Полное доверие к нему — верный путь к просветлению. Тепло его мудрости и сострадания растопит руду нашего существа и освободит золото таящееся внутри природы будды».
О невозможности идти по горной дороге восхождения одному говорит суфийское изречение:
«Избери себе мастера, ибо без него твое странствие будет полно замешательства, страхов и опасностей. Без сопровождения ты потеряешься на избранной тобой дороге. Не следуй в одиночку по Пути».
Учитель и кандидат в ученики находятся на совершенно разных планах бытия. Они не совпадают между собой по вибрационно-энергетическим характеристикам и уровню сознания.
Что такое ученичество? Это прежде всего подстраивание ученика под очищенную энергетику учителя и достижение аурического единства, которое необходимо для того, чтобы ученик мог воспринять луч учителя. Из эзотеризма мы знаем, что учитель может быть как земным, воплощенным, так и духовным, пребывающем в Тонком и даже в Огненном мире и оттуда руководящим развитием своего последователя. Общение между учителем и учеником происходит либо в материальном мире, в физических телах, и тогда оно ничем не отличается от общения между обычными людьми (за исключением того, что в процессе ученичества энергетический обмен носит неизмеримо более тонкий и возвышенный характер), либо на духовном, энергетическом плане, то есть дистанционно. Кстати, дистанционное общение между учителем и учеником возможно и в том случае, если оба они находятся в физических телах — религиозная и эзотерическая литература пестрит многочисленными описаниями случаев такого общения.
Самый яркий пример произведения Павитры, описывающего свои многочисленные видения Ауробиндо Гхоша и Матери, в ашраме у которых он проходил обучение. Эти видения происходили как в ашраме, через какое-то время после непосредственного контакта Павитры со своими наставниками, так и после его отъезда из ашрама. Общение не сводилось к видениям. Оно включало в себя обмен энергиями, мыслями и мыслеформами, диалог, молитвы, просьбы и вопросы со стороны ученика и приказы, энергетические и мысленные посылки и тонкую информацию со стороны учителя.
Иногда это общение особо интенсивно протекает во сне. Нечто подобное испытал и я сам во время своего пребывания в ашраме Сатья-Лока, когда несколько ночей мне казалось, что я не сплю, а нахожусь на грани сна и бодрствования, а индийские духовные наставники, все дни проводившие с нашей группой серьезные занятия, обучают меня различным духовным наукам и йогическим умениям.
Общение ученика с Высоким учителем, пребывающим в развоплощенном состоянии, еще более часто описывается в духовной литературе и подчинено тем же законам, что и тонкие контакты с учителем, живущим на земле.
Каким же образом устанавливается тонкая связь между учителем и учеником, на Востоке считающаяся священной? Эзотерические учения утверждают, что эта связь абсолютно реальна и по своей природе представляет собой тончайшую материю. Агни Йога называет эту связь «серебряной нитью», связующей воедино сердца учителя и ученика. Те, кто воспринимают серебряную нить как красивую метафору, глубоко заблуждаются. «Серебряная нить» не может быть создана по одномоментному капризу или волевому приказу ученика. Как двусторонний процесс, она создается в течение тысячелетий и многих жизней ученика. Только в этом случае она делается крепкой и нерушимой, несмотря ни на какие превратности судьбы. «Серебряная нить соткана из мыслей, чувств и устремлений ученика и учителя навстречу друг другу». Дело в том, что каждый человек генерирует в пространство энергетический поток, который можно назвать лучом. Этот луч всегда устремлен к конкретной цели, хотя у многих людей он размыт и неустойчив. Луч высокого духовного учителя всегда направлен на человечество, которое он давно уже воспринимает как единое целое. Тем не менее, учитель выделяет из общей массы наиболее продвинутых, близких ему по духу и устремленных людей, часть которых со временем становится его учениками. Появление нового ученика у какого-либо учителя означает только одно — лучи их индивидуальных устремлений наконец-то встретились и образовали единое целое.
Тибетская мудрость говорит об отношении учителя и ученика и о разных типах учителей следующее:
«Когда мы молились об истине, стремились к ней и жаждали ее очень долго, в течение многих, многих жизней, и когда наша карма стала достаточно очищенной, то происходит нечто вроде чуда. И это чудо, если мы способны понять и использовать его, может привести к тому, что мы сможем навечно покончить с невежеством: тот внутренний учитель, который всегда был с нами, проявляется в виде «внешнего учителя», которого мы, как по волшебству, и встречаем. Эта встреча является наиболее важным событием всех наших жизней.
Кто этот внешний учитель? Не кто другой, как воплощение и голос нашего внутреннего учителя. Тот мастер, чей человеческий вид, человеческий голос и мудрость мы начинаем любить такой любовью, что глубже, чем любая другая любовь наших жизней это не что иное, как внешнее проявление таинства нашей собственной внутренней истины. Что еще может объяснить, почему мы чувствуем такую сильную связь с этим человеком?
На самом глубинном и высшем уровне мастер и ученик не являются и никогда не могут быть никоим образом разделенными. Ведь предназначение мастера в том, чтобы научить нас воспринимать, без какой бы то ни было помехи, ясное послание нашего собственного внутреннего учителя и привести нас к осознанию постоянного присутствия этого высшего учителя в нас. Я желаю всем вам испытать в этой жизни радость этого наиболее совершенного вида дружбы.
