Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Раджа-йога. Рамачарака

руках постороннего лица, которое заставляет его ждать, пока работа не будет исполнена какой-то скрытой областью его ума. Покончив с задачей, подсознательная часть ума молниеносно отправляла свое решение в сознательную часть, и автор начинал писать.

В той же главе упоминается также о знаменитом французском химике Бертоло, который говорил, что самые лучшие его идеи появлялись неожиданно в его голове, точно падали к нему с неба. Восьмое чтение полно подобных примеров, и мы посоветовали бы перечитать его для того, чтобы освежить в памяти факты, свидетельствующие о подсознательной работе ума.

Заметьте, что почти все упоминаемые в восьмом чтении лица, говорившие о помощи, оказанной им подсознательной областью ума, совершенно случайно узнавали о существовании этой области, которая могла брать на себя решение задач и охотно это делала, если ее так или иначе заставляли действовать. Что касается приемов для приведения в действие подсознательной части ума, лица эти больше полагались на счастье – вернее сказать, они снабжали сознательный ум большим количеством материала, все равно как набивают желудок пищей, а затем приказывали подсознательному уму рассортировать, привести в порядок и переварить эту умственную пищу, подобно тому опять-таки – как желудок и вообще пищеварительные органы переваривают естественную пищу – вне области сознания и воли. И ни в одном из вышеприведенных случаев подсознательному уму не было дано прямого, специального приказания для исполнения его удивительной работы. Просто-напросто надеялись, что он в виде самозащиты постарается справиться с предложенным ему слишком изобильным умственным материалом. Но существуют гораздо более хорошие приемы, с которыми мы и хотим познакомить вас.

Индийские йоги, или вернее те, что преподают своим ученикам «раджа-йогу», делают им указания, как следует направлять их подсознательный ум, чтобы он решал вместо них их умственные задачи, все равно как если бы одно лицо наставляло другое, как исполнить такую-то работу. Они знакомят их с методами, при помощи которых, собрав необходимые материалы, те могут приказать своему подсознательному уму, чтобы он разобрал этот материал, анализировал его, привел в порядок и извлек из него желаемые сведения; мало того, чтобы при случае он навел необходимые научные справки о каком-нибудь философском или метафизическом вопросе, которые можно найти только в самом уме. А когда ученик или йог достаточно поупражнялся в этом искусстве, он уже вполне уверен, что желаемый результат получится в свое время, и потому он устраняет из своего сознательного ума занимавший его вопрос и обращается к другим вопросам, зная отлично, что его подсознательный ум будет беспрерывно – днем и ночью – за него работать, собирая справки или разрабатывая задачу.

Вы сейчас же убедитесь в громадном превосходстве этого метода в сравнении с прежними приемами действия «наугад», к которым прибегали ученые, наталкивавшиеся лишь на частицы этой истины.

Учитель йоги начинает с того, что старается запечатлеть в уме своего ученика тот факт, что ум способен простираться наружу до материального или умственного объекта и, рассмотрев его с помощью присущих ему методов, извлекать сведения, касающиеся этого самого объекта. В этом нет ничего поразительного – все мы ежедневно более или менее испытываем эту истину на себе. Но в высшей степени удивителен процесс, посредством которого сведения извлекаются – процесс, действительно совершающийся под сознательной плоскостью, между тем как роль сознательного ума заключается главным образом в удержании внимания на объекте. Мы говорили о значении внимания в предыдущих чтениях, и теперь вам полезно было бы прочесть их еще раз.

Когда ученик уже вполне освоился с подробностями процесса сосредоточения внимания и с последующим развертыванием знания, йог сообщает ему, что есть иные способы добывания сведений о предмете, с помощью которых внимание может быть твердо направлено на предмет и затем бессознательно там удерживаемо – то есть часть внимания, или подсознательная фаза мышления, которая и будет удерживать подсознательный ум твердо на работе, пока она не будет закончена, оставляя сознательное внимание и мышление свободными для занятий другими предметами.

Йоги говорят, что эта новая форма внимания гораздо более интенсивна и могущественна, нежели сознательное внимание, ибо ему, этому бессознательному вниманию нельзя помешать, его нельзя поколебать или отвлечь от предмета, и что оно работает над своей задачей днями, месяцами, годами, и если необходимо – всю жизнь, смотря по степени трудности задачи, и даже переносит свою работу из одной жизни в другую, пока не будет отозвано волей. Они внушают своим ученикам, что в жизни каждого человека в большей или меньшей степени совершается эта подсознательная работа, удовлетворяя сильную жажду знания, проявленную субъектом в какой-либо из его предыдущих жизней и приносящую плоды лишь в настоящей. Много открытий было сделано в силу этого закона. Но не об этой фазе вопроса мы намерены говорить в нашем нынешнем чтении.

Итак, по теории йогов, подсознательную умственную способность можно заставить приняться за работу, подчиняясь приказаниям, данным волей. Всем вам, конечно, известно, как в силу этого подсознательного умственного процесса человек, под влиянием необходимости или сильного желания, просыпается в назначенный час, чтобы попасть на поезд. Или как, например, мысль о том, что вы обещали кому-нибудь явиться, скажем, в четыре часа, вдруг сверкнет у вас в голове именно в ту минуту, когда часовая стрелка подходит к условленному времени. Почти каждый человек может припомнить подобные случаи в своей жизни.

