Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Раджа-йога. Рамачарака

может быть ни уничтожено, ни убито. Оно должно знать, чт? оно есть, прежде чем оно будет в состоянии проявить свою природу. Поэтому не оставляйте эту часть учения до тех пор, пока вы совершенно не овладеете ею, и очень важно, время от времени, возвращаться к ней для того, чтобы еще сильнее запечатлеть в уме факт бессмертия и вечной природы Я. Даже самые слабые проблески сознания этой истины дают человеку увеличенное чувство силы и власти, и вы найдете, что выше Я как бы расширяется и растет и что вы являетесь центром более могущественного круга. Для этого необходимо усвоить эту идею.

Следующее упражнение очень важно для приобретения сознания непобедимости Я и его превосходства над всеми элементами.

Перейдите в состояние медитации и представьте себе свое Я ушедшим из тела; смотрите на то, как оно без всякого вреда для себя проходит через испытание воздухом, огнем и водой. Когда устранено тело, то душе, оказывается, ничто не мешает свободно носиться в воздухе, парить, как птица, или странствовать по эфирному пространству. Внутренним сознанием можно видеть, как она спокойно и без всякого вреда проходит через огонь, даже не ощущая его, потому что элементы могут влиять только на физическое тело и не могут повлиять на реальное Я. Подобным же образом можно представить себе, как душа проходит через воду, не испытывая ни опасности, ни вреда.

Это рассуждение скоро даст вам чувство превосходства и силы и сообщит вам нечто о природе истинного Я. Правда, что пока вы заключены в тело, и телу элементы могут нанести вред. Но знание, что истинное Я выше, чем тело, выше, чем элементы, которые могут вредить ему; что этому Я не может быть нанесено никакого вреда; что оно не может быть убито – знание это удивительно и способствует развитию в вас полного сознания Я. Ибо вы – истинное Я, вы не тело. Вы – дух. Я – непобедимо и бессмертно, и ему не может быть нанесено никакого вреда. Когда вы приходите к ясному сознанию и ощущению этого факта, вы чувствуете необыкновенный прилив силы и власти, какой невозможно описать. Всякий страх спадает с вас, как изношенная одежда; вы чувствуете, что вы как будто заново родились. Понимание этой мысли покажет вам, что все вещи, которых вы боялись, не могут причинить никакого вреда вашему истинному Я и должны довольствоваться тем, что иногда могут наносить какой-нибудь вред физическому телу. И даже от физического тела все опасности могут быть отстранены правильным пониманием и применением воли.

В следующем чтении мы объясним читателям, каким образом отделить Я от механизма ума и убедиться в господстве высшего сознания над умом точно так же, как мы сознаем свою власть над телом и независимость от него. Это знание должно быть постигнуто учеником постепенно. Необходимо твердо ставить ногу на ступеньку, прежде чем делать следующий шаг.

Лозунг нашего первого чтения – есть слово «Я», и ученик, стремящийся к посвящению, должен насколько возможно полно проникнуть в истинное значение этого слова, прежде чем он получит возможность дальнейшего прогресса. Он должен сознать реальность своего истинного существования, независимого от тела; он должен видеть себя, как непобедимое существо, не боящееся ни вреда, ни смерти; он должен видеть себя, как великий центр сознания – как солнце, вокруг которого вращается мир. Тогда к нему придет новая сила, он будет чувствовать спокойствие, действительно чувствовать свою силу, которая будет также очевидна всем, кто придет с ним в соприкосновение; он будет способен смотреть миру в лицо, ничего не боясь, потому что будет сознавать истинное значение природы и силы своего Я. Он будет ощущать, что он есть центр силы и влияния, что ничто не сможет повредить его Я, и будет сознавать, что какие бы жизненные бури ни разразились над его личностью – его истинное Я, его индивидуальность от них не пострадает. Подобно скале, он будет стоять спокойно и неподвижно, какие бы бури не бушевали вокруг. Так непоколебимо стоит истинное Я среди всех бурь, волнующих и смущающих личность. Человек будет знать, что по мере того, как он все яснее сознает истинную природу своего Я, он становится все более и более способным владеть этими бурями и укрощать их.

По словам одного из учителей-йогов, «Я – вечно; оно проходит без вреда для себя через огонь, воздух и воду. Меч не может ни убить его, ни ранить; оно не может умереть, все испытания физической жизни являются для него только сновидениями. Углубляясь в сознание своего Я, человек может спокойно улыбаться на все самые большие несчастья, какие только может доставить ему жизнь, и подняв свою руку, он может им приказать вернуться во тьму, из которой они вышли. Велико счастье того, кто может с полным пониманием сказать „Я“».

Мы очень рекомендуем читателям овладеть первыми уроками; не нужно терять энергии, если успех будет достигаться медленно. Не следует унывать, если случайно делается шаг назад; следующий раз вы сделаете два шага вперед. Успех и достижение будут вашими. Вы достигнете всего, чего хотите достичь; свершите все, что хотите свершить. Мир вам.

Мантры (утверждения) к первому чтению

Я– центр. Вокруг меня вращается мой мир.

Я – центр влияния и силы.

Я – центр мысли и сознания.

Я – бессмертен и неразрушим.

Я – непобедим, и ничто не может нанести мне вред.

