Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене. Тендзин Вангьял Ринпоче

Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене. Тендзин Вангьял Ринпоче.

ИСЦЕЛЕНИЕ ФОРМОЙ, ЭНЕРГИЕЙ И СВЕТОМ

Его Святейшество Далай-лама в бонском монастыре Мэнри, Индия

Эта книга посвящается

Его Святейшеству Далай-ламе

Его Святейшеству Лунгтогу Тенпэи Ньима Ринпоче

Йонгдзин Тендзин Намдагу Ринпоче и всем учителям, у котоПредисловие

На протяжении последних пятнадцати лет я стремился приобрести понимание пяти элементов, потому что такое понимание необходимо на многих уровнях традиции Бон. В течение этого времени я исследовал пять элементов и благодаря практике поддерживал тесную связь с богинями элементов. Когда у меня возникали вопросы касательно элементов или практик элементов, я молился этим богиням. Я получал от них благословения и учения в сновидениях. Эти и другие переживания побудили меня написать данную книгу.

Хотя все учения, представленные в этой книге, основаны на древних текстах, в изложении этих учений многое идет от моего собственного понимания и опыта практики. Дабы из-под моего пера не вышло что-либо противоречащее учению, я, во время своего пребывания в Непале и Индии в 2000 году, проверял многие места вместе со своим учителем, лопоном Тендзин Намдагом Ринпоче, и с другими знающими геше. Я благодарен им за советы. Для меня были большой поддержкой энтузиазм и удовлетворение, с которыми они встретили замысел написать эту книгу. Хотя я следовал их указаниям, все оставшиеся ошибки или неясности целиком лежат на моей совести.

Несколько лет я учил практикам элементов своих учеников по всему миру. Я счастлив видеть положительные результаты этих практик, которые сказались на их личной жизни и духовном росте. Хотелось бы поблагодарить всех учеников, выполнявших практики элементов.

Спасибо всем моим постоянным помощникам в работе по распространению учений Бона на Западе, особенно Джеральду и Барбаре Хайнс, а также Мурари и Прачи Гародия. Без их неизменной поддержки было бы намного труднее создать институт Лигминча и руководить его работой.

Я благодарен всем сотрудникам издательства «Сноу Лайон Пабликейшнз» за их щедрость и доброту, и особенно Кристине Кокс, чье замечательное искусство редактирования сделало эту книгу лучше во всех отношениях.

Благодарю Мэри Элен Маккорт за затраченное время и квалифицированную помощь с графикой. Спасибо Радеку Дабровскому за то, что он прислал рисунки для книги, и не один раз, а повторно, когда первые были потеряны во время пересылки.

Благодарю Лауру Шекерджиан, Алехандро Чаула, Се-силь Кловер и Джона Джексона, которые на разных стадиях читали рукопись и делали замечания, внеся много предложений, улучшивших книгу. Спасибо Стивену Гуд-мену за советы, использованные в первом варианте текста, и за исправления, которые он внес в глоссарий. Спасибо Сузан Йенчик за ее помощь.

Отдельно я хочу поблагодарить Марка Далби, моего близкого друга и ученика. Марк внес много идей и предложений, которые сделали эту книгу более доступной для западных читателей. Без его энтузиазма эта книга никогда не вышла бы в свет.

Драгоценная гирлянда: молитва о бардо

(из Gur zhog chun pos mdzad pa’i smon lam rin chen phreng ba)

А ОМ ХУМ

В бардо этой жизни, ныне, мы не понимаем собственный ум и, предаваясь проистекающим из заблуждения действиям, забываем о непостоянстве и смерти.

Преследуя лишь цели этой жизни, мы обречены на страдания рождения, старости и смерти.

Когда это нынешнее иллюзорное тело внезапно поразит его последняя болезнь, да сумею я самоосвободить всю привязанность к материальному миру и объектам ума.

О Гуру, благослови меня из своего сострадания!

Благослови, дабы я смог пресечь иллюзорные видения бардо!

Благослови, дабы я смог воссоединить мать-пустоту и сына-ригпа!

Затем, в бардо умирания, хотя и окружены родными и близкими, мы уходим в другое измерение в одиночестве.

Когда растворяются четыре элемента этого волшебного тела, невозможно продлить жизнь даже на миг.

