и стараться перетянуть на свою сторону. Делая такие шаги, вы неизбежно встанете на тропу войны.
Однако бывает, что ближние не смогут перенести вашего ухода от них в непонятный для них духовный мир, несмотря на ваше деликатное и ненавязчивое поведение. Они первыми развяжут войну, проявят по отношению к вам агрессию и выступят с самыми нелепыми обвинениями.
Жена моего знакомого, который начал заниматься хатха-йогой, обвинила его в том, что он специально издевается над ней, принимая нелепые, на ее взгляд, позы. «Ты, наверное, считаешь, что я такая дура, что поверю тебе, будто такие уродские позы — это и есть гимнастика», говорила эта недалекая женщина, повергая супруга в ужас от степени своей дремучести.
Агрессия родных и близких может проявляться в самых разных формах: они могут не разговаривать с вами, хамить вам в лицо, кричать, намеренно отвлекать от медитаций или чтения духовной литературы, врываться в комнату во время занятий, выбрасывать любимую литературу, не подзывать к телефону, когда звонят не нравящиеся им ваши единомышленники, настраивать против вас самых разных людей, обвинять вас в эгоизме, черствости, психической неадекватности. Особенно часто конфликты возникают в самом начале знакомства человека с духовными учениями, когда новообращенный находится в состоянии так называемой оккультной лихорадки, выражающейся в неконтролируемом возбуждении от переполняющей его информации и желания облагодетельствовать с ее помощью весь мир. Со временем человек устает от агрессивных диалогов и ненужных споров и начинает видеть, что все попытки обратить домочадцев в свою веру приводят к обратному результату.
Война между начинающим духовным последователем какого-либо учения и его родными и близкими может быть как холодной, так и горячей. Бывают и такие семейные столкновения, когда временное холодное перемирие, установленное после бурных вспышек и выяснения отношений, завершается новым взрывом, а яростные скандалы стихают и уступают место усталому прохладному спокойствию. Каждый остается при своем. Домочадцы по-прежнему ждут не дождутся, когда их заблудший родственник оставит глупые затеи и вернется к здравому смыслу и семье, а духовный искатель не перестает мечтать о том, что его домашние поймут, что его путь — самый лучший в мире. Но на самом деле подобные желания сбываются крайне редко: как правило, срабатывает закон — если кто-то в семье сразу отринул новые духовные идеи, в дальнейшем потребуется немало времени, чтобы он все-таки смог оценить предлагаемые сокровища и вступить на духовный путь. Так работает карма: чтобы начался новый цикл, нужно чтобы полностью завершился прежний цикл событий, действий и взаимоотношений и чтобы прошло определенное время.
Олег тридцатитрехлетний научный сотрудник, составитель компьютерных программ. Деньги неплохие, должность на фирме престижная, но Олега не привлекает путь коммерции и высоких заработков. Ему всегда хотелось чего-то большего, и когда он встретил на пути теософию, он понял про себя это мое. На радостях он попытался просвещать свою жену и тещу, но только вызвал их раздражение. Прежде довольные Олегом, жена и теща пришли в неописуемую ярость от его увлечения. Теще казалось несолидным и позорным, что ее зять увлекается таким несерьезным делом, как мистика и оккультизм. Жена впала в раздражение по другому поводу: ей не нравилось, что каждый день полтора-два часа Олег стал тратить не на семью или на зарабатывание денег, а на совершенно нерентабельное занятие. Увлечение Олега никак не вписывалось в рамки обывательского мировоззрения матери и дочери. Будущее семьи висело на волоске, и теща начала вначале намекать, а затем и прямо говорить Олегу, чтобы он подыскал себе квартиру и паковал чемоданы. Позднее Олег признался, что какая-то непонятная сила заставила его подойти после одной из моих лекций по истории мировых религий и попроситься на консультацию. Я предложил ему отказаться от агитации хотя бы на пару месяцев, поскольку, вызывая у кого-либо отвращение к теософии, человек создает себе тяжкую карму. Позже Олег признался, что выдержать этот обет молчания ему было невероятно трудно. Через два месяца ситуация в семье стабилизировалась, и разговоры об уходе Олега прекратились. Жена и теща смирились с увлечением Олега. Я посоветовал ему возобновить разговоры об увлекающих его новых идеях только после того, как жена и теща увидят, что эти идеи реально помогли им жить, сделали всю семью более счастливой. Только тогда Олег понял, как нужно проповедовать интересующие его духовные идеи в своей семье. Через полгода они стали ходить на консультацию ко мне вместе с женой. И об этом попросила она сама.
МУДРОСТЬ ТЕРПИМОСТИ
Далеко не всегда попытки увлечь родных своими идеями кончаются для духовного искателя столь счастливо. Гораздо чаще близкие остаются при своих прежних взглядах. В этом случае важно добиться от них одного: чтобы они относились к вашим занятиям и устремлениям терпимо и лояльно.
Во время поездки в индийский ашрам Сатья-Лока, о котором я уже писал в книге «Мастер жизни», я услышал удивительный рассказ одной из послушниц этого духовного центра, которая приехала туда из Европы. Она рассказала о своих отношениях с родителями и родственниками. Поначалу они резко не принимали ее увлечений, много смеялись над ней и называли ненормальной. Но она терпеливо и смиренно переносила все, при этом четко выполняя все домашние и родственные обязанности, и не прекращала своих духовных занятий. В какой-то момент их недовольство обострилось до такой степени, что они были готовы отказаться от нее. Однако она не сдавалась и продолжала молиться за них. И произошло чудо: они вдруг осознали свою неправоту. «Делай, что ты считаешь нужным, даже если это нам не очень нравится, ведь ты такая добрая и заботливая», — стали говорить ей все члены семьи один за другим. Они не увлеклись теми идеями, которые волновали ее, но отказались от стремления переделать ее личность и жизнь на прежний образец.
