бы он просто подавлял это свойство, искусственно загоняя это свойство в подвалы сознания. Подобная алхимическая переплавка достигается благодаря применению молитвы и медитации, привлекающих к тонким структурам души более высокие энергии, постепенно заменяющие тяжелые и темные психические элементы гордыни на более светлую лучистую материю, из которой соткано качество гордыни. Именно эти энергии, подкрепленные непрерывным самонаблюдением, бдительно фиксирующим все отклонения от избранной очистительной цели, чудодейственным способом превращают гордыню в достоинство духа, в царственное великодушие и снисходительность к человеческим слабостям, в величественное спокойствие и уверенность, помогающие ученику идти к избранной цели, не мелочась и не суетясь.
ОПАСНОСТИ ПСЕВДОЭЗОТЕРИЧЕСКОГО ВЫСОКОМЕРИЯ
Почему псевдоэзотерическое, а не просто эзотерическое? Потому что истинно эзотерический подход всегда основан на смирении и растворении своего «я», а не на его выпячивании и утверждении. Но псевдоэзотерик, подходящий к сокровенной мудрости не для познания и совершенствования, а для компенсаторного самовозвеличивания себя с помощью унижения других, вольно или невольно будет культивировать в себе ощущение высокомерия. Когда нечем гордиться в реальной жизни, нужно найти какой-то повод извне. Тогда таким поводом может стать принадлежность какого-то человека к тайным знаниям, орденам, учениям, системам. Высокомерие всегда предполагает сравнение себя с другими в свою пользу. Ведь я принадлежу к закрытой системе знания и мне открыты тайны мира, а другим-то нет!
Не всегда высокомерие псевдоэзотерика носит чисто компенсаторный характер. Я знал людей, у которых публичное психологическое самопоглаживание было возведено в привычку задолго до того, как они заинтересовались мистикой и эзотеризмом. Так один знакомый мне человек был очень важным человеком, к которому, как гласит народная пословица, на козе не подъедешь. В позднесоветское время он, как доктор философских наук, спорил с эзотерическими учениями и даже принимал непосредственное участие в идеологических гонениях на них. В начале девяностых годов из чисто конъюнктурных соображений начал увлекаться ими и кое-что почитывать, и когда он, увидев, что в общественной атмосфере потихоньку возрождается церковная цензура, то публично объявил, что всегда был, есть и будет истинно православным христианином.
Иногда бывает, что человек, приблизившийся к духовным учениям и начавший неосторожно развивать в себе духовные силы, вместе с положительными качествами помимо своей воли пробуждает дремлющее в душе качество высокомерия. В любом случае оно всегда касается занятий человека. Он начинает гордиться не просто собой, но тем, что он эзотерик, обладающий особой мудростью, которая позволяет ему периодически смотреть на других людей сверху вниз. Потому псевдоэзотерическое высокомерие несколько отличается от обычного психологического тем, что оно, как правило, более жесткое, слепое, непогрешимое, с трудом поддающееся коррекции.
Весьма часто разговор с таким человеком просто невозможен по определению: он настолько закрыт от мира и от вас, что в его сознании полностью отсутствует малейшее пространство для того, чтобы принять ваши доводы и точку зрения, чтобы вести нормальное общение и обмениваться мыслями.
Почему человек, подверженный этому нравственно-духовному недугу и вывиху сознания с таким трудом от него отказывается? Быть высокомерным и ощущать свое превосходство над другими людьми для человека невысокого духовного уровня и внутренне грубого субъективно, весьма приятно. Такое самоощущение неплохо защищает от чужой агрессии, претензий, недовольства и хорошо заглушает голос совести. Высокомерный человек уже одним своим самоощущением избавлен от переживания собственного несовершенства, а следовательно, от необходимости делать серьезные усилия по улучшению себя. Что может быть приятнее, когда внешняя жизнь так трудна, люди агрессивны, а внутренние несовершенства велики? Сознательно идя на поводу у своего комплекса и раздувая чувство собственной важности, высокомерный псевдоэзотерик разучивается понимать людей с иной системой ценностей, понятий и непохожим языком. Он затрачивает большое количество энергии на поддержание своего реноме, как перед другими, так и перед собой, и в тоже время проявляет большую леность ума и воли, отказываясь учиться новым умениям и подходам жизни.
