новорожденного есть нарушение обмена веществ, из-за которого не переваривается пища. Мы назвали бы это недостатком огня. Даже небольшие различия в силе и сочетании энергий элементов придают каждому существу свои особенности, свой темперамент и умственные способности, а также физические отличия.
После рождения окружающая среда и реакция на нее организма продолжают влиять на динамику элементов. Последствия бывают не только у несчастных случаев и критических состояний — ситуаций, вызывающих сильную реакцию или «отключение», — но даже у незначительных принимаемых решений или жестов.
Каждое совершаемое нами действие, на любом уровне, — это выражение сочетания или взаимодействия качеств элементов и усиление породивших их состояний. Простой пример — гнев, который обычно бывает проявлением качеств огня. Если мы привыкли реагировать гневом, то развиваем в себе огонь, хотя в данном случае это отрицательное качество огня. Точно так же, поскольку творчество связано со светоносной природой огня, посредством творчества мы тоже развиваем в себе элемент огня, но в этом случае — его положительный аспект. На протяжении долгого времени наши привычные действия и реакции способствуют развитию тех или иных элементов, причем другие нередко остаются менее развитыми и более слабыми. Этот процесс еще больше усиливают культурные нормы, в которых одни качества элементов предпочитаются другим. Если вернуться к примеру огня, то, воспитываясь в социальной группе, в которой приветствуется агрессивность — проявление качеств огня, — мы скорее разовьем в себе эти качества в ущерб способности к более мягкому, свойственному элементу вода отношению к миру.
Неуравновешенность элементов может быть временной или пожизненной. Например, в общении с другими людьми человек обычно ведет себя непринужденно и уверенно, но бывает очень напряженным в особых ситуациях, например, при сдаче экзамена или при публичном выступлении. Иногда обычно застенчивый человек, выпив вина, может стать очень общительным и уверенным в себе. Счастливый человек может впасть в депрессию после разрыва отношений. Человек глубоко верующий может стать сомневающимся или нигилистом, столкнувшись со смертью возлюбленной. Все это временные сдвиги равновесия элементов, обусловленные внешними событиями.
Такие сдвиги случаются время от времени. После плотного обеда мы сонливы и у нас преобладает земля. Если нас вызывают к начальнику, мы можем расстаться с землей, попасть под власть воздуха и встревожиться. Утомительное заседание, на котором мы очень устали, может послужить причиной потери нами созидательной способности огня — которая потом восстановится в приятной дружеской беседе.
Нарушить равновесие элементов может почти все: питание, мысли, эмоции, фильмы, друзья, культура, болезнь и т. д. Но это не делает наше положение таким уж хрупким, как это может показаться. Мы можем и уравновесить элементы с помощью питания, мыслей, эмоций, фильмов и т. д. Например, если у нас слишком много воздуха, иногда может помочь просто общение с земными, устойчивыми друзьями.
Некоторые нарушения равновесия могут быть более длительными: например, постоянные черты характера или привычные склонности, которые обычно сами себя подкрепляют. То, как мы говорим, какие любим цвета, как ходим, жестикулируем, — все это проявления элементов, и во всем этом мы можем, зная, с чем имеем дело, определить, какой элемент или элементы в нас преобладают. На Западе люди склонны рассуждать обо всем этом с точки зрения психологии, но взаимодействие элементов — это более глубокий уровень, чем уровень психологических явлений.
Некоторые от природы обладают относительным равновесием. У них может быть достаточно пространства, расслабленности, устойчивости, творческих способностей и гибкости. В них могут присутствовать и высшие качества: сострадание, любовь, щедрость, терпение и т. д.
В равной степени они могут быть уравновешенными и на физическом уровне. Все мы встречались с подобными людьми. Обычно они бывают здоровыми и счастливыми, способными и уверенными. Они используют обстоятельства своей жизни и делают из них опору: у них хорошая работа и взаимоотношения.
Но вдруг случается одна из неизбежных жизненных трагедий: такой человек заболеет или у него умрет возлюбленная, или его обманут в бизнесе, или он попадет в автомобильную аварию. Возможно, произойдет естественное восстановление, а возможно, равновесие будет потеряно. Мы постоянно слышим подобные истории: мужчина не смог оправиться от потери жены, женщина так и не смогла смириться с раком. Все переворачивается вверх дном. Смысл жизни теряется или ставится под сомнение. Вера колеблется или утрачивается. Элементы стали неуравновешенными. Возможно, ушла устойчивость или радость, или творческая способность. Такие люди попадают под власть одного элемента — все время раздражены или подавлены, или рассеянны, или пребывают в прострации, или отчаялись.
Люди могут оставаться в таком состоянии всю жизнь или же могут попытаться справиться с этим разладом. Они могут обратиться к врачу или изменить свой образ питания, или заняться физическими упражнениями, или пойти к психотерапевту. Они могут обратиться к религии или вернуться в религиозную общину. Если до этого они еще не начали свой духовный путь, начать его в ответ на страдания — лучший отклик.
Во всех подобных попытках исцелиться стараются что-то развить, а что-то устранить. Перестать есть одно и начать есть другое, перестать думать так и начать думать иначе; отойти от сидячего образа жизни и приучиться к активности. Когда что-то в нашей жизни кажется неверным, нам хочется это изменить, нам хочется, чтобы было больше того, чего, по нашему мнению, нам недостает, или же хочется избавиться от того, что кажется нам источником беспокойства.
