Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Путь к себе. Обретение духовной силы. Сергей Ключников

стабильности. Стоит только изменить внешние обстоятельства, от его псевдозащиты не остается и следа.

ЧТО ЗНАЧИТ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ?

Из каких элементов состоит этот сложный процесс? Как он связан с другим процессом — отражением жизненных ударов и актов агрессии?

Когда мы говорим о человеке, хорошо владеющем собой, то перед нами встает образ героя античности, современного разведчика, спортсмена или йога.

Действительно, эти люди умеют управлять собой. Каким образом? В первую очередь, они сдерживают собственные эмоции, порывы, ограничивают свои потребности, упорядочивают желания и мысли. Во-вторых, они могут стимулировать свою активность, мобилизоваться на преодоление препятствий. В-третьих, они осознают логику окружающего мира и гармонично вписываются в него. В-четвертых, они стараются поддерживать равновесие своего внутреннего мира и эмоционального состояния и оберегают себя от ненужных влияний извне.

Тот, кто наводит порядок в собственной душе и жизни, поддерживает его, охраняет от энтропии, в случае необходимости гибко корректирует внутренние установки, вполне заслуживает названия защищенного человека. Управляя собой, человек уже защищен. В то же время невозможно отразить удар, не контролируя себя. Люди, регулярно получающие психические травмы, попросту не умеют властвовать над собой.

Само слово «управление» предполагает по меньшей мере два элемента системы — управляющую и управляемую. Применительно к человеку термин «управляющая система» может означать особый сплав сознания и воли, некое сознательно-волевое «я», которое надстраивается над всеми психическими процессами и осуществляет роль регулировщика бесконечных потоков мыслей, чувств, побуждений. Это сознательно-волевое «я» у обычного человека недостаточно развито и обладает небольшим запасом энергии. Его хватает только на управление внешним поведением: совершением волевых усилий с целью выживания, поддержанием социального статуса, осуществлением светской роли. Без специальной тренировки человек не способен управлять своим внутренним миром, у него нет энергии для того, чтобы не только выживать, но и совершенствоваться.

Еще один важный элемент искусства управления собой — огромные психоэнергетические ресурсы человека, существа, потенциально бесконечного и своим высшим «Я» причастного к Богу. Чем сильнее человек и мощнее его сознательно-волевое «я», тем теснее его связь со скрытыми ресурсами психики и мощными запасами психической энергии. Именно благодаря подключению к этим ресурсам с помощью целого набора духовно-психологических методов — медитации, молитвы, пранаямы, концентрации, визуализации и прочих приемов — сознательно-волевое управляющее «я» получает силу, которая позволяет ему быть сильнее управляемой системы хаотических мыслей, чувств, эмоций, желаний, привычек, поступков. Попробуйте по своей воле без подготовки остановить поток мыслей, сдержать эмоцию раздражения, переключиться с вредного поступка на полезный, но не желаемый. Даже если будете очень стараться, убедитесь, что это невозможно: энергии слишком мало, чтобы пересилить хаос в мыслях и желаниях.

А теперь представьте, что, поддаваясь лени и хаосу, вы открываете себя для новых ударов. Тогда новые утечки энергии неизбежны, и после получения ударов управлять собой и защищать себя будет еще труднее. Так человек постепенно может стать жертвой жизни. Значит, чтобы управляемая система — ваши поступки, действия, мысли, эмоции и желания, — подчинялась вам, управляющее «я» должно большую часть энергии забрать в свое распоряжение. Пока вы живете расслаблено и механически, эта энергия находится в распоряжении ума и эмоциональной сферы, которые, как правило, друг с другом не в ладу и к тому же разделены на множество мелких «я». Ваша энергия раздробляется на большое количество отдельных потоков и ручейков, нередко текущих в разные стороны.

Как можно управлять подобным хаосом? Пока вы не приведете себя хотя бы в относительно целостное состояние и не сумеете примирить противоположные желания, никакого управления собой, а значит и защищенности от внешних ударов не будет. Целостность есть непременное условие защищенности. Помните евангельское выражение: «Царство, разделившееся в самом себе, не устоит».