Глубинным механизмом псевдоэзотерического высокомерия является гипертрофированная активность ума, постоянного сравнивающего себя с другими людьми и вопреки логике и реальности, всегда ведущего калькуляцию доводов в свою пользу. Такой ум выполняет заказ глубинной эго-программы, сидящей внутри человека и способной комфортно себя чувствовать только при условии непрерывного ниспровержения и «опущения» остальных людей. Эзотерические знания в силу своей тайной природы и недоступности для широкого распространения (в наши дни, прежде всего, из-за их сложного характера) почти идеально подходят для решения этой психологической задачи. Если такой псевдоэзотерик еще и пробует заниматься медитацией и повышать свой психоэнергетический потенциал, то тогда дело обстоит просто безнадежно. Подпитанное психической энергией высокомерие кристаллизуется и становится его постоянным затвердевшим качеством, расплавить которое можно только с помощью невероятных усилий воли.
Псевдоэзотерическое высокомерие является серьезнейшим препятствием для духовного ученика. Внимательно наблюдайте за собой, своими высказываниями, оценками, мыслями, взаимоотношениями с другими людьми на предмет выявления в себе этого внутреннего врага. Останавливайте не только хаотический поток мыслей, но и целенаправленную активность ума, выполняющего дурную и разрушительную работу по сравнению себя с людьми всегда в свою пользу. Пронаблюдайте за своими самоощущениями: не чувствуете ли вы, что чересчур парите над людьми? Как звучит ваш голос, интонации, каковы ваши позы, жесты, движения? Весь этот психологический материал по самому себе может оказать вам неоценимую помощь при устранении своего недостатка. Очень хорошо помогает ощущение себя стоящим перед лицом Бога и Космической беспредельности. О каком превосходстве над другими можно говорить, если в Боге мы все равны друг перед другом? Осознайте также, что щит псевдоэзотерического высокомерия — очень плохой щит, заставляющий человека тратить очень много своей энергии, но в то же время не пропускающий более высокую энергию духовного мира. Он привлекает к вам внимание и негативные энергии других людей, которые легко становятся вашими врагами. Вы затрудняете свои отношения с миром, создаете себе массу ненужных препятствий и проблем, выращиваете в себе ненужное кристаллическое образование, неся которое на своих плечах, вы никогда не подниметесь на более высокие ступеньки эволюционной лестницы. Стоит ли держаться за него и получать сомнительные удовольствия от внутренней лжи самому себе?
ТЕМА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ
Внимательно пронаблюдайте за собой и в обычной жизни, и в медитативном состоянии на предмет обнаружения у себя склонности к гордыне, самолюбованию и высокомерию. Если вы заметите в себе подобное свойство, начните наблюдать за ним еще более пристально, сосредоточенно и бесстрастно. Затем отделите от него свое наблюдающее «я» и добейтесь ощущения полной отделенности этого качества от самого себя. Мысленно говорите горделивому и высокомерному психологическому образованию в самом себе: «Это не я!» Растворяйте свою высокомерную черту в чистых духовных энергиях, и она постепенно начнет отживать. Можете мысленно представлять, что вашу душу с духовной высоты освещает божественное солнце, лучи которого окончательно растворяют подобную негативную программу.
Глава 11. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТОСКА
НЕИЗБЕЖНОСТЬ ТОСКИ
Увы, это абсолютно неизбежное явление на пути. Экзистенциальная тоска, исходящая из самой глубины человеческого существа, по достижению определенного уровня развития рано или поздно пронзает сердце каждого серьезного духовного ученика, к какой традиции он ни принадлежал бы. Наиболее ярко, с моей точки зрения, это чувство описано в книгах Агни Йоги и у Карлоса Кастанеды. Приведем несколько параграфов Учения, посвященных этому глубокому и загадочному чувству:
«Сопровождается рост сознания спазмами тоски — это действительно неизбежно. Несоответствие Беспредельности с земною действительностью не может не вызвать чувства справедливого сознания. Нет пути к Беспредельности без ощущения окружающего. Поверьте, чем больше сознание, тем больше тоска.
