Скачать:TXTPDF
Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене. Тендзин Вангьял Ринпоче

и мантры: сияющий красный.

Орган: печень.

В правой и левой руках: ваджра и чаша-череп.

В правой и левой руках богини в органе: пламя и сосуд.

Качества: энергия, тепло, сила воли, вдохновение, творчество, блаженство.

Духовное развитие: внутренний огонь, преодоление вожделения и алчности, увеличение щедрости.

Мудрость: различающая мудрость.

Образ: извергающийся вулкан.

Элемент: воздух

Мантра преображения: «МА ЯМ».

Мантра богини: «ЯМ ЯМ НИ ЛИ ТУН ДУ».

Мантра всех элементов: «А ЯМ РАМ МАМ КХАМ ДРУМ ДУ».

Цвет богини и мантры: сияющий зеленый.

Орган: легкие (по богине в каждом).

В правой и левой руках: развивающийся флаг ветра и сосуд.

В правой и левой руках богини в органе: зеленое колесо воздуха и сосуд.

Качества: гибкость, живость, свежесть, быстрота.

Духовное развитие: преодоление гордости, возрастание миролюбивости.

Мудрость: всесвершающая мудрость.

Образ: свежий ветер, веющий по долинам и горам.

Элемент: пространство

Мантра преображения: «МА А».

Мантра богини: «А МУ ЙЕ А КАР А НИ А».

Мантра всех элементов: «А ЯМ РАМ МАМ КХАМ ДРУМ ДУ».

Цвет богини и мантры: сияющий белый или прозрачный.

Орган: сердце.

В правой и левой руках: исполняющая желания драгоценность и чаша-череп, наполненная красным и белым началами.

Вместо богини в центральном канале, на уровне сердца — сияющее белое А, испускающее пять чистых светов. Отсюда выходят и движутся другие богини и сюда же возвращаются и изливают в сердце сущность элемента.

Качества: вместительность, легкость, ясность, способность расширяться, необъятность.

Духовное развитие: преодоление гнева, усиление любви.

Мудрость: мудрость пустоты.

Образ: бескрайнее открытое небо над пустыней или степью.

ПРАКТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Лучше всего работать со всеми пятью элементами поочередно, но если это кажется вам сложным, выполняйте практику с элементом, усилить который нужнее всего. Постарайтесь установить отношения с богинями. Сила практики не зависит от того, насколько отчетливо вы все представляете или насколько точно произносите все слова. Что важно — это получить переживание благотворных качеств элементов и научиться использовать элементы для исцеления. Когда вы возвратили себе эти качества, ощутите, что тело, энергия и ум стали сильнее и уравновешеннее.

Эту практику можно выполнять как часть своего ежедневного распорядка дня, как личную или групповую практику, а также в любое время, когда, по вашему мнению, она будет полезна. В тексте предлагается выполнять эту практику интенсивно, на протяжении двадцати одного дня, четырнадцати или семи дней подряд.

Согласно тексту, личные элементы бывают сильнее в определенные периоды суток. Если вы хотите усилить свою практику, можете работать с каждым элементом в тот период, когда он сильнее всего: пространство — от рассвета до восхода солнца; огонь — от восхода до середины утра; земля — от середины утра до полудня; воздух — от полудня до заката; вода — от заката и до того, как в ночном небе станут видны все звезды.

В одном тибетском тексте многовековой давности написано, что самое большое препятствие, которое человек встречает на своем духовном пути, — это его склонность быть слишком занятым. Вряд ли в мире пастухов, присматривающих за яками, жизнь была столь же деятельной, как в нашем современном мире, в котором есть предприятия и конторы, автомобили и деловые бумаги, электронная почта, телефоны, факсы, газеты, телевидение и торговые центры. Тем не менее, в самой нашей натуре заложено стремление занимать чем-то время, занимать свое жизненное пространство, а потом сетовать, что мы очень заняты. Некоторым духовные практики кажутся дополнительной нагрузкой, которую нужно как-то втиснуть в свое расписание. Но это не так.

