нему относящиеся, не представлялись в вашем уме в их взаимном отношении. Все равно, как если бы у вас в огромном складе были повсюду разбросаны сотни фунтов какого-нибудь товара по маленьким кусочкам то там, то здесь, вперемешку с тысячами других вещей.
Можете сделать опыт: вам стоит сесть и заставить свои мысли заняться каким-нибудь предметом, и вы тотчас же увидите, что в поле вашего сознания начинают появляться разного рода сведения, о которых вы, по-видимому, забыли, и что все они размещаются по своим настоящим местам. С каждым человеком бывали такие случаи. Но ведь собирать воедино разбросанные отрывки сведений – дело скучно для сознательного ума, тем более, что подсознательный ум может справиться с этой задачей так же хорошо, как и сознательный. В сущности, он-то, то есть подсознательный ум, и занимается всегда этой работой, даже тогда, когда вы думаете, что ею занимается сознательный ум. Роль последнего ограничивается сосредоточением внимания и удержанием его на предмете. Но и это удержание внимания – работа скучная, и нет надобности, чтобы сознательный ум тратил свою энергию на подробности задачи, ибо эта работа может быть исполнена и легче, и проще.
Самое лучшее в данном случае – прибегнуть к способу, подобному тому, который мы наметили несколькими страницами раньше; то есть следует удерживать ваше внимание, сопровождаемое живейшим интересом, на занимающем вас вопросе, пока вы не получите ясного представления о том, какой, собственно, ответ вам нужен; затем следует передать весь вопрос подсознательному уму с приказанием «заняться этим», а самому забыть о нем – выбросить его из головы: пусть подсознательный ум работает за вас. Если возможно, не возвращайтесь к этому вопросу раньше следующего утра, а затем снова рассмотрите его, и если ваши приемы были правильны, вы увидите, что задача разработана, приведена в логическую последовательность так, что вашему сознательному уму уже нетрудно будет обозреть целый ряд фактов, примеров, иллюстраций и опытов, ее касающихся.
Многие из вас могут сказать, что они не прочь были бы применить этот метод и в таких случаях, когда нет времени откладывать решение дела до следующего дня. На это мы ответим, что можно ускорить работу подсознательного ума; и действительно, многие деловые люди по необходимости сами собой наталкивались на этот ускоренный метод. Они быстро, с большим вниманием знакомятся с вопросом, обращаясь к самой сути его, а затем на 1-2 минуты оставляют его в подсознательном уме, употребив эти минуты на «предварительные переговоры», пока у них не появится первый проблеск возможности какого-либо решения вопроса. Дождавшись его и ухватившись за первый попавшийся свободный конец вернувшегося вопроса, они разматывают клубок сведений и начинают «говорить» о деле, сами удивляясь, откуда все это у них берется. Многие юристы, достигнув в этом большого искусства, прослыли за весьма «находчивых» ораторов. Этим господам часто приходится внезапно очутиться лицом к лицу с таким вопросом, запутанности которого они за минуту того и не подозревали. Но они испытали на практике, что предаваться в таких случаях страху и терять веру в себя – безумие: что-то подсказывало им, что к ним придет на выручку нечто, существующее в них самих. И вот, приняв самоуверенный вид, они произносят несколько пустых, банальных фраз, между тем как подсознательный ум быстро собирает материал для ответа. Через минуту в голове у говорящего вдруг мелькает мысль; а за ней другая, третья уже следует с такой быстротой, что оратору почти невозможно все их передать словами. И, смотришь, опасность миновала, и блестящий успех неожиданно получается там, где грозили, по-видимому, неудача и поражение. В таких случаях требование заняться вопросом не предъявляется подсознательному уму словесно; оно есть следствие сильнейшей потребности ума. Однако если отдать быстро приказание словами: «Займись этим», результат будет более успешный.
Мы знавали многих выдающихся дельцов, которые прибегали к сигаре во время важных деловых свиданий не потому, чтобы имели особенное пристрастие к табаку, а потому, что они на практике научились ценить минутную передышку, во время которой человек может «собраться с мыслями», как выразился один из них. Представьте себе, что кто-нибудь внезапно обращается к такому дельцу с вопросом или с каким-нибудь предложением, требуя немедленного ответа. Не станет же тот на глазах у всех своим сконфуженным видом обнаруживать затруднение, в которое неожиданно попал. Вместо этого он затягивается сигарой, медленно и внимательно оглядывает пепел на ее кончике, смахивает его в пепельницу, и наконец, медленно произносит: «Да, что касается этого…» или что-нибудь в таком роде. Эта фраза служит как бы предисловием к настоящему ответу, который в это время торопливо вырабатывается подсознательным умом, чтобы он мог быть вовремя произнесен в надлежащем месте. Этих нескольких выигранных минут было достаточно, чтобы подсознательный ум собрал материал и чтобы вопрос принял надлежащую форму, без малейшего видимого колебания со стороны ответчика. Конечно, для достижения такого искусства требуется практика, но во всех подобных случаях принцип-то проглядывает один и тот же: человек приказывает какой-то скрытой части своего ума работать за него, и когда начинает говорить, то видит, что вопрос уже разработан и в худшем случае ему придана хотя бы только грубая форма.
