обладать всякий великий изобретатель, несомненно может значительно увеличиться посредством постоянных упражнений».
Заканчивая этот обзор различных мнений, доказывающих правильность учения йогов по данному вопросу, приводим еще слова Битти, который говорит: «Сила, с какой что-либо поражает ум, обыкновенно пропорциональна степени внимания, отдаваемого данному факту. Более того, великое искусство памяти есть именно внимание, и невнимательные люди всегда обладают скверной памятью».
Существуют два рода внимания: первое – это внимание, направленное внутрь ума на умственный предмет или понятие; другое есть внимание, направленное на внешний для нас предмет. Одни и те же общие правила и законы применимы в одинаковой степени к обоим родам внимания.
Точно таким же образом можно найти другое различие между двумя родами внимания, а именно: внимание, привлекаемое каким-нибудь впечатлением, поступающим в сознание без какого-либо усилия со стороны воли. Это внимание называется непроизвольным вниманием, так как внимание и интерес вызваны привлекательностью или новизной предмета. Другой род внимания, когда оно бывает направлено на какой-либо предмет усилием воли, называется волевым вниманием. Непроизвольное внимание наиболее часто встречается и не требует специальной тренировки. В действительности, высшие животные и малые дети кажутся обладающими б?льшей степенью непроизвольного внимания, чем взрослые люди. Большой процент людей обладает только этой формой внимания, имея лишь зачатки высших форм. С другой стороны, волевое внимание требует усилий, воли и определенной цели, то есть некоторой тренировки, которая недостижима для большинства людей, так как они не хотят потрудиться направлять свое внимание по этому пути. Волевое внимание есть признак учеников-йогов и других мыслящих людей. Они сосредоточивают свой ум на предметах, не говорящих непосредственному интересу или наслаждению, и делают это с целью учиться направлять свое внимание и совершенствоваться. Мало думающий человек не будет стараться таким образом удерживать свое внимание на неинтересных предметах, разве на одно мгновение, так как его невольное внимание скоро будет привлечено каким-нибудь проходящим предметом, хотя бы самым ничтожным по характеру, и волевое внимание исчезает и будет забыто. Волевое внимание развивается упражнениями и настойчивостью и вполне окупает труд, так как ничто в умственном мире не может быть совершено без него.
Внимание само нелегко останавливается на неинтересных предметах, и если интерес не будет создан, потребуется значительная степень напряжения волевого внимания для того, чтобы ум не отходил от такого предмета. Кроме того, если бы даже простое внимание и было привлечено, то оно скоро начнет колебаться, если не произойдет какой-либо интересной перемены в аспекте предмета, которая даст вниманию новую точку опоры, или в самом предмете не проявится какое-нибудь новое качество, характеристика или свойство. Это обстоятельство зависит от того, что умственный механизм не был тренирован для продолжительного волевого внимания, и в действительности физический мозг не приучен к работе, хотя он мог бы быть тренирован для этого путем терпеливых упражнений.
Исследователями было замечено, что внимание может отдыхать и освежаться двумя способами: или посредством отвода волевого внимания от предмета и разрешения вниманию следовать непроизвольным импульсам, или с другой стороны – направлением волевого внимания на новое поле наблюдения, то есть на какой-нибудь новый предмет. Иногда один способ покажется лучшим по результатам, а иногда предпочтительнее другой. Мы обращаем ваше внимание на тот факт, что интерес развивает внимание и держит его на предмете, в то время как неинтересная тема или предмет требуют большого усилия и прилежания. Этот факт ясен для каждого. Процесс чтения книги служит простой иллюстрацией вышеупомянутого. Почти каждому случалось отдавать все свое внимание какому-нибудь яркому, захватывающему рассказу, в то время как людей, способных уделить достаточное количество волевого внимания, чтобы одолеть научную книгу, очень мало. Здесь мы желаем обратить ваше внимание на другую сторону вопроса, лишний раз подтверждающую тот факт, что истина состоит из парадоксов.
Подобно тому, как интерес развивает внимание, внимание развивает интерес. Если человек даст себе труд сколько-нибудь сосредоточить волевое внимание на каком-либо предмете, то он скоро убедится в том, что, при некоторой настойчивости, перед ним откроются новые интересные стороны этого предмета. Ему откроются вещи, которых он раньше не видел и не подозревал, и в каждом предмете он увидит много новых фаз и аспектов, которые все будут представлять для него интерес. Ищите интересные стороны в неинтересных вещах, и эти стороны явятся вам, и тогда неинтересный предмет изменится в ваших глазах в вещь, полную самого разнообразного интереса.
Волевое внимание – один из признаков развитой воли, то есть ума, хорошо тренированного волей, потому что воля всегда сильна и в тренировке нуждается ум, а не воля. С другой стороны, один из лучших путей тренировки ума посредством воли – это практические упражнения волевого внимания.
Таким образом вы видите двойное действие изложенного правила. Некоторые западные психологи высказали теорию о том, что волевое внимание есть единственное орудие воли и что этого орудия воли достаточно, потому что, если внимание твердо установить и держать на предмете, то ум сделает остальное. Мы не согласны с мнением этой школы и упоминаем об этом факте только для иллюстрации той важности, какую современные психологи приписывают волевому вниманию.
Человек с сильно развитым вниманием часто достигает гораздо большего, чем даровитый человек, но с недостатком внимания. Волевое внимание и прилежание – весьма хорошие замены гениальности и часто достигают гораздо большего результата, особенно на большом промежутке времени.