Многое зависит от типа управления собой, к которому склонен человек. Он может тяготеть к излишне жесткому воздействию на себя, психологической диктатуре или, наоборот, к попустительству. Каждый из нас знает людей, любящих закручивать в себе гайки. Их жизнь — непрерывное усилие, зажимы и так и не разрешающиеся проблемы. Они реагируют на жизненные удары твердо и неподвижно, застыв в одной психологической позиции, как телеграфный столб. Люди попустительского типа даже и не пытаются всерьез управлять собой, а просто отдают себя потоку жизни, лавируя среди обстоятельств и легко относясь к проблемам. Конечно, их реакция на удары будет зависеть прежде всего от силы воздействия, однако в целом легкое, ненапряженное восприятие всех негативных атак тоже может выступить в роли защиты.

Какой тип управления собой наиболее эффективен? Полагаю, что в каждом конкретном случае надо найти наилучший подход. Жесткий тип управления собой более всего уместен в экстремальных ситуациях, мягкий — в обычной жизни с ее спокойным течением событий. Вероятно, именно к этому варианту относятся уже упоминавшиеся слова древнекитайского мудреца, наблюдавшего сценку из жизни животных и увидевшего, что змея берет верх над более сильным журавлем, «слабое и мягкое побеждает сильное и жесткое». Вместе с тем у каждого человека есть своя внутренняя природа, предрасположенная либо к жесткому сверхусилию, либо к легкому отношению к себе. Возможны и промежуточные состояния. Важно лишь, чтобы выбор был эффективным и помогал успешно отражать удары.

Наиболее правильный вариант управления собой заключается в объединении обоих принципов — и жесткости, и мягкости, в слиянии или хотя бы в сближении трех уровней бытия — психологического, психоэнергетического и духовного. Человек, который сумел соединить свою личность, психоэнергетические ресурсы и духовное начало в единый неразрывный сплав, становится неуязвимым. В его ауре уже нет тех слабых мест и щелей, через которые могут просочиться негативные энергии других людей и окружающего мира.

ЧЕЛОВЕКЭКИПАЖ

На Востоке человек, идущий по жизненной дороге и пытающийся управлять собой, сравнивается с экипажем. Повозка соответствует физическому телу, лошадь — эмоциям и желаниям, кучер сравнивается с умом, вожжи, сдерживающие или пришпоривающие лошадь, — это воля, а сам ездок, отдающий команды кучеру, — это господин, высшее «Я», Божественная Искра. Чтобы движение было успешным, человек должен заботиться о каждом элементе своего экипажа. Телега должна быть смазана — физическое тело должно быть ухожено, натренировано, здоровоиначе как двигаться по дороге? Лошадь должна быть объезжена, обучена и послушна. Когда эмоциональная сфера бедна и ей не хватает драгоценного опыта переживаний и жизненных впечатлений — как со знаком плюс, так и со знаком минус, — то у нее не хватает энергии двигаться к намеченной цели и правильно реагировать на препятствия. Ум-кучер должен быть образован, воспитан, внимателен и сосредоточен. Если ум ездока по жизненной дороге склонен к духовно-психологическому сну, ездок рискует забыть маршрут и заблудиться. Вожжи должны быть натянуты оптимально — не слишком слабо и не слишком сильно. В первом случае лошадь поведет экипаж сама: доверие к страстям может привести к роковой ошибке. Во втором случае она может остановиться.

Пассажир, в порядке ли ваш экипаж? Нет ли конфликта между его участниками? Чем больше согласия между телом, эмоциями, умом и волей, чем слаженнее действия экипажа, тем ближе цель.

Но самое главное — согласен ли ехать к намеченному пункту господин, скрытый занавеской? Как говорят христиане, «на все должна быть Воля Божья». Если ваш Божественный Господин, духовное «Я» не даст благословения на ваше желание, каким бы отчетливым и непротиворечивым на чисто земном плане оно ни было, то вы не сможете добиться поставленных целей.

