в историческом поведении личностей и народов. Согласно этому учению, историческое поведение людей должно быть рассмотрено с точки зрения соотношения избытка или недостатка биохимической энергии, которая проявляется в реальных действиях и поступках. Ученый выделял четыре основных психоэнергетических типа людей:
_ Пассионарии, отличающиеся большим избытком энергии, расходуемой в самом общем виде на созидание нового, что неизбежно сопровождается сокрушением старого. Звезды первой величины, явные лидеры, яркие личности.
_ Гармоничные люди, отличающиеся небольшим избытком энергий, достаточным для того, чтобы приспосабливать революционные изменения пассионариев к прежним формам жизни. Звезды второй величины, систематизаторы, помощники, идеологи при правителях, заметные, но недостаточно яркие личности.
_ Гомеостатические люди, принадлежащие к так называемым отсталым народам и диким племенам, которых не коснулась цивилизация и которые обладают запасом энергии, достаточным лишь для того, чтобы поддерживать равновесие с природным ландшафтом.
_ Субпассионарии, отличающиеся крайне малым творческим потенциалом и низкой энергетикой, потребляющие извне гораздо больше силы, нежели отдающие. Люди толпы, городская чернь, явные аутсайдеры, душители талантов и гениев, поведенческие и энергетические вампиры в подавляющем большинстве.
Данная классификация, удачно отражающая человеческую реальность, с позиции эзотерических учений, должна быть дополнена двумя, важными положениями. Во-первых, необходимо уточнить саму природу энергии, которой пользуются все перечисленные типы людей. Эзотеризм учит, что эта энергия имеет сложный состав и соединяет в себе энергии всех перечисленных семи тонких тел, но отнюдь не сводится, как утверждает Гумилев, к биохимическому (то есть чисто физическому уровню). Во-вторых, данное деление людей на четыре основных психотипа необходимо дополнить еще более глубинным и фундаментальным делением, принятым и в мировых религиях, и в эзотерических учениях, например, в Агни Йоге, предполагающей применять принцип светотени. Гумилевская классификация рассматривает человека вне его моральной и религиозной душевной природы. Более полный эзотерический подход вводит понятия светлой и темной человеческой природы и за счет этого удваивает число психотипов с четырех до восьми. С этой точки зрения бывают:
_ Светлые пассионарии, к которым относятся люди, являющиеся духовными строителями жизни, излучающими огромные импульсы света, любви, добра и творчества.
_ Светлые гармоничные люди, которые являются хорошими помощниками для светлых пассионариев, на своем уровне совершающими нравственный незаметный подвиг жизни.
_ Светлые гомеостатические люди, ведущие оседлый земледельческий образ жизни и составляющие здоровую основу бытия, благодаря которым среда обитания и природа передаются из поколения в поколение сохраненными и даже улучшенными.
_ Светлые субпассионарии, люди, лишенные самостоятельности и творчества, но субъективно хорошие добродушные обыватели, мирно коптящие небо и никому не приносящие зла.
С другой стороны, бывают:
_ Темные пассионарии — люди, обладающие яркими талантами в какой либо области, но направившие всю мощь своей недюжинной энергии на разрушительные цели (тот случай, о котором Агни Йога говорит: «даже у темных бывает творчество»).
_ Темные гармоничные люди (хотя о гармонии здесь можно говорить условно), которые свои неплохие способности и силы направляют для адаптации идей зла к современной жизни. Их относительная гармония состоит в отсутствии каких бы то ни было внутренних конфликтов, угрызений совести и проявлений рефлексии.
_ Темные гомеостатические люди, ведущие природный почвенническо-воинственный образ жизни, своими войнами, набегами и торговым паразитизмом разрушающие уклад жизни светлых гомеостатических людей, племен и народов.
_ Темные субпассионарии — наиболее разрушительная порода людей криминального склада, носители наиболее вредной энергетики, привнесение которой в любое дело или исторический процесс приводит к разложению, неудачам и смутам.
