рекомендую читателям самостоятельно и концентрированно подумать. Ведь одно из значений самого понятия «медитация» — концентрированное размышление над сутью какого-либо явления, процесса или идеи. Читатели могут сосредоточиться и поразмышлять на предлагаемую тему. Для этого необязательно закрывать глаза и отключаться от внешнего мира, хотя в некоторых «Темах…» дается именно этот совет — можно углубиться в тему и во время ходьбы, и в процессе какой-либо деятельности и даже разговора. Читая книгу, можете периодически обращаться к «Темам для самостоятельной медитации» и погружаться в их смысловое ядро. Это помогает лучше усвоить смысл главы и хотя бы на шаг приблизиться к собственным внутренним глубинам.
ЧАСТЬ I
Глава 1. ДУХОВНЫЙ ПУТЬ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ОПАСНОСТИ
КАКОМУ БОГУ МОЛИТСЯ ОБЫВАТЕЛЬ?
«Жизнь прожить — не поле перейти» утверждает пословица, подчеркивая сложность жизненного пути, долгого, трудного, наполненного огромным количеством проблем, препятствий, разочарований, обид. Однако, по свидетельству всех эзотерических источников, сложность обычной жизни весьма отличается от трудностей на духовном пути, предполагающем наличие ясной цели, к которой идет человек. Осознание смысла жизни доступно далеко не каждому. Достаточно внимательно посмотреть вокруг, чтобы убедиться в этом. Поэтому траектория судеб напоминает запутанный зигзаг без каких бы то ни было этапов и ступеней, приближающих к цели. Да и о сознательном выборе жизненного направления говорить не приходится. Люди механически, по инерции устремляются туда, куда несет течение, состоящее из усредненных индивидов со стандартизированными идеалами и вкусами. Кстати, куда движется человеческий поток?
Главное божество обывателя — это трехглавый идол: власть, деньги и удовольствия. Стремится ли человек подняться по ступеням карьерной лестницы, добиться славы, успеха в бизнесе или совершить удачную поездку на модный курорт, им движут именно эти три главные пружины. Бывает, человеку хочется всего понемногу, но случается, что какая-то из страстей перевешивает, и тогда можно наблюдать личность с психологией фюрера, Гобсека или откровенного прожигателя жизни. Кто-то из них стремится к своей цели страстно, почти фанатично, кто-то более медленно и вяло. Большинство людей весьма смутно понимают, почему они хотят именно этих целей и куда в итоге придут. Но даже те, кого можно назвать пассионариями в устремлениях к власти, богатству и наслаждениям, вряд ли могут четко объяснить — зачем им все это нужно по большому счету? В лучшем случае самые умные из них скажут: «Меня ведет некая сила», или процитируют какой-нибудь афоризм, как это сделал во время консультации со мной один образованный бизнесмен, вспомнивший слова Ларошфуко: «Мы редко знаем до конца, чего в действительности хотим». Более непритязательная публика на этот вопрос ответит более стандартно, предпочитая не задумываться над смыслом жизни, а просто жить: «Чтобы было все как у людей», «Чтобы выжить», «Ради детей» или что-нибудь еще в этом роде.
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ
В конечном итоге кто-то из них достигает поставленной цели, и в зависимости от того, какую цену пришлось за нее заплатить, испытывает большее или меньшее удовлетворение. Иногда оно приходит в зрелом возрасте, порой в финале жизни. У самых удачливых все получается с юных лет. Однако в конце своего жизненного пути, когда приближающаяся смерть начинает отбрасывать свою тень все более явно и отчетливо, человек, живущий обычной заурядной жизнью и не ставящий перед собой сознательных духовных целей, испытывает все большее разочарование. Смерть отнимает у него удовольствие от достигнутого: чем она ближе, тем острее он понимает, что ничто из накопленного им за долгие годы не пригодится там, за чертой.
