почки и селезенка.
4 После того, как умственно поглощен этот круг подношений, или Мандала, визуализируемая, как указано выше, йогин должен оставаться в не-двойном состоянии, т. е. состоянии Самадхи, в котором всякий дуализм осознается как находящийся в единении. Другими словами, он должен осознавать Все в Одном и Одно во Всем.
V. Смешанное, красное и черное, угощение
Если их вставить в меньший манускрипт, в котором они отсутствуют, следующие указания в отношении различных путей, в которых этот ритуал можно применять, шли бы после той станцы Там, содержащей трехслоговые мантры. Меньший манускрипт, однако, будучи написанным, только чтобы изложить Ритуал Белого Угощения, был, в основных положениях, сформирован высокими альтруистическими идеалами Махайанического Буддизма, тогда как в большем манускрипте первобытный анимизм, видимо, был много меньше модифицирован.
«Если (ты желаешь) сделать Смешанное Угощение из этого ритуала, умственно производи из трупа1
Парки и сады, пищу и одеяния, и лекарства, в соответствии с твоими желаниями, и множь их и превращай их2.
Чтобы применить этот ритуал в качестве Красного Угощения, вообрази себя самого как бы являющимся Гневным Черным Существом3,
И что ты сдираешь кожу с твоего тела, которое есть отбросы Эгоизма,
И разбрось ее так, чтобы она покрывала Трехпустотную Вселенную4,
Нагрузи на нее Плоть, и Кровь, и Кости твоего телесного агрегата,
И что эта кожа затем походит на бойню мясника5.
Ритуал, когда он применяется как Черное Угощение, состоит (из нагружения дурной Кармы) всех чувствующих существ, включая тебя самого,
Из собрания вместе всех болезней и зловредности, причиненных злыми духами с безначальных времен, —
Причем грехи и помрачения (всех чувствующих существ) являются (визуализированными) в форме черных облаков, —
И из последующего поглощения всего в целом в твое собственное тело;
И затем из думаний, что твое тело, по пожирании гениями и злыми духами,
Изменяет их тела по цвету до черноты древесного угля»6.
Примечания:
1 Именно под этим телом, визуализируемым в качестве трупа, монотонно повторяются мантры, и именно вслед за тем эта вспомогательная визуализация производится. Иногда, однако, действительный труп используется в качестве основы для этой визуализации.
2 Это превращение должно быть или в амрита или небесные объекты наслаждения, которые затем жертвуются небесным гениям и демонам для того, чтобы умилостивить их и затем тем самым добиться их содействия в увеличении заслуги. Этот ритуал часто осуществляется мирски расположенными ламами или для их собственной пользы, или для пользы мирян, чтобы увеличить мирское благосостояние. Народное верование относительно этого состоит в том, что, таким образом посвящая эти визуализируемые «парки и сады, пищу и одеяния, и лекарства» богам, человек, для которого этот ритуал осуществляется, в конечном счете достигает их на самом деле здесь, на Земле.
3 Текст: Хто-Наг-ма (произн. То-наг-ма) — «Гневное Черное Существо (или Богиня)». Эта Богиня, из класса Гневных Существ (тиб. Тхо-во), квалифицируется как «Черная» вследствие ее гневного внешнего вида. Она на самом деле красного цвета, в соответствии с Ваджра-Данини, Гневным аспектом которой она является; все божества ее Тантрического Ордена имеют два аспекта, именно, миролюбивый аспект и гневный.
4 Вселенная как составленная из «Трех Областей».
5 Эта часть визуализации предназначена для цели создания уменьшенного образа настолько жизненного и реалистического, насколько возможно и, следовательно, более эффективно, ибо Красное Угощение обычно применяется для избавления заклинанием лиц и местностей от злых духов.
6 Этот удивительный ритуал визуализации, названный Ритуалом Черного Угощения, применяется для освобождения от дурной кармы и также в качестве заклинания для исцеления человеческих болезней. В прямом контрасте с ним Ритуал Белого Угощения, как он содержится в меньшем Манускрипте и приведен во всей полноте в переводе выше, является чисто посвятительным и практикуется без всякой эгоистической или мирской цели, с единственной целью помочь йогину осознать нереальность личного Я, или Эго. В этом пункте в большом манускрипте до-Буддистский, анимизм, более или менее имеющий очертания Бон, опять очень выпуклый. На гениев или злых духов, как на козла отпущения, взваливаются грехи и болезни всех чувствующих существ, накопленные за все азоны.