Но йоги идут гораздо дальше. Они находят, что все какие бы то ни было способности ума можно заставить работать над какой угодно задачей по приказанию воли. И в самом деле йоги и их лучшие ученики до такой степени овладели этим искусством, что считают лишним заниматься черной работой – думать в сознательной области – и предпочитают передавать такую работу в подсознательную область, предоставляя сознательной работе обсуждение уже обработанных подсознательным умом мыслей и добытых им сведений.

Их наставления ученикам занимают много места и требуют много времени – некоторые очень сложны и чрезвычайно подробны. Но мы надеемся, что сумеем в кратких словах и в сжатой форме на нескольких страницах этого чтения дать нашим читателям понятие обо всем этом. Следующие чтения прольют добавочный свет на вопрос о подсознательной деятельности ума, также как и на другие связанные с ней вопросы.

Йог выбирает время, когда ученик сидит, измученный, над каким-нибудь головоломным философским вопросом, и приказывает ему ослабить все натянутые нервы и мускулы, устранить всякое умственное напряжение и подождать несколько минут. А затем советует ему посредством сосредоточения твердо и определенно поставить занимавший его вопрос перед своим умственным оком, а немного позднее усилием воли передать его подсознательному мышлению. Причем очень полезно представить себе этот вопрос в виде умственной картины, в виде материальной субстанции, словом, в виде пучка мыслей, который как будто и в самом деле подняв вверх, мы оттуда бросаем в некий умственный люк, где он и исчезает из наших глаз. Тут ученик должен сказать, возвращаясь к подсознательному уму: «Я желаю, чтобы этот вопрос был всесторонне рассмотрен, анализирован, классифицирован и пр., и чтобы результат исследования был передан мне. Займись этим».

Ученику советуют обращаться к подсознательному уму как к особому существу, которому дали работу; ему советуют с доверием ожидать результата, ибо это доверие играет важную роль во всем этом процессе: степень успеха зависит от степени доверия.

В случае неуспеха ученику рекомендуют, свободно пользуясь воображением и создавая соответственную умственную картину, стараться представить себе свой подсознательный ум занятым заданной работой. Этот процесс очищает для подсознательного ума умственную тропу, которую этот последний затем и выберет, так как он предпочитает следовать по линии наименьшего сопротивления.

Само собой разумеется, что многое зависит от практики: практика ведет к совершенствованию во всем, и процесс, о котором идет речь, не составляет исключения из общего правила.

Ученик делает постепенно успехи в этом искусстве и затем уже посвящает свое время приобретению новых фактов для умственной переработки, а не тратит его на механический мыслительный акт.

Но здесь не следует упускать из виду того весьма важного обстоятельства, что сила воли, передавшая умственный материал в подсознательный ум – собственно она-то и заставляет его работать – сильно зависит от степени внимания и живого интереса, вкладываемых нами в этот материал. Вся масса мысленного материала, предназначенная для переработки в подсознательном уме, должна быть, так сказать, насыщена вниманием и живым интересом к ней для того, чтобы получился наилучший результат. Внимание и живой интерес – такие важные помощники воли, что заботясь о развитии и приобретении силы воли, мы в сущности работаем над развитием и приобретением внимания и живого интереса. Мы отсылаем читателя к предыдущим чтениям, где объяснено и описано все значение этих двух факторов.

Добывая материал для передачи его подсознательному уму, следует сосредоточить все свое внимание на каждой отдельной мысли собранного материала. Это собирание материала – дело чрезвычайной важности, и к нему нельзя относиться слегка. Нельзя второпях набрать разнородный материал и воображать, что подсознательный ум справится как следует со своей задачей. Он не в состоянии это сделать, и тот, кто будет действовать на основе такого ошибочного предположения, непременно разочаруется в своих ожиданиях.

Лучший способ добиться успеха – следующий: надо брать из собранного материала каждую мысль в отдельности, рассмотрев ее с живейшим любопытством, а следовательно, и с величайшим вниманием, так сказать, пропитав ее тем и другим, отложив в сторону, к той груде материала, который принадлежит передаче подсознательному мышлению. Затем займитесь следующей частицей и, обработав ее таким же образом, так же отложите в сторону. А некоторое время спустя, когда вы уже достаточно ознакомитесь с главными фактами, внимательно исследуйте всю массу в целом, так сказать, сделайте всему материалу «генеральный смотр» и затем опустите его в «люк», в подсознательную область, со строгим приказанием «заняться этим материалом», и с доверием ожидайте исполнения этого приказания.

Такой смотр всего материала способствует созданию яркой «умственной картины», с которой подсознательному уму уже нетрудно справиться. Не забывайте, что вы рассматриваете «мысли», которые должны быть затем обработаны подсознательным умом, и что чем более осязательны и реальны эти мысли, тем легче с ними совладать. Поэтому следует пользоваться всяким приемом, содействующим превращению мыслей в «реальные» вещи. Достигается же этот результат с помощью внимания и живого интереса.

Если нам позволено будет сделать простое, банальное сравнение, мы поясним нашу мысль, напомнив о варящемся яйце, когда жидкие белок и желток становятся твердыми и реальными. Подходящей иллюстрацией может служить и кисточка для бритья, постепенно превращающая жидкую мыльную пену в густую, компактную массу, а также сбивание масла. К этому последнему уподоблению охотно прибегают индусы, желая обратить внимание ученика на тот факт, что если исследовать «мысленный материал» с полным вниманием и с

Скачать:PDFTXT

Раджа-йога. Рамачарака Йога читать, Раджа-йога. Рамачарака Йога читать бесплатно, Раджа-йога. Рамачарака Йога читать онлайн