к себе и соединиться с ней — осознать, что мы на глубинном уровне уже едины, и сделать это осознание постоянным, непрерывным и живым. В этом случае спящее сердце начинает пробуждаться и посылать ответные сигналы в виде возрастающего тепла и необъяснимых приливов радости и любви.
Следующая ступенька бесконечного пути к просветлению заключается в том, чтобы как можно ярче и отчетливее представить себе Огненный Мир как средоточие совершенства, полноты бытия и великолепия. Способность к воображению неизвестного оценивается в учении как важнейшее свойство ученика на его пути к посвящению. Человек должен напрячь все способности и силы своего сознания и попытаться представить себе этот Мир, причем не только внешне в зрительных образах и формах, но сущностно, ощущая сердцем его скрытую внутреннюю жизнь, совершенную природу и духовное бытие. Агни Йога придает огромное значение развитию сущностного воображения и представления: «Корень представления есть основа бытия».
Такое представление подобно глубинному вспоминанию заложенных в нашем сознании образов. Эзотерическая психология утверждает, что память о Потерянном Рае, который является не чем иным, как Огненным Миром, впечатана в глубинных пластах человеческого сознания. Пробуждение этой прапамяти может переживаться как проявление мистических чувств, реальное ощущение целостности с вселенной, видение вспышек света и растворения в огненно-световом океане.
Дальнейшее продвижение по ступенькам Огненного Пути невозможно без того, чтобы направить к этому глубинному образу Световой Реальности свое внимание, восприятие, память, эмоции, желания, мысли, волю. Каждое мгновение человеческое внимание, сосредоточенное на решении многочисленных жизненных проблем, должно быть какой-то частью направлено на Огненную Сферу, пребывающую под покровом физического мира. В любой момент времени восприятие ученика должно быть готово увидеть сквозь привычный образ мира свечение более Высокой Реальности. Ежесекундно внутренняя память должна делать усилия, вспоминая о Духовном Огне, соединяющем человека, космос и Бога в единое целое. Направить эмоции и желания в сторону Огня — значит учиться чувствовать его присутствие в своем сердце и хотеть, чтобы это присутствие стало всепоглощающим. Направить к Огню мысли и волю — это значит не только как можно чаще целеустремленно размышлять об Огненной Сфере, но и осознать, что сам процесс мышления — и об этом подробно говорит Агни Йога, — имеет световую, или огненную природу. В результате механическое земное мышление останавливается и на его место приходит огненное мышление — необыкновенно четкое, проницательное, заряженное творческой силой. Направить волю к Огню — значит отказаться от своеволия и добиться слияния с Высшей Волей.
Сияние человека и его просветление касается прежде всего его сердечной сферы, о чем говорят суфии:
«При помощи Божественных Огней полируется сердце, так что оно начинает сиять, подобно отполированному зеркалу. Когда оно становится зеркалом, в нем видно отражение всего существующего, а также Царствия Божия так, каковы они истинно суть. Когда человек видит Славу и Величие Божьей Сферы, тогда все огни становятся одним огнем, а грудь наполняется сияющим светом. Он подобен человеку, видящему свое отражение в зеркале, в то же время видящему отражение всего, что перед ним и позади него.
Когда же луч света ударяет в зеркало, весь дом наполняется светом, источник которого встреча двух этих огней: света солнечного луча и света зеркала.
Сходным образом и сердце: когда оно отполировано и сияет, оно внемлет Сфере Божественной Славы и Божественная Слава явлена ему» (Ал-Хаким ат-Тирмизи).
СЕМЬ СТУПЕНЕЙ ОГНЕННОГО ПУТИ
Блестящую классификацию различных мистических состояний и степеней озарения дает суфизм.
«Мистические состояния (ахваль) буквально, значение арабского слова хал (мн. число ахваль) «качество», «состояние», «вид». Как специальный термин в суфизме он обозначает состояние наития (варид), которое нисходит в сердце искателя без желания или усилий с его стороны как результат преданности, взывания или молитвы сердца. Проистекающие мистические состояния (ахваль) включают радость и печаль, сжатие и расширение, томление и беспокойство. Термин хал предполагает, что мистическое состояние непостоянно, преходяще по своей природе; оно может длиться час, день или год.
