Скачать:TXTPDF
Путь к себе. Обретение духовной силы. Сергей Ключников

— С. К.). В результате возникает меланхолия, настолько сильная, что может даже привести к смерти.

Дон Хуан объяснил, что лучшим средством для избавления от меланхолии является смех. И он в шутливом тоне прокомментировал поведение моего первого внимания, сказав, что оно изо всех сил старается восстановить привычный порядок вещей, нарушенный моим контактом с союзником. Поскольку восстановить порядок рациональными способами не удается никак, первое внимание сосредотачивает силу на чувстве печали.

Я сказал Дону Хуану, что моя меланхолия вызвана вполне реальным фактом. Можно сколько угодно идти у нее на поводу, смеяться над ней, впадать в уныние, но все это не будет иметь ничего общего с тем чувством одиночества, которое возникает при воспоминании о немыслимых глубинах.

— Наконец-то! Кое-что начинает до тебя доходить, — отозвался он. Ты прав. Нет более глубокого одиночества, чем одиночество вечности. И нет ничего более уютного и удобного для нас, чем быть человеческими существами. Вот тебе еще одно противоречие: как, оставаясь человеком, радостно и целеустремленно погрузиться в одиночество вечности? Когда тебе удастся решить эту головоломку, ты будешь готов к решающему путешествию.

И тут мне вдруг с полной определенностью стала ясна причина моей печали. Это было ощущение, которое приходило вновь и вновь, исчезая бесследно и не оставляя даже воспоминания о себе. Я понял, что так будет всегда — это будет уходить, и я буду забывать об этом до тех пор, пока вновь не вспомню о ничтожности человека в сравнении с необъятностью той вещи в себе, отражение которой я видел в зеркале.

Воистину, человеческие существа ничтожны, дон Хуан, — произнес я.

— Я совершенно точно знаю, о чем ты думаешь, — сказал он. — Совершенно верно, мы — ничтожны. Однако именно в этом и состоит наш решающий вызов. Мы — ничтожества действительно способны встретиться лицом к лицу с одиночеством вечности».

Как видно, существует несколько причин для возникновения тоски, которая может проявляться по-разному: как боль, как мучительное ощущение пустоты, как тотальное разочарование буквально во всем, в том числе и в избранном пути (хотя бы в какой-то степени и на какое-то время) и, разумеется, в себе самом. Иногда она бывает подобна черному облаку, приближающемуся к человеку и проникающему в его сердце, иногда напоминает свинцовую тяжесть, принижающую дух к земле. Она заставляет думать, что в жизни и в сделанных вами усилиях нет никакого смысла, а любые успехи и удачи, встречающиеся на вашем пути просто бессмысленные гримасы судьбы, которые в любой момент могут смениться на жестокий оскал неудач и невзгод. Тоска возникает не столько оттого, что вы боитесь этих невзгод и неизбежно возникающих отрицательных эмоций, сколько от самой игры страданий и радости, которая в какой-то момент начинает казаться вам абсурдной. Само понятие абсурда человеческого существования, зафиксированное тонкой интуицией западных философов экзистенциалистов, очень хорошо отражает то понимание и ощущение жизни, которое возникает у каждого, кто оказался сраженным экзистенциальной тоской. Впрочем, восточный эзотеризм понял это состояние гораздо раньше и глубже. Концепция майи, космической иллюзии, окутывающей всю проявленную вселенную, и страдания, неизбежно сопровождающего любого воплощенного человека, очень хорошо объясняет, почему мыслящие люди так остро переживают абсурдную природу бытия. Поскольку в каждом человеке есть частица Абсолюта, а значит, и стремление слиться с Абсолютом, то он неизбежно будет страдать и ощущать бессмысленность бытия. Ведь он заперт в клетку своего материального тела и лишен возможности легко и свободно вернуться к своему истоку, чтобы раствориться в океане Абсолютного Начала.

