лучшая обстановка для йога; также — хорошие картины. Сжигайте в ней утром и вечером курения. Не входите в эту комнату, имея нечистые мысли или зло и гнев против кого-нибудь. Позволяйте входить в нее только людям так же настроенным, как и вы. Тогда постепенно в этой комнате образуется атмосфера святости, и, когда вы будете несчастны, огорчены, в сомнении, или ваш ум будет смущен, вам достаточно будет войти в эту комнату, чтобы успокоиться. В этом заключалась идея храмов, и в некоторых из них эта идея сохранилась и теперь; но в большинстве их настоящая идея утрачена. Идея состоит в том, что вследствие поддержания здесь святых вибраций само место становится и остается освященным. Те, кто не в состоянии иметь отдельную комнату, могут упражняться где хотят. Сядьте прямо и первое, что сделаете, пошлите добрые пожелания всему творению, повторяя мысленно: «Да будут все существа счастливы, да будут все существа мирны, да будут все существа блаженны».
Повторяйте это, обращаясь к востоку, югу, северу и западу. Чем больше вы будете делать это, тем лучше будете себя чувствовать. Вы убедитесь наконец, что самый легкий способ сделать себя здоровым — это видеть других здоровыми, и самый легкий способ сделаться счастливым — это видеть других счастливыми. Сделавши это, те, кто верит в Бога, должны молиться, но не о деньгах, не о здоровье, ни даже о небе; молитесь о знании и свете — всякие другие молитвы эгоистичны. Затем следующее, что надо делать, — это думать о своем собственном теле и смотреть на него как на сильное и здоровое. Оно лучшее наше орудие. Думайте о нем, что оно крепко, как алмаз, и что с помощью его вы переплываете этот жизненный океан. Слабый никогда не достигнет свободы; отбросьте всякую слабость; говорите вашему телу, что оно крепко, говорите вашему уму, что он силен, и имейте безграничное доверие к себе.
Глава 3
ПРАНА
Пранаяма не занимается, как многие думают, дыханием; дыхание на самом деле имеет весьма мало отношения к ней, чтобы не сказать, никакого. Дыхание есть только одно из многих упражнений, посредством которых мы достигаем действительной Пранаямы. Пранаяма значит управление Праной. Согласно индийским философам, вся вселенная состоит из двух элементов, один из которых они называют Акаша. Это всюду находящееся и все проникающее нечто. Все, что имеет форму, все, что представляет собою результат соединений, все развилось из этой Акаши. Акаша это то, что стало воздухом, жидкостями, твердыми телами. Это Акаша, что становится Солнцем, Землею, Луною, звездами и кометами; Акаша это то, что стало телом вообще, телом животного, растением, что принимает все образы, которые мы видим, формы всего, что может быть ощущаемо, все, что существует. Она сама не может быть замечаема, так как настолько тонка, что находится вне всех обыкновенных восприятий и может быть видима только тогда, когда станет грубою, примет форму. При начале творения существует только эта Акаша; при конце цикла твердые тела, жидкости и газы, все разложатся опять в Акашу, и следующее творение подобным же образом разовьется из Акаши.
Какою силою Акаша превратилась в эту вселенную? Сплою Праны. Как Акаша есть бесконечная, всюду находящаяся материя этой вселенной, совершенно так же Прана есть бесконечная, всюду находящаяся и проявляющаяся сила этой вселенной. При начале и при конце каждого цикла все становится Акашей и все силы, которые существуют в этой вселенной, преобразовываются опять в Прану; в следующем цикле из Праны развивается все, что мы называем энергией, все. что называется силой.
Прана это то, что проявляется как всякого рода движение, как притяжение, магнетизм и прочее. Это Прана, что проявляется в виде процессов тела, в виде нервных токов, в виде силы мысли. От мысли до самой грубой физической силы, все есть только проявление Праны. Сумма всех сил природы, духовных и физических, превратившихся в свое первоначальное состояние, называется Праной. «Когда не было ни чего бы то ни было, ни ничего, когда тьма покрывала тьму, что существовало тогда?» — «Существовала Акаша без движения». Физическое действие Праны было остановлено, но она существовала. Мы знаем, согласно новейшей науки, что вся энергия, проявляющаяся теперь во вселенной, есть величина постоянная. Сумма энергии во вселенной остается совершенно одинаковою, только при конце цикла эта энергия успокаивается, становится потенциальною, а при начале следующего цикла начинает действовать, дает толчок Акаше, и из Акаши развиваются все различные формы; а как только Акаша изменяется, Прана также изменяется, превращаясь во всевозможные проявления энергии. Знание и управление Праной и есть на самом деле то, что разумеется под Пранаямой.
Она открывает нам дверь к почти безграничному могуществу. Предположите, например, что кто-нибудь вполне постиг Прану и приобрел способность управлять ею, — какая могла бы быть на земле сила, которая не принадлежала бы ему? Он был бы в состоянии сдвинуть солнце и звезды с их мест, управлять всем во вселенной, от атомов до самых огромных солнц, потому что он может управлять Праной. В этом задача и цель Пранаямы.
Когда йог становится совершенным, в природе не остается ничего, ему неподвластного. Если он прикажет богам придти к нему, они придут по его требованию, если он попросит придти отшедших, они придут по его просьбе. Все силы природы будут повиноваться ему, как его рабы, и, когда непосвященные увидят проявления могущества йога, они назовут их чудесами.