В суфийской терминологии кратковременные и мимолетные состояния обозначаются следующим образом: это вспышки (лава’их, ед. число ла’иха), сияния (лавамэ’, ед. число ламэ’), и озарения (тавали’, ед. число тали’) как ощутимые последствия сердечной близости.
Хотя солнце духовного постижения (марифат) еще не явило себя, Бог дарует его сердцам духовную пищу через эти мимолетные состояния. Образно выражаясь, небосвод сердец неофитов еще затянут тучами эгоизма и чувственности, но Бог может дозволить таким состояниям мерцать, подобно светильникам на тропе перед ними, возжигая их томление.
Новичкам являются следующие озарения:
1. Вспышки (лава’их), похожие на всполохи молний, вспыхивающие и тотчас гаснущие.
2. Сияния (лавамэ’) — более определенные, чем вспышки, и не так быстро исчезают, длясь два-три вакта. Сияния погружают человека в Бога и отдаляют от самого себя.
3. Озарения (тавали’) — еще более проявлены, чем сияния, и имеют большую длительность.
Эффект от воздействия этих трех видов озаренности зависит от индивидуальной восприимчивости. Иногда они немедленно снимают омраченность, а иногда имеют значительную продолжительность, даруя неизгладимое переживание, исполненное благодати и с надеждой ожидаемое вновь.
4. «Высекаемые искры», или «ночные всполохи» (товарник) — довольно слабое свечение, имеющее сходство с мерцанием света (варид), заполняющего сердце во время ночных просительных молитв; оно может оставить после себя в сердце ощущение радости или сильной муки.
Еще два кратковременных мистических состояния — это божественные излияния (варидат) в сердце, свойственные как новопосвященным, так и более продвинутым искателям. Среди излияний различаются: посещение (бавада, ед. число ба’ид) и натиск (ходжум).
Посещение — это состояние, которое нисходит в сердце из сверхчувственной сферы (гхаиб), проистекая из страха [Божьего] и вызывая радость или печаль.
Натиск — состояние, которое приходит непроизвольно при воздействии «метафизического момента» (вакт) на сердце. Одни искатели подвержены посещениям и натискам, легко овладевающим ими. Другие остаются полностью незатронутыми ими; такие удостаиваются звания «мастер момента»» (садат-э вакт).
В действительности более точным будет называть вспышки, сияния, озарения, ночные всполохи, посещения и натиски предощущениями состояний, а не собственно мистическими состояниями. Суфийские мастера, обсуждая этот вопрос, часто принимают эти кратковременные предощущения за подлинные мистические состояния. Например, Кошайри приводит определение Абуль-Хасана Сайегха: «Мистические состояния походят на удары молний. Если бы они длились дольше, это были бы не состояния, а чувственные соблазны и возбуждение человеческой природы».
Озарение наступает не сразу, а постепенно подготавливается предшествующей духовной работой. О предощущении мистических состояний, озаряющих сознание ученика писали суфии:
«Вспышки, сияния и озарения — понятия, сходные по смыслу и почти идентичные, обозначающие предварительные состояния, типичные для начинающих, которые переживают их благодаря близости к сердцу. Бог питает их сердца посредством этих предощущений, как того требует момент (вакт), «для них там — удел и утром и вечером», хотя солнце мистического разумения еще не даровало им полной просветленности. Всякий раз, когда небо их сердец затягивается дымкой чувственных наслаждений, испускается луч откровения (кашф), вспышки или сияния Божественной близости, и в их помраченном, закрытом состоянии перед ними возникают вспышки. Сначала появляются вспышки, затем сияния, и, наконец, озарения. Вспышки — это лучи света, которые возникают и исчезают. Сияния более проявлены, отчетливее, чем вспышки, и исчезают не так быстро, сохраняясь в течение двух или трех «моментов». Появление сияний разлучает тебя с тобой и объединяет с ними, или, образно говоря, «свет упорствует, но рати ночи усиливают натиск».
