Скачать:PDFTXT
Раджа-йога. Рамачарака

неподвижным в малом пространстве, вы центр сознания в целом реальности, и что мир миров ваш дом; что ваш центр сознания может быть передвинут к пункту, отстоящему на триллионы миль от земли (каковое расстояние ничто в пространстве), и все-таки вы – пробудившаяся душа – будете также дома там, как и здесь; что даже в то время как вы здесь, ваше влияние распространяется далеко в пространстве. Ваше реальное состояние, которое вам постепенно будет открыто в течение веков, так велико и грандиозно, что ваш ум в настоящем состоянии его развития не может постичь даже слабого отражения этого великолепия.

Мы хотим, чтобы вы постарались составить себе хотя бы слабую идею о вашем реальном состоянии бытия, для того, чтобы вы могли управлять низшими началами силой вашей пробудившейся воли, каковая зависит от степени вашего сознания своей реальной сущности.

По мере того, как увеличивается понимание и сознание своего истинного существа в человеке, увеличивается также его способность пользоваться своей волей. Воля есть принадлежность реальной сущности. К счастью, это великое переживание, приводящее нас к познанию истинного нашего существа, приносит с собой любовь и доброту ко всему живому. Будь это иначе, воля, приходящая к человеку, могла бы быть употреблена для нанесения большого зла тем из подобных ему, которые не достигли такого же успеха (мы говорим об относительном вреде, потому что душе нельзя нанести реального вреда). Но начинающая появляться сила вызывает б?льшую любовь и доброту, и чем выше поднимается душа, тем сильнее проникается она высшими идеалами, и тем более животных свойств низшего рода она отбрасывает. Правда, что некоторые души, достигшие познания их истинной природы, не понимая, что это означает, могут впасть в ошибку и употребить проснувшуюся волю для личных целей, как это можно видеть на примере черных магов, о которых говорится в оккультных книгах, а также на личностях, хорошо известных в истории или современной жизни, проявляющих огромную волю, которую они употребляют во зло. Все эти люди огромной воли, случайно или бессознательно, дошли до сознания своей истинной природы, но им недостает сдерживающего влияния высших учений. Но подобное злоупотребление волей, причиняя боль и беспокойство пользующемуся ею лицу, впоследствии ставит его на верный путь.

Мы не ожидаем, чтобы наши читатели вполне усвоили эту идею расширения своего Я. Даже достигший самых высших степеней развития усваивает ее только частично. Но пока в вас не появится проблеска этого сознания, вы не в состоянии будете продвинуться далеко по пути раджа-йоги. Вы должны понять, чт? вы такое, прежде чем сможете пользоваться силой, спящей внутри вас. Вы должны сознавать, что вы господин, прежде чем сможете претендовать на власть господина и ожидать повиновения своим приказаниям. Поэтому относитесь терпеливо к нам, вашим наставникам, когда мы задаем вам урок, который должен быть выучен, и работу, которая должна быть исполнена. Путь длинен и местами тяжел, ноги могут устать и быть в ранах, но награда велика, и на пути есть места отдыха. Не падайте духом, если ваш успех кажется медленным, потому что душа должна раскрываться естественным путем, как раскрывается цветок, без поспешности, без принуждения. И не смущайтесь, и не страшитесь, если вы случайно увидите проблеск вашего высшего Я. Как говорит М. К. в своих примечаниях к «Свету на Пути» (см. «Пути достижения»): «Увидеть свою душу в ее расцвете – значит уловить мимолетный проблеск в самом себе того преображения, которое со временем сделает тебя более, чем человеком; узнать свою душу в этот миг – значит найти в себе силу взирать на ослепительно яркий свет духа, не опуская очей и не отшатываясь от него в ужасе, как перед каким-то страшным призраком. Это случается с некоторыми, и в таком случае битва бывает проиграна, несмотря на то, что победа была уже почти обеспечена».

Мантрам к чтению третьему

Существует только одна первоначальная форма материи, только одна основная форма энергии и одна первоначальная форма ума. Материя происходит от энергии, энергия от ума, и все эти три начала исходят из Абсолюта, тройственного в проявлении, но единого по существу. Есть только одна жизнь, и она проницает всю вселенную, проявляясь в разных формах, но в конце концов будучи единой. Мое тело составляет единство с мировой материей; моя энергия и жизненная сила составляет единство с мировой энергией; мой ум составляет единство с мировым умом; моя жизнь составляет единство с мировой жизнью. Абсолют выразился и проявился в духе, и этот дух – есть истинное Я, охватывающее и совмещающее все кажущиеся отдельными Я. Я чувствую свою тождественность с духом и проникаюсь сознанием единства всего реального. Я чувствую мое единство с духом и мою связь (посредством духа) с Абсолютом. Я сознаю, что Я – выражение и проявление Абсолюта, и что самая его сущность заключается во мне. Я исполнен божественной любовью. Я исполнен божественной силой. Я исполнен божественной мудростью. Я сознаю свою тождественность по духу, по сущности и по природе с Единой Реальностью.

Чтение 4. Господство над умом

В первых трех чтениях этой книги мы старались вызвать в вашем уме непосредственное сознание реальности следующих фактов:

1) Сознания Я, его независимости от тела; его бессмертия, его непобедимости и неуязвимости.