ПОБЕДА НАД ВОЛНАМИ НАСТРОЕНИЙ

Возникающая в сердце тоска, иногда сродни ощущению богооставленности, через которое проходил любой серьезный искатель. Но это чувство необходимо ученику, чтобы научиться восходить самостоятельно, о чем говорит хасидская притча, называемая «Рядом и вдали» и донесенная до нас в пересказе Мартина Бубера:

«Ученик спросил Баал Шема: «Почему бывает так, что тот, кто прилепляется к Богу и знает, что близок к Нему, иногда испытывает чувство разрыва и удаления?»

Баал Шем объяснил: «Когда отец учит своего маленького сына ходить, он становится перед ним и простирает свои руки по обе стороны от малыша, чтобы тот не упал, и мальчик идет к отцу, поддерживаемый его руками. Но когда он подходит к нему почти вплотную, отец отходит от него и убирает свои руки, и так происходит не один раз. Только так ребенок может научиться ходить»».

Экзистенциальная тоска сломала и отвела от духовного пути многих людей. Она прокрадывалась в их души тогда, когда слетало веселое, беззаботное состояние первого года начального ученичества. Наступало разочарование: становилось понятно, что быстрого просветления не получится. Е. И. Рерих в своих письмах отмечала, что многие начинающие искатели через несколько месяцев после восторженного знакомства с учением оставляли все свои попытки духовного роста и возвращались к обычному образу жизни. Я сам наблюдал несколько десятков случаев подобной трансформации. Можно как угодно осуждать этих людей, но нельзя не признать, что, будучи не готовы к серьезному восхождению, они честно отступили, потому что не могли справиться с острым переживанием бессмысленности бытия.

Экзистенциальная тоска усиливается в период так называемых кризисов и несколько притупляется в период благополучного исхода дел. С одной стороны, она как будто усугубляет духовный кризис, через который периодически проходит практически каждый серьезный ученик. С другой — она действует на страдающего человека подобно лекарству, убивающему болезнетворные бактерии и приближающему выздоровление. Все дело в силе переживания и в индивидуальной крепости каждого человека. Во всяком случае, ученик обязан пройти сквозь это нелегкое испытание и выйти из него победителем. Бессмысленно уклоняться от тоски, она неизбежно встанет на нашем пути: надо научиться идти ей навстречу, проходя сквозь неизбежные трудности. Опытный пловец, купающийся в шторм, не будет стремиться убежать от гигантской волны, а, напротив, бросится на нее. Так и человек, претендующий на достижение совершенства, не должен бояться волн настроения и поджидающей тоски. Лучше смело шагнуть ей навстречу. Лишь пропустив через себя яд этого мощного по накалу средства, человек получает инструмент по превращению энергии этого сильного яда в противоядие. Он становится сильнее и осознает, что еще один барьер, отделяющий его от божественной вершины духа, пройден.

ТЕМА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ

Не нужно искусственно бередить эту живущую в глубине сердца сильную эмоцию. Однако если вы почувствовали, как чувство беспричинной тоски поднимается со дна души, не давите его, а дайте ему свободу, но только пристально и в упор наблюдайте за ним. Смотрите на свою тоску, словно на облако, проплывающее перед вами, и не отождествляйтесь с ней до конца. Даже если она заполнит все ваше существо и окружит внутреннего наблюдателя своей плотной субстанцией, сохраните устойчивость, помня, что все равно эта волна рано или поздно пройдет. Ваш осознанный целеустремленный взгляд преобразует энергию тоски в духовную силу мудрости, помогающую восхождению. Полезно подышать, на вдохе впитывая в себя эту энергию, во время паузы преобразовывая ее в энергию мудрости и на выдохе мысленно выпуская из себя субстанцию света и свободы. Если вы будете делать это упражнение в течение некоторого времени и сохраните духовную твердость, то чувство тоски уменьшится и постепенно растворится совсем.

