обмен, чем насильственный псевдотантрический.
Очень многое, если не все, зависит от природы ученика. Если он вел в прошлом разгульную жизнь и ощущает себя нестойким человеком, легко поддающимся соблазнам, то такой ученик нуждается в значительно большей дисциплине и самодисциплине, нежели человек гармоничный и устойчивый. Однако нельзя дисциплину понимать как жесткое волевое подавление сексуальной потребности. За исключением специальных, чисто монастырских вариантов пути насильственное подавление полового инстинкта, к которому человек не готов, и с которым какая-то его часть совершенно не согласна, может привести лишь к психическому безумию. Истинная дисциплина состоит в перестройке образа жизни, в умении плотно загрузить свое время, наполнив его трудом и подчинив его Высшей Воле. В этом случае сексуальный поток попадет в общую орбиту высокого духовного устремления или трудовой активности, и потому его будет значительно проще обуздать, перенаправив излишек энергии на служение общему благу и эволюции.
Многое зависит также и от избранной традиции. Кандидат в ученики не должен внутренне спорить с тем учением, которое он принял во всех его положениях, в том числе и во взглядах на сексуальную жизнь. Если учение диктует умеренность, гармонию и чистоту (а к этому призывает любое серьезное учение), то его последователь должен стараться воспитать в себе эти качества, а не искать оправдания для своей слабости или разнузданности. Конечно, все зависит от мотивов пребывания ученика в лоне данной традиции. Они могут быть разными, но непременно должны быть серьезными.
Мне известен случай, когда человек перешел из церковного православия в дзэн-буддизм по причине того, что ему показалось, будто в дзэне более свободная сексуальная мораль. Узнав об этом, я сказал ему, что тогда уж проще вообще обойтись без духовного пути и вернуться в обычную жизнь (где отношение к сексу куда либеральнее), чем совершать такие серьезные шаги по столь несерьезным мотивам. Действительность подтвердила мои предположения, когда через полгода я узнал, что этот человек оставил все свои духовные поиски и ушел в бизнес.
Для духовно ищущего человека важен не только секс, но, прежде всего, отношение к сексу. Присутствие здоровой сексуальной жизни в браке куда полезнее, нежели насильственная аскеза, сопровождаемая бурными эротическими фантазиями, которые человек по какой-то причине не может реализовать. Эзотеризм утверждает, что в тонком плане эти фантазии все равно реализуются, что загрязняет атмосферу и тормозит духовный рост того, кто породил эти мысли. Потому основным путем для решения проблемы секса является очищение сознания от нечистых мыслей сексуального характера. Именно такое очищение не только освобождает в человеке сексуальную энергию от всяческих ненужных примесей, но и переводит ее на более высокий и тонкий уровень.
ТЕМА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ
Если вы во время медитации или до нее начинаете испытывать давление сексуальной энергии, которую сложно контролировать и которая мешает духовной работе, сосредоточьте свое внимание вначале на центре жизненной силы в области живота (в йоге считается, что именно центр солнечного сплетения является оккультным управителем сексуального центра) и мысленно подышите через него. При этом представляйте, что сексуальная энергия, давление которой вы ощущаете снизу, поднимается выше и превращается в чистую жизненную силу. Затем перенесите внимание в область груди, в свое эмоциональное сердце, и мысленно подышите через эту зону. Воспринимайте сердце как великий преобразователь и трансформатор всех энергий. Старайтесь представить, что эта жизненная сила, лишенная сексуальной окраски, превращается внутри вас в светлую субстанцию любви, заполняющую все ваше существо. Держите мысленный экран сознания чистым и не позволяйте сексуальным образам, которые могут возникнуть в вашем сознании, стать сильными раздражителями и мешать вашей духовной работе. Если такие образы пытаются вторгнуться в ваше сознание, мысленно отгоняйте их и продолжайте медитировать, не обращая на них никакого внимания, пока они не покинут вас сами.
Глава 15. ЛОЖНАЯ КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
КАК И ПОЧЕМУ ПРОИСХОДИТ ЛОЖНАЯ КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА?
Духовный искатель может какое-то время колебаться и пребывать в сомнениях, однако иногда наступает момент, когда он обретает уверенность в себе и ему начинает казаться, что он знает, чего он хочет и что на сегодняшний момент он достиг очень многого. Его самооценка достигает верхней отметки и надолго фиксируется на этом уровне. Чтобы вернуть ее к реальному соответствию, могут потребоваться большие потрясения и даже страдания. Духовный искатель ощущает свое превосходство не только над обычными людьми, но и над другими искателями. В нем происходит своеобразная кристаллизация личности, отвердение характера, которое далеко не всегда играет положительную роль для его дальнейшей эволюции.
Существует несколько причин такой кристаллизации. В первую очередь, это возросшая эмоциональная убежденность в своей правоте. Человек вдруг осознает собственную исключительность. Убежденность, помноженная на ощущение исключительности, дает ему внутренний комфорт, защищает его от проблем. Она воспитывает в нем психологическую неподвижность, нежелание менять себя и оценивать хотя бы какие-то собственные черты и свойства критически. Жесткое, неподвижное ядро личности категорически не желает перемен и заранее отводит всю отрицательную информацию о самом себе, неважно идет ли она от других людей или же является результатом собственных размышлений. «Упертость», помноженная на лень, приводит к очень тяжелым последствиям: духовный искатель становится догматичным, не способным к развитию и обновлению. Каждый день он проживает как будто под копирку предыдущего, не делая никаких внутренних открытий и не пытаясь вырваться из рутины текучки и болота повседневности. Довольно часто он становится нудным, назойливым существом, совершенно не интересным для других людей, и тем не менее охотно идущим на поучения и склонным давать советы, о которых его никто не просит. Люди устают от таких кристаллизованных духовных искателей и быстро в них разочаровываются.
