не нужна, и сожалеть всякий раз, когда это не получается);
— лень (она разрушает все тонкие структуры человека, рассогласовывает связи между ними и препятствует полноценному психоэнергоинформационному обмену со средой и космосом);
— властолюбие (оно толкает людей на огромные энергетические траты, предпринимаемые ради эфемерных целей, поскольку атрибуты власти человек получает не законным естественным путем от судьбы за свои заслуги, а вырывает насильственным образом у более слабых конкурентов);
— обидчивость (она заставляет человека неадекватно оценивать ситуацию и переживать, внутренне сжиматься, терять связь с естественными источниками, восстанавливающими энергию);
— легкомыслие (оно, как видно из самого слова, слишком легко принимает любую информацию, энергию и возможности и так же легко теряет их, поскольку в нем нет механизмов, задерживающих утечку силы);
— нетерпеливость (она расходует всю энергию на эмоциональные всплески и преждевременное ожидание известий или результатов);
— саможаление (оно заставляет тратить силы не на достижение поставленной цели, а на переживание по поводу того, насколько велика цена этого достижения, и в результате обесточивает человеческую душу);
— сомнение (оно ворует жизненные силы, внося постоянно меняющиеся токи в энергетические связи между человеком и объектом его устремления, пресекает зародившиеся тонкие связи и тем самым препятствует достижению цели);
— несдержанность (она, по определению, лишает человека внутренних тормозов, вводит в неуравновешенное состояние и заставляет терять силу на ошибочные, продиктованные эмоциями действия);
— цинизм (он побуждает человека видеть мир перевернутым, глумливо занижать сакральные ценности и святыни и тем отсекать человека от Высшего Источника духовной энергии);
— гордыня (человек преувеличивает собственную значимость и приписывает себе заслуги, дарованные ему судьбой и Богом, что огрубляет его психическую энергию и может прервать контакт с высшим «Я»);
— невежество (по буддийским представлениям это главный грех, затемняющий внешние проявления и внутренние сущностные свойства человека и, словно черная воронка, «втягивает» в себя все его энергии и силы).
На самом деле психологических качеств, обесточивающих человека, значительно больше. Различные духовные традиции выделяют разные группы негативных качеств и уделяют этой теме немало внимания. Достаточно вспомнить семь смертных грехов христианства, восемь основных грехов буддизма, семь нафов (темных качеств) суфизма, чтобы убедиться в том, насколько серьезно подходят к этой теме религии и учения мира. Энергетическая роль отрицательных качеств вполне понятна. Они рождают скопища мелких драконов, паразитирующих на человеческом сознании и пытающихся управлять волей, превращаются в мелкие субличности, разделяющие личность на перегородки и секторы, в результате чего целостная воля и единая энергия раздробляется и рассеивается. Драконоподобные субличности начинают питаться энергией личности человека, обессиливают его, лишают внутреннего равновесия и таким образом открывают двери грубым и тонким силам тьмы.
Следует отметить, что, при всей хаотичности и множественности своих проявлений, отрицательные энергорастратные качества имеют для каждого человека свою внутреннюю организацию, иерархию и субординацию. В самом глубинном основании человеческой души скрывается фундаментальная ложная черта или субличность, которая связана с основным неправильным мотивом и побуждением человека. Проявляясь на поверхности человеческого сознания, но еще не воплотившись в многочисленные привычки и качества, она разделяется на три главных энергетических потока, соответствующие трем основным ложным субличностям, или качествам человека. Они внутренне тесно связаны друг с другом и взаимно порождают одна другую таким образом, что нельзя уничтожить одну, не потянув за собой другую. Можно искоренить эти качества при условии, если работа над ними будет вестись не только последовательно и поочередно, но и параллельно, а в идеальном варианте — одновременно. Не зря русские народные сказки запечатлели образ героя, побеждающего дракона только в том случае, когда он срубает все три его головы одним взмахом меча. Агни Йога предлагает сходный алгоритм работы над негативными качествами человека: уничтожение трех наихудших качеств, сжигание их «в огненном устремлении» и замену их противоположными положительными свойствами, которые имеют эволюционное значение.