Особенность ума индуса заключается в том, что он всегда ищет возможно последнего обобщения, оставляя детали для выработки впоследствии. В Ведах ставится вопрос: «Что есть то, зная что, мы будем знать все?» И все книги и все философии, которые когда-либо были написаны, стремились только выяснить то, через знание чего все становится известным.
Если бы кто-нибудь захотел ознакомиться с вселенной по частям, он должен был бы познакомиться с каждой отдельной песчинкой; для этого потребовалось бы бесконечное время, и он никогда не узнал бы всего. Тогда какое же может быть знание? Какая возможность для человека быть всезнающим путем частностей? Йоги говорят, что за частными проявлениями есть обобщение; за всеми частными идеями стоит идея обобщенная, абстрактный принцип. Овладейте им, и вы овладеете всем.
В Ведах вся природа обобщена в Одном Абсолютном Бытии. Тот, кто понял это Бытие, понял всю вселенную. Таким же образом все силы обобщены в Пране, и кто овладел Праной — овладел всеми силами природы, духовной и физической. Тот, кто подчинил себе Прану, подчинил свое собственное сознание и все сознания, какие существуют. Тот, кто подчинил себе Прану, подчинил свое тело и все тела, какие существуют, потому что Прана есть обобщенное проявление силы. Единственная задача Пранаямы заключается в том, как подчинить Прану. Вся тренировка и все упражнения имеют одну эту цель, причем каждый должен начинать с того, на чем он остановился, должен учиться управлять вещами, которые к нему ближе всего. Прана, которая действует в нашем сознании и теле, есть ближайшая к нам из всей Праны, представляющая нашу собственную энергию, духовную и физическую, есть самая ближайшая к нам волна всего бесконечного океана Праны; и, когда мы сумеем управлять этой маленькой волною, только тогда мы можем надеяться подчинить себе всю Прану. Йог, который сделал это, достигает совершенства, и никакая сила более не властвует над ним. Он становится почти всемогущим, почти всезнающим. Мы видим во всех странах секты, которые пытались достигнуть такого подчинения Праны. В этой стране (Америке) есть духовные целители, целители верою, спиритуалисты, «адепты христианской науки», гипнотизеры и прочие; и если мы подробно исследуем все эти группы, то найдем, что в основании каждой из них лежит управление Праной, — имеют ли они о ней понятие или нет. Если вы отбросите все их теории, остаток у всех будет один и тот же: все они действуют посредством одной и той же силы, только бессознательно. Они случайно натолкнулись на открытие силы и, хотя не знают ее природы, но бессознательно пускают в ход те же способности, которыми пользуются йоги и которые вытекают из Праны.
Прана есть жизненная сила всякого существа, и самое тонкое и самое высокое действие Праны есть мысль. Но мысль, как мы видим, еще не все. Есть род мысли, называемый инстинктом, или бессознательною мыслью, самый низкий уровень действия Праны. Если комар ужалит нас, наша рука ударит его без всякой мысли с нашей стороны, автоматически, инстинктивно. Но это тоже одно из выражений мысли. Все рефлекторные действия в теле принадлежат к этому уровню мысли. Затем есть высший уровень мысли — сознание; я рассуждаю, сужу, думаю, вижу прямую и обратную сторону разных вещей. Но и это еще не все. Мы знаем, что рассудок ограничен. Он простирается только на известную область, дальше которой идти не может. Круг, внутри которого он действует, в действительности очень и очень ограничен. Но в то же время мы видим факты, как бы вторгающиеся откуда-то в этот круг. Подобно комете, нечто появляется в этом круге, причем нет сомнения, что оно пришло из-за его пределов, хотя наш рассудок и не может перейти за них. Причины явлений, проникающих в эту маленькую область, находятся вне ее границы; ни рассудок, ни разум не могут постигнуть их. Но, говорит йог, рассудок и разум еще не все: сознание может действовать на еще высшем уровне, на уровне сверхсознания. Когда сознание достигло такого состояния, которое называется Самадхи, — полное сосредоточение, сверхсознание — это переходит за пределы рассудка и становится лицом к лицу с фактами, недоступными ни инстинкту, ни рассудку.
Все действия тонких сил в теле, то есть различные проявления Праны, если они надлежащим образом выработаны, действуют возбуждающим образом на сознание, и тогда оно поднимается выше, становится сверхсознательным и действует из этого высшего плана.
Вселенная представляет одну сплошную массу всевозможных уровней существования. Физически вселенная одно; нет никакой разницы между солнцем и нами. Ученый скажет вам, что заблуждение говорить противное. В сущности нет никакой разницы между этим столом и мною; стол есть один центр скоплением материи, а я другой. Каждая форма представляет собою как бы один вихрь в бесконечном океане материи, и такие вихри непостоянны. Как в стремительном потоке могут быть миллионы водоворотов и вода в каждом из них в каждое мгновение новая, — повертится несколько секунд, а затем уходит, а на ее место приходят новые частицы, — так и вся вселенная представляет собою одну постоянную меняющуюся массу материи, в которой мы суть маленькие водовороты. Некоторая масса материи входит в них, кружится, образуя в течение нескольких лет человеческое