Наши читатели поймут, конечно, что мы вовсе не советуем курить сигары во время свиданий по важным делам, а просто привели эти примеры, как ярко иллюстрирующие наш принцип. Другие лениво вертят в пальцах карандаш и в критическую минуту роняют его. Но довольно этих примеров, иначе нас могут обвинить в том, что мы даем советы житейской мудрости, вместо того, чтобы учить, как следует пользоваться умом. Перерыв, который делает с многозначительным видом учитель, когда ему надо ответить на вопрос ученика, может также служить доказательством влияния этого закона. Учитель часто говорит: «Постойте, я подумаю с минуту», но во время этой паузы он вовсе не думает сознательно о заданном ему вопросе, а смотрит мечтательно куда-то вперед; а между тем подсознательный ум в это время работает за него, хотя данное лицо, пожалуй, и не подозревает этой работы. Нам стоит попристальнее вглядеться вокруг, чтобы познать всю важность этой истины, так часто применяемой.
Подсознательный ум может быть использован не только в тех случаях, о которых мы упоминали на предыдущих страницах; к нему можно обращаться за помощью во всех житейских затруднениях. Эти маленькие подсознательные феи всегда в нашем распоряжении и, по-видимому, считают за счастье оказывать нам услуги.
И ведь это нисколько не ставит нас в зависимое положение, а напротив, рассчитано на то, чтобы возбудить в нас веру в самих себя, ибо мы призываем на помощь не посторонний ум, а часть нашего собственного. Если бы люди, всегда действующие по указке других, познакомились с этими маленькими «домашними советчиками», обретающимися в нас самих, они отказались бы от своей вечной умственной зависимости, постепенно приобрели бы доверие к собственным силам и стали бы отважнее. Вы только представьте себе, какая самоуверенность рождается в душе человека, когда он чувствует, что в нем самом скрывается источник знания, такой же, как и у большинства людей, с которыми ему приходится сталкиваться: теперь уж, при встрече с ними ему не страшно глядеть им в глаза. Он чувствует, что ум его не ограничивается небольшим полем сознания, что он представляет собою б?льшую область, содержащую в себе массу сведений, о которых он и мечтать не мог. Все, что человек унаследовал или принес собой из предыдущих жизней, все, что он прочел, слышал, видел или испытал в жизни, запрятано в какой-нибудь части этого огромного подсознательного ума, и ему стоит только отдать приказание, и «сущность» всех этих сведений будет его достоянием – не подробности, которые, иной раз, в силу уважительных оккультных причин, могут и не быть доставлены сознательному уму, но сущность сведений пройдет перед его умственным оком с достаточным количеством примеров, иллюстраций или аргументов и даст ему возможность удачно завершить свое дело.
В следующем чтении мы обратим ваше внимание на другие качества и свойства этой великой умственной области и укажем, как можно достичь того, чтобы заставить ее работать на вас, чтобы вам добиться господства над нею. Не забывайте никогда, что Я есть господин и что господство его следует проводить на всех умственных фазах и плоскостях. Будьте не рабом подсознательного ума, но его господином.
Я обладаю в самом себе подвластной мне умственной областью, над которой я господствую. Этот ум дружественно ко мне расположен и с радостью исполняет мою просьбу или приказание. Он работает для меня и отличается постоянством, неутомимостью и верностью. Убедившись в этом, я уже более не испытываю страха неведения, неосведомленности. Я – господин всего этого, поддерживающий свой авторитет. Я господствует над телом, умом, сознанием и подсознанием. Я есмь Я – центр власти, силы и знания. Я есмь Я, а Я есть дух, частица Божественного пламени.
Чтение 11. Подсознательное воспитание характера
В предыдущем чтении мы указали вам на удивительную деятельность, проявляемую подсознательными сферами мышления в смысле исполнения умственной работы. Но как ни богата возможностями деятельность этого поля мышления в данном направлении, этим она еще не исчерпывается; не менее ценна, чем все, о чем было сказано выше, возможность пользоваться подсознательной деятельностью ума для воспитания характера.
Каждому человеку известно, что он может изменить свой характер, энергично подавляя одни наклонности и путем систематического упражнения воспитывая в себе другие, и конечно, многие из тех, кому попадутся в руки эти строки, знакомы с этими приемами. Но только в последние годы стали распространяться в широкой публике сведения о том, что можно изменять, смягчать и совсем переделывать характер, рассудительно пользуясь подсознательными способностями ума.
Слово «характер» происходит от древних терминов, означающих «отметить», «запечатлеть» и пр.; некоторые же ученые относят происхождение его к тому слову, которым вавилонские кирпичники обозначали клеймо: они ставили клеймо на каждый выделанный кирпич, и у каждого из них было свое клеймо. Эти сведения представляют интерес в связи с теми новейшими теориями воспитания характера, которые появились в последних произведениях западных психологов. Но для йогов, учителей Востока, где применяли этот метод много столетий назад, воспитывая молодежь, эти теории вовсе не новы. Йоги давно утверждали, что характер, то есть сырой, грубый материал, получаемый нами при рождении, подлежит изменению и что у среднего человека он со временем меняется под влиянием внешних обстоятельств, а человек, обладающий мудростью, сам изменяет и воспитывает свой характер. Йоги изучают характер своих воспитанников и дают им советы, как искоренять нежелательные черты, и наоборот, развивать желательные.
Основанием для йоги в деле воспитания характера служат удивительные способности подсознательной плоскости ума. От изучающих йогу вовсе