ОТСУТСТВИЕ ОСМЫСЛЕННЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
Жизненная сила человека уходит, как песок сквозь сито, если ему присущи следующие проблемы:
— неумение поставить достойную цель, способную гармонизировать внешние и внутренние тенденции собственной судьбы;
— отсутствие поиска смысла жизни, возвышающего человека над потоком суеты и мелких проблем;
— неправильное отношение к энергии времени, отпущенного судьбой для решения важнейших кармических задач: излишняя, болезненная зависимость от прошлого, когда человек постоянно погружен в тягостные воспоминания, или, напротив, полное неумение извлечь уроки из прошлого, осознав все сделанные ошибки, неумение жить, погружаясь в полноту настоящего, в его живой нерв, вбирающий в себя прошлое и будущее одновременно; постоянное выпадение сознания либо в бесцельную игру памяти, либо в бесплодные мечтания о будущем, переоценка сегодняшних сложностей и временное ослепление, при котором человек перестает видеть будущие перспективы;
— неправильное, энергорастратное отношение к препятствиям, болезненное самоотождествление с ними, ведущее к параличу воли, и неумение извлекать из них скрытую энергию;
— ошибочное восприятие жизни как некоей случайной игры сил, лишенной четкой внутренней логики и причинно-следственной связи;
— несоответствие человека занимаемому им социальному или жизненному месту: если роль человека занижена, энергию теряет прежде всего он сам; если роль незаслуженно завышена — как правило, больше всего теряет дело и люди, которые с ним соприкасаются;
— стремление любыми средствами к тому положению в обществе и признанию, которого он явно не заслуживает (карьеризм);
— уклонение от выполнения своих обязанностей и долга на том месте, на которое его поставила судьба; при таком уклонении человек не получает энергию настоящего (моральное удовлетворение), которую ему может дать качественное выполнение своего долга.
Если человек воспринимает свою жизнь и воплощение как игру случайных сил, лишенную смысла или видит в ней короткую одноактную пьесу с неизбежным трагическим финалом в конце, то это приводит к быстрому истощению сил. Такой человек способен накапливать лишь грубую энергию удовольствий или материальных благ. Преодоление ложной концепции жизни и прочувствованный пересмотр всего отношения к своему воплощению помогает сберечь более тонкую энергию и смягчает давление судьбы. Старайтесь научиться воспринимать жизнь как великий подарок Бога, несмотря на все проблемы и неудачи, с которыми приходится сталкиваться. Не ожидайте от жизни того результата, который вы не подготовили. Осмысленно воспринимайте закон причинно-следственной связи — кармы.
ТЕМА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ
Составьте список всех факторов вашей жизни, вызывающих энергопотери. Выберите самые главные и серьезные среди них. Войдите в медитативное состояние и осмотрите внутренним зрением свой энергетический тонус, состояние чакр и ауры в данный момент. Спросите себя мысленно: не присутствуют ли здесь и теперь эти факторы в виде воспоминаний, нерешенных проблем и психологических травм? Затем мысленно просмотрите свои несколько предыдущих дней на предмет выявления этих причин и факторов. Ваша задача как можно ярче увидеть, прочувствовать и понять, по каким каналам происходят утечки психической энергии. Где ее отрицательные привычки, неправильные действия, противоречивые мотивы и не залеченные раны, которые превращаются в каналы энергетических потерь? Выявив каналы потерь жизненной силы, надо будет уже во время медитации принять первичные меры по их перекрытию. В первую очередь нужно будет мысленно залатать дыры, имеющиеся в нашей ауре, через которые уходит энергия. Для этого надо мысленно перенести свое внимание в телесно-чакральную, или аурическую, зону предполагаемой утечки энергии и подышать через этот участок, представляя, что пораженная астральная ткань восстанавливается и аура становится снова крепкой. Во вторую очередь нужно устранить причину энергетических потерь найти то негативное желание, отрицательную эмоцию, темную мысль, которая породила эту энергопотерю, осознать ее как зло и помолиться Богу об устранении этой ошибки или победе над отрицательной чертой.