Если же говорить о человеке, так и не достигшем поставленных целей, то его неудовлетворенность жизненными неудачами накладывается на тот страх и ужас, который почти всегда сопровождает приближение смерти. Он чувствует, что все, чему он служил, становится абсурдным и бессмысленным. Покров иллюзии, покрывающий образ его идола, спадает, и перед человеком открывается отвратительная изнанка жизни. Человек начинает прозревать, что служил своему низшему смертному «я», состоящему из трехглавого дракона властолюбия, корыстолюбия и примитивного гедонизма, и ничего не получил взамен. Все его достижения не защищают от ударов судьбы и эфемерны перед ее главным козырем — смертью.
И вот тут находятся люди, вовремя способные понять безрадостную перспективу, которую дает стандартный, бездумный подход к жизни. Их не устраивает чувство неудовлетворенности, являющееся неотъемлемым фоном жизни любого обывателя. Они задумываются о том, зачем человеку дана жизнь, что может быть его путеводной звездой на этом свете и как перед страшным ликом смерти, которая отнимает все. Они начинают искать смысл жизни в том, что находится за ее пределами. Открывают для себя книги мудрецов, философов, духовных искателей, находят утешение в молитве, церковных таинствах. Самые серьезные приходят к эзотерическим знаниям, ставят перед собой высокие цели и пытаются идти по духовному пути.
ЧЕМ ДУХОВНЫЙ ПУТЬ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫЧНОГО?
Каждая подлинная традиция предполагает, что человек, принадлежащий к ней, должен совершить восхождение к Богу. Смысл и цель такого пути — совершенствование человека и постепенное уподобление его Высшему Божественному Началу. Это означает преображение человеческой природы, преодоление ее пороков и недостатков, взращивание в себе добродетелей и достоинств. Подобный путь бесконечен, ибо Бог бесконечно совершеннее человека. Тем не менее, все традиции подразделяют этот путь на несколько основных отрезков (ступеней, стадий, «стоянок», уровней), для успешного прохождения которых требуются особые условия. Если вначале, важнее всего сохранять энтузиазм и увлеченность человека, то на более высоких стадиях восхождения на первый план выходят такие качества как ответственность, искренность, зрелость, самоконтроль, глубина самопознания.
Подлинный духовный путь немыслим без поддержки со стороны учителя, традиции, религии, эзотерической школы. Если цели и задачи выбраны верно, а устремления отмечены духом искренности, многое в жизни ученика меняется к лучшему. На чисто физическом, событийном плане все выстраивается совершенно по-иному. Отпадают ненужные контакты, приходят новые друзья, появляются благоприятные творческие возможности. Крепнет радостное ощущение того, что жизнь не простой набор случайностей, но исполнена глубокого прекрасного смысла. Каждое событие приобретает глубину, многогранность. Выстраивается логика жизни как пути к Богу, установление контактов с Высшими Силами, раскрытие в себе необычных способностей.
На первых порах человек склонен излишне романтизировать все изменения, происходящие с ним, приписывать даже самым маленьким происшествиям глобальное значение. Артистические натуры начинают играть в посвящения, оккультизм или святость, и дело духовного опытного наставника мудрым словом вовремя остановить подобные игры. Но в целом человек, в «здравом уме» вступающий на духовный путь, чувствует прилив не только энтузиазма, но и силы, уверенности, бодрости.
Улучшается «тонкое», психоэнергетическое самочувствие. Возрастает чувствительность к астральным явлениям, движению энергетических потоков в теле, что само по себе является свидетельством начала новой жизни. Человек начинает чувствовать поле тонкой энергии вокруг себя, границы своей ауры, ощущает возросшую энергетическую мощь, которая наполняет все его слова и действия и позволяет справиться с большими нагрузками, нежели раньше. Иногда это приводит к неоправданной эйфории.
