зажимов. Сама «стенка» начинает постепенно размягчаться, и пространство сердечного центра становится более открытым, свободным и готовым для восприятия более высоких энергий и переживаний. Кроме того, осознанное наблюдение вымывает из душевного существа и его подсознания отрицательные эмоции и травмы.
Очень полезно вспоминать те ситуации, в которых нас любили, и всех людей, проявлявших по отношению к нам чувства чистой бескорыстной и высокой любви. Чем чаще мы будем прибегать к таким воспоминаниям, тем полнее и глубже будет открываться эмоциональное сердце. Если вначале человек немалое количество энергии затрачивает на воссоздание в памяти подробностей ситуации прошлого, породившей эти чувства, то потом он научится воскрешать в своей душе переживания любви в чистом виде.
Полезно концентрироваться на сердечном центре, подолгу удерживая на нем внимание. Только важно делать это не механически, а сознательно, одновременно с концентрацией вызывая в своем сердце высокое чувство. Пробудив его у себя, постарайтесь удерживать состояние любви как можно дольше, как бы противопоставляя его отрицательным эмоциям и равнодушным реакциям окружающего мира. Это закаляет сердечную сферу и приучает человека к эмоциональной стабильности.
Если вы временами или постоянно ощущаете абсолютную глухоту в своем сердце, для вас полезна ментальная пранаяма, проделываемая с концентрацией внимания на сердечной зоне. Вдыхайте и выдыхайте чистую энергию через сердце, представляя, что ее огненные частицы проникают в вашу душу сквозь все препятствия и блоки. Постепенно ваши внутренние травмы, пробои и препятствия для прохождения энергии будут растворяться.
Если ощущение холода или преграды все равно продолжают присутствовать, попытайтесь проникнуть в самую глубину сердца, помня, что его глубинная основа — это свобода и любовь, а все препятствия и блоки являются внешним, наносным слоем. Идите сквозь блоки, просачивайтесь сквозь них, благо, что субстанция сознания очень легкая, прозрачная и текучая и потому может пройти сквозь любую сопротивляющуюся материю.
Чаще молитесь и обращайтесь к своему духовному учителю, Космической Иерархии Учителей и Богу с молитвой и просьбой, чтобы они помогли вам пробудить собственное сердце. Помните о том, что тонкое пространство вокруг вас наполнено лучами любви, посланной Высшими Силами для вашего блага. Постарайтесь воспринять эту любовь и как можно глубже вобрать в свое сердце ее живительные токи.
Чаще прибегайте к помощи таких могучих средств пробуждения и воспитания сердца как природа, искусство и литература. Созерцайте великолепие природы, наслаждайтесь красотой художественных образов и сопереживайте героям лучших литературных произведений, стараясь соприкоснуться и вобрать в сердце ту эмоцию, которую в момент творения переживал сам автор.
Если встречаетесь в жизни с отрицательными эмоциями или сами испытываете страдания, то старайтесь побеждать их с помощью энергии любви. Накапливайте в себе мощь субстанции любви, помня, что ее сила, в конечном счете, способна победить любое зло мира.
Читайте духовную и религиозно-эзотерическую литературу, стараясь вобрать в себя тот мощный эмоциональный заряд и огонь чувств, который в ней заложен. Воспринимайте каждую такую книгу как конденсатор живой эмоциональной энергии, предназначенный для пробуждения в вас способности к любви.
Способность любить просыпается в человеке далеко не сразу, и возможно, что вам потребуется немало времени, чтобы пробудить ее в себе, но не отчаивайтесь и неустанно работайте над собой. Игра стоит свеч, и вы воспримете жизнь как настоящее чудо и подарок только после того, как познаете, что такое истинная любовь.
ТЕМА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ
Сосредоточьте свое сознание в области эмоционального сердца в середине груди, в чакре анахата. Даже если вы ощущаете в этой телесно-энергетической зоне некоторый дискомфорт и сдавленность, мешающие появлению там живого чувства любви к миру, все равно оставайтесь там своим вниманием и мысленно дышите через этот участок тела, омывая свою анахату живительной энергией. Можете высветлить мысленный экран в этой области. Постепенно у вас появится там ощущение тепла, и вы постарайтесь укрепить и расширить его, вспомнив какое-либо переживание высокой и чистой любви в прошлом. Затем вы настройтесь на образ своего самого любимого духовного учителя. Можете выбрать тот аспект, грань, образ Высшего Начала, который вам дорог более всего. Попросите Бога и Учителя, чтобы он вошел в ваше сердце и наполнил его своим присутствием, научив вас искусству любви. Можете мысленно разговаривать с ним через сердце, как с самым дорогим и любящим существом. Постепенно ваше сердце станет оживать, и светлая субстанция любви начнет наполнять все существо. Только не давите на свое сердце с помощью воли, а старайтесь взаимодействовать с ним и через него с Высшим Началом очень мягко и тонко.
Глава 14. СЕКСУАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ
АСКЕЗА ИЛИ БРАК?
Человек, как известно, слаб, а сила пола и секса велика, огромна и очень плохо управляема. Среди прочих видов соблазнов сексуальные соблазны — одни из самых сильных, если не самые-самые… И если это так для обычного человека, слабость которого констатируют все церковные институты, то для духовного искателя и тем более кандидата в ученики сила сексуальных соблазнов и опасность неправильного решения проблемы пола возрастает. В первую очередь это объяснимо ростом психоэнергетической мощи человека, которая вполне может проявиться в давлении пробуждающейся силы на сексуальную сферу, тем более, когда она хотя бы в какой-то степени не проработана и неподконтрольна. С другой стороны — занятия эзотеризмом накладывают на человека дополнительные требования в его отношении к сексуальной жизни. Она должна быть более строгой, чем это принято у обычных людей.