Восемь психоэнергетических типов по сути являются метаисторическими, архетипическими, проявляющимися во все времена. Существовавшие в разные эпохи стили жизни есть преломления поведения перечисленных восьми психоэнергетических типов в конкретной исторической среде, захватывающие большое число людей (то есть имеющие массовый характер). Стиль поведения включает в себя такие компоненты, как образ жизни, запоминающиеся устойчивые стереотипы общения людей друг с другом, определенные идеалы, ориентации, наличие объектов поклонения и отвержения, отношение к деньгам, к труду и развлечениям. Если соотнести перечисленные восемь основных психоэнергетических типов со стилями жизни, существовавшими, скажем, в Российской империи в XIX начале XX веков, то возникнет примерно следующая панорама стилей жизни, при всей схематичности в определенной степени отражающая реальность:
_ Стиль русской святости и праведности. Соответствует психотипу светлых пассионариев. Наиболее яркие примеры — Сергий Радонежский. Александр Невский, Серафим Саровский.
_ Стиль общественного служения, охранения и просвещения. Соответствует психотипу светлых гармоничных людей. Наиболее характерным примером может служить любой общественный деятель охранительного склада личности, вроде Победоносцева.
_ Стиль простой народной жизни. Соответствует психотипу светлых гомеостатических людей. Примером могут выступать многие образы крестьян в русской литературе (следует отметить, что крестьянская среда нередко порождала светлых пассионариев).
_ Стиль доброго обывателя. Соответствует психотипу светлого субпассионария. К наиболее ярким литературным примерам относятся образы Манилова, гоголевских старосветских помещиков.
_ Стиль революционера-фанатика, верящего в идею. Соответствует психотипу темного пассионария. Яркими примерами могут служить фигуры Нечаева и Троцкого.
_ Стиль корыстного попутчика революции, примкнувшего к ней из выгоды. Соответствует психотипу темных гармоничных людей. Примером может служить любой пропагандист революционных идей вроде Радека.
_ Стиль народного бунтаря-разбойника, духовного наследника Степана Разина. Соответствует психотипу темных гомеостатических людей. Примерами такого стиля являются главари холерных бунтов, приказывающие топить врачей в колодцах или главари банд басмачей.
_ Стиль криминального разрушителя-маргинала. оторванного от корней. Соответствует психотипу темных субпассионариев. Типичными литературными примерами являются образы Фильки Шквореня и Челкаша.
Разумеется подобная классификация есть всего лишь схема, заостряющая отдельные грани человеческого поведения и не могущая охватить всех полутонов и оттенков. Можно также подходить к выделению стилей жизни с точки зрения сословий и материального уровня жизни — тогда нужно будет говорить о великосветском стиле, салонно-литературном стиле, крестьянском стиле или стиле жизни рабочих кварталов. Следует отделить такое понятие, как индивидуальный стиль поведения, от общего стиля жизни. Нередко яркая личность, выступая законодателем мод и кумиром для молодежи, создает новый стиль жизни, которому следуют толпы, подтверждая тем самым расширительный смысл афоризма, первоначально относящегося к литературному труду; «стиль — это человек» В стилях жизни, преобладающих в ту или иную эпоху, проявляются особенности национального отношения к собственным духовно-психологическим силам и запасам энергии (стили, основанные на терпеливом накоплении сил и стили, предполагающие бездумную растрату энергии).
Каждый стиль — дитя своего времени. Разумеется, наше время, основной характеристикой которого является грандиозный слом старого уклада жизни и неясные перспективы будущего (то ли нас ждет обвал, то ли из кризиса родится достойное будущее). накладывает свой отпечаток на стили человеческого поведения. Резкие перемены, произошедшие со страной, стремительно поменяли местами стили жизни. Сегодня на первое место выдвинулись и стали популярными внешне эффектные «растратные стили», прожигающие жизнь, задвинув вниз стили, предполагающие спокойный труд и накопление духовных сил. Можно выделить следующие, наиболее распространенные стили поведения:
_ «Крутой» стиль поведения, основные черты которого заключаются в резком разрыве с предшествующей традицией национального бытия, иронически-враждебном отношении к ней, закрепившемся в слове «совок», демонстративном цинизме, пренебрежении к морали, ориентации на внешние эффекты, показуху. культе денег (как наиболее грубой энергии) и грубых (полукриминальных) способах накопления этой энергии. «Крутой» стиль поведения охватывает многие социальные слои и круги («новые русские», то есть элита бизнесменов, средние бизнесмены, шоу мены, кино — и рок-звезды, пародисты, самые различные молодежные тусовки). Его нельзя назвать стилем, присущим криминальным кругам, но он приближается по многим характеристикам к криминальному
стилю. Большинство из придерживающихся «крутого» стиля являются сознательными или бессознательными вампирами, поскольку достигнутое ими благополучие построено на ловко изъятых чужих ресурсах — деньгах доверившихся обещаниям инвестиционных фондов, пародируемых советских ценностях, богатстве, накопленном благодаря труду предшествующих поколений. Исключением здесь выступают национально ориентированные бизнесмены и предприниматели.
