они не пытаются развиваться в этом направлении.
КАК ВОСПИТАТЬ НЕПРЕРЫВНОСТЬ СОЗНАНИЯ?
В том случае, если речь идет о сознании начинающего ученика, то оно дискретно еще и по другой причине: человеку, как бы он ни был заинтересован в непрерывности сознания, невозможно достичь ее сразу, по желанию. Но главное, у неофита нет достаточного количества энергии, чтобы поддерживать в себе это состояние более или менее продолжительное время. Парадокс непрерывного сознания состоит в том, что поддерживание этого состояния требует постоянной энергетической подпитки, но и энергетический потенциал невозможно повысить без стремления к постоянному бодрствованию. Что же делать начинающему ученику? Прежде всего, пытаться проснуться. Когда вы научитесь делать это почти всегда, ваше сознание начнет меняться и превращаться в волшебное зеркало, одновременно отражающее и внешний мир и внутреннюю природу души, глубину которой невозможно измерить, как когда-то сказал Протагор. Во всяком случае, у ученика не остается выбора: либо его самосознание, самоконтроль и памятование станут непрерывными, либо его поглотит внешний и внутренний хаос, и о серьезном ученичестве придется забыть.
Кому-то может показаться, что практика осознавания и поддерживания в себе бодрствующего состояния очень тяжела, искусственна, наполнена насилием над самим собой.
По своему личному 25-летнему опыту работы над собой могу твердо утверждать, что это не так. Может быть, в самом начале пути, когда у человека не хватает энергии и нет привычки к самоуглублению, его стремление непрерывно контролировать себя вызывает некоторое напряжение. Постепенно оно уменьшается. Но когда вы, наконец, овладеете собой хотя бы до какой-то степени, то самосознание неожиданно для вас начнет приносить радость, иногда переходящую в восторг. Все ваше существо начнет ликовать, испытывать мощную энергетическую вибрацию просто оттого, что вы видите себя просто в полном объеме. Это видение сожжет и растворит все негативное, что накоплено в сознании и подсознании. Вместо ожидаемой тяжести придет волшебная легкость, содержащая мощный заряд энергии, которую очень удобно вносить в любые внешние действия, работу, общение. Конечно, даже в этом случае поддерживание бодрствования требует некоторых усилий. Однако такое напряжение само по себе несет в себе радость. Потому серьезный ученик не боится такого напряжения, и даже ищет его — ведь только благодаря стараниям и усилиям он постепенно восходит к духовным вершинам.
До тех пор пока вы не превратите свое сознание из разорванного на фрагменты в целостную структуру, вы не можете считать себя не только учеником, но даже серьезным кандидатом в ученики. В лучшем случае вы — искатель, блуждающий по разным системам и методам, и до уровня духовного ученика вам далеко. Если же вы все же возьмете это важнейшее препятствие на пути восхождения, то получите в руки ключ к победе не только над сном, но и над временем и даже над смертью.
ТЕМА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ
Настройте свое сознание на непрерывность бодрствования и на памятование о Высшем. Попросите своего духовного учителя, чтобы он даровал вам энергию для достижения полной непрерывности сознания и самосознания. Во время медитации постоянно возобновляйте тонкие попытки продлить свое сознание и соединить пунктиры временных вспышек пробуждения в одну линию, в единое сияние. Старайтесь замечать все провалы сознания в сон, все его отключения от памяти о цели, вновь и вновь упорно возвращая его к идее непрерывности бодрствования. Постепенно это состояние появится в вашем внутреннем мире и принесет с собой новые энергетические возможности.
Глава 9. НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ УМА
НЕДОПУСТИМОСТЬ МЕНТАЛЬНОГО ХАОСА
Это препятствие напоминает постоянно отодвигающуюся стену, которая стоит перед искателем, преграждая ему путь к вершине. Она способна свести с ума недостаточно терпеливого человека. Иногда хаос мыслей, неподдающийся никакой дрессировке, захлестывает сознание весьма подготовленного искателя с такой силой, что тот начинает думать о своей полной несостоятельности. О труднооборимой природе шаткого манаса — хаотического человеческого ума — говорят практически все духовные учения: от Бхагавадгиты и Йоги Патанджали до Ауробиндо Гхоша. Сам Рамакришна, сын Бога, пришедший на Землю с высочайшей миссией — своим практическим опытом призванный подтвердить единство всех религий мира, — сумел остановить ум и погрузиться в самадхи только после жесткого метода, к которому прибегнул его суровый учитель Тотапури, пронзивший гвоздем его переносицу и заставивший его таким способом отключиться от всех иных ощущений и мыслей. Что же говорить о начинающих эзотериках, если даже такие корифеи святости и гиганты духа не могли победить эту неуправляемую силу!
Хаотическое состояние ума, в пространстве которого подобно морским волнам плещутся преимущественно бессвязные мысли, — это принцип существования ментального тела на данной стадии эволюции человека как homo sapiens. Даже высоко талантливые и высоко интеллектуальные люди, способные к прозрениям и совершению открытий, в моменты, когда они перестают целенаправленно думать над своими творческими проблемами, впадают в сноподобное состояние ментального хаоса. Правда, это продуктивный хаос, из которого в конце концов рождается космос их прозрений, ярких идей, образов и творческих мыслей, в отличие от непродуктивного хаоса, царящего в уме обывателей, неспособных породить ничего созидательного и достойного. Хаотические поля индивидуальных сознаний и умов объединяются в единый планетарный ум, общее ментальное тело человечества, в котором нет жестких границ между умами отдельных людей, и потому одни и те же мысли свободно циркулируют от человека к человеку. Во время моего пребывания в индийском ашраме Сатья-Лока нам говорили о том, что в каждом из нас действует единый древний планетарный ум, словно покрывало набрасываемый на мир и препятствующий точному видению реальности.