Могу сослаться на собственный опыт. Когда более двадцати лет назад я приступал к чтению духовной литературы и медитативной практике, то через некоторое время вдруг ощутил прилив энергии, показавшийся мне таким значительным и мощным, что я начал расходовать ее абсолютно неэффективно. Я стал браться за множество дел, общаться с большим количеством людей, слишком мало спать и есть и в результате через некоторое время почувствовал полное опустошение. Поскольку тогда я еще не умел быстро восстанавливаться, то, чтобы выйти к первоначальному состоянию подъема, мне потребовалось несколько месяцев напряженных усилий. Сделав выводы, я стал более осмотрительно тратить накопленную энергию, чтобы силы не утекали напрасно, как деньги у транжиры.
И, наконец, главные, хотя и малозаметные изменения происходят в духовном мире. В человеке постепенно рождается уверенность, что он не один на белом свете, и Высшие Силы готовы в любой момент прийти ему на помощь. И хотя ни о какой сознательной и постоянной помощи со стороны духовного Учителя такому начинающему ученику говорить не приходится (Высшие Силы на первых порах предпочитают испытывать кандидата на преданность и умение правильно распорядиться полученными знаниями, и потому предоставляют ему возможность действовать самостоятельно). Тем не менее, неофиту кажется, что он уже «под Высшим Лучом». Это наполняет его ощущением защищенности, уверенности в себе и помогает преодолевать не только пустяковые преграды, но и более серьезные препятствия. Человек аккумулирует вокруг себя благоприятную психоэнергетическую и духовную атмосферу. Пусть его пока не защищает учитель, но уже начинает оберегать от ударов энергия самого учения и духовной традиции.
Невозможно вступить на твердый духовный путь сразу, миновав дебри духовных блужданий и стадию предварительного ученичества. Он чувствует все возрастающую ответственность за свои действия и необходимость подчиняться все более серьезной дисциплине. Конечно, люди выбирают этот путь не ради того, чтобы утяжелить свою жизнь, а наоборот, чтобы освободиться от страданий, однако на самом деле духовная эволюция — отнюдь не увеселительная прогулка. Чем глубже человек входит в избранную эзотерическую традицию, тем острее он начинает ощущать ношу, которую Агни Йога называет «ношей мира». Символ ответственности духовного искателя — мифологический атлант, держащий на своих плечах небесный свод.
Многое из того, что было возможно раньше, становится недопустимым для ищущего. Меняются образ жизни, поведение человека, его взаимоотношения с людьми. Исчезает ложь и неискренность по отношению к себе и к другим людям. Вырабатывается ясность и полнота видения своих психологических реакций и мотивов, воспитываемые в ходе непрерывного самонаблюдения. Происходит интенсивная духовная работа по самопознанию, трансформации собственных недостатков, воспитанию прогрессивных качеств характера, концентрация на высших идеалах и целях. Все внутреннее психическое время заполняется интенсивной работой над собой. Отмирает лень и праздность как в поступках, так и в сознании. На продвинутых стадиях восхождения даже краткосрочный период психологического сна и забвения высокой цели ощущается как нечто болезненное. Человек учится каждый миг что-то делать в самом себе, созидать себя психологически и духовно. Человек духа пытается сдерживать проявления своей агрессивной эгоистической природы, не причинять зла, и всякие трудности использовать во благо, расценивая их как испытания, которые открывают новые возможности.
На духовном пути меняется характер защищенности человека. Она, безусловно, возрастает, однако это очень сложный, нелинейный процесс. На первых ступенях ученик обостренно чувствует свою уязвимость перед ударами судьбы и чрезмерную открытость для тонких влияний. Он будто сбрасывает с себя амортизирующий покров иллюзии, который защищает от страданий, причиненных собственным несовершенством. Поэтому ему живется во многих отношениях труднее, чем обывателю. Однако растет его информированность о мире и о том, как в нем себя правильно вести. Изменяется и отношение к препятствиям. Несмотря на то, что на первых этапах их становится больше, они переносятся куда легче и все чаще рассматриваются как учебные ситуации. Ученик с радостью идет на них, потому что его все сильнее