широкое просторное небо, также, при некоторых особых условиях, вдохновение может открыть нам проблески этой природы ума. Эти проблески могут быть разной глубины, разной степени, но каждый из них даст какой-то свет понимания, смысла и свободы. Это происходит благодаря тому, что природа ума является самым корнем понимания. По-тибетски мы называем эго Ригпа — первичное, чистое, незапятнанное осознание, которое одновременно разумно, понимающе, светло и постоянно бодрствует. Его можно назвать самим знанием о знании.
Не делайте ошибку, воображая, что природа ума относится исключительно только к нашему уму. Фактически это природа всего. Не будет слишком сильным утверждением, что осознание природы ума — это осознание природы всего сущего».
КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДЫ ОСТАНОВКИ УМА
Чтобы преодолеть это препятствие, духовный искатель и тем более ученик, независимо от того, к какой традиции он ближе, должен сделать несколько шагов.
В первую очередь, примите непреклонное намерение сделать все, чтобы научиться управлять своим умом, что предполагает:
— умение пристально и безоценочно наблюдать за течением мыслей;
— умение останавливать их и удерживать их как можно более долго в неподвижном, спокойно-безмолвном состоянии;
— умение концентрировать мысли и ум на каком-либо объекте и даже сливаться с ним;
— умение легко и свободно переключать внимание.
Вы должны научиться делать это во чтобы-то ни стало.
Важный метод овладения, умом — привязывание его к каким-либо естественным процессам, таким как ходьба, движения, дыхание. Присоедините внимание ума к процессу дыхания, внимательно наблюдая за тем, как у вас ритмично расширяется и сужается грудная клетка, надувается и расслабляется живот, входит и выходит из ноздрей воздух. Это поможет вам накопить энергию, поскольку сознание, сосредоточенное на дыхании, которое само по себе является мощным энергетическим процессом, начинает извлекать из воздуха скрытую в нем энергию — прану. Энергетически заряженный ум легко и без напряжения можно удерживать в состоянии спокойствия. Ненужные мысли выветриваются из ментального пространства.
Еще один эффективный способ овладения умом: перемещение его из пространства головы в любую зону тела — в живот с центром дань-тянь или в область груди с центром анахата. В узком пространстве головы уму всегда тесно и по большому счету дискомфортно. К тому же он не получает там достаточного импульса живительной энергии. В других энергетических центрах и зонах энергии значительно больше, и она несколько иного качества. Потому полезно соединять, например, умственную энергию с эмоциональной или, как советуют даосы, отпускать тяжелое умственное внимание из головы в центр жизненной силы, находящейся в центре нижней части живота. Если удастся оторвать внимание или ощущение «я» от сферы головы, то постепенно человек начинает выбираться на свободу. Это поможет остановить ум и повысить психоэнергетический потенциал.
Некоторые традиции, например ряд школ буддизма, а также Кришнамурти, предлагают метод, основанный на понимании глубинной неустойчиво-иллюзорной природы ума. Он основан на пристальном всматривании в пространство ума и попытке увидеть рождение мыслей в самый момент их зарождения и понять, почему они рождаются. Если ученик научится делать это упражнение и станет применять его как можно чаще, он поймет, что ум вместе с мыслями — это иллюзия, и все его движения и прыжки также иллюзорны, поскольку они помещены в гигантский континуум свободы и пустоты. Тогда ум останавливается и сознание сливается с пустотой.
Сходный метод остановки ума восходит к йоге и основан на созерцании Бога. Поскольку главный атрибут Бога — это то, что он есть, а значит его бытие постоянно, то созерцание Божественной Реальности в ее постоянстве, свет которой просвечивает сквозь непостоянство проявленного мира, успокаивает и постепенно останавливает ум. Ментальные волны замирают, мысленная поверхность становится ровной, словно гладь неподвижного озера, и в нем начинает отражаться свет Божественной Реальности.
Методов остановки ума очень много. Некоторые из них, восходящие к суфийской и дзэнской традициям, основаны на парадоксах, внезапное столкновение с которыми выбивает ум из его привычного сонного шевеления в пространстве головы и вызывает состояние, близкое к шоку. Именно в момент короткой ментальной неподвижности, возникшей под мощным воздействием силы неожиданности, на человека может снизойти озарение — оцепеневший ум перестанет мешать прохождению более высоких энергий.
Мало узнать правильные методы остановки ума — важно научиться их правильно применять. Мой опыт показал, что при работе с умом духовный искатель обычно делает две самые распространенные ошибки. Он либо не дорабатывает над собой, в результате чего ум оказывается сильнее его неустойчивого внимания, либо перерабатывает, вкладывая в личную практику по остановке ума столько усилий, что это начинает вредить духовному развитию человека, который просто отучается мыслить. Иногда ученик начинает отождествляться с каким-либо одним методом, в результате чего его развитие становится однобоким. Я знал одного раджа-йога, который настолько интенсивно давил на свою мысль, стремясь остановить ум, что в итоге притупил остроту ментального восприятия мира и теперь не может прочитать больше трех страниц текста.
Человек жил с хаотичным умом многие годы, а теперь пытается обуздать его в течение нескольких месяцев и с обидой видит, что высоких результатов пока нет, потому что на все требуется время. Блаватская утверждала, что за редчайшими исключениями, лишь подтверждающими правило, быстрые результаты в подобных случаях невозможны, так же как невозможно заставить благоухать бочку, в которой много лет находилось масло из-под сельди, ароматом нектара, налитого час назад. У некоторых людей нет возможности подолгу заниматься сидячей медитацией и потому они сразу ставят крест на своих попытках все-таки научиться останавливать ум. Но помимо статической медитации есть динамическая, во время которой тоже можно эффективно учиться этой важнейшей практике. Главное, чтобы у человека было устремление к овладению собой и своим умом. Остальное все приложится.