ЧАСТЬ IV
КОНФЛИКТЫ И АУРА: ТОНКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Глава 1. ГОТОВЫ ЛИ ВЫ ВСТРЕТИТЬ АГРЕССИЮ?
КОНФЛИКТ НАЧИНАЕТСЯ НЕЗАМЕТНО
На духовном пути серьезный кандидат в ученики не допускается до ученичества до тех пор, пока он не научится выстраивать свои взаимоотношения с людьми, по возможности избегать конфликтов и правильно вести себя в случае, если конфликт все же произошел. Искусству предотвращения конфликтов и умения отражать агрессию посвящены многие книги духовной тематики. Особенно важной и недостаточно подробно освещенной темой является тема энергетической составляющей любого конфликта.
Человеческая жизнь — это постоянное взаимодействие с себе подобными на психологическом, психоэнергетическом или духовном уровне. Люди постоянно обмениваются мыслями, чувствами, энергиями, волевыми импульсами. Общение может быть приятным и неприятным, легким и трудным, глубоким и поверхностным. Приятное, комфортное общение напоминает поглаживание, люди слегка соприкасаются своими личностными, тонкими и духовными структурами, практически не меняя их. Глубокое общение обычно связано с душевной искренностью и сердечностью, энергии которых иногда проникают в самую сердцевину человеческого существа, обогащая и меняя его. Неприятное и дискомфортное общение тоже может быть поверхностным, но чаще бывает тяжелым и глубоким. В первом случае его негативные последствия проходят достаточно быстро. Следы травм, психологических «тычков», уколов и отрицательных переживаний не могут оставаться в сознании слишком долго. Но во втором случае тончайшая душевная ткань приобретает шрамы, которые излечиваются очень медленно. Действия и поступки человека, наносящего другому удары на психологическом, психоэнергетическом и духовном уровне, можно считать нападением. Оно в свою очередь может быть осознанным и неосознанным, достигать цели и не достигать, не переставая от этого быть нападением. Ответные действия и поступки человека, отражающего удары, следует считать защитой. Она тоже может быть осознанной и неосознанной, успешной и безуспешной.
Трудно отделить обычное человеческое общение, построенное на обмене мыслей, чувств, энергий, волевых импульсов, от общения и взаимодействия, построенного по логике нападение-защита. Мы, сами не замечая того, всегда немного нападаем на нашего ближнего, а он постоянно защищается. Перетекание энергии из оборонительного в наступательное состояние и обратно происходит в человеческом обществе всегда. Но редко кто воспринимает этот живой обмен энергиями и чувствами как нападение и защиту. Такие определения возникают только тогда, когда психологическая «температура» общения достигает определенного уровня, когда эмоционально-волевые импульсы, которыми обмениваются люди, становятся агрессивными и приводят к энергетическим потерям, когда от подобного общения человек отклоняется от духовного пути и теряет связь с Высшим Началом. Не всегда легко проследить, как обычное общение, предполагающее столкновение интересов и легкую борьбу, постепенно трансформируется в войну с антагонистическими противоречиями.
Каждый может вспомнить случаи, которые он наблюдал в жизни. Вот люди начинают с безобидных шуток и веселого юмора, затем соскальзывают на едкую иронию, и в итоге все кончается взаимными оскорблениями. Нормальный рабочий спор в коллективе, начавшийся как свободный обмен мнениями, превращается в словесную потасовку и общий гвалт. Шутливое ворчание молодых супругов постепенно переходит в выяснение отношений и завершается полным разрывом. Пути развития конфликта, сопровождаемые агрессивным нападением и болезненной защитой, поистине неисповедимы. Никто заранее не знает, когда дремлющие энергии агрессии и рефлекторной привычки защищаться прорвутся наружу. Но сама логика человеческих конфликтов и столкновений показывает, что нападение и защита в каком-то смысле составляют глубинную основу жизни. «Война — мать всех вещей», — говорил Гераклит. В сфере человеческих отношений такая война может иметь