Это кажущееся неоправданное обращение с гениями и злыми духами объяснялось Ламой как являющееся не более как их кармическими заслугами. «И для них в их собственную очередь, — как он добавил, — наступит благоприятная возможность перенесения всех подобных грехов и болезней вместе с их собственной злой кармой на Иаму, Господа Нижнего Мира, который поглощает и таким образом разрушает Неведение и Темноту Сангсары». Это, видимо, является символическим способом объяснения, что все живущие существа должны в конце концов достичь Избавления, а Зло быть поглощенным в Добре, — доктрина, таким образом, очевидно, общая как древний Бон Вере, так и в Буддизме.
VI. Медитация для сопровождения жертвенного подношения
Затем, после этого описания Смешанного, Красного и Черного Угощения, которое является более или менее вводным, рассматривается Медитация, которую следует применять, когда совершается жертвенное подношение. Эта, в отношении к Белому Угощению, должна следовать за станцей, оканчивающейся словами: «И пусть все (кармическое) обязанности будут выплачены и расчищены. Пхат!»
«Сделав так, затем принеси в жертву тело без какого-либо рассмотрения,
Удерживая сознание спокойным и в Истинном Состоянии (или Состоянии Пустоты),
Если в это время мысль, устанавливающая ценность твоего (жертвенного) акта1,
Или недостаток искренности, или ощущение страха возникнут,
(Медитируй так:) «Это тело уже отдано как добрым, так и злым духам, и ничего от него не осталось.
Это СОЗНАНИЕ не имеет никакой опоры и отделено от всякого корня;
И, поскольку это так, даже Будды не видели его»2.
Путем медитирования в этой манере внушай себе (бесстрашие).
Какие бы (идеи или видимости) не являлись тебе на этой стадии, анализируй тщательно:
Видимая мара3, как внешняя причина привлечения или отвращения, подобна диким животным, разбойникам или дикарям;
Невидимая мара, как внутренний враг, подобна радости, страданию или гневу;
Причиняющая веселье мара подобна честолюбию и любви к удовольствию, великолепию и показному проявлению;
Причиняющая страх мара подобна сомнению и лицемерию.
И вырывай с корнем каждую из них посредством произнесения Пхат!».
Примечания:
1 Любая мысль, исполненная эгоистичности, разрушает силу этого акта.
2 Другими словами, СОЗНАНИЕ является несозданным, Бесформенным, Нерожденным, никакие понятия ограниченного ума тут неприменимы; как таковое, оно без основания или опоры, и без корня или источника, и даже Просветленные Существа никогда не способны постичь его в терминах сангсарического опыта. Здесь, в этом контексте, манускрипт выходит за пределы своего первоначального анимистического основания и безошибочно обнаруживает махайаническое преобразование.
3 Текст: Бдуд (произн. дут), (санск. мара); с отношением, как текст поясняет, ко всему способному нарушить умственное спокойствие йогина и возникновением в нем дуалистических ощущений привлечения или отвращения. Это может быть внешним физическим объектом или феноменом, или мыслью, или феноменом внутренне, или ментально, воспринимаемым. Искушения такие, которые препятствуют йогину достичь Просветления и удерживают его подчиненным Неведением, были в целом персонизированы индусами в виде великого Бога Мара. И именно Мара, истощив все свои искусства искушения, не сумел побороть Гаутама в высший момент, когда Гаутама сидел в медитации под Бо-деревом у Будх-Гайа, близкий к достижению Состояния Будды. В качестве Дьявола Мара также искушал Иисуса Христа и аналогично потерпел неудачу.
VII. Визуализирование человеческого скелета и гневной дакини
Наиболее существенным (в этих ритуалах) является практика умственного образа.
«Если какой-либо сверхнормальный феномен (или видимость) случаются во время такого практикования,
Преодолевай его посредством вхождения в четвертую стадию дхьаны,
И осознавая тем самым истинную природу феноменов1.
