Скачать:TXTPDF
Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене. Тендзин Вангьял Ринпоче

и влиянию нематериальных существ. Независимо от того, нанесли нам удар нематериальные вредоносные силы или внешние события, такие как несчастный случай или болезнь, — ущерб бывает одинаков: утрата способностей, энергии элементов. Другими словами, потеря души.

Например, после перенесенной катастрофы человек может испытывать апатию, отсутствие воодушевления и созидательных склонностей, то есть потерю сил. Бывает, что такое состояние проходит само, но, если этого не случается, если утрачена энергия огня, оно может стать хроническим. Это может проявляться в работе и взаимоотношениях или как телесная болезнь, или как психическое расстройство — снижение познавательной активности. Несчастный случай — это лишь видимая причина потери сил, но на самом деле потеря может быть и непосредственным следствием травмы и результатом ослабления человека и его уязвимости для враждебных внешних существ. Так или иначе, упадок кроется в душе.

Возможно, если вы направите внимание, например, на область своей сердечной чакры, вы ничего не почувствуете. Но попробуйте задержать его там. Вы можете почувствовать необычные ощущения. Возможно, это будет боль. Если вас постиг удар, который затронул вашу душу, одна из чакр может быть закрытой. Вам может понадобиться немало времени, чтобы это ощутить. Такое закрытие может быть неопасным — просто проявлением инстинкта самозащиты — или же более тяжелым и проявляющимся как хроническая утрата функции.

Потеря души может проявляться как депрессия. А если утрачен элемент земля, — как возбужденность. Если утрачен огонь, — как вялость. И так далее. Обычно симптомами потери души считаются бледность, землистый цвет лица, недостаток энергичности, неспособность сосредоточиться и вдобавок, возможно, неспособность хорошо ходить. Во всех действиях: физических, эмоциональных, словесных и психических — человеку недостает сосредоточенности. Он постоянно чувствует слабость. При этом он может продолжать вести прежнюю жизнь, вовремя приходить на работу, все делать как раньше, ясно мыслить. Это состояние может продолжаться до тех пор, пока потеря не проявится в организме как явная болезнь.

В традиционной тибетской культуре, когда человек начинал впадать в такое состояние, он обращался к гадателям, считая гадание важным средством, чтобы выявить источник нарушения энергии и выяснить, что можно сделать для избавления от этих расстройств. Иногда гадание определяет, что необходимо прибегнуть к возвращению души. В иных случаях и без гадания люди могут чувствовать, что без возврата души не обойтись. Тогда они просят ламу или йогина выполнить для них этот ритуал или, если умеют, выполняют ритуал сами.

СТРЕЛА, БИРЮЗА И ОЛЕНЬ ДУШИ

Во время возвращения души используют определенные ритуальные предметы. Хотя я описываю их здесь, это не значит, что я даю указания к их использованию. В практике, о которой пойдет речь, они не требуются. Я перечисляю их, чтобы дать более полное представление о ритуале возвращения души.

Обычно используют ритуальную стрелу дадар. Она делается из бамбука с тремя узлами, которые символизируют ла, йид и сем. Стрела нужна, чтобы установить связь с энергиями элементов. Сначала шаман взывает к четырем гостям и просит их помочь. Стела действует как провод, подключающий к источнику энергии, в данном случае, к четырем гостям и окружающей природе. Во время этого возвращения души, когда богини носятся в пространстве, чтобы собрать сущность элементов, практик, держа стрелу острием вниз, верхним концом стрелы медленно, против часовой стрелки, описывает круги. При движении стрелы от практика в ней собираются энергии элементов. При обратном движении эти энергии передаются практику. Энергии долгой жизни, возвращаемые с помощью привязанных к верхушке стрелы пятицвет-ных лент (белой, зеленой, красной, синей и желтой — представляющих пять элементов), символически собираются в самой стреле.

Стрела — не единственное символическое хранилище целительных энергий. Большинство бонцев носят на шее ожерелья из бирюзы. Бирюзакамень души, лагью, символическое хранилище души. Во время ритуала бирюзу больного (если он сам не практик) кладут перед практиком, и направляют в нее энергии, собранные с помощью стрелы.

