Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар

сознания. Он тождествен истинной Самости (Атману). Прана — это дыхание жизни всех живых существ во вселенной. Они родились и живут благодаря ей, и когда они умирают, их индивидуальное дыхание растворяется в космическом дыхании. Прана — это ось Колеса Жизни. Все имеет свой корень в ней. Она пропитывает дающее жизнь солнце, облака, ветер (вайю), землю (притхви) и все формы материи. Она — сущее (сат) и не-сущее (асат). Она — источник всех знаний. Она — космическая Личность (пуруша) философии Санкхья. И потому она — прибежище для йогина.

Прана обычно переводится как дыхание, но это лишь одно из многих ее проявлений в человеческом теле. Если останавливается дыхание, останавливается жизнь. Древние индийские мудрецы знали, что все функции тела представлены пятью видами витальной энергии (прана-вайю). Она известна как прана (здесь этот общий термин обозначает частный случай), апана, самана, удана и вьяна. Это все — отдельные аспекты единой космической энергии (жизненный ветер), первичного принципа бытия всего существующего. Бог един, но мудрецы называют Его множеством имен, и одно из них — Прана.

Прана движется в грудной области и контролирует дыхание. Она впитывает витальную атмосферную энергию. Алана движется в нижней части брюшной полости и контролирует выделение мочи, семени и фекалий. Самана поддерживает желудочный огонь, способствующий пищеварению и поддерживающий гармоничное функционирование абдоминальных органов. Она интегрирует в единое целое грубое тело человека. У дана, функционирующая в области горла (фаринкс и ларинкс), контролирует голосовые связки и прием пищи и воздуха. Вьяна заполняет все тело, распределяя энергию, извлекаемую из пищи и дыхания по артериям, венам и нервным волокнам.

В процессе пранаямы прана-вайю активизируется направленным внутрь дыханием, а апана-вайю — дыханием, обращенным наружу. Удана поднимает энергию от нижней части позвоночника к мозгу. Вьяна играет основную роль в процессе функ ционирования праны и апаны — роль посредника в переносе энергии от одной части тела к другой.

Существует также пять вспомогательных элементов, называемых упа-праны или упа-вайю: нага, курма, крикара, девадатга и дхананджайя. Нага ослабляет давление на абдоминальную полость посредством отрыжки. Курма контролирует движение век с целью защиты глаз от попадания инородных предметов; она также контролирует размер радужной оболочки, регулируя таким образом интенсивность падающего света. Крикара контролирует субс танции, проходящие в носовой и ротовой полости и защищает от попадания инородных предметов посредством капшя и чихания Девадатга вызывает зевоту и нагоняет сон. Дхананджайя порожда ет флегму, дает пищу телу и остается в нем даже после смерти, иногда наполняя труп газами.

Согласно Аюрведе, вата, одна из трех склонностей (доша), — это другое название праны. Чарака Самхита объясняет функ ции ваты таким же образом, как йогические тексты объясняют прану. Функционирование праны ощутимо выражается лишь в движениях легких, которые вызывают дыхание, побуждаемые внутренней энергией

Читта и Прана

Читта и прана находятся в постоянном взаимодействии. Где есть читта, там сосредоточена прана; где находится прана, там — средоточие чипы. Читта похожа на машину, приводимую в движение двумя могучими силами, правой и васаной (желанием). Она движется в направлении более могущественной силы. Как мяч отскакивает,-ударившись о землю, так и садхака движется в направлении движения праны и чипы. Если преобладает дыхание (прана), то желания контролируются, чувства обузданы и ум успокоен. Если же преобладает сила желания, дыхание становится неуравновешенным, а ум взволнованным.

В третьей главе Хатха-йога Прадипики Сватмарама утверждает, что до тех пор, пока дыхание и прана спокойны, читта устойчива, не может произойти вытекания семени (шукра). В этот период возрастающая сила садхаки сублимируется для более высоких и благородных занятий. Затем он достигает состояния урдхваретас (урдхва — вверх, ретас — семя), когда сексуальная энергия и читта сублимированы и поглощены чистым сознанием.

