас (Tejas) — блеск, великолепие, величие.
Тратака (Trataka) — внимательное непрерывное глядение на объект
Турьявасгха (Turujavastha) — четвертое состояние души, объединяющее и, более того, превосходящее три других состояния — бодрствования, состояние грез и сна. Состояние самадхи
Тьяги (Tyagi) — тот, кто отрекся.
Уд (Ud) — вверх, больше, расширение.
Удана вайю (Udana vayu) — один из витальных ветров, который пронизывает все человеческое тело, наполняя его жизненной энергией. Он обитает в полости грудной клетки и контролирует потребление воздуха и пищи.
Уддалака (Uddalaka) — имя мудреца, который дал своему сыну Шветакету наставления, открывающие дверь ко всем знаниям. Эти наставления образуют часть Чандогь-япанишады
Удджайи (Ujjayi) — Вид пранаямы, в которой легкие полностью расширены и грудная клетка выпячена, как у гордого победителя.
Уддийяна (Uddiyana) — одна из бандх (замков или печатей). В ней диафрагма поднимается по направлению к верхней части грудной клетки, и абдоминальные органы оттягиваются назад к позвоночнику Посредством уддийяны великая птица прана (жизнь) понуждается к полету вверх через сушум ну
Упанишады (Upanisads) — слово происходит от приставки «упа» (возле, около) и «ни» (вниз), добавленных к корню «сад» (сидеть) Это означает сидеть у ног или возле гуру, чтобы получить духовное наставление Упанишады — это философская часть Вед, самой древней священной литературы Индии, рассказывающей о природе человека и вселенной, о союзе индивидуальной души, или самости, с Всеобщей Душей
Упа-прана вайю (Upa-prana-vayu) — Пять вспомогательных (упа) витальных ветров (прана вайю): нага (naga), который облегчает абдоминальное давление посредством отрыжки; курма (kurma), который контролирует движения век, препятствуя попаданию в глаза инородных тел или слишком яркого света;
крикара (krkara), который препятствует попаданию инородных тел в носовую полость и горло, вызывая чихание и кашель; девадатта (devadatta), который обеспечивает поглощение кислорода из внешней среды в усталое тело, вызывая зевание; и дхананджайя (dhananjaya), который остается в теле даже после смерти и иногда заставляет раздуваться Труд, наполняя его газами.
Урдхва-ретас (Urdhva-retas) — (Урдхва — вверх; ретас — семя). Тот, кто живет в непрестанном целомудрии и воздерживается от сексуальных взаимоотношений Тот, кто сублимировал, очистил сексуальное желание.
Урдхва (Urdhva) — приподнятый, повышенный, стремящийся вверх
Урдхвадханурасана (Urdhvadhanurasana) — поза с поднятой, прогнутой дугой спиной, подобно луку.
Усграсана (Ustrasana) — поза верблюда. Уттама (Uttama) — наилучший, превосходный, первый, наивысший.
Уттамоттама (Uttamottama) — самый превосходный, первый среди наилучших, самый высший из высших
Уттара миманса (Uttara mimamsa) — одна из систем Индийской философии, которая принимает Бога, как основу Вед, но делает особый акцент на духовном знании (джнана).
Уттара-канда «Рамайяны» (Uttara-kandaofRamayana) —продолжение Рамайяны, почитаемого эпоса о Раме.
Хануман (Hanuman) — могущественный вождь обезьян, необычайной силы и отваги, чьи подвиги прославлены в эпосе «Рамаяна». Он был сыном Аджана и Вайю, бога ветра. Он почитается как один из бессмертных в Индуистском пантеоне, а также мастером пранаямы и чемпионом среди атлетов.
Хастиджихва нади (hastijihva nadi) — название одной из нади, расположенной впереди ида нади, заканчивающейся возле правого глаза, и регулирующей функцию зрения.
Хатха-йога Прадиника (hatha-joga-pradinika) —почитаемый труд по Хатха йоге, написанный Сватмарамой.
Хатха-йога (hatha yoga) — путь к реализации через суровую дисциплину.
Хираньягарбха (Hiranyagarbha) — имя Брахмана, как родившегося из золотого яйца (хиранья — золото, гарбха — зародыш, яйцо). Это также означает душу, облаченную в тонкое тело (сукшма — тонкое, шарира — тело).
Хридайям (hrdayam) — сердце, душа, ум. Внутреннее или сущность всего
Хридайянджали мудра (hrdayanjali mudra) — складывание рук перед сердцем в уважительном приветствии пребывающему внутри.
Чакра (chakra) — буквально колесо или круг. Считается, что энергия (прана) в человеческом теле протекает через три основных канала (нади), а именно — сушумну, пингалу и иду. Сушумна расположена внутри позвоночного столба. Пингала и ида начинаются соответственно от правой и левой ноздрей, движутся к макушке и затем спускаются к основанию позвоночника. Эти две нади пересекаются с каждой из остальных нади и с сушумной. Эти точки пересечения нади известны как чакры или маховые колеса, регулирующие механальная энергия, душа; ad-hishana — местонахождение или обиталище), расположена над половыми органами; с) манипурана (mani-pura — пупок), расположена на уровне пупка; d) манас (ум) и е) сурья (солнце), расположены в области между пупком и сердцем; f) анахата (непревзойденная) расположена в сердечной области; д) вишуддха (чистота), расположена в области горла; h) аджна (господство, власть) расположена между бровями; i) сома (луна) расположена в центре мозга; j) лала-та (лоб) находится в верхней части лба, и k) caxacpapa (sahasra — тысяча), называемая тысячелепестковым лотосом — в церебральной полости.
Чаксу (chaksu) — глаз.
Чандогья Упанишада (chandogyopanisad) — одна из основных упанишад.
Чандра бхедана пранаяма (chandra bhedana pranayama) — «чандра» означает луна. «Бхедана», производное от корня «bhid», означает пронзать, прорываться, проходить. В чандра бхедана пранаяме воздух вдыхается через левую ноздрю, и прана пересекает иду или чандра нади и затем выдыхается через правую ноздрю, которая принадлежит к пингала или сурья нади.
Чандра нади (chandra nadi) — нади луны, другое название ида нади,
Чандра (chandra) — луна.
Чарака Самхита (charaka Samhita) — трактат по индийской системе медицины.
Чидатма (chidatma) —> мыслительный принцип или способность, чистый разум, Высший Дух.
Читра нади (chitra nadi) — одна из нади, исходящих из сердца, через которую проходит творческая энергия (Шакти) Кун-далини и достигает сахасрары.
Читта (chitta) — ум в общем или коллективном смысле, представлен тремя видами: а) ум (манас), обладающий способностью ко вниманию, выбору и отказу, Ь)