Скачать:PDFTXT
Раджа-йога. Рамачарака

запас своего напряжения. Он воспользуется случаем и сначала будет бросаться в стороны, как спущенная с цепочки обезьяна, пока, наконец, не утихнет и не начнет слушаться ваших приказаний. Для его обуздания вначале может потребоваться значительное время, но с каждой последующей попыткой вы будете достигать этого все скорей и скорей. Йоги тратят много времени на приобретение этого ментального спокойствия и тишины и считают себя хорошо вознагражденными за это.

(б) Когда ум вполне успокоится, сосредоточьтесь мыслью на идее «Я есмь», как это говорится в предыдущих чтениях. Рисуйте себе Я как существо независимое от тела, бессмертное, неуязвимое, реальное. Затем подумайте о Я, как о независимом от тела и могущем существовать без своего телесного покрова. Размышляйте об этом в течение некоторого времени и потом постепенно направьте свою мысль на восприятие идеи Я, как независимого от ума, как чего-то высшего, сравнительно с умом, и способного управлять умом. Пройдите мысленно через главные идеи первых двух чтений и старайтесь спокойно размышлять о них, рассматривая их умственными очами. Вы найдете, что ваш ум будет делаться все более и более тихим и спокойным, и что отвлекающие мысли внешнего мира все дальше и дальше будут уходить от вас.

(в) Затем направьте ум на спокойное рассмотрение третьего чтения, в котором мы говорим о единстве всего и об отношении Я к Единой Жизни, Силе, Разуму, Бытию. Вы увидите, что приобретаете власть над умом и спокойствие, неизвестное вам раньше. Упражнения первых трех чтений подготовили вас к этому.

(г) Нижеследующее – самое трудное из всех видов и степеней этого упражнения, но способность выполнить это придет постепенно. Упражнение состоит в том, чтобы устранить постепенно всякую мысль и представление о внешнем мире, о теле и о самих мыслях, причем ученик сосредоточивается и погружается в размышление об идее «Я есмь». Причем цель заключается в том, чтобы он сосредоточил свой ум на идее бытия, символизируемого словами «Я есмь». Не то, чтобы «Я – это» или «Я – то», или «Я делаю это», или «Я думаю то», но просто «Я есмь». Это упражнение сосредоточит внимание, как в фокусе, на самом центре бытия внутри человека и соберет воедино все его умственные энергии, вместо того, чтобы позволять им разбрасываться на вещи внешнего мира. За этим последует чувство мира, силы и власти, потому что мантрам «Я есмь» и мысль, лежащая в основе его, самые могущественные и сильные, какие только можно создать, так как они выражают собой действительное бытие и обращение мысли внутрь к этой истине. Пусть ум держится сначала за слово «Я», отождествляя его со своей сущностью, и пускай затем он перейдет к слову «есмь», которое означает реальность или бытие. Соедините потом оба слова, взяв их общее значение, и результат явится самым могущественным средством обращения сконцентрированной мысли внутрь, а также самым сильным утверждением существования. Полезно при этих упражнениях принимать удобное и свободное физическое положение, чтобы воспрепятствовать телу отвлекать внимание. Для этого следует принять свободное положение и затем ослабить мускулы и распустить все нервы так, чтобы получилось чувство легкости, полного удобства и отсутствия напряженности. Вы должны практиковать это до тех пор, пока вполне не приобретете способности приходить в такое состояние. Это будет полезно для вас во многих других отношениях. Кроме облегчения сосредоточения и размышления, это же самое будет действовать как «лечение отдыхом» на утомленное тело, на нервы и ум.

Упражнение второе

Вторым шагом в раджа-йоге является то, что называется «дхарана» или сосредоточение. Это самая важная вещь для собирания в фокус ментальных сил, и эта способность к сосредоточению может быть развита до почти невероятной степени, но она требует много работы, времени и терпения. Тем не менее изучающий будет хорошо вознагражден за потраченное время. Сосредоточение состоит в том, что вся сила ума обращается на определенный предмет и удерживается на нем некоторое время. На первый взгляд это кажется очень легким, но небольшая практика убедит, как трудно твердо установить внимание и удержать его в желаемом положении. Внимание обнаружит склонность колебаться и передвигаться к другим предметам или темам, и потребуется много практики для того, чтобы удержать его на желаемой точке. Но практика сделает чудеса, как это можно видеть, наблюдая людей, которые приобрели такую способность и которые употребляют ее в своей повседневной жизни. Однако надо помнить следующее: многие, достигнув способности сосредоточивать внимание, позволяют ему стать почти непроизвольным, и тогда они становятся его рабами, забывая себя и все остальное и часто упуская необходимые дела. Это крайне неумелый вид сосредоточения, и люди, преданные ему, становятся рабами своих привычек, вместо того чтобы сделаться господами своих умов. Они становятся мечтателями и рассеянными людьми, вместо того чтобы стать хозяевами себя. Они столько же заслуживают сожаления, как и те, которые вовсе не могут сосредоточиваться. Весь секрет лежит в господстве над умом. Йоги могут сосредоточиваться по своему желанию, всецело уходить в предмет, лежащий перед ними, извлекая из него все, что в нем есть интересного, и могут по своему желанию отводить свой ум от него, пользуясь в обоих случаях одной и той же способностью управлять умом. Они не допускают случаев рассеянности, и они не мечтатели. Напротив, они всегда ко всему внимательны, тонкие наблюдатели, ясно мыслят и правильно рассуждают. Они господа своих умов, а не рабы своих настроений. Невежественный человек, начинающий сосредоточивать свое внимание, погружается в предмет, но позволяет ему владеть собой, в то время как хорошо тренированный, обученный мыслитель-йог утверждает свое «Я» и затем направляет свой ум, заставляя его сосредоточиваться на нужном ему предмете, держа его под своим контролем и имея его все время на виду. В этом заключается разница.