Мы можем выполнять практику, когда дышим. Можно просто вдыхать полезное и выдыхать вредное. Можно сохранять внимательность и практиковать доброту и сострадание. Это ни от чего не отнимает никакого времени. Точно так же мы можем выполнять практику элементов в любое время, в любом месте.

Если в вас произошло нарушение внутреннего равновесия, призовите энергию элемента, который нужно уравновесить. Перед тем, как начать есть, поднесите эту еду первым и вторым гостям. Предложите остатки третьим и четвертым гостям. Уделите время ощущению связи с устойчивостью земли, а на другой день, например, — с просторностью неба. Посвятите неделю ощущению связи с расслабленностью воды или с податливостью воздуха, или с созидательностью огня.

К элементам можно найти подход и через их природу, и через устанавливаемую в видении связь с богинями элементов. Если такая связь крепка и переживания элементов ярки, существуют бесконечные возможности исцелять и порождать благотворные качества для преодоления вредоносных сил и препятствий, а также для продвижения по духовному пути.

Глава третья

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ В ТАНТРЕ

В Тантре элементы рассматриваются главным образом с точки зрения их проявления в качестве жизненных энергий тела. Они не сводятся к биологической или физической энергии, хотя обе эти разновидности энергии являются проявлениями элементов.

Элементы считаются священными исходными энергиями бытия, которые можно обнаружить в энергетическом измерении человека. В отличие от шаманизма, устанавливающего связь с энергиями элементов через их грубый природный аспект или при помощи нематериальных существ, последователи Тантры обнаруживают энергии элементов в собственном теле — как каналы, энергии-праны, семенные сущности и священные слоги-источники энергетического тела. В Тантре такие практики в конечном счете приводят к обретению тела божества, что не является целью шаманизма.

Однако Тантра не исключает подхода шаманизма. Например, в Материнской тантре говорится, что, если человека постоянно одолевают сильные эмоции, возможно, он одержим демоническими силами. Если человек испытывает отрицательные эмоции время от времени, это может объясняться нарушением энергетического равновесия. Если же отрицательные эмоции не владеют человеком, — значит, энергии различных элементов уравновешенны. В тибетской традиции шаманские и тантрийские практики и учения мирно сосуществуют друг с другом.

Тантра — это путь преображения. Пять вредящих эмоций, соответствующих пяти элементам, преображают в пять благих качеств: гнев — в любовь, жадность — в щедрость, ревность — в открытость, гордость — в покой, а неведение — в мудрость. Страдающее существо преображается в просветленного будду. Даже материальное тело преображается в тело из света.

В общих чертах практику Тантры подразделяют на два уровня: практики стадии зарождения и практики стадии завершения. Те методы, которые я здесь объясняю, принадлежат ко второму уровню, на котором обычно применяются йоги, связанные с телом. Чтобы понять эти практики, необходимо обладать некоторым пониманием энергетического строения тела.

КОНЬ, ПУТЬ, ВСАДНИК И ДОСПЕХИ

Метафоры: конь, путь, всадник, доспехи, — которые встречаются в Материнской тантре, помогают понять составные части практики и взаимоотношения между ними. Конь — это прана (санскр.; тиб. лунг: rlung). Путь — каналы тела (санскр. пади; тиб. ца: tsa). Всадник — бинду (санскр.; тиб. тигле: thig le), аспект ума, или сознания. Доспехи — это слог (йиге: yi ge), или символ.

КОНЬ — ПРАНА

По-тибетски жизненная энергия называется лунг, но я буду использовать более широко известное санскритское слово прана. Прана — это питающая все энергия и субстанция всех вещей, материальных и нематериальных. Это исходная энергия, из которой произошло все, это энергия кунжи, основы бытия. На своем самом тонком уровне она недвойственна, целостна и не имеет местоположения. Первые различия, которые в ней возникают, — это пять чистых светов элементов, которые тоже чрезвычайно тонки, а потому мы не можем воспринимать их обычным умом. Однако мы можем ощутить прану непосредственно на более грубом уровне — в воздухе, которым мы дышим. Кроме того, мы можем почувствовать ее течение в своем теле. В Тантре используют именно этот уровень, на котором прану можно ощутить и в ее движении, и в производимых ею следствиях. Мы приобретаем чувствительность к потоку праны и развиваем его, используя ум, воображение, дыхание, позы и движение. Направляя более грубые проявления праны, мы можем воздействовать на более тонкие уровни. По мере того как возрастает наша чувствительность, мы можем непосредственно ощущать прану тонких измерений.