Третье символическое вместилище энергии — это олень души, шава. Из теста делают фигурку оленя. В его сердце помещают клочок бумаги или ткани, на котором написан слог «НИ» — символ семени души человека. В этот слог в сердце оленя направляют энергии жизненной силы. В конце ритуала оленя отдают исцеляемому, который хранит эту фигурку на личном алтаре.

Полезно получить непосредственные указания по приготовлению и использованию этих ритуальных предметов. Они служат опорой практики, но не являются необходимыми. Истинная опора практики — это внимательность, ум и воображение, а также чувство, порожденное силой намерения практика.

ПРАКТИКА ВОЗВРАЩЕНИЯ ЭНЕРГИЙ ЭЛЕМЕНТОВ

В этом разделе содержатся указания относительно практики возвращения сущностей элементов. Как я уже сказал, возвращение души — сложный и глубокий ритуал, обучиться которому можно только непосредственно у учителя. Приведенная здесь практика — возвращение энергии элементов. В отличие от практики возвращения души, эту практику выполняют не для других, а для самого себя, хотя, разумеется, ее можно посвятить благу кого-то другого.

Исходя из собственного опыта, я внес в практику небольшие изменения. Например, в ней другой, чем в тексте, порядок элементов. Кроме того, в тексте предполагается, что при работе с элементом огонь колени практика подняты, лодыжки скрещены, а руками он охватывает колени. Так делают, чтобы получить больше тепла, но здесь этого не требуется. Текст начинается со слогов-источников в сердце, с которых начинается преображение. Согласно же моим наставлениям, слоги приближаются к практику из дальних областей бесконечного пространства. Возможно, первый способ больше подходит людям, у которых преобладает земля и вода и которым полезен выход их энергии наружу, а второй способ больше подходит тем, у кого преобладает огонь и воздух и кому полезно движение энергии внутрь. Ничто не мешает вам попробовать оба способа и выяснить, какой для вас лучше.

В приложении я даю текст оригинала, чтобы те, кто читает по-тибетски, смогли воспользоваться первоисточником.

Чтобы текстом было легче пользоваться во время выполнения практики, полужирным шрифтом даны названия этапов практики, после которых идет объяснение. Прочитайте всю практику несколько раз, пока не усвоите ее целиком. Затем, когда вы начнете выполнять практику по-настоящему, вам будет достаточно ориентироваться на названия этапов практики. После того как вы некоторое время поработаете с этой практикой, вам потребуется только ее обзор, с которого начинается следующий ниже раздел.

ОБЗОР ПРАКТИКИ

Предварительные практики:

Девять очистительных дыханий. Гуру-йога.

Пригласите четыре вида гостей и установите с ними связь.

Главная практика:

Произнесите мантру-источник три, пять или семь раз; преобразитесь в одну из богинь элементов. Повторяйте мантру богини. Читайте мантру всех элементов.

Призовите богиню элемента в соответствующий орган своего тела. Повторяйте три мантры.

Богини движутся, чтобы собрать и возвратить утраченные качества элементов.

Энергии элементов наполняют орган.

Повторяйте мантру-источник. Богиня, пребывающая в органе, наполняет центральный канал сущностью элементов.

Повторяя мантру богини, вбираете в себя качества и энергии, наполняя ими свой самый глубокий уровень,

глубочайшие уровни переживания. Затем повторяйте мантру всех элементов.

Пребывайте в чистом присутствии.

Практику повторяют для каждого из пяти элементов.

Повторяйте мантру долгой жизни.

Заслуги от практики посвящают благу всех существ.

ДЕВЯТЬ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ ДЫХАНИЙ

Выполните предварительную практику девяти очистительных дыханий. Указания относительно нее были даны выше. (См. сс. 83-85).

ГУРУ-ЙОГА

Выполните гуру-йогу.

