развития усложняющихся структур проявляется как возникновение звезд, планет и живых организмов. Проблемы часто берут начало в разногласиях, например в различии религиозных или политических представлений, и выливаются в конфликты, враждебность и даже войны.
Кармические предрасположенности и условия определяют характер мира, в котором мы живем. То, что мы воспринимаем как внешнее, есть проекция внутреннего. Для одних людей наш мир — это ад, а для других — рай.
Бон и буддийская философия утверждают, что за пределами таких различий все вещи и существа пусты, свободны от собственного бытия, и в конечном счете полностью невещественны. Современная физика согласна с тем, что материя создана из энергии и пространства.
Мы можем говорить, что все невещественно или пусто, но, разумеется, в нашем восприятии вещи материальны и отдельны от нас. Если вы будете стоять перед приближающимся грузовиком, уверяя себя, что он лишь невещественное явление, он вас задавит. Тем не менее, необходимо начать изменять свое мнение о состоянии явлений. Продолжая реагировать на воспринимаемое так, будто оно состоит из материальных вещей, а также из отдельных существ, обладающих самостоятельным бытием, мы обеспечиваем постоянное существование обычного мира. И это не просто философия. Пока мы реагируем на свои проблемы так, словно они реальны и незыблемы, в нашем переживании они остаются таковыми. Но если осознавать, что они мимолетны и подобны миражу, что они — проявление священных энергий элементов в необъятном пространстве, то это уже не проблемы.
Поскольку учение о пяти чистых светах не совпадает с научными постулатами, его можно принять за фантазию, за нечто недостоверное — то, что обычно не считается «фактом». Пять чистых светов невозможно измерить или взвесить; они не являются фактом в том смысле, в каком им являются автомобиль или ураган. Но факты — еще не истина. В духовных учениях постоянно говорится об этом. Хотя мы принимаем за факт то, что мы живем в окружении безжизненных материальных вещей и живых существ, обладающих самостоятельным бытием, Дхарма говорит нам об отсутствии как материальных вещей, так и обособленных, самостоятельных живых существ. Никто не может показать нам любовь как факт, но, когда мы влюблены, нет никаких сомнений, что любовь реальна.
Пять элементов так же истинны, как истинна любовь и как истинен автомобиль. Автомобиль состоит из элементов: твердой земли — металла, воды — бензина и масла, огня — сгорания топлива, воздуха, способствующего сгоранию бензина, и пространства, благодаря которому автомобиль может существовать. На минуту перестаньте думать о нем как об «автомобиле» и посмотрите на него как на взаимодействие пяти элементов. Вот как нужно представлять элементы.
Рассказ о пяти элементах и последующее повествование не предназначены для развлечения, но это и не сухие факты. На самом деле то, о чем здесь говорится, более достоверно, чем факт, — правильное понимание сказанного способно изменить все наше мировосприятие. Если есть глубокое понимание того, что незыблемый мир на самом деле является игрой чистого света элементов, то даже в нашем тревожном мире можно обнаружить покой, можно искоренить проблемы до того, как они проявятся, и, в конечном счете, полностью постичь природу ума. Существует определенная последовательность, порядок возникновения всего. Зная это, мы знаем, как прекратить неблагоприятные процессы и поддержать благоприятные.
РАСТВОРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ
Тонкое нематериальное измерение элементов служит источником вещественного проявления, которое далее переходит на еще более грубый уровень. Это процесс зарождения, благодаря которому возникают вещи и живые существа. Процесс умирания, описанный в молитве, предваряющей эту книгу, протекает в обратном направлении: от вещественного к невещественному. На каждой стадии умирания, определяемой растворением одного из внутренних элементов, происходят конкретные физические и воображаемые явления, которые переживает умирающий. Они соответствуют растворению энергии земли в воде, воды — в огне, огня — в воздухе, а воздуха — в пространстве. Те, кто практикует Тантру, постоянно упражняются в процессе умирания, чтобы при наступлении смерти суметь правильно себя вести, сохранить осознанность и полностью осуществить эту практику.
Процесс растворения элементов связан не только со смертью, но и со сном, и с явью. Как для хорошо подготовившегося практика смерть может открыть неизменное и нерожденное, точно так же и растворение элементов в практике переживания может привести к постижению того, что в своей основе все существующее — это пространство и чистый свет.
ПОНИМАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
Мыслить с точки зрения элементов не значит отказаться от представлений современной химии, физики, медицины и психологии. Элементы дают нам глубокие метафоры, помогающие объяснить процессы, протекающие глубже тех, которые описывают все эти дисциплины. Благодаря пониманию элементов мы можем видеть, что кажущиеся различными измерения нашего восприятия на деле оказываются лишь более тонкими или более грубыми уровнями элементов. Например, избыток огня проявляется в физическом, энергетическом, психическом и духовном измерениях. На самом деле это не разные измерения, а последовательный ряд все более утонченных способов представления одной и той же основы. Поэтому огонь — это и дающая жизнь энергия солнца, и губящий все живое лесной пожар. Огонь — это тепло пищеварительной системы, творческая способность ума, красный свет радуги, температурное явление, эмоции ненависти и желания, теплота сострадания, мудрость различения и один из пяти самых тонких и самых глубоких аспектов бытия.