Вообще говоря, прана связана с элементом воздух. Это элемент, который ближе всего к пространству, который первым возникает из пространства и последним растворяется в основе во время смерти. Он пронизывает все и вся. Говоря о пяти элементах как о пяти пранах, мы имеем в виду аспекты огня и воздуха каждого из элементов. Как я уже писал, согласно одному из определений элементов тела, плоть — это земля, кровьвода, пищеварительный жар — огонь, дыханиевоздух, сознаниепространство. Таков подход к элементам в их более земном аспекте — более вещественном, материальном аспекте проявления элементов в теле. Пять энергий-пран — это более воздушные, менее вещественные проявления энергий элементов в теле.

ФУНКЦИИ ПЯТИ ПРАН

Пять первичных энергий, протекающих в теле, таковы: поднимающая прана соотносится с землей; прана жизненной силы соотносится с пространством; прана, подобная огню, соотносится с огнем; вездесущая прана соотносится с воздухом; опускающая прана соотносится с водой.

Поднимающая прана

Поднимающая прана приводит в действие чувства: она дает возможность видеть, слышать, чувствовать запах и вкус, осязать. Кроме того, это энергия, питающая мышление и познавание. Ослабление способностей органов чувств часто связано со слабостью поднимающей праны. Многие люди, выполнявшие эти практики, говорили мне, что замечали у себя улучшение памяти и зрения. Поднимающая прана связана с элементом земля, который, как может показаться, не способствует интуиции. Однако эта прана не только обостряет чувства, но и оживляет мозг, аспект чувств и познавания, связанный с землей. Поскольку пять элементов лежат в основе всего сущего, противоречия оказываются мнимыми, стоит лишь взглянуть на вещи шире.

С каждым из пяти видов праны связан свой образ, отражающий или особенности сосредоточения (либо функции) энергии тела, или качества праны. Образ, связанный с поднимающей праной, напоминает зонтик. Энергия этой праны сильна в горловой чакре, она поднимается вверх и распространяется в мозгу, образуя нечто вроде зонта. Ее цвет желтый, что характерно для элемента земля.

Поднимающая прана открывает горловую и теменную чакры, а также центральный канал. Поэтому она особенно связана с духовным переживанием. Если не открыть верхние чакры и центральный канал, высшее духовное переживание не будет поддерживаться телом. Открытие теменной чакры связано с сильным переживанием блаженства, а открытие горловой чакры — с покоем. Обычно высшим внешним знаком связи с поднимающей праной и объединения с ней считается способность очень высоко прыгать и летать. Внутренний знак полного объединения с этой праной — способность быть выше вредящих эмоций и проникать в высшие миры.

Прана жизненной силы

Прана жизненной силы сосредоточена в сердце. Б ней заключена жизнеспособность человека. Если прана жизненной силы слабеет, человек становится болезненным. Если она отсутствует, наступает смерть. Если она сильна, человек полон жизни, у него сильная воля и яркое восприятие.

Образ, связанный с праной жизненной силы, — белая или прозрачная исполняющая желания драгоценность в центре сердца. В старых тибетских преданиях рассказывается о том, как благодаря молитвам, обращенным к исполняющей желания драгоценности, удовлетворяются все просьбы — то, что таилось в сердце, проявляется в жизни. Сердце и прана жизненной силы связаны с элементом пространство. Когда прана жизненной силы

Скачать:TXTPDF

Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене. Тендзин Вангьял Ринпоче Йога читать, Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене. Тендзин Вангьял Ринпоче Йога читать бесплатно, Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене. Тендзин Вангьял Ринпоче Йога читать онлайн