В течение последних двенадцати лет я провел множество курсов, семинаров-тренингов и школ, обучающих медитации, через которые прошли тысячи людей. Многие люди, пытавшиеся вступить на духовный путь, сходили с дистанции, причем нередко причиной отступления была неподдающаяся тренировке хаотическая природа ума, препятствующая приближению медитативного состояния. Я много раз задумывался: почему это так трудно — остановить ум, и почему Высшие Силы не торопятся облегчить духовным искателям эту задачу? По-моему, существует несколько причин, объясняющих непокорность ума. Во-первых, полезно не забывать, что остановленный спокойный ум — это мощнейшая энергия, которая наполняет человека и делает его во много раз сильнее, чем прежде. Если нравственно неочищенный человек без труда овладел бы этим невероятно сильным оружием, легко представить себе, к каким ужасным последствиям и для других людей, и для него лично это бы привело. Во-вторых, есть и другая причина, связанная с первой. Восточная традиция называет человеческий ум «кама-манасом», то есть умом желаний. В этом названии подчеркивается служебная роль ума, обслуживающего желания и выступающего в качестве посредника между ними и внешним миром. Пусть и с трудом, но на какое-то время можно остановить бегающие мысли. Но остановить мысли, утихомирив порождающий их ум и одновременно победив желания (по крайней мере, низшие) очень и очень сложно.
Когда ученик всерьез сталкивается с проблемой победы над собой, предполагающей глубинное самопознание и преображение своей низшей природы, он начинает воочию видеть, насколько важно для него овладение собственным умом. До тех пор, пока беспокойное движение мысленных волн не улеглось в его сознании, которое не пронзила «остановка мира» (в терминологии Кастанеды), ни о каком просветлении и даже слышании Голоса Безмолвия не может быть и речи. Но без достижения этого состояния как вехи пути, свидетельствующей об углублении контактов ученика с Высшим Началом, человек так и останется заключенным в клетку своего эгоцентризма и относительного «я». Поскольку сам ум человека является инструментом, необходимым для познания внешнего мира — и совершенно излишним для познания внутренних глубин духа, то ученик должен научиться идеальным образом использовать этот инструмент. Если ситуация требует, чтобы вы думали, размышляйте на необходимую тему активно, энергично, изобретательно и целеустремленно. Если проблема решена, и у вас есть пауза для отдыха и наполнения ума освежающей энергией, не торопитесь захламлять его хаотическими образами и идеями, которые в избытке подбрасывает вам окружающая жизнь. Положите этот инструмент на полку, чтобы, как говорится, отдохнул металл: войдите в состояние спокойствия и побудьте некоторое время в тишине. Тогда волны ума остановятся, и он сможет гораздо более точно, без ненужных искажающих эмоций воспринимать окружающую действительность. Кроме того, успокоенный ум открывает сознание для восприятия тонкого мира и вбирания в себя высоких духовных энергий, которые пронизывают духовное пространство. Капля, успокоившая внутренние движения и хаос, делается прозрачной и открывает себя навстречу безмолвной мощи океана.
Неустойчивую природу ума хорошо понимали тибетские буддисты. Известный мастер Согьял Ринпоче в своей работе «Книга жизни и практики умирания», писал:
«У ума есть множество сторон, но две из них наиболее выделяются. Первая это обычный ум, который тибетцы называют сем. Один из мастеров дает ему такое определение: «То, что обладает разным осознанием, то, что имеет чувство дуалистичности, что цепляется за что-то вне себя или отвергает его — это ум. В своей основе это то, что может связываться с «другим» — с любым «чем-то», что воспринимается как отличающееся от того, кто воспринимает». Сем — это перескакивающий с одного предмета на другой, дуалистичный, думающий ум, который может действовать только в отношении к проецируемой и ложно воспринимаемой внешней точке отсчета.
Итак, сем это тот ум, который думает, строит замыслы, желает, манипулирует, который вспыхивает гневом, который создает волны отрицательных эмоций и мыслей, потакая своим прихотям, которому необходимо все продолжать и продолжать делать утверждения, оценки, подтверждать собственное «существование», переживая на опыте выделение отдельных деталей, создание идей и понятий. Обычный ум является непрестанно переменяющейся и не могущей перемениться жертвой внешних влияний, привычных склонностей и воспитания. Мастера сравнивают сем с пламенем свечи, стоящей на пороге открытой двери, уязвимым всем ветрам обстоятельств.
Если рассматривать сем с одной стороны, то он предстает мерцающим, нестабильным, все время за что-то цепляющимся и бесконечно занятым не своими делами; его энергия расходуется на проецирование вовне. Иногда я думаю о нем, как о мартышке, что непрестанно перескакивает с ветки на ветку. Однако если рассмотреть его с другой стороны, обычный ум отличается фальшивой, тупой стабильностью, самодовольной и направленной на его собственную защиту инерцией, каменным спокойствием глубоко внедрившихся в него привычек. Сем столь же хитер, как нечестный политик, скептичен, недоверчив, очень умело обманывает и притворяется. Джамъянг Кхъенце писал, что он «чрезвычайно изобретателен в жульнических играх». И именно в пределах переживаемого на опыте этого хаотичного, находящегося в замешательстве, недисциплинированного и повторяющегося сема, обычного ума, мы вновь и вновь претерпеваем изменения и смерть.
Но есть еще сама природа ума, его глубиннейшая сущность, которая абсолютно не затрагивается ни изменениями, ни смертью. Сейчас она скрыта внутри нашего собственного ума, сема, окружена и закрыта умственной поспешной путаницей наших мыслей и эмоций. Но как облака могут быть рассеяны сильным порывом ветра, открывая сияющее солнце и