Искусство выстраивать правильные отношения с родными и близкими — одно из самых трудных умений, овладеть которыми необходимо кандидату в духовные ученики. Оно требует безграничной любви к своим ближним вопреки их несовершенствам, нужно находить терпение, мудрость, быть готовым к вмещению противоположных, нередко самых абсурдных взглядов, и, наконец, противодействовать тьме, которая порой проявляется через них. В крайнем случае, если он будет видеть, что во имя ложно понимаемых родственных отношений ему навязывают зло, ученик должен уметь порвать ложные путы и отойти от своих родственников, которые уже перестали быть ему близкими. Дай Бог, чтобы ваши родные не оказались в их числе.
ТЕМА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ
Внимательно просмотрите перед своим мысленным взором во время медитации ваши взаимоотношения со своей семьей и родственниками. Иногда такой способ позволяет лучше увидеть то, что не удается разглядеть в житейской суете обычным психологическим зрением. Попытайтесь увидеть все, что кармически отягощает ваши взаимоотношения, приносит боль, проблемы, стрессы, конфликты. После этого настройтесь на состояние доброжелательства, тепла, терпения, прощения наиболее трудных с их стороны проступков и ошибок в общении. Обратитесь к духовному учителю с молитвой и просьбой, чтобы он помог вам выстроить правильные взаимоотношения с вашими родными и устранил бы причину конфликтов, которые могут иметь место в ваших взаимоотношениях. Попросите у Бога, чтобы он помог вашим близким быстрее обратиться на путь восхождения или по крайней мере нейтрализовал излишнее их недовольство вашим выбором.
Глава 3. НЕИЗБЕЖНОСТЬ ОДИНОЧЕСТВА
ОТСТРАНЕНИЕ ОТ ТОЛПЫ
Большинство людей, вступают на духовный путь вовсе не для того, чтобы обрубить контакты с миром и погрузиться в звонкую тишину одиночества. Как раз наоборот, они мечтают расширить контакты с внешним миром, убежать от постылой домашней атмосферы, найти себе интересные занятия и приобрести новых друзей. Сначала так и получается. Посещая лекции, занятия, тренинги и семинары, принимая участие в беседах на духовные темы и даже в обычных посиделках-тусовках эзотерического толка, они ощущают, что оказались в совершенно ином, праздничном мире, непохожем на прежний. Они верят, что люди, случайно оказавшиеся их соседями на лекциях, станут их настоящими друзьями навсегда. Они пребывают в самом радужном настроении, и им кажется, что в их жизни ничего больше не изменится.
Посмотрите на этих людей через год-другой. Если их намерение было серьезным, и они не вернулись в свой привычный быт со смешанным чувством скуки и разочарования, а продолжают изучать эзотерическую мудрость в группе или самостоятельно, чувство одиночества наверняка уже не один раз посещало их. Можете быть уверены — дальше будет больше. Настоящий ученик — тот, кто внутренне постепенно уходит от шумной пены житейского моря. Если он идет навстречу миру и людям, то только для того, чтобы соединиться в духе с их божественной сущностью. Но разделять с людьми мира сего их суетливые желания разбогатеть, прославиться, самоутвердиться, скрасить одиночество и уйти от самих себя не представляет для серьезного искателя никакого интереса.
Разрыв с миром, сокращение пустых, ни к чему не обязывающих контактов, уход от мирских забот, проблем и треволнений — вполне закономерный процесс для любого человека, всерьез претендующего на ученичество. Он не становится равнодушным к человеческим страданиям, как это приписывали всем религиозно настроенным людям ортодоксальные атеисты. Как раз наоборот: показателем правильности духовного развития ученика является возрастание его спонтанной готовности прийти на помощь любому человеку в беде. Речь идет о другом: об угасании интереса ученика к человеческой ярмарке тщеславия, о его отстранении от стадного чувства толпы, о его невосприимчивости к ее флюидам (при том, что он способен вести себя и выглядеть как вполне современный человек).
Как вы думаете, почувствуют ли люди, родные, друзья, близкие и дальние знакомые человека столь сильную перемену в его поведении? Не нужно полагать, что окружающие люди глупее нас. А какова будет их реакция? Станут ли они ближе к нему или будут ли они ему сочувствовать? Нет, они так же отдалятся. Круг замкнется. Охлаждение, скорее всего, окажется взаимным. В какой-то момент человек может почувствовать ужасающее одиночество.
По признанию одного моего знакомого, вступившего на путь много лет назад, боль его души от сознания невероятного одиночества и заброшенности в этом мире не поддается словесному выражению. «Я чисто физически ощущаю, что никого, по большому счету, рядом со мной нет. Я совершенно один, и если я усну и не проснусь, об этом будут скорбеть два человека, а остальные забудут и уже никогда не вспомнят», говорил он с интонацией спокойной обреченности и внутренней уверенности, что по-другому не может и быть. Но на провокационные предложения променять свое одинокое сегодняшнее состояние на прежнюю суету с друзьями и застольями, он категорически ответил: «Никогда».
СКВОЗЬ ОДИНОЧЕСТВО — К МИРУ
Серьезный ученик ощущает себя одинокой птицей, летящей над землей по небу в сияющую беспредельность и неизвестность. Именно так, «одинокой птицей» называл духовного воина Дон Хуан в книгах Кастанеды.