О Гуру, благослови меня из своего сострадания!

Благослови, дабы я смог пресечь иллюзорные видения бардо!

Благослови, дабы я смог воссоединить мать-пустоту и сына-ригпа!

Когда энергия земли растворяется в воде, мы испытываем упадок сил тела, видим миражи и движение дыма.

Когда внезапно появляется внутренний желтый свет,

Да узнаю я его как тело божества Салва Рангчжунг (самовозникшая ясность).

О Гуру, благослови меня из своего сострадания!

Благослови, дабы я смог пресечь иллюзорные видения бардо!

Благослови, дабы я смог воссоединить мать-пустоту и сына-ригпа!

Когда энергия воды растворяется в огне, тело бледнеет, во рту пересыхает, мы мучимся жаждой и видим потоки воды.

Когда чистота воды проявляется как синий свет,

Да узнаю я его как тело божества Гава Дондруба (радостное свершение).

О Гуру, благослови меня из своего сострадания!

Благослови, дабы я смог пресечь иллюзорные видения бардо!

Благослови, дабы я смог воссоединить мать-пустоту и сына-ригпа!

Когда энергия огня растворяется в ветре, тело холодеет и каналы перестают действовать. Мы воспринимаем видения наподобие светлячков.

Когда возникает внутренний красный свет,

Да узнаю я его как божество Четаг Нгоме (невещественный и нераздельный).

О Гуру, благослови меня из своего сострадания!

Благослови, дабы я смог пресечь иллюзорные видения бардо!

Благослови, дабы я смог воссоединить мать-пустоту и сына-ригпа!

Когда энергия ветра растворяется в сознании, дыхание останавливается, глаза закатываются и мы испытываем видения, словно задувают масляные светильники.

Когда возникает внутренний зеленый свет,

Да узнаю я его как божество добродетели Гелха Гарчуг (богатство деяний танца).

О Гуру, благослови меня из своего сострадания!

Благослови, дабы я смог пресечь иллюзорные видения бардо!

Благослови, дабы я смог воссоединить мать-пустоту и сына-ригпа!

Когда сознание растворяется во всеобщей основе, органы чувств внутри и их объекты вовне перестают существовать. Появляется видение похожее на безоблачное небо.

Когда возникает бардо ясного света,

Да узнаю я его как Кунанга Чабпа (наполняющего все видения).

О Гуру, благослови меня из своего сострадания!

Благослови, дабы я смог пресечь иллюзорные видения бардо!

Благослови, дабы я смог воссоединить мать-пустоту и сына-ригпа!

Когда шесть сознаний и шесть их объектов растворяются в сердце, наступает темнота, потоки крови впадают в озеро крови, раздается великий звук и возникает великий свет,

Да узнаю я все свои видения как иллюзию.

Да обрету я просветление в самовозникающем исконном ригпа.

О Гуру, благослови меня из своего сострадания!

Благослови, дабы я смог пресечь иллюзорные видения бардо!

Благослови, дабы я смог воссоединить мать-пустоту и сына-ригпа!

Когда сознание остается бесприютным, словно сирота, и в другом измерении возникает видение ужасающего владыки смерти, а также обманчивые видения звука, света и лучей,

Благослови меня, дабы я смог освободиться в бардо, узнав их как самовозникающую собственную энергию.

О Гуру, благослови меня из своего сострадания!

Благослови, дабы я смог пресечь иллюзорные видения бардо!

Благослови, дабы я смог воссоединить мать-пустоту и сына-ригпа!

Благослови меня, дабы я смог узнать все видения как иллюзию!

Благослови меня, дабы я смог отсечь возможность рождения в низших мирах!

Благослови меня, дабы я смог постичь единую сущность трех времен!

Благослови меня, дабы я смог обрести три каи состояния будды!

Благослови меня, дабы я смог обрести пять мудростей!

Благослови меня, дабы я смог помочь всем бесчисленным живым существам!

О Гуру, благослови меня из своего сострадания!

Благослови, дабы я смог пресечь иллюзорные видения бардо!

Благослови, дабы я смог воссоединить мать-пустоту и сына-ригпа!