Глава 12. О МЕЛКИХ ДОБРЫХ ДЕЛАХ И СУЕТЕ

СУЕТА КАК БОЛЕЗНЬ ДУХА

Если человек слишком много суетится — значит, его внутренний мир раздирают сотни мелких противоречивых желаний. Ему одновременно хочется очень многого, и даже выбрав что-то одно, он не доводит дело до конца, а торопливо бросается вслед за другим желанием. Про таких говорят: «Дурная голова ногам покоя не дает». В результате действия подобного человека начинают нагромождаться одно на другое, превращая жизнь в кучу хлама, пропитанную постоянной неудовлетворенностью. Суетливая личность никогда не будет довольна собой, хотя нельзя не признать, что именно таким путем она пытается уйти и на какое-то время действительно уходит от страданий. Правда, страдания рано или поздно догонят его и ударят с размаху, словно волна во время шторма, настигающая пловца, который пытается выбраться на берег. Так живут очень многие люди, но какие к ним могут быть претензии, если их жизненный выбор — это обычная жизнь и стандартные идеалы? Просто тот, кто слишком много суетится, получает несколько меньше обывательских удовольствий, чем более спокойный и уравновешенный человек.

Совсем другой случай с человеком, который пытается идти духовным путем. Если для обывателя суета — это легкий насморк, слегка мешающий получению жизненных удовольствий, то для духовного искателя она подобна смертельному заболеванию. Обязанностью любого серьезного ученика является строгая экономия энергии. Именно необходимостью копить силы для того, чтобы совершить рывок в сфере духа, объясняется обилие жестких моральных предписаний в самых разнообразных духовных традициях мира. Ученик должен выработать свой особый ритм жизни, состоящий из труда и отдыха, и следовать ему, не сбиваясь на механические колебания внешней жизни. Это очень трудно сделать, поскольку внешние ритмы намного сильнее, а ученик, живущий в миру, имеет множество обязанностей. Тем не менее, достойные ученики всегда сохраняли независимость своих внутренних ритмов от внешних воздействий.

Так Н. К. Рерих, принятый ученик Великих Учителей, начиная со зрелого возраста, вел интенсивную общественную жизнь, общался с множеством людей, представительствовал в самых разнообразных организациях и обществах. При этом за свою жизнь он написал семь(!) тысяч картин, множество книг, статей, принял участие в нескольких длительных экспедициях, крупных международных инициативах и проектах. Но самое интересное, что он никогда не опаздывал. По свидетельству его близких и людей, знавших художника лично, Николай Константинович никогда не спешил или умел это делать медленно и осознанно и всегда все успевал сделать вовремя. Биограф Рериха Беликов связывает это качество художника и мыслителя с его умением выбрать правильный ритм действий.

Почему люди, только приступающие к духовному пути, подвержены столь мощным атакам суеты, что многие из них истощаются и преждевременно сходят с дистанции? Как уже говорилось, прикосновение к духовным энергиям обостряет карму искателя и очень сильно воздействует на окружающую атмосферу, в которой живут сущности и силы, вовсе не заинтересованные в человеческой эволюции. Они начинают сопротивляться, давить на человека и препятствовать его планам и начинаниям, а иногда просто хаотизировать вокруг него обстановку. Слабый человек уже от одного этого приходит в состояние беспокойства. Кроме того, силы тьмы начинают дергать его за нити ауры, за слабости и за неочищенные внутренние желания, раздувая в нем пожар страстей и направляя человека на их бесконтрольное удовлетворение. Человек становится рабом своих желаний и страстей, у него, как миражи, возникают какие-то новые цели. Температура его психического существа повышается, четкость и целенаправленность исчезает, а зависимость от внешнего мира возрастает. Человек утрачивает самостоятельную волю, а вместе с ней и свою способность

Скачать:TXTPDF

Путь к себе. Обретение духовной силы. Сергей Ключников Йога читать, Путь к себе. Обретение духовной силы. Сергей Ключников Йога читать бесплатно, Путь к себе. Обретение духовной силы. Сергей Ключников Йога читать онлайн