У нас есть естественное стремление к уравновешенности, точно так же, как есть естественная тяга к повышению осознанности и духовному росту. То и другое может быть искажено или отвергнуто, но мудрость, которая может привести нас к равновесию, неотъемлемо присутствует в нашем существе.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Нарушение равновесия может проявиться на любом уровне восприятия. Оно может быть физическим, таким как телесная болезнь. Относительно нее можно посоветоваться с врачом, сделать рентген, анализы крови и получить диагноз. Болезнь имеет форму: бактериальная, вирусная или рак — это нечто материальное. И лечат такую болезнь тоже чем-нибудь материальным: таблетками, уколами, синтетическими препаратами или травами. Также болезнь может быть преимущественно психической, хотя при душевной болезни может страдать и тело. В таком случае пациент обращается к психотерапевту, пытается понять проблему с помощью размышлений, пытается разобраться в эмоциях, пытается найти смысл происходящего или же старается изменить свою точку зрения на ситуацию.
Тибетский подход различает также третью область, в которой возникают проблемы: энергетическое измерение. Обычно такие нарушения не удается диагностировать с помощью западной медицины. Считается, что они являются следствием вредоносного вмешательства нематериальных существ. Поэтому диагноз ставят с применением средств исследования нематериального: расспрашивание, гадание, интуиция, сновидения, астрология. Методы лечения также нематериальны: изгнание духов с помощью прикладывания священных текстов и других предметов, очищение дымом и водой, возвращение души и укрепление жизненной силы посредством ритуалов, йоги-ческие упражнения с праной, практики медитации, созерцание и молитвы.
Столкнувшись с проблемой, важно найти подходящие орудия и методы для ее преодоления. Еще лучше было бы найти разрешение всех проблем — то есть узнать природу ума и пребывать в ней. Но, если мы не знаем природу ума или неспособны в ней пребывать, необходимо познакомиться с другими практиками. Если применять неподходящую для данной ситуации практику, она не подействует. Если наша энергия расстроена, умственный анализ вряд ли поможет. И наоборот: если у нас неверное воззрение или неправильное отношение, сжигание благовоний и помахивание перьями, скорее всего, не будут достаточно эффективными.
При обсуждении пяти чистых светов описывался процесс, вследствие которого из-за ошибочного двойственного видения невещественное воспринимается как вещественное. Если мы понимаем этот процесс, то понимаем и способ возникновения проблем, препятствий и нарушений. Они начинаются на тонких уровнях, а затем переходят к более вещественным проявлениям. Например, болезнь может обнаруживать себя в сновидениях, когда ее еще нельзя почувствовать физически. Затем она может проявиться как энергетическая перемена, усталость или беспокойность. В конце концов она проявляется в материальном теле как явный симптом.
Если проблема выявляется на тонком уровне, скажем, в сновидении, ее можно разрешить тонкими средствами: ритуалом, выполнением практики в осознанном сновидении, молитвами или управлением энергиями тела. Но если болезнь не дала о себе знать, пока не проявилась физически, то могут потребоваться обычные лекарства или хирургия, а если она окажется неизлечимой, то наступит смерть.
То же самое и с нарушением дружеских взаимоотношений: если заметить его в сновидении или в дневном видении, или уловить его как некое телесное ощущение во время встречи друзей, его часто можно исправить, всего лишь изменив отношение. Если же такое нарушение начинает переходить на материальный уровень, то для его исправления потребуется больше труда, больше бесед, больше способов и больше усилий.
Мысленное разделение нашего бытия на уровни, или измерения, помогает поступать с конкретными жизненными ситуациями более искусно, но, разумеется, на самом деле переживаемое нами бытие едино и неделимо. Поскольку подразделение бытия на разные уровни условно, причины, следствия и противоядия оказывают действие на всех уровнях. Даже при далеко зашедших физических болезнях тонкое лечение, например, ритуалами, может принести пользу. Например, наукой зафиксировано много случаев, когда сильная вера приносила внезапное улучшение даже при запущенной болезни, хотя с материалистической точки зрения это совершенно непостижимо. Точно так же и более грубые формы лечения могут воздействовать на тонкие уровни, как, например, в тех случаях, когда телесно ориентированные методы йоги или лекарства благотворно влияют на семена болезни или их устраняют.
В определенном смысле, проблемы не всегда начинаются на тонком уровне и затем переходят на более грубые — совершенно очевидно, что иногда они могут начинаться на вещественных уровнях и воздействовать на тонкие уровни. Физическая травма часто приводит к эмоциональным проблемам. Несчастные случаи и болезни могут затемнять ум и ухудшать расположение духа. Однако, с тибетской точки зрения, даже эти, кажущиеся случайными или внешними, причины нарушения равновесия начинаются с невещественных кармических следов, которые в конце концов проявляются на внешнем уровне.
ОЧИЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Существуют способы прекращения или преображения отрицательных аспектов нашего бытия в процессе их «материализации». Могут быть действенными очистительные практики. На физическом уровне такие практики могут включать в себя диету, аскетизм и правила поведения. На эмоциональном уровне избегают некоторых мыслей и вредящих эмоций. В Тантре есть много практик визуализации, которыми можно очистить себя, других существ и все бытие.
Кроме того, мы можем развивать положительные аспекты нашего бытия. Нас не нужно учить развивать отрицательные качества: когда у нас неприятности, мы без конца мысленно возвращаемся к ним. Вместо этого можно приучать себя к благотворным мыслям. Поймав себя на злобных фантазиях, можно зародить сострадательные мысли. Можно развивать любовь и радость, сози-дательность и устойчивость, благие качества чистых элементов.
Например, среди бонских и буддийских учений Сутры есть учение о развитии четырех безмерных чувств: любви, сострадания, радости и беспристрастности.