_ Криминальный стиль поведения — доведенный до своего логического завершения и сбросивший последние тормоза «крутой» стиль. Представители данного стиля — воры, бандиты. киллеры, рэкетиры в своей основной преступной деятельности являются вампирами по определению, ибо живут исключительно чужим богатством. Поскольку основная деятельность накладывает на психику человека очень большое влияние, вампиризм деятельности постепенно становится психоэнергетическим вампиризмом — одной из основных черт криминальной психологии.
_ Стиль поведения «агрессивное ретро», к которому относятся все пострадавшие от перестроечных перемен и экономического обнищания, жаждущие возврата к прежним временам. проклинающие настоящее время и вместе с тем не желающие ударить палец о палец, чтобы проявить энергию и улучшить свою жизненную ситуацию. Наиболее ограбленная и озлобленная часть народа, жертвы вампирической деятельности большинства «новых русских» и преступного мира. В тех случаях, когда их озлобление выплескивается наружу и они начинают конфликтовать друг с другом, тогда они начинают проявлять вампирические черты.
_ Стиль поведения от Лени Голубкова, представители которого (стиля) стремятся стать «крутыми», завидуют им, но в силу неискоренимой доверчивости, «совковости» склада психики, нежелания самостоятельно думать и делать приближающие к заветной цели волевые усилия, часто прогорающие в своих коммерческих и жизненных затеях. Мелкие бизнесмены, уличные торговцы, владельцы акций в инвестиционных фондах. Стиль завистливо-легковерных неудачников. Материальные и энергетические жертвы (доноры) своих хозяев — более крупных бизнесменов и «новых русских» и вампиры по отношению к представителям стиля «агрессивное ретро». От последних Леню Голубкова отличает большая доверчивость, активность и оптимизм.
_ Стиль поведения «сохранение достоинства», к представителям которого относится вся пострадавшая от обнищания и разрушения прежних ценностей часть народа, которая понимает, что возврата к прошлому быть не может. Эта часть людей, активно неприемлющая настоящее (без проклятий и ненависти), тем не менее вынуждена приспосабливаться к трудностям («крутиться», для выживания заниматься коммерцией). Вместе с тем она не идет на сделку с совестью в главном, не бросает основное место работы, не растаптывает прежние ценности, не меняет нравственных установок, не перестраивается и порой, не сознавая до конца зачем, стремится сохранить свою душу и духовные силы для того периода в будущем, когда они действительно понадобятся стране. «Сохраняющие достоинство» — на сегодняшний момент — доноры для представителей всех перечисленных стилей поведения, но именно они в силу отсутствия
вампирических свойств способны из своей среды породить истинно светлого пассионария, который выведет Россию из кризиса. Вполне возможно, что завоевать сердца и умы россиян, в особенности молодых, этот стиль жизни сможет, если он будет выступать в «крутой» оболочке.
Притчи, легенды, истории, афоризмы.
Притча о змее и о святом человеке. (Провозвестие Рамакришны)
На одном поле жила большая ядовитая змея, и никто не решался ходить мимо нее. Раз по дороге проходил святой человек (махатма), и змея бросилась к нему, чтобы укусить его. Но когда она приблизилась к святому, она потеряла всю свою злобу и ярость, так подействовала на нее душевная мягкость йога. Увидев змею, мудрец сказал: — Ну хорошо, мой друг, ты хочешь укусить меня? — Змея была поражена и ничего не могла ответить. И мудрец продолжал: — Слушай, друг, не кусай никого на будущее время. Змея склонила голову перед ним и обещала повиноваться. Мудрец пошел