Мастер не только говорит непосредственно от вашего собственного внутреннего учителя, он или она также приносит и передает вам все благословения всех просветленных существ. Именно это дает вашему мастеру необычайную силу просветления вашего ума и сердца. Он или она есть человеческое лицо Абсолютного, если хотите, телефон, по которому позвонить вам могут все будды и все просветленные существа. Он или она представляет собой кристаллизацию мудрости всех будд и воплощение их сострадания, всегда направленного на вас: лучи их вселенского солнечного сияния направлены прямо на ваше сердце и на ваш ум, чтобы освободить вас».
ТРУДНОСТЬ ВСТРЕЧИ
Встреча ученика и учителя — это чудо и величайшее счастье для того, кто становится на духовный путь. Чтобы такая встреча состоялась, требуется соблюдение многих условий. В «Письмах Махатм» Великий Учитель, отвечая на вопрос ученика о вариантах возможной встречи и контактах с ним, написал следующие строки:
«1. Встретиться в наших физических телах: если я нахожусь там, где сейчас, а вы в вашем доме, то это — материальное препятствие для меня.
2. Для нашей встречи в астральных формах потребуется ваш и мой выходы их физического тела. Духовное препятствие для этого существует с вашей стороны.
3. Возможность слышать мой голос внутри или вблизи вас. Это было бы возможным одним из двух способов:
а) если бы наши Старшие дали мне разрешение установить необходимые для этого условия, но это в настоящее время они отклоняют или
б) вам слышать мой естественный голос без всяких психофизиологических изменений, употребленных с моей стороны (как мы часто делаем между собою). Но для того, чтобы сделать это, не только нужно, чтобы духовные центры были сверхнормально раскрыты, но и сам человек должен овладеть великой тайной, еще не открытой наукой, упразднения, так сказать, всех препятствий пространства; нейтрализовать на это время естественные препятствия посредствующих частиц воздуха и заставить волны ударять в ваше ухо отраженными звуками или эхом.
…Есть еще более значительное неудобство и почти непреодолимое препятствие сейчас и такое, с которым я должен считаться, даже тогда, когда я только письменно сообщаюсь с вами, простая вещь, доступная каждому смертному это моя полная неспособность передать вам смысл моих объяснений хотя бы физических феноменов, оставляя в стороне духовноразумные… Это равносильно тому, если бы ребенок попросил меня преподавать ему величайшие проблемы Евклида прежде, нежели он начал учить элементарные правила арифметики… Как могу научить вас читать или писать, или даже понять язык, ощутимый алфавит которого, или слова, доступные вашему уху, не были еще изобретены!… Представьте на одну секунду, что я стал бы вам описывать оттенки тех цветных лучей, которые находятся за так называемым «видимым спектром» — лучей невидимых для всех, за исключением очень немногих даже среди нас. Чтобы объяснить, как мы можем зафиксировать в пространстве один из этих, так называемых, субъективных или случайных цветов…, более того, всякого другого данного цвета дихроматического предмета (одно это звучит нелепостью), думаете ли вы, что вы смогли бы понять их оптическое воздействие или даже просто, что я предполагаю под этим. А так как вы не видите подобных лучей и не можете знать их, и не имеете для них научного названия, то если бы я сказал вам: «Мой добрый друг Синнет, пожалуйста, не удаляясь от вашего письменного стола, постарайтесь, отыщите и произведите перед вашими глазами весь солнечный спектр, разложенный на четырнадцать призматических цветов…, ибо лишь с помощью этого оккультного света вы можете видеть меня на расстоянии, как я вижу вас». Как вы думаете, каков был бы ваш ответ? Не достаточно ли вероятно, что вы возразили бы мне в вашей спокойной и вежливой манере, что так как никогда не было более семи (теперь три) основных цветов, которые более того, никогда до сих пор никаким известным физическим процессом не были разложены далее, чем на семь призматических оттенков, то мое предложение так же «ненаучно», как и «нелепо».
…Итак, вы видите непреодолимые трудности на пути достижения не только абсолютного, но даже первоначального знания в оккультной науке для человека в вашем положении. Самым серьезным образом я прошу вас не усмотреть в выше сказанном одно только выражение моих личных чувств. Мне время дорого, и я не могу его терять. Еще менее вы должны в этом усматривать попытку разочаровать или отговорить вас от того благородного труда, который вы только что начали. Ничего подобного, ибо то, что я сейчас говорю, может быть полезным, и не более, но vera pro gratis я предостерегаю вас и ничего больше не скажу, кроме напоминания вам вообще, что задача, за которую вы так храбро беретесь, та Missio in partis infidelium является, возможно, самой неблагодарной изо всех задач! Но если вы верите в мою дружбу к вам и цените честное слово человека, который никогда в течение всей своей жизни не осквернил своих уст неправдой, тогда не забудьте то, что я однажды вам написал… о тех, кто вовлекает себя в изучение оккультных наук: тот, кто это делает, «должен или достичь цели, или погибнуть. Раз, достаточно продвинувшись на пути к великому Знанию, сомневаться, значит рисковать сумасшествием; дойти до мертвой точки, значит упасть; отступить, значит лететь вниз головой в пропасть». Не бойтесь, если вы искренни, как сейчас. Уверены ли вы в себе в будущем?»
ЗАКОНЫ ПРИНЯТИЯ В УЧЕНИКИ
Тем не менее, встречи в