Никакие силы не могут заставить эту «одинокую птицу» или «чайку по имени Джонатан Ливингстон» вернуться к обычным занятиям и вместе с другими птицами грызться из-за добычи у кромки моря. Подобное возвращение обернулось бы полной духовно-психологической деградацией ученика. Вернуться из мира знания и культуры в прежнюю среду невежества и обывательских интересов в принципе невозможно не только в случае с эзотерическим учеником, но и с обычными людьми, сделавшими рывок и поднявшимися в новую социальную и культурную сферу. В автобиографическом романе Джека Лондона «Мартин Иден», главный герой, выросший в трущобах, но путем упорного самообразования и труда ставший знаменитым писателем, в момент творческого кризиса решает вернуться в круг прежних друзей — портовых моряков и рабочих. Встреча принесла ему глубокое разочарование: он почувствовал, что пропасть между ним и старыми друзьями слишком велика, и ни о каком воссоединении не может быть и речи.
В эзотерическом мире такая пропасть оказывается намного глубже. Потому для кандидата в ученики остается единственный выбор — идти вперед, сквозь одиночество и вопреки ему. Ученик должен научиться здоровой самодостаточности, жить интересами своего развивающегося внутреннего мира и не нуждаться во внешних подпорках и стимулах. Такая самодостаточность имеет два уровня. Первый касается поведения человека в социуме, в малых группах, среди людей, настроенных к нему дружески, негативно или нейтрально. Неуверенный в себе человек будет льнуть к иному мнению и к чужим аурам в поисках точки опоры, поддержки и совета. Уверенный человек, опирающийся на ощущение собственной силы, не будет искать внешней поддержки и сможет перенести состояние своеобразного публичного одиночества намного легче. Второй уровень самодостаточности касается сознания своего космического одиночества перед Богом. В обычной жизни это сознание приходит только один раз в старости, незадолго до смерти. Любой, кто наблюдал состояние стариков, которые уже готовятся к переходу в иной мир, может согласиться с тем, что у них настает такой момент, когда они как бы теряют интерес к внешнему миру, на вопросы других людей отвечают почти формально и внутренне уходят глубоко в себя.
Но это одиночество кажущееся. Далеко не сразу кандидат в эзотерические ученики понимает, что он не один: у него есть друзья, близкие по духу сотрудники, и, наконец, есть духовный учитель. Некоторых из таких друзей он попросту не заметил и не узнал, некоторым еще не пришло время подойти к нему. Но постепенно человек начинает замечать незримую поддержку и чувствовать, что у него настоящие и верные, надежные друзья, которые никогда не изменят. Лишь бы не изменил им он сам, а все остальное приложится.
Духовная самостоятельность — это прежде всего самостояние и предстояние перед Богом. Один из парадоксов, с которым сталкивается человек на духовном пути, состоит в следующем — лишь осознав свое одиночество как важнейший фактор эволюции и этап пути, ученик получает шанс встретить настоящих, духовно близких друзей и стать ближе к миру.
ТЕМА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ
Представьте себя в полном одиночестве перед ликом Бога. Осознайте, что все контакты с людьми, которые имеют место в вашей жизни, рано или поздно завершатся, и вы окажетесь с Всевышним один на один. Почувствуйте весь предстоящий беспредельный путь сквозь миры и различные планы бытия как необыкновенно яркое, прекрасное, но совершенно одинокое путешествие. Вживитесь в образ одинокой птицы, парящей в беспредельности и пролетающей все новые измерения. Попробуйте мысленно поблагодарить судьбу и Бога за эту удивительную перспективу и необычный жребий. Примите одиночество с чувством благоговения перед премудростью Творца без ропота, недовольства и страха и обретите новые энергии, и почувствуйте в себе пробуждение скрытых ресурсов духа. Настройтесь на одиночество как на не отменяемый удел серьезных духовных искателей. Помните, что лишь тому, кто принял одиночество, судьба посылает близких людей.
Глава 4. ДУХОВНОСТЬ И ДЕНЬГИ
ЭЗОТЕРИЗМ О ПРИРОДЕ ДЕНЕГ
В «Мастере жизни» я уже повторял известную из эзотерических учений мысль, что деньги — это вид планетарной энергии, наличие которой позволяет человеку удовлетворять свои жизненные потребности и уверенно чувствовать себя в материальном мире. Что возможно для обычного человека, то вполне возможно и для ученика. Почему же в мировых религиях и духовных традициях возможность иметь деньги для ученика рассматривают с оговорками и сопровождают таким количеством условий и предупреждений, что чаще всего почти однозначно трактуется как запрет? В лучшем случае ученику разрешается иметь скромный, необходимый для выживания финансовый минимум. Мировые религии пошли в этом вопросе еще дальше и объявили богатство злом. Правда, более поздние ветви мировых религий, такие, как, например, протестантизм, в лице своих главных идеологов (Цвингли, Кальвин) утверждали, что чем богаче человек, тем он ближе к Богу. Современные же коммерческие учения в духе Нью Эйджа очень часто призывают людей направить все духовные силы, накопленные во время внутренней работы, на достижение личного богатства.
Классический эзотеризм считает, что ученик постоянно бывает искушаем различными силами и соблазнами, цель которых помешать его движению по выбранному пути. Это вполне понятно: чем больше у человека денег, тем сильнее и чаще его искушают. Чем интенсивнее он стремится к обладанию значительными материальными благами, тем меньше сил и времени остается у него на духовные. Так суфийская традиция просто воспевает состояние нищеты, утверждая, что оно быстрее всего очищает человека от всего лишнего и приводит к вратам Бога. Об этом говорят несколько следующих историй о дервишах:
1. Шайка головорезов и негодяев напала на дервиша, его оскорбили, избили и поранили. Дервиш пришел к своему мастеру с сетованиями на случившееся. Мастер ответил: «Дервишеское рубище, сын мой, это одеяние смирения (редха). Всякий, кто носит это одеяние, но не выносит, когда его планы расстраиваются, притворщик, и дервишеское рубище запретно для него» (Саади).
