беспрерывно возвращаться к этим мыслям и воображать, что вы уже обладаете желаемым. И тогда вы почувствуете, что желание в вас растет и вы вскоре «захотите» обладать этой чертой, и желание будет все расти и расти. А когда желание достигнет определенной силы, вы почувствуете и достаточный прилив силы воли для исполнения задуманного. Воля следует за желанием. Взращивайте желание, и вы всегда найдете за ним волю, достаточную для его исполнения. Под давлением сильного желания люди совершали подвиги, граничащие с чудесами.
Если вас одолевают желания, которые вы находите вредными для себя, старайтесь отделаться от них измором и в то же время выращиванием противоположных желаний. Отказываясь думать о предосудительных желаниях, вы отказываете им в умственной пище, которая собственно и обусловливает их рост. Как можно погубить растение, отказывая ему в пище, почве и воде, так можно извести и предосудительное желание, отказывая ему в умственной пище. Помните это, ибо это чрезвычайно важно. Не позволяйте вашему уму останавливаться на таких желаниях и решительной рукой отведите в сторону ваше внимание, а главным образом ваше воображение; отвлеките их от данного предмета. Вначале это может потребовать проявления некоторой силы воли с вашей стороны, но чем дальше, тем будет легче, и каждая победа будет доставлять вам новую силу для новой борьбы. Но ни в каком случае не делайте уступок желанию, не входите с ним в компромисс, не соглашайтесь поддерживать эту идею. В борьбе подобного рода каждая победа прибавляет сил, каждое поражение убавляет их.
Отказываясь содержать предосудительного гостя, вы в то же время непременно должны взращивать желание совсем противоположного характера, прямо противоположное тому, которое стараетесь уничтожить. Рисуйте в своем воображении противоположное желание, почаще думайте о нем, заставляйте ваш ум с любовью останавливаться на нем, и пусть ваше воображение облечет его в форму. Думайте о тех преимуществах, которые возникнут для вас, когда вы вполне овладеете им; вообразите, что уже наступил этот момент и что вы исполняете вашу новую роль в жизни во всеоружии вновь приобретенной силы.
Все это постепенно приведет вас к тому исходному пункту, когда вы «захотите» обладать этой силой. А затем вы должны быть готовы к следующему шагу, к следующей ступени, которую мы назовем «верой» или «доверчивым» ожиданием.
Но ведь веру, или доверчивое ожидание, не вызовешь по заказу, по крайней мере, у большинства людей, и в таких случаях их надо приобретать постепенно. Многие из читающих эти строки поймут то, что мы пытаемся здесь объяснить, и они будут иметь эту веру, а тем, у которых ее не будет, мы советовали бы поупражняться на какой-нибудь пустячной умственной задаче, на какой-нибудь ничтожной черте характера; в такой борьбе победа дается просто и легко. Затем они перешли бы к более трудным задачам, пока не приобрели бы той веры, или доверчивого ожидания, которые добываются путем настойчивой практики.
Чем больше веры, или доверчивого ожидания, человек вносит в дело воспитания характера, тем более блестящим будет успех. И это на основании точно установленных психологических законов. Вера, или доверчивое ожидание, расчищает умственную тропу и облегчает работу, тогда как сомнение, или отсутствие веры, замедляет ее, служит препятствием, камнем преткновения. Сильное желание и вера – вот две первые ступени. Третья – сила воли.
Силу воли мы представляем себе не в виде сжатого кулака или нахмуренных бровей, как многие понимают слово «воля». Воля проявляется вовсе не таким путем. Настоящая воля приводится в действие тем, что мы приобретаем реальное познание нашего истинного Я. Приказание исходит из этого центра власти и силы. Это голос Я, необходимый в деле воспитания характера.
Итак, теперь вы готовы для работы, так как обладаете: 1) сильным желанием; 2) верой или доверчивым ожиданием; и 3) силой воли. С таким тройным оружием ничего, кроме успеха, и нельзя ожидать.
А затем начинается настоящая работа. Прежде всего следует проложить колею для новой привычки характера. – Как, привычки? – спросите вы… Да, привычки. В этом слове весь секрет этого дела. Наши характеры созданы из унаследованных или приобретенных привычек. Подумайте об этом немного, и вы убедитесь в истинности этого. Вы делаете то или другое, нисколько не думая о том, что вы делаете, только потому, что у вас вошло в привычку это делать. Вы поступаете определенным образом опять-таки в силу привычки. Вы обыкновенно правдивы, честны, добродетельны, потому что вы создали в себе такие привычки. Вы сомневаетесь в этом… Посмотрите вокруг себя или вглядитесь в ваше собственное сердце, и вы увидите, что некоторые из ваших старых привычек исчезли и появились новые. Воспитание характера есть создание привычек, и изменение характера есть изменение привычек. Вам было бы не лишним запечатлеть этот факт в своем уме, ибо это даст вам ключ к уразумению многого, соприкасающегося с этим вопросом.