ТЕМА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ
Пронаблюдайте за волнами беспокойного ума. Займите своим наблюдающим «я» неподвижную, внутренне комфортную точку в психологическом пространстве. Попробуйте понаблюдать за дыханием, и тем самым укрепить позицию наблюдателя. Затем попытайтесь легко останавливать волнующийся ум, тонким волевым усилием выравнивая игру хаотических волн. Добейтесь полной неподвижности своих мыслей и состояния чистой прозрачности мысленного экрана. Замедлите дыхание, оставив его на уровне очень тонких, едва заметных колебаний. Поддержите такое остановившееся состояние ума в течение нескольких минут в одной и той же точке без движения, а затем отпустите его. Почувствуйте, что при серьезных усилиях, вы в конце концов сможете не только остановить ум, но и успешно переключать его с объекта на объект, а значит, сумеете свободно управлять ментальными процессами.
Глава 10. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ГОРДЫНЯ И ПСЕВДОЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ВЫСОКОМЕРИЕ
ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ И КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ?
Глубинная природа гордыни — это не только надутые щеки и важность перед другими, заставляющая человека непрерывно демонстрировать свое превосходство. Это еще и важность перед самим собой, эгоцентризм, под действием которого человек начинает морально деградировать. Горделивый человек создает вокруг себя кокон, формирующий вокруг него атмосферу превосходства над другими людьми и отталкивания всех, кто, по его мнению, не соответствует его уровню. Гордыня выполняет не только защитную функцию, но и приятно щекочет нервы. Само переживание чувства гордости за себя, свое дело и достижения доставляет гордецу ни с чем не сравнимое удовольствие. Гордыня бывает как обоснованной, когда человеку есть чем гордиться и он действительно имеет серьезные достижения в жизни, и необоснованной, когда причины задирать нос напрочь отсутствуют, но человек, увы, это делает.
«Бес гордыни есть тот, кто ввергает душу в самое тяжкое падение. Он убеждает ее не признавать Бога Заступником, но считать саму себя за причину преуспеяний, превозносясь над братиями, как несмысленными, поскольку они этого не знают. За гордыней следует гнев, печаль и, как самое конечное зло, исступление ума, сумасшествие и видение в воздухе множества бесов» (Авва Ева. «Слово о духовном делании»).
Почему все религии и эзотерические учения Востока и Запада подчеркивали, что с гордыней надо упорно бороться, иначе она станет непреодолимым препятствием на пути духовного восхождения? Прежде всего, потому что на тонком энергетическом уровне гордыня превращается в особое астральное образование, словно тромб преграждающее высоким силам и потокам, которые посылаются человеку с божественного уровня. Горделивому человеку намного труднее признать свою ошибку, нежели обычным людям, которые привязаны в меньшей степени к своему раздувшемуся эго. Он гораздо дольше, нежели обычный человек, будет упорствовать в своих заблуждениях. Лишь серьезные удары судьбы, несущие в себе откровенное возмездие за его ошибки, способны развернуть взгляд упертого гордеца в более правильном по отношению к самому себе направлении. В периоды успеха и отсутствия внешнего сопротивления со стороны людей и обстоятельств человек, упивающийся собой, никогда добровольно не откажется от этого наркотика.
Тем не менее, ученик должен победить это препятствие, подобно черной воронке затягивающее в себя и омертвляющее все живительные энергии, идущие к устремленной душе из Высшего источника. Для этого нужно, чтобы он воочию увидел свою гордыню, столкнулся с ней лицом к лицу и осознал, точнее, почувствовал, что она есть бессмысленный кокон, ограждающий человека от Высшего и выглядящий перед Ликом Бога жалко и комично. Как можно более внимательно наблюдайте за собой, за тем, как вы ведете себя с другими людьми, за своими мыслями, чувствами и желаниями, за собственной реакцией на свой и чужой успех и на неудачу. Если вы будете делать это искренне, настойчиво и усердно, то обязательно обнаружите в себе темные пятна гордыни, экранирующие вас от Бога и Учителя. Полезно наблюдать за этим качеством, мысленно представляя себя под взглядом Бога, проникающим в глубину нашего сердца. Затем нужно научиться растворять и сжигать это затемняющее свойство в огне духовных энергий.
О трудности победы над гордыней говорит как христианство, так и древнееврейская мудрость. В притче «Бесконечная битва» сказано:
«Равен Рафаэль, смиренный во все дни своей жизни, постоянно отказывавшийся от почестей, много раз просил своего учителя рассказать ему, как можно полностью избавиться от гордости, но ответа не получал. Однажды он снова подступился к наставнику: «О, равви! Гордость, гордость!»
«Что ты хочешь? сказал наконец равви Пинхас. Борьба с гордостью — это то, чем человек должен заниматься постоянно и что он никогда не сможет окончить. Ибо гордость — облачение Бога, как сказано: «Господь царствует; Он облечен Величием». Но Бог безграничен, и тот, кто горд и величав, повреждает облачение беспредельности. Поэтому и работа по самообузданию — беспредельна»».
Гордыня не относится к числу таких свойств, которые можно легко сбросить с собственной души, словно ненужную ветошь. Она проникает глубоко в человеческие сердца и произрастает сквозь него наружу, как сорняк с очень разветвленной и мощной корневой системой. Наилучший путь работы с гордыней состоит в ее алхимическом преображении в другое противоположное качество — в достоинство духа. В случае такой переплавки и замены человек не будет ощущать в своей душе вакуум и насилие, что могло бы появиться, если