2. Абу Али Рудбари рассказывал, что Абу Бакр Заккак как-то спросил его:
Почему факиры, испытывая нужду, не делают запасов впрок?
Я ответил:
— Питающий делает так, что они не нуждаются в пропитании.
Так думал и я, — молвил Абу Бакр Заккак, — пока новое знание не пришло ко мне.
— Поделись со мной, — попросил я. Он произнес: Это происходит потому, что им невыгодна собственность. Их нищета исходит от Бога и содержит Бога, а потому и не может нанести им ущерба.
3. «Путей к Богу было больше, чем звезд на небе. Ныне же остался один путь, нищета — наиболее верный из всех путей» (Або’л-Хасан Мозайен).
В то же время нищета, безусловно, унизительна. Это чувство знакомо любому искателю духовных знаний. Если кандидат в ученики не идет путем (пусть и в современной версии) дервиша, юродивого, аскета или блаженного, для которых нищета почетна и необходима, то будучи стесненным в средствах, он значительную часть своей энергии станет расходовать не только на поиск денег, но и на отрицательные эмоции по поводу их отсутствия. Потому проблема «деньги и духовный путь» не имеет простого решения.
БЕДНЫЕ И БОГАТЫЕ УЧЕНИКИ
Для начала я хочу привести еще одну суфийскую притчу:
«Благочестивый дровосек как-то узнал, что языческое племя, жившее неподалеку, поклоняется дереву. Он решил срубить его. По пути к дровосеку подошел Дьявол и спросил: «Ты куда идешь?»
Дровосек ответил: «Я иду срубить дерево».
Дьявол сказал: «Нет, нет. Не делай этого».
«Ты кто такой указывать мне, что делать? Я собираюсь срубить дерево во имя Божье».
Дьявол сказал: «Я — Дьявол. Говорю тебе, не делай этого. Я тебе не позволю срубить это дерево».
Дровосек вскричал: «Ты! Ты не сможешь меня остановить». Он схватил Дьявола и бросил его наземь. Человек сел Дьяволу на грудь, приставил топор к его горлу и приготовился убить его.
Дьявол сказал: «Прояви благоразумие. Ты собираешься срубить это дерево, но племя не позволит тебе свалить своего идола. Они тебя даже могут убить. Твоя семья останется без средств к существованию. К чему это безрассудство, откажись от своей затеи. У меня есть к тебе выгодное предложение. Я знаю, что ты зарабатываешь только две монеты в день. Ты человек добродетельный, семья у тебя большая, и к тому же ты любишь помогать людям. Каждое утро я буду класть тебе под кровать две золотые монеты. Вместо того чтобы обречь себя на смерть, ты сможешь позаботиться о своей семье, а также помочь беднякам» .
Дровосек ответил: «Я тебе не верю. Ты меня обманешь. Все знают, что Дьявол — мошенник и лгун. Ты просто хочешь спасти собственную шкуру».
Дьявол сказал: «Нет, я не собираюсь обманывать тебя. Да и что ты теряешь? Если не найдешь под кроватью золотые монеты, ты всегда можешь взять топор и срубить дерево».
Человек согласился. На следующее утро он обнаружил у себя под матрасом две новенькие золотые монеты. Он купил еду и одежду для своей семьи, а оставшиеся деньги роздал бедным.
На следующее утро он снова заглянул под матрас, но ничего не нашел. Он обыскал всю комнату, но золотых монет нигде не было.
Рассерженный дровосек схватил топор и отправился рубить дерево. По дороге он опять повстречал Дьявола. Тот спросил: «И куда же это ты собрался?» «Ты мошенник и лгун! Я иду рубить дерево». Дьявол слегка ткнул человека пальцем в грудь, и дровосек упал на землю. Дьявол сказал: «Ты что, хочешь, чтобы я тебя убил? Пообещай мне, что не тронешь дерево».
«Нет, не убивай меня. Я не прикоснусь к дереву. Но я только одно хочу спросить. Откуда у тебя появилась такая невероятная сила?»
«Слушай внимательно. В тот раз ты шел рубить дерево во имя Божье. А сегодня ты сражался со мной ради двух золотых монет»» (Шейх Музаффер).
Истинный ученик устремлен к иному миру, в сферу духа, где нет денег. Сама по себе область материального, внешний мир интересуют его гораздо меньше, нежели духовное царство и это же относится и к деньгам. Поэтому так часто встречающиеся среди учеников бессребреники и люди «не от мира сего», у которых сознание в принципе не разворачивается на поиск материальных благ. Они довольствуются тем, что есть. Они бедны, потому что ничего не делают, чтобы заработать больше. Было бы смешно предлагать им медитировать на привлечение финансовых потоков к себе, как это предлагается в модных книгах по бизнесу. Даже если бы это произошло, в их сознании просто нет такого сосуда, который удержал бы свалившиеся с неба новые материальные ресурсы и возможности.
Один такой искатель на вопрос, что он стал бы делать с миллионом долларов, найдя случайно дипломат с ними на улице, вначале сказал, что сдал бы их в милицию, потому что иначе бандиты найдут и убьют, а потом подумал и сказал, что и в милицию бы не понес, потому что там «на меня все и повесят». В итоге он договорился до того, что просто оставил