И при этом следует помнить, что привычка есть почти исключительно продукт подсознательного мышления. Правда, что привычки берут свое начало в сознательном уме, но раз установившись, они опускаются в глубины подсознательного мышления и затем делаются «второй натурой», которая, кстати сказать, часто бывает сильнее первоначальной природы. Герцог Веллингтон говорил, что привычка в десять раз сильнее натуры, и он вбивал привычки в своих солдат до тех пор, пока они не находили естественным действовать согласно с этими привычками, вбиваемыми в них во время учения. Дарвин рассказывает интересный случай, как привычка взяла верх над разумом. Он убедился, что у него так глубоко укоренилась привычка отбрасываться назад при внезапном приближении опасности, что как ни напрягал он силу воли, он не в состоянии был заставить себя стоять, прижавшись лицом к стеклянной клетке кобры в зоологическом саду, когда змея бросалась на него, хотя он знал, что стекло очень толстое и он не подвергался никакой опасности, и хотя он напрягал всю силу своей воли. Но мы решаемся утверждать, что и от этой сильно въевшейся привычки можно было бы отделаться, постепенно упражняя подсознательное мышление и установив новую привычку в мыслях и действиях.
Работа по прокладке нового умственного пути совершается не только в то время, когда ощущается «хотение» приобрести новую привычку. По мнению йогов, главная часть работы происходит подсознательно в промежутки между приказаниями, и успех достигается именно этим путем, точно так, как и при решении задач, о чем мы подробно говорили в нашем последнем чтении. Как на пример, мы можем обратить наше внимание на некоторые приемы при культивировании физических привычек. Урок в физическом упражнении, усвоенном учеником вечером, будет гораздо легче исполнен им на следующее утро, чем накануне, и еще легче в следующий понедельник утром, чем в предшествовавшую субботу, после полудня. У немцев есть поговорка: «Мы учимся кататься на коньках летом, а плавать зимой». Это значит, что впечатление, переданное подсознательному мышлению, расширяется и углубляется во время покоя. Лучше всего часто передавать подсознательному уму сильные впечатления, то есть такие, на которых сосредоточено сильное внимание, о чем мы уже говорили в одном из чтений этой серии, и затем эти периоды чередовать с периодами отдыха для того, чтобы подсознательному уму было время справиться со своей задачей.
Один писатель выразился так: «Посеете действие, пожнете привычку; посеете привычку, пожнете характер; посеете характер, пожнете судьбу», признавая таким образом привычку источником характера. Мы придерживаемся этой истины в деле воспитания детей, насаждая хорошие привычки путем упражнения, надзора и пр. Привычка, когда она уже установилась, действует как побуждение, так что когда мы думаем, что поступаем определенным образом без всякого мотива, мы на самом деле поступает под сильнейшим влиянием какой-нибудь твердо установившейся привычки. По словам Герберта Спенсера, «честный человек делает то, что следует, не сознательно, не потому, что долг велит, а лишь чувствуя простое удовлетворение; и не успокоится, пока не сделает». Нам могут возразить, что если придерживаться идеи о привычке, как об основе характера, то придется совсем отбросить идею о развитой нравственной совестливости, как говорит, например, об этом Джосия Ройс: «Установление организованной привычки не может еще само по себе обеспечивать рост просвещенной нравственной совестливости». На это мы сказали бы, что мы неизбежно «хотим» привить себе высокий характер раньше, чем у нас создадутся данные привычки, и вот это-то «хотим» и есть признак скорее нравственной совестливости, нежели привычки. То же самое замечание применимо и к чувству долга, к «сознанию, что я должен поступать так-то». Мысль «я должен» возникает в сознательном уме вначале и побуждает к установлению привычки, хотя эта последняя некоторое время спустя становится автоматичной – материалом для подсознательного мышления, и не имеет никакой связи с «я должен», а уже относится к тому, что нам «нравится».
Таким образом мы видим, что это изменение, воспитание, формирование, создание характера близко соприкасается с установлением привычек. А каков, спрашивается, наилучший способ для установления привычек? На это йоги отвечают: «Представьте себе умственный образ и затем созидайте вокруг него вашу привычку». И в эту сжатую фразу они вложили целую систему.
Все, что имеет форму, создано вокруг умственного образа – будь это умственный образ какого-нибудь человека, животного или даже Абсолютного. Таково правило вселенной, и в деле воспитания характера мы лишь следуем установленному правилу. Когда мы хотим строить дом, мы прежде всего думаем о «доме» вообще, а затем уже думаем о том, какой дом нам надо строить, и наконец, входим в подробности, советуемся с архитектором, и тот составляет для нас план, который и есть его умственный образ, внушенный нашим умственным образом. Когда план выбран, мы обращаемся к строителю, и в конце концов, дом стоит выстроенный, олицетворяя собой объективированный умственный образ. И так с каждой созданной вещью – все есть проявление умственного образа.
Если вы желаете привить себе некоторую черту характера, вы должны создать ясный, точный образ того, чем вы желаете быть. Это очень важный шаг. Нарисуйте ясную, точную картину, укрепите ее в вашем уме и начинайте строить вокруг нее. Пусть ваши мысли сосредоточиваются на этой умственной картине; старайтесь вообразить, что вы уже обладаете желаемой чертой и проявляете ее в действии. Проявляйте ее в вашем воображении возможно чаще, настойчиво, постоянно, при всевозможных условиях и обстоятельствах. Продолжая действовать в этом направлении, вы вскоре же заметите, что начинаете выражать мысль в действии – объективируете субъективный умственный образ. Вам уже покажется «естественным» действовать все более и более в согласии с вашим умственным образом, пока, наконец, новая привычка не водворится прочно в вашем уме и не станет вашим естественным способом действия и выражения.
Это вовсе не туманная, призрачная теория, а хорошо известный и доказанный психологический факт, и тысячи людей этим