Кто же может чувствовать красоту Космоса? Кто хоть один раз слышал созвучие сфер, тот понимает несовершенство земное, вызванное состоянием человечества.
Нужно бороться с этими спазмами сознательно, понимая их неизбежность».
«Иногда в народе говорят: «Так размечтался, даже сердце защемило!» Не от злобного мечтания щемит сердце, но от напряжения светлых желаний. Тоска сердечная, прежде всего, наполняет сущность субстанцией силы. Конечно, не всегда скульптура Акаши непременно связана с тоскою в сердце, но щемящее чувство, во всяком случае, показывает напряжение и сотрудничество с Первичною Мыслеосновою. Так не нужно опасаться, что тоска есть злой знак».
«Тоска есть отражение Армагеддона, сила столкновения не может не угнетать сердца. Посмотрите вокруг, много ли веселья? Даже можно заметить, как уменьшилась улыбка. Не удивляйтесь, ибо даже несведущие умы чуют подавленность, но не знают о тяжкой причине. Многие будут вообще отрицать словами, но все же почуют в сердце тягость. Утончение сердца позволяет многие тонкие явления, например, касание руки в тонком теле; также многие предупреждения болей».
«Откуда приходят приступы неожиданной радости или тоски? Называют их беспричинными, тогда как везде заложены причины. Советую вам записывать такие волны, которые иначе забываются. Каждый человек каждым движением своим производит значительный опыт, но небрежно отвергает эти искры познавания. Не беспричинны радость и тоска, но записи могут напоминать, когда земные сообщения принесут подтверждение этим настроениям. Огненная почта подтвердится вестями земными. Конечно, много причин не только земных, но и Тонкого Мира не дойдут, но все-таки можно усмотреть значительные соответствия событий и чувств».
«Среди огненных борений дух являет тоску. Особенно знает дух эти борения на последней ступени. Тоска есть явление Тонкого Мира, и неудовлетворенность есть знание будущего. При делимости духа это чувство особенно мощно».
«Не всегда можно сразу представить себе, куда направлен ток психической энергии. Нельзя сразу решить, когда токи идут в разных направлениях и оказывают воздействие одинаковое, ибо из одного источника происходит израсходование психической энергии на творческие действия. Течение психической энергии отражается на сердце и на всем организме, потому трудно сразу определить направление, где психическая энергия творит свои насыщения. Сердечная тоска может быть следствием многих причин, но нельзя тоску сердечную приписать лишь затрате на тягость явлений жизни, ибо причина может быть обратная. Когда струя психической энергии направляется в пространство, неминуемо ощущение сердечной тоски. Нужно очень разбираться в этих чудотворных явлениях и не смешивать их с предчувствиями».
Вот что написал Кастанеда о своем переживании глубокой беспричинной печали и тоски, возникшей после того, как он под руководством Дона Хуана учился смотреть в зеркало и проникать сознанием в Невидимый Мир:
«Никогда в жизни я не испытывал подобных приступов меланхолии. Это была какая-то безосновательная печаль, мне казалось, она связана с памятью о глубинах, которые я видел сквозь зеркало. Бесконечная ностальгия по этим глубинам смешалась в моей печали с абсолютным страхом перед холодом беспредельного одиночества, которым оттуда веяло и от которого в жилах застывала кровь.
Дон Хуан заметил, что для воина совершенно естественно испытывать печаль без каких бы то ни было явных причин. Видящие говорят, что светящееся яйцо, как поле энергии, начинает чувствовать окончательность своего предназначения, едва лишь нарушены границы известного. Одного краткого взгляда на вечность за пределами кокона достаточно для разрушения того чувства внутренней благоустроенности, которое дает нам инвентаризация (привычное описание мира.