Гуру-йога — главная практика во всех тибетских традициях. Если вы еще не получали передачи конкретной практики, можете представлять всех просветленных существ и учителей, с которыми у вас есть связь, и молиться им. Расслабьтесь телом и откройтесь сердцем. Породите чувство преданности и благодарности. Обратитесь с искренней мольбой о помощи и поддержке на духовном пути и особенно в практике, которую собираетесь выполнить.

Центральным образом в представляемой картине может быть Будда или ваш учитель. Если вы получили надлежащее посвящение или передачу, можете использовать мужского или женского йидама. Представьте, что из сердца учителя исходит огонь великой мудрости и сжигает ваши неблагие кармические следы и препятствия. Затем представьте струящийся из сердца учителя стремительный поток чистой воды, который смывает все неблагие остатки и делает вас полностью очищенными — чистым сосудом, годным для священных учений.

Теперь получите от учителя посвящение. Из чакры во лбу учителя исходит луч чистого белого света, который входит в соответствующую чакру в вашем межбровье.

Благодаря этому вы получаете посвящение и благословение тела. Почувствуйте, как расслабленно все ваше тело. Затем из горловой чакры учителя исходит луч чистого красного света, который входит в вашу горловую чакру. Благодаря этому вы получаете посвящение и благословение энергии. Почувствуйте еще более глубокое расслабление. После этого из сердца учителя исходит луч чистого синего света и входит в ваше сердце. Почувствуйте расслабление в самом тонком собственном измерении. Затем представьте, что учитель и окружающие его просветленные существа превращаются в свет, который входит в ваше тело через теменную чакру, а затем опускается в ваше сердце и остается там. Пусть все усилия, представляемые образы и мысли растворятся, и вы останетесь пребывать в ясном присутствии. Если вы получали введение в природу ума, пребывайте в ней в течение практики. Если нет, то сохраняйте присутствие и ригпа, насколько это возможно.

ЧЕТЫРЕ ВИДА ГОСТЕЙ

Пригласите четыре вида гостей и установите с ними связь.

Пригласите четыре вида гостей и представьте их в пространстве над собой и вокруг вас со всех сторон. Установите с ними связь. Не ограничивайте себя ничем, будьте открытыми. Ощутите эмоциональную и энергетическую связь. Пусть она вас изменит, смягчит и оживит. Обнаружьте в себе больше легкости. Пусть все дурное уйдет. Такая духовная практика не пассивна: вы должны активно в ней участвовать. Если у вас есть сильная устремленность и вы открыты, высшие силы и существа отзовутся на это; но, если вы все делаете механически, пользы не будет.

Пригласите первых гостей

Среди первых гостей будды и просветленные охранители, бодхисаттвы и учителя линии передачи, с которой вы связаны, божества, перед которыми у вас есть тантрийские обязательства. К первой группе гостей принадлежат и

просветленные богини элементов. Представьте их и почувствуйте их присутствие. Это прекрасные полностью просветленные богини. Богиня пространства белая, богиня воздуха зеленая, богиня огня красная, богиня воды синяя, богиня земли желтая. Молитесь этим богиням, просите помощи в устранении внутренних и внешних препятствий, в возврате утраченных и расстроенных качеств души, в преодолении даже самых глубинный духовных препятствий. Просите благословений, силы, поддержки и наставлений. Ясно понимайте, чего просите. Они — просветленные и, хотя сами безмятежны, откликаются на наши желания и нужды и обязательно помогают. Попросите их исцелить вас и всех существ, которые в этом нуждаются.

Если вы не верите в духов, просто попробуйте соединиться с высшими силами. Дело не в том, верите вы или нет. У всех нас есть ощущение присутствия высших сил. Здесь мы даем им имя и стараемся понимать их так, как их понимали и ощущали в древних тибетских традициях. Если вы на этом сосредоточитесь и установите связь с этими силами, как бы вы

Скачать:TXTPDF

Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене. Тендзин Вангьял Ринпоче Йога читать, Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене. Тендзин Вангьял Ринпоче Йога читать бесплатно, Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене. Тендзин Вангьял Ринпоче Йога читать онлайн