Я

Чтение 2. Умственная природа Я

В первом чтении мы дали указания и привели описание упражнений, предназначенных для того, чтобы пробуждать ученика к осознанию, как реальности, истинного Я. Мы окончили наши наставления утверждением о реальности Я и описанием средств, при помощи которых ученик может быть приведен к сознанию своего истинного Я, своей независимости от тела и всего материального мира. Мы старались показать читателям, как они могут пробуждать у себя сознание реальности своего Я, его истинной природы, его независимости от тела, его бессмертия, непобедимости и неповреждаемости. Насколько это вам удалось, может судить только каждый читатель сам по себе. Мы можем указать путь, а что будет достигнуто на этом пути, зависит только от того, кто пойдет по нему.

Но остается еще очень много сказать относительно пробуждения и осознания Я. До сих пор мы говорили только, каким образом различать материальную оболочку Я от самого Я. Мы попытаемся теперь показать вам, что у вас есть истинное Я и что оно не имеет ничего общего с тем, что вы подразумеваете под этим словом. Но есть еще дальнейший шаг в этом самоанализе – гораздо более трудный шаг: даже тогда, когда человек уже пробудился к сознанию своей независимости от тела и материальных оболочек, он смешивает свое Я с низшим началом ума. Это – большое заблуждение. Ум во всех своих фазах и на всех плоскостях своего проявления есть только орудие истинного Я, а ни в коем случае не само Я. Мы постараемся объяснить эту идею в настоящем чтении и в относящихся к нему упражнениях. Насколько возможно, мы будем стараться избегать метафизической стороны вопроса и будем ограничиваться только психологией йогов. Мы не будем касаться теории, не будем пытаться объяснить причину, природу и цель существования ума, как орудия для проявления Я. Вместо этого мы постараемся указать пути или способы, при помощи которых человек может проанализировать свой ум и сам решит, что есть Я и что – не-Я в его психологическом аппарате. Для понимания данного вопроса нет никакой необходимости загромождать свой ум теориями или метафизическими рассуждениями. Идея может быть доказана гораздо проще, если только человек подойдет к ней с правильной стороны. Пользуясь своим умом, вы будете в состоянии расчленить его и заставить его дать вам правильный ответ на интересующий вас вопрос.

Во втором и третьем чтениях нашей книги «Основы миросозерцания индийских йогов» мы указывали читателям на тот факт, что человек заключает в себе три ментальных начала, или три подразделения ума, которые все находятся ниже плоскости духа. Я – есть дух, а ментальное начало, которым мы пользуемся для своего проявления в физическом мире, принадлежит к низшему порядку. Желая избежать повторений, мы только вкратце напоминаем читателям значение трех начал в уме человека.

Низшей частью ума является то, что мы называем инстинктивным умом. Эту часть своего ума человек разделяет с животным миром. Это – первое начало ума, и оно является первым на пути эволюции. В его низших фазах в нем едва заметно сознание, и кажется, что оно состоит из простых ощущений; на своих более высоких ступенях оно уже почти достигает плоскости разума или интеллекта. Как мы указывали, инстинктивный ум иногда резко, иногда незаметно переходит в интеллект, как бы сливаясь с ним. Инстинктивный ум совершает очень ценную работу, направляя и поддерживая животную жизнь наших тел и неся на себе обязанность поддерживать внешние стороны нашего существования. Он заведует постоянной работой починки и переделки наших тел, обменом веществ, пищеварением, усвоением и прочим – всем тем, что совершается ниже плоскости сознания.

Но это – только небольшая часть работы инстинктивного ума. В этой части ум представляется как бы складом всех наших жизненных опытов, и не только наших, но и опытов всех наших предков по пути эволюции. Все, что осталось в сознании от первобытных форм животной жизни, до привычек, унаследованных нами от наших родителей – все находится под контролем инстинктивного ума. Все стороны животных инстинктов (которые в свое время и на своем месте были необходимы для поддержания жизни) оставили следы на нашем инстинктивном уме, и эти следы иногда заявляют о своем существовании под давлением каких-нибудь необычайных обстоятельств, даже тогда, когда нам кажется, что мы уже давно переросли какую бы то ни было возможность их проявления. В инстинктивном уме сохраняются следы старых боевых инстинктов животного, все желания, страсти, ненависть, зависть, ревность и пр., – словом, все то, что мы наследовали от прошлого. Затем, инстинктивный ум есть ум привычек, которые все складываются в нем – большие и малые. Вообще, инстинктивный ум обладает странным содержимым: в нем так много всего, и так разнообразно все, что в нем находится. Есть многие вещи, которые кажутся совсем ненужными и которые на самом деле очень полезны; и есть вещи, кажущиеся нужными, и которые на самом деле давно следовало бы отбросить.

Инстинктивный ум также является центром, откуда исходят все вожделения, страсти, желания, инстинкты, чувства, ощущения и эмоции. У животных и у первобытного человека инстинктивный ум не имеет над собой никакого контроля, но у развивающегося человека нашего времени инстинктивный ум уже в значительной степени подчинен высшим началам

Скачать:PDFTXT

Раджа-йога. Рамачарака Йога читать, Раджа-йога. Рамачарака Йога читать бесплатно, Раджа-йога. Рамачарака Йога читать онлайн