Если, однако, посвященный будет тем, кто практиковал медитацию, но мало,
И, таким образом, не может ни побуждать местных гениев и демонов производить феномены,
Ни управлять феноменами, если они производятся ими,
Или, если местные гении и демоны, будучи слишком надменными, отказываются быть побужденными,
То пусть он создает умственный образ человеческого скелета»2.
«Произнеся Пхат!, визуализируй себя как бы ставшим мгновенно
Лучисто-белым скелетом огромного размера, откуда выходят языки пламени
Настолько большие, что они заполняют пустоту Вселенной
И истребляют, в особенности, жилища гениев и демонов;
И, наконец, как скелет, так и языки пламени исчезают, как исчезает вспышка света.
(Все это время) удерживай свое СОЗНАНИЕ спокойным,
Это упражнение дает высшую защиту от инфекционных болезней»3.
«Если мгновенно появляющиеся феномены не наступают в нужный момент
Или если злостных духов нужно загнать,
Вслед за тем визуализируй себя как бы превратившимся (мгновенно) в Гневную Дакини4;
И (как прежде) что ты сдираешь кожу с твоего тела (которое является отбросами эгоизма),
И разбрасываешь ее так, что она покрывает Трехпустотную Вселенную,
И на нее нагружаешь все твои кости и плоть,
Затем, когда злобные духи находятся в самой середине наслаждения угощением,
Вообрази, что Гневная Дакини берет эту кожу и сворачивает ее,
И, связав ее вместе с помощью змей и кишек в качестве веревок,
Вращает ею кругом над головой и швыряет ее вниз с силой,
Превращая ее и все ее содержимое в массу костной и плотской мякоти,
Которой многие умственно производимые дикие животные питаются;
И думай, что они не оставляют ни малейшего кусочка ее несожранным».
Примечания:
1 Кажущиеся формы духовных или нечеловеческих существ представляются йогину с просветленным СОЗНАНИЕМ, не более реальными, чем любые другие формы, постижимые в природе, причем все формы являются равно иллюзорными, или Майей, как объяснялось в предшествующих текстах. Только вследствие неведения человек приписывает добро или зло другим существам. В четвертой стадии дхъяны всякое подобное неведение рассеивается мудростью, и больше невозможна ошибочная вера в то, что какая-либо вещь или феномен отдельно от других вещей или феноменов, — все дуальности, включая добро и зло, осознаются как части Неразделимого Целого. Йогический характер четырех стадий дхъяны, или медитативного отвлечения от этого мира, как признано Буддизмом, можно описать следующим образом: Первая стадия состоит из Витарка, анализа собственных мыслей; Вичара, размышления над дедукциями, выведенными из этого анализа; Прити, любви к этому процессу анализа и размышления и к тому, что может последовать; Сукха, трансцендентального блаженства, полученного от этого состояния отвлечения, и Экаграта, однонаправленности ума, которая достигается. Во второй стадии йогин свободен от Витарка и Вичара. В третьей стадии он свободен также от неумеренности Прити; и, в добавление к Сукха и Экаграта, наслаждается Смрити (Внимательностью) и Упекша (Невозмутимостью). В четвертой стадии он наслаждается совершенными Смрити, Упекша и Экаграта, или истинными Самадхи, и достигает состояния неизменяемого СОЗНАНИЯ, свободный от всякой привязанности к этому миру и к трем более низким стадиям дхьаны. Эти четыре дхъяны представляют четыре прогрессивные степени йогического развития, с которыми связаны Четыре Мира Брамы, в которых преуспевший йогин прогрессивно получает рождение.
2 Два процесса являются фундаментальными в практике любого из этих ритуалов: а) визуализация, посредством которой применяется образная способность, чтобы производить определенные умственные картины или представления, которые имеют эффектом возникновение определенных психических сил в йогине; б) умственное спокойствие, посредством чего всякая подобная визуализация доводится до конца; цель ее, которая должна быть осознана. Первый процесс — это процесс умственной проекции, второй — умственного поглощения, они сопоставимы с подобными процессами, изложенными в Шести Доктринах и там связанными с