2) Превосходства Я над умом, а также над телом, то есть сознание факта, что ум не есть Я, а только средство для выражения Я; дальше, что Я – господин ума, а также и тела; что Я присутствует за всякой мыслью; что Я может выделить из себя для рассмотрения их со стороны: чувства, эмоции, страсти, желания и все прочие душевные явления, и все-таки сознавать, что оно, Я, отдельно от этих душевных свойств и остается неизменным, реальным и вполне существующим. Дальше, это сознание того, что Я может отбросить все до последнего умственные орудия и средства, как относящиеся к «не-Я», и все-таки сознавать с полной ясностью, что после удаления их останется нечто – оно само – Я, которое не может быть выделено или изъято, то есть что Я господин ума, а не его раб.

3) Сознания того, что истинное Я есть нечто бесконечно большее, чем маленькое личное Я, каким мы его считаем; что Я составляет часть той великой единой реальности, которая наполняет собою всю вселенную. Это есть сознание того, что истинное Я соединено со всеми другими душами бесчисленными узами, умственными и духовными нитями и отношениями; что Я есть центр сознания в этой великой единой реальности, или в духе, который лежит в основе жизни и существования всего, причем центром этой реальности или существования является Абсолют или Бог; дальше явится сознание, что это чувство реальности, которое врождено Я, есть в действительности только отражение чувства реальности, врожденного целому – великому Я вселенной.

Принцип, лежащий в основе этих трех чтений, таков: реальность Я в себе самом и превосходство его над всяким проявлением материи, силы и ума. Я признается началом положительным по отношению к трем вышеупомянутым началам в том же смысле, в каком ум есть начало положительное по отношению к энергии, а энергия – по отношению к материи; Я отрицательно или пассивно лишь по отношению к центру Единого, т. е. к самому Абсолюту. Это определяет положение, которое должен занимать ученик или посвященный, говорящий: Я реальнее ума, энергии и материи и управляю ими; Я нереально только в сравнении с Абсолютом, который есть центр бытия, к которому Я принадлежит. И поэтому я утверждаю свое господство над умом, энергией и материей и проявляю свою волю над ними. Таким образом, я признаю свое подчинение Абсолюту и радостно открываю свою душу притоку Божественной Воли и разделяю с Абсолютом его власть, силу и мудрость. В этом и последующем чтении мы постараемся помочь человеку, стремящемуся к посвящению в раджа-йогу, приобрести власть над подчиненными Я проявлениями: материей, энергией и умом. Чтобы приобрести и утвердить эту власть, необходимо познакомиться с природой того, чем мы хотим управлять.

В нашей книге «Пути достижения» мы старались объяснить свойства трех великих проявлений, известных под названием читты, или субстанции ума, праны, или энергии, и акаши, или начала материи. Мы объясняли также, что человеческое Я выше, чем все эти проявления, будучи тем, что известно под названием атмана или духа. Материя, энергия и ум, как мы пояснили, суть проявления Абсолюта и являются началами относительными. Философия йогов учит, что материя – самая грубая форма проявления субстанции, ниже чем энергия и ум, а следовательно, и подчинена им обоим. Одной ступенью выше материи – энергия или сила, имеющая власть над материей, но сама подчиненная уму, так как ум – еще более высокая форма субстанции. Следующим по порядку и самым высшим из трех является ум, наиболее тонкая форма субстанции, господствующий над энергией и материей. Но и ум подчинен Я, которое есть дух. Он повинуется приказаниям Я, когда таковые отдаются твердо и разумным образом. Само Я подчинено только Абсолюту – центру бытия, – причем Я господствует над троичным проявлением: умом, энергией и материей.

Я, которое ради наглядности должно быть рассматриваемо, как нечто отдельное (хотя оно в действительности только центр сознания в великом мировом начале духа), оказывается окруженным тройным океаном ума, энергии и материи, простирающимся в бесконечность. Тело есть только физическая форма, через которую течет бесконечный поток материи, потому что, как вы знаете, частицы и атомы тела непрестанно меняются: возобновляются, переставляются, отбрасываются и заменяются. Тело, существовавшее несколько лет тому назад, или вернее, составлявшие его частицы, уже исчезли и ныне образуют новые соединения в мире материи. Ваше тело, существующее в настоящее время, умирает и заменяется новыми частицами непрерывно, а те частицы, которые составят ваше тело в будущем году, находятся где-нибудь в других частях пространства и входят в бесчисленное количество других соединений. Впоследствии они выйдут из этих соединений и вступят в те, которые войдут в состав вашего тела, каким оно будет через год. В теле нет ничего постоянного: даже части костей непрестанно заменяются другими. То же происходит с жизненной энергией, силой и крепостью тела (в том числе и с мозгом). Все это непрестанно расходуется, тратится и вновь возобновляется. Меняется даже ум индивидуума, и субстанция ума, или читта, расходуется и возобновляется из великого океана ума, в который погружаются отброшенные части наподобие того, как это происходит с материей и энергией.

В то время как большинство читателей, более или менее знакомых с распространенными научными понятиями о веществе, примут без возражений высказанное положение об океане материи и энергии и о непрестанном расходовании и возобновлении запаса того

Скачать:PDFTXT

Раджа-йога. Рамачарака Йога читать, Раджа-йога. Рамачарака Йога читать бесплатно, Раджа-йога. Рамачарака Йога читать онлайн