Теперь попробуем представить, что экипаж налетел в темноте на телеграфный столб или столкнулся с другим экипажем. Тут многое зависит от готовности к удару. Кто заранее готов пропустить сквозь себя определенную дозу болевых ощущений и не боится опасности, подготовлен лучше того, кто избегает боли и усилий. Хорошая телега не развалится и лошадь не взбрыкнет, если кучер будет правильно ею управлять. Самое плохое, если экипаж перестал слушаться своего господина, перестал понимать его команды и слышать его тонкие сигналы, посылаемые прежде всего в тех случаях, когда кучер или лошадь совершают явные ошибки. Кривая не вывезет. Слишком велика плотность движения на жизненных дорогах, чтобы рассчитывать только на собственные силы. Неграмотный, опьяненный самостью, а тем более спиртным, кучер ли, или водитель непременно в кого-нибудь врежется. Почти все столкновения вызваны неправильными психологическими установками автовладельцев, которые страдают невнимательностью, склонностью к психологическому сну и нежеланием уступать другим автомобилям.

Любопытно было наблюдать за национальной особенностью движения на дорогах Индии. Удивительно, но, например, в Дели, где плотность населения, а следовательно, и потока транспорта в несколько раз больше, чем в Москве, аварий почти не бывает. И причина этого — в особом, терпеливом отношении индусов к жизни вообще и к другим автомобилистам в частности. Это касается и водителей автомобилей, и моторикш, которые в XX веке постепенно сменили пеших рикш. Когда двое рикш, быстро едущих навстречу друг другу, вот-вот должны столкнуться, их владельцы не выходят из себя и не оскорбляют друг друга. Перебросятся двумя-тремя фразами, а затем мирно едут дальше. Так же спокойны водители автобусов, которые едва не сталкиваются на узкой горной дороге над пропастью. Не я один с замиранием сердца наблюдал из окна автобуса за подобными сценами и недоумевал — как же они смогут разъехаться? И водители всегда успешно разъезжались, потому что они готовы уступить другому и уважают его права. Не только на дорогах: всем известно, что индусы очень миролюбивы, терпимы к чужим бытовым и религиозным взглядам и умеют договориться с оппонентами.

Чтобы еще лучше понять взаимосвязь защищенности и самоуправления, обратитесь к образу государства. Это система, требующая единого эффективного управления всеми частями. Только хорошо и грамотно управляемое государство сможет защититься от внешних и внутренних врагов, конкурентов и проблем.

УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИМ ГОСУДАРСТВОМ

Есть несколько линий обороны. Линия внешней защиты связана с тем впечатлением, которое человек производит на других. Если оно положительное и вызывает ощущение силы, то люди считаются с ним и редко нападают. Человек, умело ведущий психологическую внешнюю политику, хороший министр иностранных дел своей державы, способный грамотно и настойчиво отстаивать собственные интересы, как правило, больше импонирует людям, чем тот, кто производит впечатление слабой и непоследовательной личности. Такого используют, но не уважают. Ряд методов, предлагаемых в этой книге, направлены на повышение защищающей силы «во внешней политике» человека и создание сильного и благоприятного образа.

Еще один уровень обороны человека-государства — это границы, отделяющие его от мира и других людей. Слабая пограничная линия, через которую легко просачиваются диверсанты, — проблема. Поскольку человек является трехуровневым существом, то и границы, окружающие его, представляют собой три концентрических круга. Первая граница отделяет его личностную структуру от личностей других людей, подчеркивает его своеобразие. Размывание границы грозит полной потерей индивидуальности, психологическим нивелированием и растворением человека в коллективе, в толпе. Иногда психологи говорят также о проявлении

Скачать:TXTPDF

Путь к себе. Обретение духовной силы. Сергей Ключников Йога читать, Путь к себе. Обретение духовной силы. Сергей Ключников Йога читать бесплатно, Путь к себе. Обретение духовной силы. Сергей Ключников Йога читать онлайн