Озарение держится дольше, его лучи прорезываются сквозь полумрак более отчетливо, а его влияние более ощутимо, чем у предшествующих ощущений. Кроме того, имея непостоянную длительность, оно в любой момент может сойти на нет. Каждый человек всегда страшится его ухода, даже если его ослабление происходит очень плавно. Вышесказанное может различаться в зависимости от конкретных обстоятельств.
После одних предощущений не остается ничего — подобно тьме ночного неба, воцаряющейся, когда все планеты уходят за горизонт. Другие оставляют след в виде томления по пережитому: хотя свет рассеялся, отблески еще сохраняются. После того, как их устрашающая Божественная власть (гхалибат) сходит на нет, искатель живет благодатью их сияния. Утешенный во время мгновений созерцания, он живет, уповая на возвращение этих вводных лучей видения.
«Посещения» и «натиски» также входят в круг этих мистических состояний. «Посещение» представляет собой состояние, которое внезапно нисходит в сердце из сверхчувственной сферы, вызывая радость или печаль. «Натиск» это непроизвольное состояние, которое нисходит в сердце благодаря силе «метафизического момента» (вакт) и проявляется в виде неожиданной силы или слабости. Состояния одних искателей отмечены как «посещениями», так и ‘»натисками». Другие остаются совершенно незатронутыми ими их соответственно этому называют «мастера момента» (садат-э вакт)».
Одно из ярких описаний состояния огненного озарения, описанного в книге Йогананды «Автобиография йога»:
«Шри Юктешвар редко говорил загадками, и я был сбит с толку. Что он имеет в виду? Он слегка шлепнул меня по груди над сердцем. Тело стало неподвижно, как будто какой-то огромный магнит извлек дыхание из легких. Душа и ум, сразу лишившись их физических оков, устремились наружу изо всех пор тела, как текущий, пронизывающий свет. Плоть как бы омертвела, но я остро осознавал, что никогда прежде не был по-настоящему жив. Ощущение собственной личности не было больше узко ограничено телом, но обнимало окружающие атомы. Люди на дальних улицах, казалось, тихо двигались по моей собственной отдаленной периферии. Корни растений и деревьев виднелись сквозь затуманенную прозрачность почвы, я различал, как внутри них течет сок.
Все окрестности раскрывались передо мной; мое обычное плоскостное зрение, сменившись на объемное, воспринимало все одновременно. Затылком я видел людей, гуляющих вдали по Рэй Гхат-лейн, при этом заметив и нетерпеливо приближающуюся белую корову. Когда она дошла до открытой калитки ашрама, я видел ее как обычными физическими глазами, когда же она прошла за кирпичную стену, я все еще ясно видел ее.
Все предметы, находившиеся в поле панорамного видения, мерцали и вибрировали, как быстро движущиеся кадры кинокартины. Мое тело, тело учителя, двор с колоннами, мебель и пол, деревья и солнечное сияние вдруг неистово затрепетали, пока все не расплылось в светящемся море, в точности как кристаллы сахара, брошенные в стакан воды, растворяются при размешивании. Объединяющий свет перемешался с формами, эти метаморфозы открывали закон причин и следствий в творении.
Океан счастья хлынул в мою спокойную душу. Я осознал, что Дух Божий это неисчерпаемая радость, тело Его неисчислимые ткани сплетения света. Усиливающееся блаженство начало охватывать города, континенты, Землю, Солнечную и звездные системы, тонкие туманности и плывущие системы. Весь космос, мягко сияющий, как город, видимый ночью издалека, мерцал в бесконечности моего существа. Ослепительный свет за резко очерченными контурами земного шара несколько ослаблялся у самых дальних краев, где виднелось мягкое, не уменьшающееся сияние. Оно было неописуемо тонким, планетарные картины были образованы из более плотного света.
Божественное распространение лучей, изливающихся из Вечного Источника, разгораясь в галактики, видоизменялось невыразимыми аурами. Снова и снова