ВВЕДЕНИЕ

Я рос в неразрывной связи с силами природы. Этого требовал наш уклад жизни. У нас не было водопровода и электрических плит. Воду мы брали из ближайшего родника и носили ее ведрами, свои дома отапливали дровами, готовили на открытом огне. У нас был небольшой огород, где мы выращивали овощи — лук и помидоры, — поэтому нам доводилось копаться в земле. Летние дожди, хотя и вызывали наводнения, давали запас воды на остальную часть года. Природа была для нас не островком, сохранившимся в парке, не видом из окна, и соприкасаться с элементами приходилось не для удовольствия, хотя удовольствие в этом присутствовало. Наша жизнь была напрямую связана с огнем, деревом, водой, с погодой. Наше выживание зависело от природных элементов.

Возможно, такая зависимость способствовала тому, что наша культура, как и большинство коренных культур, почитала священным и живым мир природы, наполненный существами и силами, видимыми и невидимыми. Празднуя Лосар, тибетский Новый год, мы отмечали его не бокалами с шампанским, а отправлялись к местному роднику, чтобы совершить благодарственный ритуал. Мы делали подношения нагам, духам воды, которые управляют элементом вода в этой местности. Мы делали подношения дымом местным духам, связанным с окружающим нас миром природы.

Верования и ритуалы, похожие на наши, возникли очень давно, и на Западе их часто считают примитивными. Но они не являются только отражением страха людей перед природой, как предполагают некоторые антропологи и историки. Наш образ отношений с элементами возник из опыта непосредственного восприятия нашими мудрецами и обычными людьми священной природы внешних и внутренних элементов. Этим элементам мы дали такие названия: земля, вода, огонь, воздух и пространство.

Создавая эту книгу, я ставил себе три задачи: 1) способствовать возрастанию уважения к природной среде, которое нам необходимо выработать, если мы хотим избежать ухудшения качества жизни людей; 2) познакомить жителей современного Запада с традиционным мировоззрением тибетцев; 3) показать, что понимание элементов — один из ключей к пониманию духовной практики. Зная об элементах и о своей связи с ними, те, кто следует духовному пути, могут понять, почему они выполняют ту или иную практику, какая практика им необходима и когда, при каких обстоятельствах, определенные практики могут не действовать или даже быть помехой.

Учение, которое содержится в этой книге, идет из тибетской традиции Бон. Книга посвящена практикам, которые знакомят с тремя измерениями духовного пути. Эти традиционные практики тибетского Бона и буддийской Дхармы предназначены для того, чтобы их применять, а не просто теоретически изучать. Иногда, получив некоторую информацию, мы считаем, что у нас действительно есть знание, что мы поняли все, о чем говорилось. Если мы не выполняем практику на деле, а только читаем о ней, это все равно что, обладая лекарством, рассуждать о нем, вместо того чтобы принимать и лечиться.

Большинство из содержащихся в этой книге практик — вспомогательные. Они улучшают качество жизни, способствуют исцелению и дают некоторую защиту от вредоносных влияний и болезней. Они помогают нам быть не вялыми, а живыми, не напряженными, а расслабленными. Они могут укрепить наше здоровье, силы и радостное восприятие жизни. Это хорошая и стоящая цель. Однако важнее применять практики для того, чтобы развить духовные качества. Такие практики изменяют наши взгляды на взаимоотношения с миром природы и с собственными переживаниями, они раскрывают и расширяют наш кругозор. Кроме того, они подкрепляют наши практики медитации. Если элементы не уравновешены, выполнять практику медитации очень трудно и больше вероятности, что нам придется преодолевать болезни, возбужденность, вялость или рассеянность. Представленные здесь практики, уравновешивая элементы во внутреннем измерении человека, помогают преодолеть и внешние препятствия, и нарушения в работе ума и энергии. Когда элементы находятся в равновесии, легче пребывать в природе ума, в природе будды, что является заключительным методом и целью духовного пути.

Практики и теория практик даются одновременно. Такая структура изложения отражает наш традиционный подход, в котором считается, что качество практики и жизни определяется нашим видением

Скачать:TXTPDF

Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене. Тендзин Вангьял Ринпоче Йога читать, Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене. Тендзин Вангьял Ринпоче Йога читать бесплатно, Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене. Тендзин Вангьял Ринпоче Йога читать онлайн