Следующие упражнения могут оказаться полезными при первых попытках сосредоточения.

(а) Сосредоточьте внимание на каком-нибудь знакомом предмете, на карандаше, например. Удерживайте ваш ум на нем и рассматривайте карандаш, устранив из вашего внимания все остальное. Рассматривайте величину карандаша, цвет, форму, род дерева. Рассматривайте способы его употребления, назначения, составные части, процесс его приготовления и т. д. Словом, думайте о карандаше так много, как только возможно, позволяя уму следовать по всем идущим от карандаша линиям, например, рассматривать графит, из которого делается карандаш, думать о лесе, из которого было взято дерево для приготовления карандаша, думать об истории карандашей и других тому подобных предметах. Словом, вы должны как можно полнее исчерпать тему «карандаш». При рассмотрении предмета по указываемой программе следующий план может оказаться полезным. Думайте о вещи со следующих точек зрения:

(1) Сама вещь;

(2) Место ее происхождения;

(3) Ее назначение или цель;

(4) Вещи, связанные с ней;

(5) Ее вероятный конец.

Пусть кажущийся тривиальным характер исследования не обескураживает вас, потому что полезен даже простейший из видов умственного упражнения, и они помогут развитию вашей воли и сосредоточения. Это развитие родственно процессу развития мускула при помощи простого упражнения. В обоих случаях нужно забыть о неинтересности самого упражнения, имея в виду поставленную цель.

(б) Сосредоточьте ваше внимание на какой-нибудь части тела, например, на руке, и устремив все ваше внимание на нее, устраните или удержите все ощущения, воспринимаемые остальными частями вашего тела. Небольшая практика поможет вам сделать это. Кроме действия на ум, это упражнение повысит деятельность той части тела, на которой вы сосредоточиваетесь, по причинам, которые будут изложены в последующих чтениях. Меняйте части тела, служащие для сосредоточения, и тем давайте уму больше разнообразия в упражнениях, а телу пользу общего возбуждения.

(в) Эти упражнения могут быть распространены на все предметы вокруг вас. Но помните всегда, что сама по себе вещь не имеет значения, и что цель всего этого – научить ум повиноваться воле так, чтобы когда вы на самом деле хотите воспользоваться вашими умственными силами, вы могли найти их хорошо обученными и послушными. Не поддавайтесь желанию пренебречь этой частью работы вследствие ее «сухости» и неинтересности, так как она ведет к вещам в высшей степени интересным и открывает дверь к увлекательным возможностям.

(г) Практикуйте сосредоточение внимания на отвлеченных темах, то есть на темах, представляющих интерес умственного исследования. Разбирайте тогда вопрос во всех его фазах и видах, следуя то одним путем, то другим, пока вы не почувствуете, что знаете по этому вопросу все, что может знать ваш ум. Вы будете удивлены, когда увидите, насколько больше знаете о вещи, чем считали раньше. В скрытых углах своего ума вы найдете какие-нибудь полезные или интересные сведения относительно данного предмета, и когда вы вполне закончите ваше исследование, вы почувствуете себя хорошо осведомленным о самом предмете и обо всем, что связано с ним. Это упражнение не только поможет вам развить ваши интеллектуальные силы, но и укрепит вашу память, расширит ум и даст вам больше уверенности в самом себе. А кроме того, вы проделаете ценное упражнение в сосредоточении или «дхаране».

Важное значение сосредоточения

Сосредоточение есть собирание ума в фокус, и это сосредоточение ума требует предварительного сосредоточения воли. Ум сосредоточивается потому, что воля направлена на один предмет. Ум вливается в форму, создаваемую волей. Приведенные упражнения предназначены не только для того, чтобы приучить ум повиновению воле, но также для того, чтобы приучить волю управлять умом. Мы говорим об усилении воли, но в действительности подразумеваем приучение ума повиноваться и приучение воли распоряжаться. Наша воля и так достаточно сильна; только мы не сознаем этого. Корень воли лежит в самом центре нашего существа – в нашем Я, но наш несовершенно развитый ум не признает этого факта. Мы похожи на молодых слонов, не сознающих своей собственной силы и позволяющих управлять собой слабым погонщикам, которых они могли бы сбросить с себя одним движением. Воля лежит в основе всех действий – всего делания умственного и физического.

Мы должны будем много говорить относительно воли в этих чтениях, и читатель должен уделить этому предмету достаточно внимания. Пускай он посмотрит вокруг себя, и он увидит, что главное различие между людьми, выдвинувшимися вперед во всех сферах жизни, и теми, которые остаются в общих рядах, заключается в решимости и воле. Относительно этого очень хорошо сказал Бекстон: «Чем дольше я живу, тем больше я убеждаюсь, что главное различие между людьми слабыми и могущественными, великими и ничтожными, есть энергия и непобедимая решимость». Бекстон мог бы прибавить, что основание «энергии и непобедимой решимости» есть воля.

Писатели и мыслители всех веков признавали удивительное и высокое значение воли. Теннисон говорит: «О, живая воля! Ты выдержишь там, где все видимое должно поколебаться». Оливер Вендел Холмс пишет: «Место проявления воли кажется меняющимся сообразно тому, как воля проявляется

Скачать:PDFTXT

Раджа-йога. Рамачарака Йога читать, Раджа-йога. Рамачарака Йога читать бесплатно, Раджа-йога. Рамачарака Йога читать онлайн