Но самое прискорбное в жизни человека, излишне затвердевшего в своих подходах к жизни, происходит в случае, если он в том или ином виде занимается практическим развитием своего психоэнергетического потенциала. Все его недостатки подпитываются накопленной энергией и застывают, словно некачественные камни, прошедшие через огранку. Если на стадии упрямого и делающего ошибки неофита-догматика его личность, остановившаяся в развитии, еще имеет шансы на трансформацию, то в дальнейшем пробудившаяся энергия окончательно кристаллизует личностную структуру. Энергия, словно жидкость, устремляется к сосуду, имеющему искривленную форму, наполняет его, а затем застывает, словно лед, после уже не подлежащий растоплению. Мало того, что некогда активный энергичный искатель совершенства становится самовлюбленным и самодовольным фанатиком, который вместо того, чтобы бросить основную энергию на совершенствование самого себя и отказ от негативных черт, всю свою силу направляет на подпитывание чувства собственной важности и морально психологическое уничтожение тех людей, которые не соответствуют его идеалам и представлениям. Неправильно накапливаемая энергия усиливает в нем инертность, лень, ощущение психологической тяжести и нежелание хоть что-то поменять и в самом себе, и в жизни. Энергия выполняет в данном случае по меньшей мере две функции — функцию дрожжей, на которых человеческие недостатки начинают стремительно расти и тучнеть, и функцию клея, ведущую к их укреплению и затвердеванию. Аура такого искателя делается плотной и непрозрачной, что воспринимается другими людьми как проявление жесткости и закрытости. И на самом деле она становится закрытой, причем не только для людей, но и для психоэнергетического обмена с Космосом и Богом. В особенности она непроницаема для любой отрицательной информации о самом искателе, который утрачивает обратную связь с миром. В результате живая душа важного и самоутвержденного искателя совершенства мертвеет и останавливается в развитии.
ОСВОБОДИТЕСЬ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ХЛАМА
Мне приходилось видеть десятки, если не сотни духовно омертвелых лидеров и кандидатов в ученики. Все они долго шли к подобному внутреннему состоянию и методично убивали в себе искру живого духа. Мнимый комфорт и ложная защищенность, обретенная ими в результате измены самим себе, явилась той платой за внутреннее перерождение, которое с ними постепенно произошло. Бесполезно переубеждать их в ошибочности их подхода к жизни и духовному пути — они не допускают даже небольшого намека о возможной неправоте. Общение с ними — малоприятное занятие, и я стараюсь общаться с ними только тогда, когда без этого невозможно обойтись. Они вынуждают любого, кто с ними общается, надевать щит или доспехи, без которых в любой момент можно получить психологическую пробоину. Потому единственная польза от такого общения хороший тренинг защищенности. Должен признаться, они пробивали мое самолюбие и вызывали самые неприятные чувства, которые, однако, постепенно уступали место одному состоянию: чувству жалости к тем, кто, вместо того чтобы менять себя и двигаться к совершенству, строит вокруг своей самолюбивой несовершенной личности бастионы ложной защиты.
Опыт общения с подобными духовными истуканами и мумиями окончательно убедил меня в том, что бесполезно и даже вредно заниматься накоплением тонкой силы и повышением психоэнергетического потенциала, если одновременно не работать над изменением собственной личности. Потом победить внутреннего монстра будет гораздо труднее, нежели в начале пути. Именно об этом очень хорошо сказала Блаватская в своем труде «Голос Безмолвия»:
«Прежде чем вступить на Путь, ты должен уничтожить свое «тело желаний», очистить свое «тело мысли», сделать сердце свое непорочным.
Вечной жизни чистые воды, ясные и кристальные, с загрязненными потоками, гонимыми бурным ветром, смешаться не могут. Капли небесной росы, сверкающие в первых утренних лучах солнца на груди священного лотоса, падая на землю, превращаются в прах… Смотри!.. Чистая жемчужина стала пятном грязи.
Борись с нечистыми своими мыслями ранее, чем они одолеют тебя. Не щади их, как они не щадят тебя, ибо если уступишь ты им, и они укрепятся и начнут расти, знай воистину: мысли твои одолеют и убьют тебя. Берегись, ученик, не допускай даже тени от них приближаться к тебе. Ибо тень эта начнет расти, увеличиваться в объеме и силе, и порождение мрака поглотит твое существо прежде, чем ты успеешь заметить присутствие темного чудовища.
Ранее, чем твоя «мистическая Сила» сделает тебя божественным, воля твоя должна стать победителем над «телом движений».
Твой прах и твой дух не могут встретиться никогда. Один из двух должен исчезнуть, ибо не могут они пребывать вместе.
Прежде чем разум твоей души прозреет, зародыш личности должен быть разрушен, червь чувственности уничтожен без возврата к жизни.
Ты не можешь идти по Пути, не сделавшись сам этим Путем».
А что делать тем людям, кто увлекается биоэнергетикой и чисто механическими концентрациями и дыхательными упражнениями накачал себе сильную ауру и в то же время ничего не сделал для совершенствования своей души и личности? Пока не поздно, остановитесь и пересмотрите пыльный мешок своего внутреннего мира, набитого ненужным психологическим хламом. Если вы не можете без внутренней работы, начните использовать накопленную энергию для более глубокого изучения себя, самонаблюдения, развития эмоционального сердца и воли, которая, в конце концов, должна быть направлена на исполнение Высшей Воли Творца. Изучив себя и увидев