Еще Бердяев писал о том, что вопрос пола относится к числу «проклятых» вопросов бытия. Исчерпывающий ответ на него так и не был дан философами и мыслителями, в центре внимания которых был вовсе не эзотерический ученик, а обычный человек или в лучшем случае духовный искатель. Если же речь идет об ученике или же о кандидате в ученики, то есть несколько точек зрения, каким образом он должен решать сексуальные проблемы. Первый путь, апробированный еще с древних времен: полный отказ от расходования сексуальной энергии и перевод ее в более высокие духовные формы, то есть аскеза. Этот путь эффективен либо для тех, у кого очень сильная воля, либо для тех, у кого по тем или иным причинам снижена потребность в сексе. Иногда к аскезе прибегали и те, которые, напротив, чувствовали, что слишком привязаны к сексу и это мешает их духовному восхождению.
Другой путь — это брак, где сексуальная потребность регулируется законным, принятым в обществе способом. Религии и духовные учения считают, что брак вводит в русло трудно управляемую стихию пола. Хотя браки совершаются на небесах, далеко не каждый из них приводит к небесной гармонии сексуальные отношения. Бывают такие браки, в которых ученик любит свою половину и сохраняет супружескую верность, имея вполне гармоничную сексуальную жизнь. Но нередко встречаются и такие браки, где налицо полная сексуальная несовместимость между духовным искателем и его супругой. Такую пару объединяет прежде всего долг, который может оказаться недостаточной силой для того, чтобы удержать брак и не позволить ему распасться. Немалое количество пар среди духовных искателей распалось по причине банальной сексуальной несовместимости. Сам по себе брак не гарантия того, что сексуальные отношения будут гармоничными. Иногда даже в браке они бывают чрезмерно страстными, истощающими духовного искателя и мешающими его эволюции. В других случаях секс бывает слишком пресным. Если духовный искатель молод и привлекателен, он будет постоянно подвергаться соблазнам. В любом случае секс в браке — это законный способ сохранить сексуальную энергию от чрезмерной траты. За исключением случаев явной вопиющей несовместимости брак в целом помогает сберечь сексуальную энергию лучше, нежели так называемые свободные отношения. Более спокойный и умеренный характер секса в браке, хотя и делает ощущения более привычными и несколько менее яркими, нежели в романах, в целом помогает духовному искателю лучше сохранить сексуальную энергию, столь необходимую для эволюции, чем нерегулярный внебрачный секс.
ЭЛЕМЕНТЫ ТАНТРЫ В БРАКЕ
Еще один способ решения сексуальной проблемы для искателя совершенства — это использование тантрических элементов парой духовных единомышленников в браке. Это позволяет решить несколько задач: освежить и разнообразить сексуальные отношения, сделать их более одухотворенными и глубокими, сохранить и приумножить жизненную силу, которая во время обычного рутинного секса чаще всего просто теряется. Не зря о таком сексе говорят как о действии, которое позволяет «сбросить напряжение». Тантрический путь в чистом виде без серьезного учителя и подключения к реальной традиции, которая в российских условиях мало доступна, превращается либо в пустую бутафорию, либо в профанацию, идеологически оправдывающую бесконтрольный подход к получению удовольствия. Потому убежден, что для серьезного искателя в сексуальной брачной жизни возможен только такой подход, который использует именно элементы тантры: высокий настрой перед любовным актом, в который входят оба его участника, применение дыхательных техник и так называемых «запирающих» техник (мулабандха в йоге, поджатия нижних мышц в даосской практике), позволяющих сдерживать семяизвержение, искусство продления оргазма на длительный период (так называемый «долинный» оргазм). Но даже эти элементы необходимо применять осторожно, не форсируя результатов и не насилуя свою внутреннюю природу. Использовать элементы тантры в сексуальной жизни имеет смысл только в том случае, если кандидат в ученики старается развить у себя способность к волевому самоконтролю. Если его нет, то едва ли стоит повышать психоэнергетический потенциал, рискуя растормозить свою сексуальную энергию и сделаться неуправляемым человеком.
И, конечно, очень многое в этом вопросе зависит от согласия партнера на использование тантрических техник в сексуальной жизни. Тантра — путь взаимный и добровольный. Любые виды насилия даже в самом тонком виде сделают тантрические практики абсолютно невозможными, а упорство в их навязывании может привести к полному разрушению брака.
Мне приходилось консультировать две семейные пары, где в одном случае супруг предлагал своей православной жене заняться китайским вариантом тантры, в другом случае на тантре настаивала женщина, а муж, последователь антропософской системы Рудольфа Штейнера жестко отвергал этот подход. Если первую пару удалось сохранить, то во втором случае коса нашла на камень, жена категорически отказалась идти на компромисс, и дело завершилось разводом.
Согласно предписаниям даосской тантры, адепт учения обязательно должен научить свою супругу тантрическим практикам и не вступать в брак вообще, если его невеста не дает согласие в будущем учиться этому искусству. Однако в современной жизни чаще всего бывает так, что человек всерьез вступает на путь или даже начинает его поиски уже будучи в браке. Уверен, что в этом случае, если супруг отрицает тантрический подход к сексу и предпочитает обычный подход, то для искателя лучше уступить такому супругу и практиковать обычный секс как форму служения и энергетической самоотдачи, нежели навязывать тантру, к которой человек не готов. В этом случае и семейные отношения будут здоровы, и, с точки зрения тонкой энергетики, искателю будет полезнее именно такой более естественный энергетический