Пранаяма

10. «Прана» означает воздух, дыхание, жизнь, витальность, энергию или мощь. Используемая во множественном числе, она означает определенные витальные дуновения или потоки энергии (прана-вайю), «аяма» означает напряжение, удлинение, расширение, увеличение, ширину, регуляцию, продление, обуздание или контроль. Таким образом, «пранаяма» означает продление дыхания и овладение им. «Шива Самхита» называет ее вайю-садхана (вайю — дыхание, воздух, садхана — практика, поиск). Патанд-жали в своей «Йога Сутре» (гл.2, сутры 49 — 51) описывает прана-яму как контролируемое втягивание и выдох воздуха в прочно установленной позе.

11. Пранаяма — это искусство, и она содержит техники, заставляющие респираторные органы двигаться и расширяться напряженно, ритмично и интенсивно. Она состоит из долгого, непрерывного, тонкого потока — вдоха (пурака), выдоха (речака) и задержки дыхания (кумбхака). Пурака стимулирует систему; речака удаляет отработанный воздух и токсины; кумбхака распределяет энергию по всему телу. Движения включают горизонтальное расширение (дайрагхья), вертикальный подъем (ароха) и расширение по окружности (вишалата) легких, грудной клетки и ребер. Процессы и техники пранаямы описаны в следующих главах.

Это контролируемое дыхание помогает уму сконцентрироваться и дает возможность садхаке достичь крепкого здоровья и долголетия.

12. Пранаяма — это не просто привычное автоматическое дыхание для поддержания связи между телом и душой. Посредством этой техники организм садхаки обогащается кислородом за счет глубокого вдоха, и это ведет к тонким химическим изменениям в его теле. Практика асан устраняет нарушения, которые препятствуют потоку праны, а практика пранаям регулирует все мысли, желания и действия садхаки, дает равновесие и огромную силу воли, необходимую для того, чтобы стать хозяином своего «я».

Глава 4. Пранаяма и дыхательная система

«Пока в теле есть дыхание, есть жизнь. Когда дыхание покидает тело, его покидает и жизнь. Итак, регулируйте дыхание».

(Хатха-Йога Прадипика. гл.2; Шлока 3)

При нормальном вдохе обычный человек получает около 500 кубических сантиметров воздуха; при глубоком вдохе поступление воздуха возрастает примерно в шесть раз, достигая 3000 кубических сантиметров. Возможности индивидуума варьируются в соответствии с его конституцией. Практика пранаямы повышает возможности легких садхаки и позволяет легким достичь оптимальной вентиляции.

Вторая глава «Хатха-Йога Прадипики» посвящена пранаяме. Первые три строфы гласят. «Будучи прочно укорененным в практике асан, с контролируемыми чувствами, йогину следует практиковать пранаяму под руководством своего Гуру, соблюдая умеренную и питательную диету. Когда дыхание неверно, ум беспокоен; когда дыхание устойчиво, устойчив и ум. Чтобы достичь устойчивости, йогину следует овладеть своим дыханием. Пока дыхание присутствует в теле, есть жизнь. Когда дыхание покидает тело, его покидает и жизнь. Итак, регулируйте дыхание».

3. Практика пранаямы помогает очистить нади — трубчатые органы в тонком теле, по которым течет энергия. Существует несколько тысяч нади в теле, и большинство из них берет начало в области сердца и области пупака. Пранаяма поддерживает нади в здоровом состоянии и предотвращает их разрушение. Это, в свою очередь, вызывает изменения в умственном состоянии садхаки. Причиной этому служит то, что в пранаяме дыхание начинается от основания диафрагмы с обеих сторон тела возле тазового пояса. Как таковые, диафрагма грудной клетки и вспомогательные дыхательные мышцы шеи расслаблены. Это, в свою очередь, помогает расслабить лицевые мышцы. Когда расслаблены лицевые мышцы, они теряют свою власть над органами восприятия, глазами, ушами, носом, языком и кожей и, таким образом, уменьшается напряжение в мозгу. Когда это напряжение уменьшено, садхака достигает сосредоточения, самообладания и безмятежности.

Почему существует так много пранаям?