Волевое внимание есть твердое и определенное утверждение ума на каком-нибудь определенном предмете, причем в то же время выключаются из сознания все другие предметы, стремящиеся туда проникнуть. Гамильтон определяет волевое внимание как сознание, намеренно примененное, согласно закону его ограничения, к какому-нибудь определенному объекту. Тот же автор дальше утверждает, что чем больше число предметов, к которым одновременно простирается сознание, тем меньше интенсивность внимания, отдаваемого каждому из этих предметов, и следовательно, тем менее живо и ясно будет знакомство сознания с каждым из этих предметов. Когда наш интерес возбужден по отношению к какому-либо предмету и мы хотим получить все сведения относительно этого предмета, какие только возможны, мы должны ограничиваться стремлением к познанию одного этого предмета, откинув все остальное.
Человеческий ум обладает способностью заниматься одновременно только чем-нибудь одним, хотя он способен переходить с одного предмета на другой с удивительной скоростью, так быстро, что многие утверждают, будто могут одновременно схватывать несколько предметов. Лучшие авторитеты по психологии, восточные и западные, держатся того мнения, что теория «одной идеи» более правильна. По этому вопросу мы приведем несколько мнений.
Жоффруа говорит: «Практикой установлено, что мы не можем отдавать наше внимание одновременно двум различным предметам». Голланд утверждает, что «две мысли, как бы тесно они не были связаны одна с другой, не могут существовать в одно время». Льюис писал: «Природа нашего организма препятствует нам представлять сознанию более одного аспекта в каждый данный момент». Уэтли говорит: «Лучшие философы согласны, что ум не может в действительности заниматься одновременно более чем одной вещью, и даже, когда кажется, что он делает это, в действительности он с удивительной быстротой перебегает взад и вперед от одной вещи к другой».
Сосредоточив волевое внимание на предмете, мы не только в состоянии видеть его и думать о нем с величайшей возможной степенью ясности, но при таких условиях ум обладает склонностью приводить в поле сознания все различные идеи, соединенные в нашей памяти с этим предметом или вопросом, и как бы ставить вокруг данного предмета все относящиеся к нему факты и сведения. В то же время внимание, направленное на предмет, оживляет и делает ярче все то, что мы знаем относительно этого предмета в данное время и могли бы узнать впоследствии. Внимание как бы прорывает канал, по которому течет знание.
Внимание увеличивает и усиливает способности восприятия и сильно помогает деятельности органов восприятия. Обращая внимание на то, что он видит и слышит, человек начинает замечать не увиденные или не услышанные ранее подробности, и где невнимательный ум получит, скажем, три впечатления, внимательный ум воспримет их трижды три, или может быть, трижды трижды три.
Как мы сейчас сказали, внимание приводит в действие силы ассоциации и дает нам свободный конец бесконечной цепи ассоциированных между собой фактов, хранящихся в нашей памяти. Эти факты образуют комбинации, о которых мы никогда не думали раньше, и этим дают нам совершенно новые сведения относительно рассматриваемой вещи. Доказательство этого доступно каждому на опыте. Кто не помнит, как сидя и занимаясь письмом, рисованием или чтением с большим вниманием и интересом, он с изумлением обнаруживал, что целый поток мыслей, относящихся к данному предмету, проникает в его голову. Внимание как будто собирает в фокус все ваши познания, которыми вы обладаете по отношению к данной вещи, и соединяет их вместе, позволяя вам комбинировать и классифицировать их, создавая таким образом новые знания. Гиббон говорит нам, что, бросив беглый взгляд и немного подумав о новой теме, он переставал размышлять о ней и позволял своему уму (при сосредоточенном внимании) обнаруживать всю сумму своих знаний по отношению к этому предмету, после чего возобновлял работу с удвоенной силой и производительностью.
Чем больше внимания человек отдает рассмотрению предмета, тем глубже впечатление, которое предмет оставляет в уме, и тем легче будет ему впоследствии проследить это течение мыслей при работе.
Внимание – это необходимое условие для хорошей памяти, и фактически не может быть хорошей памяти без некоторой степени внимания. Степень памяти зависит от степени внимания и интереса. И когда мы подумаем, что работа сегодняшнего дня дает результаты благодаря тому, что мы помним, что было вчера, третьего дня и т. д., мы начинаем видеть, что степень внимания, проявляемого сегодня, определяет качество работы завтрашнего дня.
Некоторые мыслители определяют гениальность как результат великих сил внимания или по крайней мере признают, что внимание и гениальность идут рядом. Один писатель говорит, что, может быть, гениальность лучше всего определяется силой сосредоточения на каком-либо данном предмете до тех пор, пока из этого предмета не взято все, что заключается в нем.
Симпсон писал, что сила и привычка мыслить внимательно и беспрерывно об одном деле, с изъятием на это время всяких других предметов, есть одно из главных, если не главное средство, ведущее к успеху. Сэр Исаак Ньютон рассказывает нам свою систему приобретения сведений и знаний. Он говорит, что старался возможно более долгое время держать перед собой предмет, подлежащий рассмотрению, и затем оставлял его и ждал, пока у него как бы сами собой не начинали появляться новые мысли, касавшиеся данного предмета – слабая полоска зари постепенно превращалась в яркий свет дня. Это на самом деле как бы умственный солнечный восход.
Внимательный наблюдатель, доктор Абекромби, писал, что он не знает более