Если мы понимаем всеобъемлющий характер пяти элементов, то видим, что все явления возникают во взаимосвязи, они нераздельны и влияют друг на друга. Тревогу можно успокоить с помощью ритуала, лекарств, физических упражнений, медитации, любви, массажа или теплой ванны, потому что тревога — это избыток огня или воздуха либо недостаток земли или воды. Что бы ни вызывало такое неравновесие на любом уровне, оно обязательно затронет все другие уровни. Разумеется, в тот или иной момент бывает более пригоден какой-то один метод. Если у вас сильное кровотечение, лучше перевязать рану или наложить жгут, чем применять йогу. А если у вас постоянно плохое настроение, лучше привести в порядок энергию в организме, нежели прибегнуть к хирургическому вмешательству.
Такой взгляд принят и на Западе, хотя его так не формулируют. Общеизвестно, что телесная болезнь влияет на настроение и на ум, а ум воздействует на эмоции и тело. Теперь это кажется очевидным, но только недавно официальная западная медицина стала предписывать расслабляющие практики, медитацию и йогу при лечении сердечных болезней и для помощи при упадке духа.
Применяя понимание элементов к своему переживанию, мы можем с пользой описать и рассмотреть любую ситуацию в любом измерении. Когда мы воспринимаем более грубые или более тонкие уровни элементов, на самом деле мы ощущаем свои собственные грубые или тонкие уровни.
ЛИЧНАЯ СВЯЗЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ
Как я уже писал, элементы связаны с эмоциями, типом личности, особенностями познавательных способностей и всеми другими аспектами восприятия, включая переживания, получаемые в видениях и медитации. Во всех этих аспектах элементы можно воспринимать непосредственно, если есть понимание, что они собой представляют.
Следующие ниже описания элементов, не претендуя на полноту, посвящены тем элементам, которые наиболее доступны прямому восприятию. В этих описаниях не затронуты медицинские аспекты элементов, которые очень сильно влияют на переживание, но выходят за рамки данной книги. Речь пойдет о ваших переживаниях с точки зрения эмоций, энергетики и познавания, а также об особенностях поведения, которые нетрудно увидеть в себе самом и в своих знакомых. В описаниях подчеркиваются отрицательные аспекты элементов, поскольку это книга об исцелении и духовном росте, а положительные аспекты не нуждаются ни в исцелении, ни в преодолении.
Описания носят общий характер, чтобы их применение было более широким. Полезнее приобрести в собственном переживании общее понимание элементов, чем собирать подробности соотношений элементов, однако, читая эти упрощенные описания, не мешает помнить, что взаимодействия элементов достаточно сложны, чтобы порождать все на свете. Каждый элемент содержит в себе все остальные, и в разнообразных вариантах взаимодействия они работают как совместно, так и против друг друга. Например, если огонь силен, воздух его поддерживает и раздувает, если же он слаб, ветер его задувает. Точно так же и все другие элементы в нашем переживании поддерживают и подавляют друг друга, а результат происходящего зависит от конкретной ситуации.
Соотношение элементов динамично и изменяется в ту или другую сторону при различных условиях и обстоятельствах. Верно и то, что у человека может быть как избыток, так и недостаток одного или нескольких элементов. Попробуйте найти соответствующие особенности в своих ощущениях и манере поведения, чтобы выяснить, какой элемент в вас преобладает, а какого недостает.
Земля — основание нашей обычной жизни. Согласно шаманскому мировоззрению, она обычно бывает серединой всего, и ее помещают в центр мандалы, как на изображении, так и в переживании. (В Тантре и Дзогчене основанием и центром считается пространство.)
Большинство качеств земли как элемента можно понять интуитивно: она тяжелая, плотная, устойчивая, прочная. Земля обладает силой тяготения. При хорошем сочетании с другими элементами — теплом, влагой, воздухом — она может быть богатой и плодородной. Но при недостатке тепла она может быть холодной и ни на что не годной, при недостатке влаги — сухой и твердой, а при недостатке воздуха — затхлой и безжизненной.
Если земля в нас хорошо уравновешена, мы чувствуем в себе устойчивость, основательность, уверенность. Мы не слишком медлительны и не слишком подвижны. Наши ощущения глубоки. Нас нелегко вывести из равновесия, и мы не отвлекаемся от того, что для нас важно. Если мы что-то знаем, то не забываем. Наша вера отличается постоянством. Мы не отказываемся от своих намерений из-за каких-либо порывов и стойко прилагаем усилия. Мы ответственны и умеем настоять на своем. Высшее измерение этого качества — устойчивое пребывание в чистом бытии.
Если же земли слишком много, мы тяжелы на подъем, тупы, ленивы и вялы. Это излишне инертное состояние, которому недостает движения. Мышление при этом замедленное, лишенное образности и творческих способностей. Избыток земли может повлечь за собой депрессию, безволие и неспособность к продвижению: как в профессиональной деятельности, так и во взаимоотношениях, или в духовной практике. Кроме того, становится трудным осуществить какие-либо перемены; трудности кажутся нам неразрешимыми. Мы любим поспать. Пытаясь медитировать, клюем носом. А проснувшись, затрудняемся вспомнить сны, хотя бы частично. Избыток земли может лишить нас чувствительности и воодушевления. Из-за избытка земли мы можем или все время молчать, или безостановочно говорить. Если человек постоянно опаздывает или, наоборот, слишком пунктуален — это тоже проявление элемента земля. Обычно отрицательным аспектом земли считают неведение.
Если же нам недостает земли, то у нас словно нет якоря. Мы ветрены, легкомысленны, возбуждены. Не в состоянии завершить начатое, мы лишены опоры и не чувствуем удовлетворения. Нам нигде нет приюта, мы всегда ищем то, что даст нам устойчивость и защиту.
Если мы испытываем недостаток земли, есть разные