4. Множество асан возникло с целью тренировки различных частей тела — мышц, нервов, органов и желез, и в результате весь организм был здоровым и гармонично работал. Окружающая среда человека, его конституция, темперамент, состояние ума и здоровья изменяются, и различные асаны помогают в различных ситуациях облегчить болезни и умножить гармонию. Многие виды пранаям были изобретены и развиты для того, чтобы приспособить физические, умственные, интеллектуальные и духовные потребности садхаки к изменяющимся условиям.

Четыре ступени Пранаямы

В третьей главе «Шива Самхита» описывается четыре ступени (авастха) пранаямы. Это: а) начальная стадия (арамбха), б) настойчивое стремление (гхата), в) сокровенное знание (пари-чайя) и г) достижение цели (ниспатти).

6 стадии арамбха пробуждается интерес садхаки к праная-ме. В начале он нетерпелив, и из-за усилия и скорости, с которой он жаждет результатов, его тело испытывает дискомфорт, появляется дрожь и испарина. Когда он с настойчивостью продолжает свои занятия, дрожь и испарина исчезают, и садхака достигает второй стадии — гхатавастха. Гхата означает кувшин воды. Тело сравнивается с кувшином. Как необожженный глиняный кувшин, физическое тело изнашивается. Закалить его огнем пранаямы означает придать ему прочность. В этой стадии пять кош и три ша-риры интегрируются. После этой интеграции садхака достигает паричайявастха, где он получает сокровенное знание практики пранаямы и самого себя. С помощью этого знания он контролирует свои качества (гуны) и осознает причины своих действий (карма). С третьей ступени садхака движется вперед к ниспатти-авастха, завершающей стадии — совершенству. Его усилия достигли зрелости, семена его кармы сожжены. Он преодолел барьер гун и стал гунатита. Он становится дживана мукта — человеком, который освобояоден (мукта) еще при жизни (дживана) благодаря знанию Высшего Духа. Он испытывает состояние экстаза — ананда.

Дыхательная система

7. Чтобы дать возможность читателю ясно представить себе, как пранаяма улучшает работу человеческого тела, важно иметь некоторые знание о

респираторной (дыхательной) системе. Они будут обсуждаться ниже.

8. Известно, что основные

энергетические потребности человеческого тела удовлетворяются

Рис.1. Движение воздуха во время дыхания через преимущественно за нос, гортань, глотку и трахеи. счет соединения

кислорода и глюкозы. Кислород способствует процессу расщепления ненужных субстанций путем окисления, а глюкоза, снабженная кислородом, питает клетки тела в потоке дыхания. Воздух при вдохе проходит через нос, фаринкс, ларинкс и трахею.

9. Цель пранаямы — заставить функционировать дыхательную систему оптимальным образом. Это автоматически исправляет кровеносную систему, без чего не могут нормально протекать процессы пищеварения и выделения, накапливаются токсины, болезни распространяются по всему телу и болезненное состояние организма становится привычным.

10. Дыхательная система — это ворота к очищению тела, ума и интеллекта. Ключ к этим воротам — пранаяма.

Дыхание есть основной процесс для поддержания всех форм животной жизни от одноклеточной амебы до человека. Можно прожить несколько дней без пищи или воды, но, когда прекращается дыхание, прекращается жизнь. В Чандогхья У пани-шаде говорится: «Так же как спицы скреплены со ступицей колеса, так все в этой жизни связано с дыханием. Жизнь движима дыханием, которое дает жизнь всем живым творениям. Дыхание жизни — это отец., это — мать., это — брат… это — сестра… это — учительБрахманПоистине, тот, кто видит это, знает и понимает это, становится превосходным оратором» (С. Радхакришнан. Основные Упанишады, VII, 15, 1 —4).

В «Наушитаки Упанишаден говорится: «Человек может жить, будучи лишен речи, и тогда перед нами — немой; человек, лишенный зрения, — слепой; лишенный слуха — глухой, лишенный ума — ребячлив; человек может жить без рук и ног, и мы можем это видеть. Но только лишь живой дух, разум-самость владеет этим телом и заставляет его совершенствоваться. Все достигается в живом

Скачать:TXTPDF

Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать, Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать бесплатно, Пранаяма. Искуство дыхания. Б.К.С. Айенгар Йога читать онлайн